Новые находки фресок Георгиевского собора Юрьева монастыря и артели живописцев в Новгородской земле первой половины XII в.

Авторы

  • Ольга Евгеньевна Этингоф Институт археологии Российской академии наук

DOI:

https://doi.org/10.21638/spbu15.2022.304

Аннотация

В 2013–2020 гг. археологическая экспедиция под руководством Вл. В. Седова обнаружила в Георгиевском соборе Юрьева монастыря в Новгороде десятки тысяч фрагментов первоначальной росписи, сделанной предположительно около 1130 г. Недавние находки фрагментов замечательных фресок в Юрьевом монастыре, а также в церкви Благовещения на Городище начала XII в. значительно расширяют традиционные представления о раннем искусстве Великого Новгорода. Эти росписи позволяют по-новому рассмотреть проблему работы артелей живописцев, их миграции и смены в Новгородской земле первой половины XII в. Подобно тому как архитектура Георгиевского собора является вершиной новгородского зодчества, так и его фрески демонстрируют необыкновенно роскошный заказ князя Всеволода (Гавриила) Мстиславича и выдающееся художественное качество. Для декорации Георгиевского собора была призвана особенная артель. Ее работа продолжала традицию княжеских новгородских храмов первой четверти XII в. В соответствии с масштабом огромного собора и разнообразием приемов личного письма группа художников в Юрьевом монастыре была многочисленной. Вероятно, артель была призвана в Новгород из Киева, она могла состоять из константинопольских мастеров либо быть смешанной с киевскими художниками. На протяжении первой половины XII в. в дошедших до нас храмах Новгородской земли могло работать пять артелей, вероятно, призванных из Киева, возможно, из мастерских Киево-Печерского монастыря. Не исключено и участие в них византийских мастеров. Стиль новгородских памятников неоднороден, и они созданы мастерами нескольких поколений. Информации о наличии в первой половине XII в. местной новгородской артели живописцев пока нет. Возможно, какие-то мастера уже оставались постоянно в Новгороде после завершения работ в церкви Благовещения на Городище и в Софийском соборе, а во второй четверти XII в., когда в Новгородской земле возводилось сравнительно много каменных храмов, местная артель фрескистов уже складывалась.

Ключевые слова:

церковь, фреска, монументальная живопись, археологические раскопки, Новгород, Псков, Киев, Византия, Константинополь

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.
 

Библиографические ссылки

Литература

1. Седов, Владимир. “Археологические находки 2014 года в Георгиевском соборе Юрьева монастыря”. Вестник Российского гуманитарного научного фонда, no. 1/78 (2015): 175–85.

2. Седов, Владимир, и Марина Вдовиченко. “Раскопки Георгиевского собора Юрьева монастыря в Великом Новгороде в 2014 г.”. В изд. Новгород и Новгородская земля. История и археология. Материалы XXIX научной конференции, посвященной 150-летию Новгородского музея-запо- ведника, Великий Новгород, 27–29 января 2015 г., отв. ред. В. Янин, 98–122. Великий Новгород: Новгородский государственный объединенный музей-заповедник, 2015, вып. 29.

3. Седов, Владимир, Марина Вдовиченко, и Елена Кадейшвили. “Фрески XII в. на стенах Георгиевского собора Юрьева монастыря (по результатам археологических работ 2014 г.”. В изд. Реставрация и исследование памятников культуры: сборник статей, отв. ред. Андрей Бодэ, 11–7. М.; СПб.: Коло, 2016, вып. 8.

4. Седов, Владимир, и Ольга Этингоф. “Новые данные об архитектуре и фресках Георгиевского собора Юрьева монастыря”. Архитектурное наследство, no. 65 (2016): 16–29.

5. Игнашина, Елена, и Людмила Яковлева, авт.-сост. Выставка “Новые открытия Древнего Новгорода. Церковь Благовещения на Городище. Георгиевский собор Юрьева монастыря. К 900-летию Георгиевского собора”. Великий Новгород: Новгородский государственный объединенный музей-заповедник, 2019.

6. Каргер, Михаил. “Раскопки и реставрационные работы в Георгиевском соборе Юрьева монастыря в Новгороде”. Советская археология, вып. VIII (1946): 175–224.

7. Булкин, Валентин. “Раскопки в Хутыни и Юрьеве”. В изд. Археологические открытия 1982 года, отв. ред. Б. Рыбаков, 8–9. М.: Наука, 1984.

8. Федоренко, Татьяна. “Предварительные итоги исследования фрагментов росписи Георгиевского собора Юрьева монастыря (по материалам работ 2014 года)”. В изд. Альманах: Культура. Искусство. Реставрация. 2015, науч. ред. и сост. Елена Борзова и Александр Буйчик. 69–79. 3 части. СПб.: СПбКО, 2015, ч. 1: Реставрация.

9. Каргер, Михаил. “К вопросу об источниках летописных записей о деятельности зодчего Петра и Феофана Грека в Новгороде”. В изд. Труды отдела древнерусской литературы Института русской литературы, отв. ред. В. Малышев, 565–8. М.; Л.: Изд-во Академии наук СССР, 1958, вып. XIV.

10. Раппопорт, Павел. Русская архитектура X–XIII вв.: каталог памятников. Л.: Наука, 1982. (Археология СССР. Свод археологических источников, вып. Е1-47).

11. Сарабьянов, Владимир. “Фрески XII в. в основном объеме Георгиевского собора Юрьева монастыря”. В изд. Памятники культуры: новые открытия: письменность, искусство, археология: ежегодник (1997): 232–9. М.: Наука, 1998.

12. Сарабьянов, Владимир. “Росписи северо-западной башни Георгиевского собора Юрьева монастыря”. В изд. Древнерусское искусство. Русь и страны Византийского мира. XII век: сборник статей, науч. ред. Ольга Этингоф, 365–98. СПб.: Дмитрий Буланин, 2002.

13. Маслов, Константин. “К истории обновления Юрьево-Новгородского монастыря архимандритом Фотием”. В изд. Материальная база сферы культуры: научно-информационный сборник, ред.-сост. Константин Маслов, 74–90. М.: Изд. РГБ, 1998, вып. 4: Чтения памяти Л. А. Лелекова.

14. Царевская, Татьяна. “Новые данные о первоначальной росписи Георгиевского собора Юрьева монастыря в Великом Новгороде”. В изд. Искусство христианского мира: сборник статей, отв. ред. Ариадна Воронова, 195–206. М.: Православный Свято-Тихоновский богословский институт, 2016, вып. 13.

15. Этингоф, Ольга. “О фресках наоса Георгиевского собора Юрьева монастыря в Новгороде”. Opus Mixtum, no. 6 (2018): 190–201.

16. Этингоф, Ольга. “Икона ‘Устюжское Благовещение’ и фрески церкви Благовещения на Городище и наоса Георгиевского собора Юрьева монастыря в Новгороде”. Архитектурная археология, no. 1 (2019): 225–33.

17. Федоренко, Татьяна. “К вопросу о поновлении росписи Георгиевского собора Юрьева монастыря”. Вестник РГГУ. Серия “Литературоведение. Языкознание. Культурология”, no. 1–2 (2019): 155–61.

18. Седов, Владимир. “Основные результаты раскопок церкви Благовещения на Городище в 2016–2017 гг.: археология и архитектура”. Архитектурная археология, no. 1 (2019): 10–34.

19. Назаренко, Александр. Древняя Русь на международных путях: междисциплинарные очерки, культурных, торговых, политических связей IX–XII веков. М.: Языки Русской Культуры, 2001. (Studia Historica).

20. Этингоф, Ольга. “Новые данные о фресках XII в. в церкви Благовещение на Городище в Новгороде”. В изд. Каптеревские чтения — 16: сборник статей, отв. ред. Н. Чеснокова, 35–48. М.; Серпухов: ИВИ РАН; Наследие Православного Востока, 2018.

21. Этингоф, Ольга. “Фрески XII века церкви Благовещения на Городище в Новгороде (предварительные наблюдения)”. Архитектурная археология, no. 1 (2019): 179–94.

22. Лифшиц, Лев, Владимир Сарабьянов, и Татьяна Царевская. Монументальная живопись Великого Новгорода конец XI — первая четверть XII века. СПб.: Дмитрий Буланин, 2004. (Центры художественной культуры средневековой Руси).

23. Попова, Ольга, и Владимир Сарабьянов. “Живопись второй половины XI — первой четверти XII века”. В изд. История русского искусства, отв. ред. А. Комеч, 418–535. 22 тома. М.: Северный паломник, 2007, т. 1: Искусство Киевской Руси IX — первой четверти XII века.

24. Лазарев, Виктор. Древнерусские мозаики и фрески XI–XV вв. М.: Искусство, 1973. (Из истории мирового искусства).

25. Сарабьянов, Владимир. “Живопись середины 1120-х — начала 1160-х годов”. В изд. История русского искусства, отв. ред. Л. Лифшиц, 185–201. 22 тома. М.: Северный паломник, 2012, т. 2, ч. 1: Искусство 20–60-х годов XII века.

26. Этингоф, Ольга. “Забытые киевские фрески конца XI в.”. Вестник РГГУ. Серия “Литературоведение. Языкознание. Культурология”, no. 1–2 (2019): 140–54.

27. Этингоф, Ольга. “Киевские фрески конца XI века из храма в усадьбе Художественного института”. Opus Mixtum, no. 7 (2019): 152–8.

28. Этингоф, Ольга. “К вопросу о датировке росписей Спасо-Преображенского собора Мирожского монастыря в Пскове”. В изд. Древнерусское искусство. Русь и страны византийского мира. XII век: сборник статей, отв. ред. Ольга Этингоф, 413–41. СПб.: Дмитрий Буланин, 2002.

29. Штендер, Григорий. “Композиция ‘Константин и Елена’ в новгородском Софийском соборе и росписи деревянных сооружений домонгольской Руси”. В изд. Архитектурное наследие и реставрация. Реставрация памятников истории и культуры России: сборник научных трудов, общ. ред. В. Дворяшина, 189–207. М.: Министерство культуры, 1988, вып. 3.

30. Штендер, Григорий. “О ранних Федоровских храмах Новгорода”. В изд. Памятники культуры: новые открытия: письменность, искусство, археология: ежегодник. (1977), 437–40. М.: Наука, 1977.

31. Пескова, Анна, Павел Раппопорт, и Григорий Штендер. “К вопросу о сложении новгородской архитектурной школы”. Советская археология, no. 3 (1982): 35–46.

32. Михеев, Савва. “Запись о закладке псковского Троицкого собора Всеволодом Мстиславичем: неожиданная находка на поле новгородской минеи XII века”. Архитектурная археология, no. 2 (2020): 61–4.

33. Гиппиус, Алексей, и Савва Михеев. “Надписи-граффити церкви Благовещения на Городище: предварительный обзор”. Архитектурная археология, no. 1 (2019): 35–54.

34. Михайлов, Сергей. “Исследование собора Иоанна Предтечи в Пскове”. В изд. Краткие сообщения о докладах и полевых исследованиях Института истории материальной культуры, 74–9. М.: Наука, 1982, вып. 172: Археология и архитектура.

35. Михайлов, Сергей. “Первоначальное убранство интерьера собора Иоанновского монастыря во Пскове”. В изд. Древнерусское искусство: Художественная культура X — первой половины XIII в.: сборник статей, отв. ред. А. Комеч, О. Подобедова, 95–100. М.: Наука, 1988.

36. Раппопорт, Павел. Строительное производство в древней Руси X–XIII вв. СПб.: Наука, 1994.

37. Этингоф, Ольга. “К вопросу о происхождении художников, работавших в церкви Благовещения на Городище в Новгороде”. В изд. Русское искусство. II. Неучтенные детали: сборник статей, науч. ред. Вл. Седов, сост. А. Салиенко, 11–29. СПб.: Алетейя, 2020. (Труды исторического факультета МГУ, вып. 170, сер. II: Исторические исследования, 107).

38. Ёлшин Денис. “Зодчество Переяславля Южного: школа или артель?” В изд. Актуальные проблемы теории и истории искусства: сборник научных статей, ред. Анна Захарова, 156–61. СПб.: НП-Принт, 2012, вып. 2.

39. Гордин, Александр. “Монументальная живопись Северо-Восточной Руси XII–XIII вв.”. Дис. канд. искусствоведения, Санкт-Петербургский государственный университет, 2004.

Источники

I. Новгородская первая летопись старшего и младшего изводов. Ред. и предисл. Арсений Насонов. М.; Л.: Изд-во АН СССР, 1950.

II. Полное собрание русских летописей. 24 тома. СПб.: Изд. Археографической комиссии, 1841, т. 3.

III. Карамзин, Николай. История государства российского: репринтное воспроизведение изд. 5-го, выпущенного в 3 кн. с прил. “Ключа” П. М. Строева. 4 книги. М.: Книга, 1988, кн. 1, т. I–IV.

IV. Григорий Богослов, свт. “О себе самом и о епископах”. Пер. свящ. Алексей Ястребов, предисл. еп. Иларион (Алфеев). Церковь и время: научно-богословский и церковно-общественный журнал 1/22 (2003). Дата обращения сентябрь 28, 2020. http://webcache.googleusercontent.com/search?q=cache:RYqgS-bJlTAJ:www.danuvius.orthodoxy.ru/De_episc.htm+&cd=1&hl=ru&ct=-clnk&gl=ru.

V. НГОМЗ КП 33676/24, МЖ-41, ГК 4224909 [Россия. Великий Новгород. Новгородский государственный объединенный музей-заповедник. КП 33676/24, МЖ-41, ГК 4224909].

VI. РНБ. Соф. 203. [Россия. Санкт-Петербург. Российская национальная библиотека. Софийское собрание 203].

VII. АН СССР. Институт истории. Псковские летописи. Подгот. А. Насонов. 2 выпуска. М.; Л.: Изд-во АН СССР, 1941, вып. 1.

VIII. Абрамович, Дмитро. Киïво-Печерський патерик. Киïв: Друк. Всеукраинской Академии наук, 1930.

References

1. Sedov, Vladimir. “Archaeological Finds of 2014 in the St George Cathedral of the Yuriev Monastery”. Vestnik Rossiiskogo gumanitarnogo nauchnogo fonda, no. 1/78 (2015): 175–85. (In Russian)

2. Sedov, Vladimir, and Marina Vdovichenko. “Excavations of the St George Cathedral of the Yuriev Monastery in Veliky Novgorod in 2014”. In Novgorod i Novgorodskaia zemlia. Istoriia i arkheologiia. Materialy XXIX nauchnoi konferentsii, posviashchennoi 150-letiiu Novgorodskogo muzeia-zapovednika, Velikii Novgorod, 27–29 ianvaria 2015 g., executive ed. V. Ianin, 98–122. Velikii Novgorod: Novgorodskii gosudarstvennyi ob”edinennyi muzei-zapovednik Publ., 2015, iss. 29. (In Russian)

3. Sedov, Vladimir, Marina Vdovichenko, and Elena Kadeishvili. “Frescoes of the 12th Century on the Walls of the St George Cathedral of the Yuriev Monastery (According to the Results of Archaeological Work in 2014)”. In Restavratsiia i issledovanie pamiatnikov kul’tury: sbornik statei, executive ed. Andrei Bode, 11–7. Moscow; St Petersburg: Kolo Publ., 2016, iss. 8. (In Russian)

4. Sedov, Vladimir, and Ol’ga Etingof. “New Data on the Architecture and Frescoes of the St George Cathedral of the Yuriev Monastery”. Arkhitekturnoe nasledstvo, no. 65 (2016): 16–29. (In Russian)

5. Ignashina, Elena, and Liudmila Iakovleva, authors and comp. Exhibition “New discoveries of Ancient Novgorod. Church of the Annunciation at Gorodische. St George’s Cathedral of the Yuriev Monastery. To the 900th anniversary of the St George Cathedral”. Velikii Novgorod: Novgorodskii gosudarstvennyi ob”edinennyi muzei-zapovednik Publ., 2019. (In Russian)

6. Karger, Mikhail. “Excavation and Restoration Work in the St George Cathedral of the Yuriev Monastery in Novgorod”. Sovetskaia arkheologiia, iss. VIII (1946): 175–224. (In Russian)

7. Bulkin, Valentin. “Excavations in Khutyn’ and Yuriev”. In Arkheologicheskie otkrytiia 1982 goda, executive ed. B. Rybakov, 8–9. Moscow: Nauka Publ., 1984. (In Russian)

8. Fedorenko, Tat’iana. “Preliminary Results of the Study of Fragments of the Painting of the St George Cathedral of the Yuriev Monastery (Based on Materials from 2014)”. In Al’manakh: Kul’tura. Iskusstvo. Restavratsiia. 2015, science ed. and comp. by Elena Borzova and Aleksandr Buichik, 69–79. 3 parts. St Petersburg: SPbKO Publ., 2015, pt 1: Restavratsiia. (In Russian)

9. Karger, Mikhail. “On the Question of the Sources of Chronicle Records About the Activities of the Architect Peter and Theophanes the Greek in Novgorod”. In Trudy otdela drevnerusskoi literatury Instituta russkoi literatury, executive ed. V. Malyshev, 565–8. Moscow; Leningrad: Izd-vo Akademii nauk SSSR Publ., 1958, iss. XIV. (In Russian)

10. Rappoport, Pavel. Russian Architecture of the X–XIII Centuries: Catalog of the Monuments. Leningrad: Nauka Publ., 1982. (Arkheologiia SSSR. Svod arkheologicheskikh istochnikov, iss. E1-47). (In Russian)

11. Sarab’ianov, Vladimir. “Frescoes of the 12th Century in the Main Space of the St George Cathedral of the Yuriev Monastery”. In Pamiatniki kul’tury: novye otkrytiia: pis’mennost’, iskusstvo, arkheologiia: ezhegodnik (1997): 232–9. Moscow: Nauka Publ., 1998. (In Russian)

12. Sarab’ianov, Vladimir. “Murals of the North-Western Tower of the St George Cathedral of the Yuriev Monastery”. In Drevnerusskoe iskusstvo. Rus’ i strany Vizantiiskogo mira. XII vek: sbornik statei, science ed. by Ol’ga Etingof, 365–98. St Petersburg: Dmitrii Bulanin Publ., 2002. (In Russian)

13. Maslov, Konstantin. “On the History of the Renovation of the Yuriev monastery in Novgorod by Archimandrite Photius”. In Material’naia baza sfery kul’tury: nauchno-informatsionnyi sbornik, ed. and comp. by Konstantin Maslov, 74–90. Moscow: Izd. RGB Publ., 1998, iss. 4: Chteniia pamiati L. A. Lelekova. (In Russian)

14. Tsarevskaia, Tat’iana. “New Data on the Original Painting of the St George Cathedral of the Yuriev Monastery in Veliky Novgorod”. In Iskusstvo khristianskogo mira: sbornik statei, executive ed. Ariadna Voronova, 195–206. Moscow: Pravoslavnyi Sviato-Tikhonovskii bogoslovskii institute Publ., 2016, iss. 13. (In Russian)

15. Etingof, Ol’ga. “About the Frescoes from the Naos of the St George Cathedral of the Yuriev Monastery in Novgorod”. Opus Mixtum, no. 6 (2018): 190–201. (In Russian)

16. Etingof, Ol’ga. “‘Annunciation of Ustyug’ and Frescoes of the Church of the Annunciation at the Gorodische and of the Naos of the St George’s Cathedral, Yuriev Monastery”. Arkhitekturnaia arkheologiia, no. 1 (2019): 225–33. (In Russian)

17. Fedorenko, Tat’iana. “On the Issue of Renovation of the Painting of the St George Cathedral in the Yuriev Monastery”. Vestnik RGGU. Seriia “Literaturovedenie. Iazykoznanie. Kul’turologiia”, no. 1–2 (2019): 155–61. (In Russian)

18. Sedov, Vladimir. “The Main Results of the Excavations of the Church of the Annunciation at Gorodische in 2016–2017: Archeology and Architecture”. Arkhitekturnaia arkheologiia, no. 1 (2019): 10–34. (In Russian)

19. Nazarenko, Aleksandr. Old Russia on International Routes: Interdisciplinary Essays, Cultural, Trade, Political Relations of the IX–XII Centuries. Moscow: Iazyki Russkoi Kul’tury Publ., 2001. (Studia Historica). (In Russian)

20. Etingof, Ol’ga. “New Data on the Frescoes of the 12th Century of the Annunciation Church of the Hillfort in Novgorod”. In Kapterevskie chteniia — 16: sbornik statei, executive ed. N. Chesnokova, 35–48. Moscow; Serpukhov: IVI RAN Publ.; Nasledie Pravoslavnogo Vostoka Publ., 2018. (In Russian)

21. Etingof, Ol’ga. “12th Century Frescoes in the Novgorod Church of the Annunciation at Gorodische: Preliminary Observations”. Arkhitekturnaia arkheologiia, no. 1 (2019): 179–94. (In Russian)

22. Lifshits, Lev, Vladimir Sarab’ianov, and Tat’iana Tsarevskaia. Monumental Painting of Veliky Novgorod. End of 11th — First Quarter of 12th Century. St Petersburg: Dmitrii Bulanin Publ., 2004. (Tsentry khudozhestvennoi kul’tury srednevekovoi Rusi). (In Russian)

23. Popova, Ol’ga, and Vladimir Sarab’ianov. “Painting of the Second Half of the 11th — First Quarter of the 12th Century”. In Istoriia russkogo iskusstva, executive ed. A. Komech. 418–535. 22 vols. Moscow: Severnyi palomnik Publ., 2007, vol. 1: Iskusstvo Kievskoi Rusi IX — pervoi chetverti XII veka. (In Russian)

24. Lazarev, Viktor. Old Russian Mosaics and Frescoes. Moscow: Iskusstvo Publ., 1973. (Iz istorii mirovogo iskusstva). (In Russian)

25. Sarab’ianov, Vladimir. “Painting of the Mid 1120s — Early 1160s”. In Istoriia russkogo iskusstva, executive ed. L. Lifshits. 185–201. 22 vols. Moscow: Severnyi palomnik Publ., 2012, vol. 2 pt. 1: Iskusstvo 20–60-kh godov XII veka. (In Russian)

26. Etingof, Ol’ga. “Forgotten Kiev Frescoes of the Late 11th Century”. Vestnik RGGU. Seriia “Literaturovedenie. Iazykoznanie. Kul’turologiia”, no. 1–2 (2019): 140–54. (In Russian)

27. Etingof, Ol’ga. “Kiev Frescoes of the Late 11th Century from the Church in the Estate of the Art Institute”. Opus Mixtum, no. 7 (2019): 152–8. (In Russian)

28. Etingof, Ol’ga. “On the Dating of the Paintings of the Transfiguration Cathedral of the Mirozh Monastery in Pskov”. In Drevnerusskoe iskusstvo. Rus’ i strany vizantiiskogo mira. XII vek: sbornik statei, executive ed. Ol’ga Etingof, 413–41. St Petersburg: Dmitrii Bulanin Publ., 2002. (In Russian)

29. Shtender, Grigorii. “Composition ‘Constantine and Helena’ in the Novgorod St Sophia Cathedral and Painting of Wooden Structures of Pre-Mongol Rus”. In Arkhitekturnoe nasledie i restavratsiia. Restavratsiia pamiatnikov istorii i kul’tury Rossii: sbornik nauchnykh trudov, general ed. by V. Dvoriashina, 189–207. Moscow: Ministerstvo kul’tury Publ., 1988, iss. 3. (In Russian)

30. Shtender, Grigorii. “About the Early Churches Dedicated to St Theodor in Novgorod”. In Pamiatniki kul’tury: novye otkrytiia: pis’mennost’, iskusstvo, arkheologiia: ezhegodnik (1977), 437–40. Moscow: Nauka Publ., 1977. (In Russian)

31. Peskova, Anna, Pavel Rappoport, and Grigorii Shtender. “On the Question of the Formation of the Novgorod Architectural School”. Sovetskaia arkheologiia, no. 3 (1982): 35–46. (In Russian)

32. Mikheev, Savva. “An Unexpected Find in the Margins of a 12th Century Menaion from Novgorod: A Record of the Founding of the Pskov Trinity Cathedral by Vsevolod Mstislavich”. Arkhitekturnaia arkheologiia, no. 2 (2020): 61–4. (In Russian)

33. Gippius, Aleksei, and Savva Mikheev. “Graffiti from the Annunciation Church at Gorodische. Preliminary Review”. Arkhitekturnaia arkheologiia, no. 1 (2019): 35–54. (In Russian)

34. Mikhailov, Sergei. “Research of the Cathedral of John the Baptist in Pskov”. Kratkie soobshcheniia o dokladakh i polevykh issledovaniiakh Instituta istorii material’noi kul’tury, 74–9. Moscow: Nauka Publ., 1982, iss. 172: Arkheologiia i arkhitektura. (In Russian)

35. Mikhailov, Sergei. “The Original Decoration of the Interior in the Cathedral of the Monastery of St. John in Pskov”. In Drevnerusskoe iskusstvo: Khudozhestvennaia kul’tura X — pervoi poloviny XIII v.: sbornik statei, executive ed. A. Komech, O. Podobedova, 95–100. Moscow: Nauka Publ., 1988. (In Russian)

36. Rappoport, Pavel. Construction Production in Old Russia X–XIII Centuries. St Petersburg: Nauka Publ., 1994. (In Russian)

37. Etingof, Ol’ga. “On the Origin of the Artists Who Worked in the Church of the Annunciation on the Hillfort in Novgorod”. In Russkoe iskusstvo. II. Neuchtennye detali: sbornik statei, science ed. by Vl. Sedov, comp. by A. Salienko, 11–29. St Petersburg: Aleteiia Publ., 2020. (Trudy istoricheskogo fakul’teta MGU, iss. 170. Ser. II: Istoricheskie issledovaniia, 107). (In Russian)

38. Elshin Denis. “The Architecture of Pereyaslavl South: School or Artel?” In Aktual’nye problemy teorii i istorii iskusstva: sbornik nauchnykh statei, ed. by Anna Zakharova, 156–61. St Petersburg: NP-Print Publ., 2012, iss. 2. (In Russian)

39. Gordin, Aleksandr. “Monumental Painting of North-Eastern Russia XII–XIII Centuries”. PhD diss., St Petersburg State University, 2004. (In Russian)

Sources

I. Novgorod First Chronicle of the Senior and Junior Revisions. Ed. and foreword by Arsenii Nasonov. Moscow; Leningrad: Izd-vo AN SSSR Publ., 1950. (In Russian)

II. Complete Collection of Russian Chronicles. 24 vols. St Petersburg: Izd. Arkheograficheskoi komissii Publ., 1841, vol. 3. (In Russian)

III. Karamzin, Nikolai. History of the Russian State. Reprint Reproduction of the 5th ed. in 3 books with attachment of “Kliuch” by P. M. Stroev. 4 books. Moscow: Kniga Publ., 1988, bk 1, vol. I–IV. (In Russian)

IV. St Gregory The Theologian. “About Myself and About Bishops”. Rus. ed. Transl. by Aleksei Iastrebov, foreword by Bp Ilarion (Alfeev). Tserkov’ i vremia: nauchno-bogoslovskii i tserkovno-obshchestvennyi zhurnal 1/22 (2003). Accessed September 28, 2020. http://webcache.googleusercontent.com/search?q=cache:RYqgS-bJlTAJ:www.danuvius.orthodoxy.ru/De_episc.htm+&cd=1&hl=ru&ct=-clnk&gl=ru. (In Russian)

V. NGOMZ. KP 33676/24/MZh-41, GK 4224909 [Russia. Veliky Novgorod. The State Novgorod Museum-Reservation. KP 33676/24/MZh -41, GK 4224909].(In Russian)

VI. RNB. Sof. 203 [Russia. St Petersburg. The National Library of Russia. Sofiiskoe sobranie 203]. (In Russian)

VII. AN SSSR. Institut istorii. Pskov Chronicles. Prepared by A. Nasonov. 2 issues. Moscow; Leningrad: Izd-vo AN SSSR Publ., 1941, iss. 1. (In Russian)

VIII. Abramovich, Dmitro. Kiev-Pechersk Patericon. Kiev: Druk. Vseukrainskoi Akademii nauk Publ., 1930. (In Ukrainian)

Загрузки

Опубликован

22.09.2022

Как цитировать

Этингоф, О. Е. (2022). Новые находки фресок Георгиевского собора Юрьева монастыря и артели живописцев в Новгородской земле первой половины XII в. Вестник Санкт-Петербургского университета. Искусствоведение, 12(3), 464–486. https://doi.org/10.21638/spbu15.2022.304

Выпуск

Раздел

Изобразительное искусство