«Реквием». Живописный цикл Соломона Гершова (1906–1989)

Авторы

  • Ирина Геннадьевна Мамонова Европейский университет в Санкт-Петербурге

Аннотация

В ХХ веке реквием стал культурным символом, полем экспериментов с границами жанров и видов искусств, способом выражения многообразных идей и смыслов. В статье рассматриваются вопросы, связанные с трансформацией традиционного музыкального жанра реквиема в изобразительном искусстве на примере цикла «Реквием» ленинградского художника С. М. Гершова (1906–1989).

Ключевые слова:

реквием, живопись, музыка, цикл, композиция, жанр, Моцарт, С. М. Гершов

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.

Биография автора

Ирина Геннадьевна Мамонова, Европейский университет в Санкт-Петербурге

соискатель, искусствовед

Библиографические ссылки

Литература

1. Филимонов В. Творение космоса в русских реквиемах ХХ века // Музыка и ритуал: структура, семантика, специфика. Материалы международной научной конференции 3–6 октября 2002 г. / Новосибирская государственная консерватория (академия) им. М. И. Глинки; Римский университет «Тор Вергата». Новосибирск, 2004. С. 612–615.

2. Щетинина Е. Месса по усопшим в ХХ веке: Реквием Э. Л. Уэббера как ритуальная музыка и культурный феномен // Музыка и ритуал: структура, семантика, специфика. Материалы международной научной конференции 3–6 октября 2002 г. / Новосибирская государственная консерватория (академия) им. М. И. Глинки; Римский университет «Тор Вергата». Новосибирск, 2004. С. 616–627.

3. Угрюмова Т. К истокам жанра реквиема в отечественной музыке // Отечественная культура ХХ века и духовная музыка. Ростов-н/Д, [Б. и.] 1990. С. 135–136.

4. Гервер Л. «А небо синее, Моцарть!». Моцарт и Хлебников // Моцарт — ХХ век. Межвузовский сб. ст. Ростов: Изд. Ростов. гос. педагогич. универ., 1993. С. 114–125.

5. Katz B. To what extent is Requiem a Requiem? Unheard Female Voices in Anna Akhmatova’s Requiem // Russian Review. Vol. 57. № 2. P. 235–242.

6. Янечек Дж. Реквием Е. Мнацакановой // НЛО. 2003. № 62. С. 272–279. URL: http://magazines.russ.ru/nlo/2003/62/iani.html (дата обращения: 29.06.2012).

7. Ге Н. Мир художника. Письма. Статьи. Критика. Воспоминания современников. М.: Искусство, 1978. 400 с.

8. Асафьев Б. Музыкальная форма, как процесс. М.; Л.: изд. и типолит. Музгиза в Мск., 1947. 164 с.

9. Саква К. Моцарт. «Реквием». М.: Моск. гос. филармония, 1956. 8 с.

10. Шекспир У. Гамлет, принц Датский / пер. М. Лозинского. Л., 1975.

11. Прохоров Г. А. «Межкартинные связи» в русской живописи второй половины XIX века.

Проблемы цикла и серии // Советское искусствознание. 26. М.: Советский художник, 1990. С. 185–207.

12. Гершов С. Воспоминания // Бюллетень Музея Марка Шагала. Витебск, 2006. Вып. 14. URL: www.chagal-vitebsk.com/node/72 (дата обращения: 19.01.2012).


References

1. Filimonov V. Tvorenie kosmosa v russkikh rekviemakh XX veka. Muzyka i ritual: struktura, semantika, spetsifika. Materialy mezhdunarodnoi nauchnoi konferentsii 3–6 oktiabria 2002 g. Novosibirskaia gosudarstvennaia konservatoriia (akademiia) im. M. I. Glinki; Rimskii universitet "Tor Vergata". Novosibirsk, 2004, pp. 612–615. (In Russian)

2. Shchetinina E. Messa po usopshim v KhKh veke: Rekviem E. L. Uebbera kak ritual'naia muzyka i kul'turnyi fenomen. Muzyka i ritual: struktura, semantika, spetsifika. Materialy mezhdunarodnoi nauchnoi konferentsii 3–6 oktiabria 2002 g. Novosibirskaia gosudarstvennaia konservatoriia (akademiia) im. M. I. Glinki; Rimskii universitet "Tor Vergata". Novosibirsk, 2004, pp. 616–627. (In Russian)

3. Ugriumova T. K istokam zhanra rekviema v otechestvennoi muzyke. Otechestvennaia kul'tura XX veka i dukhovnaia muzyka. Rostov-n/D, [B. i.], 1990, pp. 135–136. (In Russian)

4. Gerver L. "A nebo sinee, Motsart'!". Motsart i Khlebnikov. Motsart — XX vek. Mezhvuzovskii sb. st. Rostov, Izd. Rostov. gos. pedagogich. univer., 1993, pp. 114–125. (In Russian)

5. Katz B. To what extent is Requiem a Requiem? Unheard Female Voices in Anna Akhmatova’s Requiem. Russian Review, vol. 57, no. 2, pp. 235–242.

6. Ianechek Dzh. Rekviem E. Mnatsakanovoi. NLO, 2003, no. 62, pp. 272–279. Available at http://magazines.russ.ru/nlo/2003/62/iani.html (accessed: 29.06.2012).

7. Ge N. Mir khudozhnika. Pis'ma. Stat'i. Kritika. Vospominaniia sovremennikov. Moscow, Iskusstvo Publ., 1978. 400 p. (In Russian)

8. Asaf'ev B. Muzykal'naia forma, kak protsess. Moscow; Leningrad, izd. i tipolit. Muzgiza v Msk., 1947. 164 p. (In Russian)

9. Sakva K. Motsart. "Rekviem". Moscow, Mosk. gos. filarmoniia, 1956. 8 p. (In Russian)

10. Shekspir U. Gamlet, prints Datskii. Transl. by M. Lozinskii. Leningrad, 1975. (In Russian)

11. Prokhorov G. A. "Mezhkartinnye sviazi" v russkoi zhivopisi vtoroi poloviny XIX veka. Problemy tsikla i serii. Sovetskoe iskusstvoznanie. 26. Moscow, Sovetskii khudozhnik Publ., 1990, pp. 185–207. (In Russian)

12. Gershov S. Vospominaniia. Biulleten' Muzeia Marka Shagala. Vitebsk, 2006, iss. 14. Available at www.chagal-vitebsk.com/node/72 (accessed: 19.01.2012). (In Russian)

Загрузки

Опубликован

12.09.2012

Как цитировать

Мамонова, И. Г. (2012). «Реквием». Живописный цикл Соломона Гершова (1906–1989). Вестник Санкт-Петербургского университета. Искусствоведение, 2(3), 97–107. извлечено от https://artsjournal.spbu.ru/article/view/1548

Выпуск

Раздел

Изобразительное искусство

Наиболее читаемые статьи этого автора (авторов)