Новые находки фресок Георгиевского собора Юрьева монастыря и артели живописцев в Новгородской земле первой половины XII в.
DOI:
https://doi.org/10.21638/spbu15.2022.304Аннотация
В 2013–2020 гг. археологическая экспедиция под руководством Вл. В. Седова обнаружила в Георгиевском соборе Юрьева монастыря в Новгороде десятки тысяч фрагментов первоначальной росписи, сделанной предположительно около 1130 г. Недавние находки фрагментов замечательных фресок в Юрьевом монастыре, а также в церкви Благовещения на Городище начала XII в. значительно расширяют традиционные представления о раннем искусстве Великого Новгорода. Эти росписи позволяют по-новому рассмотреть проблему работы артелей живописцев, их миграции и смены в Новгородской земле первой половины XII в. Подобно тому как архитектура Георгиевского собора является вершиной новгородского зодчества, так и его фрески демонстрируют необыкновенно роскошный заказ князя Всеволода (Гавриила) Мстиславича и выдающееся художественное качество. Для декорации Георгиевского собора была призвана особенная артель. Ее работа продолжала традицию княжеских новгородских храмов первой четверти XII в. В соответствии с масштабом огромного собора и разнообразием приемов личного письма группа художников в Юрьевом монастыре была многочисленной. Вероятно, артель была призвана в Новгород из Киева, она могла состоять из константинопольских мастеров либо быть смешанной с киевскими художниками. На протяжении первой половины XII в. в дошедших до нас храмах Новгородской земли могло работать пять артелей, вероятно, призванных из Киева, возможно, из мастерских Киево-Печерского монастыря. Не исключено и участие в них византийских мастеров. Стиль новгородских памятников неоднороден, и они созданы мастерами нескольких поколений. Информации о наличии в первой половине XII в. местной новгородской артели живописцев пока нет. Возможно, какие-то мастера уже оставались постоянно в Новгороде после завершения работ в церкви Благовещения на Городище и в Софийском соборе, а во второй четверти XII в., когда в Новгородской земле возводилось сравнительно много каменных храмов, местная артель фрескистов уже складывалась.
Ключевые слова:
церковь, фреска, монументальная живопись, археологические раскопки, Новгород, Псков, Киев, Византия, Константинополь
Скачивания
Библиографические ссылки
Загрузки
Опубликован
Как цитировать
Выпуск
Раздел
Лицензия
Статьи журнала «Вестник Санкт-Петербургского университета. Искусствоведение» находятся в открытом доступе и распространяются в соответствии с условиями Лицензионного Договора с Санкт-Петербургским государственным университетом, который бесплатно предоставляет авторам неограниченное распространение и самостоятельное архивирование.