«Малахитовые залы» виллы Сан-Донато: реконструкция ансамблей и атрибуция их составляющих

Авторы

  • Людмила Алексеевна Будрина Уральский федеральный университет им. первого Президента России Б. Н. Ельцина https://orcid.org/0000-0002-8099-5292

DOI:

https://doi.org/10.21638/spbu15.2022.307

Аннотация

Принадлежавшая Демидовым вилла Сан-Донато во Флоренции в середине XIX в. была одним из ярчайших явлений в художественной жизни Европы. Богатейшие коллекции, собранные двумя поколениями семьи и открытые для избранной публики в конце 1850-х годов, привлекали не только любопытных туристов, но и специалистов в области истории искусства. Это собрание в значительной степени повлияло на коллекционирование второй половины столетия, продемонстрировав, насколько органично могут сочетаться восточный фарфор и рыцарское оружие, произведения флорентийского кватроченто и живопись французских художников XIX в., мраморы Кановы и малахиты Томира. Тотальные распродажи, длившиеся с 1860-х до 1880-х годов, уничтожили этот ансамбль. Однако благодаря сохранившимся каталогам продаж, нескольким подробным описаниям интерьеров виллы, архивным документам и единичным изображениям сегодня не только возможно восстановить списочный состав коллекций, но и попытаться понять вкус собирателей. Так, в интерьерах Сан-Донато к концу 1850-х годов оказалась одна из богатейших коллекций произведений с малахитом. Один из залов — Зал шпалер, или Большой парадный салон, — украшали произведения мастеров ампира первой трети XIX в. Второй интерьер — Французский, Малахитовый, зал, или Галерея Людовика XVI, в котором были сконцентрированы малахитовые работы середины столетия, — известен лишь по описаниям. Этот комплекс, пронизанный духом историзма, отвечал вкусам Анатолия Демидова. Сопоставление описаний, созданных в 1858 и 1864 гг., архивных документов, аукционных каталогов и ранее осуществленных исследований позволяет реконструировать основные черты ансамблей двух парадных интерьеров флорентийской виллы, атрибутировать находившиеся в них произведения и говорить об особом вкусе представителей семьи Демидовых.

Ключевые слова:

Демидовы, малахит, Сан-Донато, малахитовый зал, ампир, второе рококо, историзм

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.
 

Библиографические ссылки

Литература

1. Argenziano, Raffaelle. “Nicola Ddemidoff e le sue collezioni nei documenti degli archive di Firenze et di San Pietroburgo”. In I Demidoff a Firenze e in Toscana, a cura di Lucia Tonini, 89–143. Firenze: Leo S. Olschki, 1996. (Cultura e memoria, 2).

2. Blumenfeld, Carole. “Alfred Geniole”. In Un soir chez la princesse Mathilde, une Bonaparte et les arts. Exposition présentée au Palais Fesch-musée des Beaux-Arts du 27 juin au 30 septembre 2019, commissaires Carole Blumenfeld, Philippe Costamagna, Adrein Goetz, Paul Perrin, 45. Milano: Silvana Editoriale S. p. A., 2019.

3. Будрина, Людмила. “Парижская школа камнерезного дела в I трети XIX века и заказы Н. Н. Демидова”. Известия Уральского федерального университета. Серия 2: Гуманитарные науки, no. 1/111 (2013): 5–19.

4. Клат, Светлана. “Графическое изображение виллы Демидовых Сан-Донато из коллекции Нижнетагильского музея-заповедника ‘Горнозаводской Урал’”. В изд. Демидовы в России и Италии. Опыт взаимного влияния российской и европейской культур в XVIII–XX вв. на примере нескольких поколений семьи Демидовых, ред. Нина Демидова, 80–112. М.: Издательский центр “Концепт-Медиа”, 2013.

5. [Vandoni, de’ B., conte.] Le maraviglie di S. Donato. Firenze: Le Monnier, 1858.

6. Dandolo, Tullio. Panorama di Firenze. La Esposizione Nazionale del 1861 e la Villa Demidoff a San Donato. Mosaico storico ed artistico. Milano: Libr. G. Schiepatti, 1863.

7. Palais de San Donato. Catalogue des Objets d’art et d’ameublement, Tableaux dont la vente aux encheres publique aura lieu a Florence, au Palais de San Donato le 15 mars 1880 et les jours suivants. Paris: imp. de Pillet et Dumoulin, 1880.

8. Palais de San Donato. Catalogue des Objets d’art et d’ameublement, Tableaux dont la vente aux encheres publique aura lieu a Florence, au Palais de San Donato le 15 mars 1880 et les jours suivants. Illustré. Paris: imp. de Pillet et Dumoulin, 1880.

9. Blanc, Charles. “Une visite à San Donato: Galerie de peintures des écoles flamande et hollandaise”. Gazette des beaux-arts 2. Pér. 16, no. 1 (1877): 5–14. https://doi.org/10.11588/diglit.21845.4

10. Blanc, Charles. “Une visite à San Donato: Galerie de peintures des écoles flamande et hollandaise”. Gazette des beaux-arts 2. Pér. 16, no. 3 (1877): 201–10. https://doi.org/10.11588/diglit.21845.19

11. Blanc, Charles. “Une visite à San Donato: Galerie de peintures des écoles flamande et hollandaise”. Gazette des beaux-arts 2. Pér. 16, no. 5 (1877): 410–21. https://doi.org/10.11588/diglit.21845.38

12. Leroi, Charles. “Le Palais de San Donato et ses collection”. L’Art. Revue hebdomadaire illustrée 5, tome I/XVI (1879): 323–25. https://doi.org/10.11588/diglit.17799.99

13. Leroi, Charles. “Le Palais de San Donato et ses collection”. L’Art. Revue hebdomadaire illustrée 5, tome II/XVII (1879): 305–10. https://doi.org/10.11588/diglit.17800.65

14. Leroi, Charles. “Le Palais de San Donato et ses collection”. L’Art. Revue hebdomadaire illustrée 5, tome IV/XIX (1879): 151–7. https://doi.org/10.11588/diglit.17802.44

15. Leroi, Charles. “Le Palais de San Donato et ses collection”. L’Art. Revue hebdomadaire illustrée 5, tome IV/XIX (1879): 184–6. https://doi.org/10.11588/diglit.17802.53

16. Leroi, Charles. “Le Palais de San Donato et ses collection”. L’Art. Revue hebdomadaire illustrée 5, tome IV/XIX (1879): 200–9. https://doi.org/10.11588/diglit.17802.59

17. Leroi, Charles. “Le Palais de San Donato et ses collection”. L’Art. Revue hebdomadaire illustrée 5, tome IV/XIX (1879): 245–8. https://doi.org/10.11588/diglit.17802.66

18. Leroi, Charles. “Le Palais de San Donato et ses collection”. L’Art. Revue hebdomadaire illustrée 5, tome IV/XIX (1879): 293–300. https://doi.org/10.11588/diglit.17802.73

19. Leroi, Charles. “Le Palais de San Donato et ses collection”. L’Art. Revue hebdomadaire illustrée 6, tome I/XX (1880): 3–10. https://doi.org/10.11588/diglit.18607.1

20. Leroi, Charles. “Le Palais de San Donato et ses collection”. L’Art. Revue hebdomadaire illustrée 6, tome I/XX (1880): 41–6. https://doi.org/10.11588/diglit.18607.5

21. Leroi, Charles. “Le Palais de San Donato et ses collection”. L’Art. Revue hebdomadaire illustrée 6, tome I/XX (1880): 68–73. https://doi.org/10.11588/diglit.18607.12

22. Leroi, Charles. “Le Palais de San Donato et ses collection”. L’Art. Revue hebdomadaire illustrée 6, tome I/XX (1880): 93–100. https://doi.org/10.11588/diglit.18607.20

23. Leroi, Charles. “Le Palais de San Donato et ses collection”. L’Art. Revue hebdomadaire illustrée 6, tome I/XX (1880): 109–17. https://doi.org/10.11588/diglit.18607.25

24. Leroi, Charles. “Le Palais de San Donato et ses collection”. L’Art. Revue hebdomadaire illustrée 6, tome I/XX (1880): 137–46. https://doi.org/10.11588/diglit.18607.32

25. Leroi, Charles. “Le Palais de San Donato et ses collection”. L’Art. Revue hebdomadaire illustrée 6, tome I/XX (1880): 205–15. https://doi.org/10.11588/diglit.18607.53

26. Leroi, Charles. “Le Palais de San Donato et ses collection”. L’Art. Revue hebdomadaire illustrée 6, tome I/XX (1880): 233–42. https://doi.org/10.11588/diglit.18607.59

27. Leroi, Charles. “Le Palais de San Donato et ses collection”. L’Art. Revue hebdomadaire illustrée 6, tome I/XX (1880): 265–7. https://doi.org/10.11588/diglit.18607.67

28. Leroi, Charles. “Le Palais de San Donato et ses collection”. L’Art. Revue hebdomadaire illustrée 6, tome I/XX (1880): 304–15. https://doi.org/10.11588/diglit.18607.79

29. Будрина, Людмила. “Малахитовые залы Петербурга, России, Европы…”. В изд. Блистательный Петербург. Роль архитекторов XIX века в создании неповторимого облика города. Материалы научно-практической конференции, сост. Елена Чернышева, гл. ред. Николай Буров, 23–49. СПб.: Копи-Р Групп, 2011. (Кафедра Исаакиевского собора, 8).

30. Сычев, Игорь. “Вазы-треножники работы Пьера-Филиппа Томира из убранства виллы Сан-Донато князей Демидовых”. Звезда Pенессанса, no. 19 (2013): 11–9.

31. Тонини, Лючия. “Мебельный гарнитур из виллы Сан-Донато (три дивана и два кресла). От двора Бонапарта до Демидовых”. Звезда Ренессанса, no. 26–27 (2018): 48–55.

32. Budrina, Ludmila. “The Role of the Documents and Published Sources in Assessment and Attribution: The Case Study of the Malachite History”. In Questions of Expertise in Culture, Arts and Design, ed. by Victoria Demenova, 21–6. Dubai: KnE Social Sciences, 2020. https://doi.org/10.18502/kss.v4i11.7525

33. Collections de San Donato. Objets d’art. Ordre des ventes. Paris: s. n., 1870.

34. Catalogue des meubles, tableaux, objet d’art, malachites, curiosité etc. Provenant des résidences de S. E. le Prince Paul Demidoff dont la vente aura lieu à Florence les 11–17 Mars 1875. Firenze: s. n., 1875.

35. Будрина, Людмила. “‘Великолепный surtout de table’ (1822–1824) по заказу Н. Н. Демидова”. Звезда Ренессанса, no. 26–27 (2018): 196–213.

36. Paris romantique, 1815–1848: exposition, Paris, Petit Palais, Musée des Beaux-Arts de la Ville de Paris et musée de la Vie romantique, du 22 mai au 15 septembre 2019. Sous la direction de Christophe Leribault, Jean-Marie Bruson et Cécilie Champy-Vinas. Paris: Éditions Paris Musées, 2019.

37. Будрина, Людмила. “Малахитовая фабрика Демидовых: по следам экспонатов первой Всемирной выставки (Лондон, 1851)”. В изд. Демидовы в России и Италии. Опыт взаимного влияния российской и европейской культур в XVIII–XX вв. на примере нескольких поколений семьи Демидовых, ред. Нина Демидова, 259–93. М.: Издательский центр “Концепт-Медиа”, 2013.

38. Будрина, Людмила. “Пять малахитовых каминов (произведения Малахитовой фабрики Демидовых и императорской Петергофской гранильной фабрики, 1847–1856)”. Известия Уральского федерального университета. Серия 2: Гуманитарные науки 18, no. 2/151 (2016): 199–209. https://doi.org/10.15826/izv2.2016.18.2.038

39. Prato, Cesare, da. Firenze ai Demidoff. Pratolino e S. Donato. Relazione storica e descrittiva preceduta da cenni biografici sui Demidoff, che sino dal XVII secolo esisterono. Firenze: Tip. Pia Casa di Patronato, 1886.

40. Sotheby’s. The Russian Sale. 10 May 2000: Catalogue. London: s. n., 2000.

41. Будрина, Людмила. “Французские рельефные мозаики: цветной камень в мебели середины XIX века”. В изд. Каменное убранство северной столицы: сборник научных статей, сост. Александр Квятковский, Елена Чернышева, гл. ред. Николай Буров, 23–33. 2 части. СПб.: Копи-Р Групп, 2013, ч. 1. (Кафедра Исаакиевского собора, 12).

Источники

I. РГАДА. Ф. 1267. Оп. 16. Д. 149. [Россия. Москва. Российский Государственный архив древних актов. Фонд 1267. Опись 16. Дело 149].

II. ГАСО. Ф. 102. Оп. 1. Д. 382. [Россия. Екатеринбург. Государственный архив Свердловской области. Фонд 102. Опись 1. Дело 382].

III. The Historical Archive. Berenson Library. Villa I Tatti — The Harvard University Center for Italian Renaissance Studies, Florence. Collection of Fabio Bisogni. Negative of Photograph, ca. 1880. Folder F. B. 205.13.

References

1. Argenziano, Raffaelle. “Nicola Ddemidoff e le sue collezioni nei documenti degli archive di Firenze et di San Pietroburgo”. In I Demidoff a Firenze e in Toscana, a cura di Lucia Tonini, 89–143. Firenze: Leo S. Olschki, 1996. (Cultura e memoria, 2).

2. Blumenfeld, Carole. “Alfred Geniole”. In Un soir chez la princesse Mathilde, une Bonaparte et les arts. Exposition présentée au Palais Fesch-musée des Beaux-Arts du 27 juin au 30 septembre 2019, commissaires Carole Blumenfeld, Philippe Costamagna, Adrein Goetz, Paul Perrin, 45. Milano: Silvana Editoriale S. p. A., 2019.

3. Budrina, Ludmila. “1st Third of the 19th Century Paris School of Stone Carving and Nicolay Demidov’s Orders”. Izvestiia Ural’skogo federal’nogo universiteta. Seriia 2: Gumanitarnye nauki, no. 1/111 (2013): 5–19. (In Russian)

4. Klat, Svetlana. “Graphic Images of the Demidoff villa San Donato from the Collection of the Nijniy Tagil Museum-Reserve ‘Mounting and Mining Ural’”. In Demidovy v Rossii i Italii. Opyt vzaimnogo vliianiia rossiiskoi i evropeiskoi kul’tur v XVIII–XIX vv. na primere neskol’kikh pokolenii sem’i Demidovykh, ed. by Nina Demidova, 80–112. Moscow: Izdatel’skii tsentr “Kontsept-media” Publ., 2013. (In Russian)

5. [Vandoni, de’ B., conte.] Le maraviglie di S. Donato. Firenze: Le Monnier, 1858.

6. Dandolo, Tullio. Panorama di Firenze. La Esposizione Nazionale del 1861 e la Villa Demidoff a San Donato. Mosaico storico ed artistico. Milano: Libr. G. Schiepatti, 1863.

7. Palais de San Donato. Catalogue des Objets d’art et d’ameublement, Tableaux dont la vente aux encheres publique aura lieu a Florence, au Palais de San Donato le 15 mars 1880 et les jours suivants. Paris: imp. de Pillet et Dumoulin, 1880.

8. Palais de San Donato. Catalogue des Objets d’art et d’ameublement, Tableaux dont la vente aux encheres publique aura lieu a Florence, au Palais de San Donato le 15 mars 1880 et les jours suivants. Illustré. Paris: imp. de Pillet et Dumoulin, 1880.

9. Blanc, Charles. “Une visite à San Donato: Galerie de peintures des écoles flamande et hollandaise”. Gazette des beaux-arts 2. Pér. 16, no. 1 (1877): 5–14. https://doi.org/10.11588/diglit.21845.4

10. Blanc, Charles. “Une visite à San Donato: Galerie de peintures des écoles flamande et hollandaise”. Gazette des beaux-arts 2. Pér. 16, no. 3 (1877): 201–10. https://doi.org/10.11588/diglit.21845.19

11. Blanc, Charles. “Une visite à San Donato: Galerie de peintures des écoles flamande et hollandaise”. Gazette des beaux-arts 2. Pér. 16, no. 5 (1877): 410–21. https://doi.org/10.11588/diglit.21845.38

12. Leroi, Charles. “Le Palais de San Donato et ses collection”. L’Art. Revue hebdomadaire illustrée 5, tome I/XVI (1879): 323–25. https://doi.org/10.11588/diglit.17799.99

13. Leroi, Charles. “Le Palais de San Donato et ses collection”. L’Art. Revue hebdomadaire illustrée 5, tome II/XVII (1879): 305–10. https://doi.org/10.11588/diglit.17800.65

14. Leroi, Charles. “Le Palais de San Donato et ses collection”. L’Art. Revue hebdomadaire illustrée 5, tome IV/XIX (1879): 151–7. https://doi.org/10.11588/diglit.17802.44

15. Leroi, Charles. “Le Palais de San Donato et ses collection”. L’Art. Revue hebdomadaire illustrée 5, tome IV/XIX (1879): 184–6. https://doi.org/10.11588/diglit.17802.53

16. Leroi, Charles. “Le Palais de San Donato et ses collection”. L’Art. Revue hebdomadaire illustrée 5, tome IV/XIX (1879): 200–9. https://doi.org/10.11588/diglit.17802.59

17. Leroi, Charles. “Le Palais de San Donato et ses collection”. L’Art. Revue hebdomadaire illustrée 5, tome IV/XIX (1879): 245–8. https://doi.org/10.11588/diglit.17802.66

18. Leroi, Charles. “Le Palais de San Donato et ses collection”. L’Art. Revue hebdomadaire illustrée 5, tome IV/XIX (1879): 293–300. https://doi.org/10.11588/diglit.17802.73

19. Leroi, Charles. “Le Palais de San Donato et ses collection”. L’Art. Revue hebdomadaire illustrée 6, tome I/XX (1880): 3–10. https://doi.org/10.11588/diglit.18607.1

20. Leroi, Charles. “Le Palais de San Donato et ses collection”. L’Art. Revue hebdomadaire illustrée 6, tome I/XX (1880): 41–6. https://doi.org/10.11588/diglit.18607.5

21. Leroi, Charles. “Le Palais de San Donato et ses collection”. L’Art. Revue hebdomadaire illustrée 6, tome I/XX (1880): 68–73. https://doi.org/10.11588/diglit.18607.12

22. Leroi, Charles. “Le Palais de San Donato et ses collection”. L’Art. Revue hebdomadaire illustrée 6, tome I/XX (1880): 93–100. https://doi.org/10.11588/diglit.18607.20

23. Leroi, Charles. “Le Palais de San Donato et ses collection”. L’Art. Revue hebdomadaire illustrée 6, tome I/XX (1880): 109–17. https://doi.org/10.11588/diglit.18607.25

24. Leroi, Charles. “Le Palais de San Donato et ses collection”. L’Art. Revue hebdomadaire illustrée 6, tome I/XX (1880): 137–46. https://doi.org/10.11588/diglit.18607.32

25. Leroi, Charles. “Le Palais de San Donato et ses collection”. L’Art. Revue hebdomadaire illustrée 6, tome I/XX (1880): 205–15. https://doi.org/10.11588/diglit.18607.53

26. Leroi, Charles. “Le Palais de San Donato et ses collection”. L’Art. Revue hebdomadaire illustrée 6, tome I/XX (1880): 233–42. https://doi.org/10.11588/diglit.18607.59

27. Leroi, Charles. “Le Palais de San Donato et ses collection”. L’Art. Revue hebdomadaire illustrée 6, tome I/XX (1880): 265–7. https://doi.org/10.11588/diglit.18607.67

28. Leroi, Charles. “Le Palais de San Donato et ses collection”. L’Art. Revue hebdomadaire illustrée 6, tome I/XX (1880): 304–15. https://doi.org/10.11588/diglit.18607.79

29. Budrina, Ludmila. “Malachite Salons of St.-Petersburg, Russia, Europe…” In Blistatel’nyi Peterburg. Rol’ arkhitektorov XX veka v sozdanii nepovtorimogo oblika goroda. Materialy nauchno-prakticheskoi konferentsii, comp. by Elena Chernysheva, chief ed. Nikolai Burov, 23–49. St Petersburg: Kopi-R Grupp Publ., 2011. (Kafedra Isaakievskogo sobora, 8). (In Russian).

30. Sychev, Igor’. “Vases-Tripods by Pierre-Philipp Thomire from the Decoration of Villa San Donato”. Zvezda Renessansa, no. 19 (2013): 11–9. (In Russian)

31. Tonini, Licia. “The Furniture Ensemble from villa San Donato (Three Sofas and Two Armchairs). From the Court of Bonapart to Demidoff ”. Zvezda Renessansa, no. 26–27 (2018): 48–55. (In Russian)

32. Budrina, Ludmila. “The Role of the Documents and Published Sources in Assessment and Attribution: The Case Study of the Malachite History”. In Questions of Expertise in Culture, Arts and Design, ed. by Victoria Demenova, 21–6. Dubai: KnE Social Sciences, 2020. https://doi.org/10.18502/kss.v4i11.7525

33. Collections de San Donato. Objets d’art. Ordre des ventes. Paris: s. n., 1870.

34. Catalogue des meubles, tableaux, objet d’art, malachites, curiosité etc. Provenant des résidences de S. E. le Prince Paul Demidoff dont la vente aura lieu à Florence les 11–17 Mars 1875. Firenze: s. n., 1875.

35. Budrina, Ludmila. “‘Sumptuous surtout de table” (1822–1824) Ordered by N. N. Demidoff ”. Zvezda Renessansa, no. 26–27 (2018): 196–213. (In Russian)

36. Paris romantique, 1815–1848: exposition, Paris, Petit Palais, Musée des Beaux-Arts de la Ville de Paris et musée de la Vie romantique, du 22 mai au 15 septembre 2019. Sous la direction de Christophe Leribault, Jean-Marie Bruson et Cécilie Champy-Vinas. Paris: Éditions Paris Musées, 2019.

37. Budirna, Ludmila. “Malachite Factory of Demidoff: In the Footsteps of the Objects from the First World Exhibition (London, 1851)”. In Demidovy v Rossii i Italii. Opyt vzaimnogo vliianiia rossiiskoi i evropeiskoi kul’tur v XVIII–XIX vv. na primere neskol’kikh pokolenii sem’i Demidovykh, ed. by Nina Demidova, 259–93. Moscow: Izdatel’skii tsentr “Kontsept-media” Publ., 2013. (In Russian)

38. Budrina, Ludmila. “Five Malachite Fireplaces (Works of the Demidov Malachite Factory and Imperial Peterhof Lapidary Factory, 1847–1856)”. Izvestiia Ural’skogo federal’nogo universiteta. Seriia 2: Gumanitarnye nauki 18, no. 2/151 (2016): 199–209. https://doi.org/10.15826/izv2.2016.18.2.038 (In Russian)

39. Prato, Cesare, da. Firenze ai Demidoff. Pratolino e S. Donato. Relazione storica e descrittiva preceduta da cenni biografici sui Demidoff, che sino dal XVII secolo esisterono. Firenze: Tip. Pia Casa di Patronato, 1886.

40. Sotheby’s. The Russian Sale. 10 May 2000: Catalogue. London: s. n., 2000.

41. Budrina, Ludmila. “French Relief Mosaic: Color Stone Furniture in the Middle of the 19th Century”. In Kamennoe ubranstvo severnoi stolitsy: sbornik nauchnykh statei, comp. by Aleksandr Kviatkovskii, Elena Chernysheva, chief ed. Nikolai Burov, 23–33. 2 parts. St Petersburg: Kopi-R Grupp Publ., 2013, pt 1. (Kafedra Isaakievskogo Sobora, 12). (In Russian)

Sources

I. RGADA. F. 1267. Op. 16. D. 149. [Russia. Moscow. Russian State Archive for the Ancient Documents. Stock 1267. Inventory 16. File 149].

II. GASO. F. 102. Op. 1. D. 382 [Russia. Yekaterinburg. State Archive of Sverdlovsk Region. Stock 102. Inventory 1. File 382].

III. The Historical Archive. Berenson Library. Villa I Tatti — The Harvard University Center for Italian Renaissance Studies, Florence. Collection of Fabio Bisogni. Negative of Photograph, ca. 1880. Folder F. B. 205.13..

Загрузки

Опубликован

22.09.2022

Как цитировать

Будрина, Л. А. (2022). «Малахитовые залы» виллы Сан-Донато: реконструкция ансамблей и атрибуция их составляющих. Вестник Санкт-Петербургского университета. Искусствоведение, 12(3), 525–537. https://doi.org/10.21638/spbu15.2022.307

Выпуск

Раздел

Декоративно-прикладное искусство