Российская дизайн-графика в искусствоведческих исследованиях ХIХ–ХХI веков

Авторы

  • Элеонора Михайловна Глинтерник Научно-исследовательский институт теории и истории изобразительных искусств Российской академии художеств

DOI:

https://doi.org/10.21638/spbu15.2023.108

Аннотация

Статья посвящена проблеме историографии российской дизайн-графики в отечественном искусствознании. Рассматриваемые источники структурированы в соответствии с основными этапами развития графического дизайна в России. Такой подход позволяет наглядно проследить эволюцию искусствоведческой мысли в контексте соответствующей культурно-исторической эпохи. В хронологической последовательности рассматриваются периоды: XVIII — начало XX в., период протодизайна, когда работы прикладного характера уже исполнялись; 1920–1930-е годы — период активного освоения новой профессиональной модели, прерванный в своем развитии в последующее двадцатилетия; 1960–1990-е годы — период профессионального самоопределения; первые десятилетия ХХI в. — вступление в цифровую эпоху и открытие новых горизонтов исследования. Дается характеристика каждого периода и особенностей его художественно-критического и теоретического осмысления с точки зрения развития графического дизайна как феномена художественного творчества. Цель настоящего обзора — привлечение внимания к проблеме искусствоведческой историографии по теме российской дизайн-графики и выявление корпуса фундаментальных исследований конца XX — начала ХХI в. Актуальность и новизна определяются темой: до сих пор специфика дизайна в целом и графического дизайна в частности как одного их ведущих видов проектного творчества не входит, наряду с изобразительным, декоративно-прикладным искусством и архитектурой, в основной круг исследуемых проблем отечественного классического искусствознания. Основные задачи работы: показать ход развития искусствоведческой мысли в трудах российских исследователей — от художественно-критического к историко-теоретическому осмыслению на протяжении ХIХ–ХХI вв.; систематизировать объем и проблематику новейших искусствоведческих исследований последних десятилетий, сделав их доступными широкому кругу специалистов, способствовать формированию более полного представления об авторах и объеме накопленного научно-исследовательского материала. Показан ход развития искусствоведческой мысли в трудах российских исследователей — от художественно-критического к историко-теоретическому осмыслению на протяжении ХIХ–ХХI вв.; выявляется корпус фундаментальных исследований конца XX — начала ХХI в., впервые систематизируется проблематика новейших искусствоведческих исследований последних десятилетий.

Ключевые слова:

история графического дизайна, теория графического дизайна, историография дизайн-графики, русский графический дизайн, визуальная коммуникация, российская дизайн-графика

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.
 

Библиографические ссылки

Литература

1. Глинтерник, Элеонора. “Российская прикладная графика XVIII — середины XIX вв. как период предыстории отечественной дизайн-графики”. Дизайн. Материалы. Технология, no. 3/23 (2012): 93–7.

2. Черневич, Елена. “Графический дизайн”. В изд. Книговедение: энциклопедический словарь, гл. ред. Михаил Сикорский, 156. М.: Советская энциклопедия, 1982.

3. Глинтерник, Элеонора. “Эволюция понятий и формирование терминологического аппарата в российской дизайн-графике XIX — начала XX веков”. Вестник Санкт-Петербургского государственного университета технологии и дизайна. Серия 2: Искусствоведение. Филологические науки, no. 2 (2020): 36–42.

4. Пронина, Инна. Декоративное искусство в Академии художеств. Из истории русской художественной школы XVIII — первой половины XIX в. М.: Изобразительное искусство, 1983.

5. Бауэр, Фридрих. Руководство для наборщиков. Пер. Владимир Анисимов и Теодор Шиварс. СПб.: Т-во Р. Голике и А. Вильборг, 1911.

6. Марсеру, Павел, сост. Международная выставка художественных афиш. Каталог. СПб.: типо-лит. Голике, 1897.

7. Кнебель, Иосиф, сост. Каталог первой международной выставки художественных афиш в Москве в здании Строгановского училища технического рисования. М.: б. и., 1898.

8. Международная выставка художественных афиш и плакатов: каталог. Киев: б. и., 1900.

9. Сомов, Андрей. “Плакат художественный”. В изд. Брокгауз, Фридрих Арнольд, и Илья Ефрон. Энциклопедический словарь, ред. Иван Андреевский, 797–8. 86 томов. СПб.: тип. акционер. о-ва “Брокгауз-Ефрон”, 1898, т. 23 А: Петропавловский — Поватажное.

10. Глинтерник, Элеонора. “Визуально-графическая коммуникация в контексте художественной критики на рубеже XIX–XX веков”. Вестник Санкт-Петербургского государственного университета технологии и дизайна. Серия 2: Искусствоведение. Филологические науки, no. 1 (2016): 19–24.

11. Леман, Иосиф, предисл. Искусство в книге и плакате. Выставка при Всероссийском съезде художников. Декабрь 1911 — январь 1912: каталог. СПб.: Академия художеств, 1912.

12. Русское художественно-промышленное общество. Выставка конкурса художественных плакатов Русско-американской линии Русского Восточно-Азиатского пароходства. Пг.: тип. и цинког. Э. Фришмут, 1916.

13. Славенсон, Вера. “Современный плакат”. Русская мысль, no. 3–4 (1917): 81–94.

14. Сидоров, Алексей. “Искусство плаката”. Горн, no. 2/7 (1922): 122–7.

15. Сидоров, Алексей. “Русская графика за годы революции”. Печать и революция, кн. 7 (1922): 100–39.

16. Тарабукин, Николай. Искусство дня. Что нужно знать, чтобы сделать плакат, лубок, рекламу, смонтировать книгу, газету, афишу и какие возможности открывает фотомеханика. М.: [Всероссийский пролеткульт], 1925.

17. Охочинский, Владимир. Плакат и реклама после Октября: путеводитель по выставке. Л.: Выставочный комитет, 1926.

18. Охочинский, Владимир. “Ленинградское общество библиофилов (1925 — январь — 1928)”. В изд. Альманах библиофила, 347–98. Л.: Ленинградское общество библиофилов, 1929.

19. Воинов, Всеволод, Иван Галактионов, Эрих Голлербах, Владимир Охочинский, Мирон Рославлев, Василий Самойлов, Дмитрий Митрохин. Графическое искусство в СССР. 1917–Х-1927: сборник статей. Выставка в залах Академии художеств: каталог выставки. Л.: б. и., 1927.

20. Земенков, Борис. Графика в быту. М.: АХР, 1930.

21. Дрюбин, Рафаил. Товарный знак и экспорт. М.: Тверская гостип. им. К. Маркса, 1931.

22. Асеев, Николай. “‘Живой товар’ ТЭЖЭ”. Даешь, no. 3 (1929): 17.

23. Серпуховской, Михаил. “Конфектные бумажки. Очерк”. Красная нива, no. 4. (1926): 18.

24. Юон, Константин. “Новое в массовой полиграфии. (Художественное бюро Моссельпрома)”. Красная нива, no. 12 (1929): 20.

25. Голлербах, Эрих. “Обои Ленполиграфа”. Красная нива, no. 48 (1929): 20.

26. Горощенко, Глеб. “Советский товар и его агитпропаганда”. В изд. Изофронт. Классовая борьба на фронте пространственных искусств: сборник статей объединения “Октябрь”, ред. Павел Новицкий, 105–16. М.; Л.: ОГИЗ; ИЗОГИЗ, 1931.

27. Дульский, Петр. Актуальная графика. Казань: Изд. Татполиграфшколы ФЗУ, 1935.

28. Гончаров, Андрей. “За высокую художественную культуру промграфики”. Искусство, no. 6 (1961): 47–52.

29. Павлинская, Алла. “Ленинградская промышленная графика”. Декоративное искусство СССР, no. 11 (1959): 25–9.

30. Халаминский, Юрий. “Промграфика: каталоги, проспекты. К выставке прикладной графики”. Декоративное искусство СССР, no. 4 (1961): 3–6.

31. Абрамова, Алина. “Традиции советской промграфики”. Декоративное искусство СССР, no. 3 (1964): 18–21.

32. Кузнецов, Эраст. “О Третьей выставке прикладной графики”. Декоративное искусство СССР, no. 11 (1966): 40.

33. Есаян, Сергей. “Выставка московской промграфики”. Декоративное искусство СССР, no. 4 (1968): 25–9.

34. Мурина, Елена. “Прикладная графика”. Творчество, no. 2 (1964): 9–13.

35. Григорян, Елизавета. “Товарные знаки”. Техническая эстетика, no. 7 (1967): 18–9.

36. Ляхов, Воля. “Фирменный стиль и художественное конструирование”. Техническая эстетика, no. 5 (1968): 8–9.

37. Ходьков, Юрий. “Классификация товарных знаков”. Техническая эстетика, no. 5 (1969): 17–22.

38. Повилейко, Рюрик. Промышленная реклама, графика, упаковка. Новосибирск: б. и., 1967.

39. Ляхов, Воля, сост. Советский рекламный плакат. 1917–1932. Торговая реклама. Зрелищная реклама. М.: Советский художник, 1972.

40. Ляхов, Воля, вступ. ст. Советский рекламный плакат и рекламная графика. 1933–1973: альбом. М.: Советский художник, 1977.

41. Савостюк, Олег, и Борис Успенский. “Проблемы плакатного дела. (Беседа в мастерской)”. В изд. Ляхов, Воля. Искусство книги: избранные историко-теоретические и критические работы, сост. Григорий Стернин, вступ. ст. Алексей Сидоров, 68–74. М.: Советский художник, 1978.

42. Ляхов, Воля. “Прикладная графика”. В изд. Ляхов, Воля. Искусство книги: избранные историко-теоретические и критические работы, сост. Григорий Стернин, вступ. ст. Алексей Сидоров, 107–23. М.: Советский художник, 1978.

43. Павлинская, Алла. Графика вокруг нас. О творчестве ленинградских мастеров промышленной графики. Л.: Художник РСФСР, 1962.

44. Павлинская, Алла. Товарный знак: альбом. Л.: Художник РСФСР, 1974.

45. Глазычев, Вячеслав. “О путях развития зарубежной промышленной графики”. Техническая эстетика, no. 4 (1966): 17–21.

46. Жадова, Лариса. “О дизайн-графике и дизайн-изданиях за рубежом”. Техническая эстетика, no. 5 (1966): 34–5.

47. Дижур, Александр. Фирменный стиль: обзор. М.: б. и., 1970.

48. Аронов, Владимир. “Прикладная графика в ГДР”. В изд. Советская графика 75–76: сборник статей, сост. В. Шевелева, 264–5. М.: Советский художник, 1977.

49. Гизе, Мариэтта. Очерки истории художественного конструирования в России XVIII — начала XX века. Л.: Изд-во ЛГУ, 1978.

50. Аронов, Владимир. “Фирменный стиль Моссельпрома в Советской России 20–30-х годов”. В изд. Техническая эстетика: Труды ВНИИТЭ, отв. ред. Е. Сидорина, 91–108. М.: б. и., 1989, вып. 59: Страницы истории отечественного дизайна.

51. Лаврентьев, Александр. Лаборатория конструктивизма: опыты графического моделирования. М.: Грантъ, 2000.

Источники

I. Гизе, Мариэтта. “Зарождение и развитие художественного конструирования в России XVIII — начале XX в.” Дис. д-ра искусствоведения, Московский государственный художественно-промышленный университет им. С. Г. Строганова, 1997.

II. Материалы для истории Императорской Академии наук. 10 томов. СПб.: тип. Императорской академии наук, 1897, т. 9: 1748–1749 (январь — май).

III. “Международная выставка художественных афиш”. Живописное обозрение, no. 51 (1897): 908–9.

IV. “К вопросу о развитии эстетического вкуса у ремесленного и мастерового люда”. Вестник графических искусств, no. 5 (1897): 51–52.

V. “От редакции”. Искусство и печатное дело, no. 3 (1909): 24.

VI. Чуйко, Владимир. “Выставка художественных афиш”. Всемирная иллюстрация 58, no. 1506 (1897): 576–80.

VII. Лукшин, Игорь. “Рекламная графика. Социальный и эстетический анализ”. Автореф. дис. канд. филос. наук, Московский государственный университет им. М. В. Ломоносова, 1970.

VIII. Черневич, Елена. “Исследование языка графического дизайна”. Автореф. дис. канд. искусствоведения, Всесоюзный научно-исследовательский институт технической эстетики Государственного Комитета Совета Министров СССР по науке и технике, 1975.

IX. Арамян, Гурген. “Проблемы функциональности визуального текста”. Автореф. дис. канд. искусствоведения, Всесоюзный научно-исследовательский институт технической эстетики Государственного Комитета Совета Министров СССР по науке и технике, 1979.

X. Серов, Сергей. “Стилевые процессы в современном графическом дизайне. 1960–1980-е гг.” Автореф. дис. канд. искусствоведения, Всесоюзный научно-исследовательский институт технической эстетики Государственного комитета СССР по науке и технике, 1990.

XI. Бренькова, Галина. “Формирование коммуникативных свойств графического языка дизайна”. Автореф. дис. канд. искусствоведения, Московское ордена Трудового Красного Знамени высшее художественно-промышленное училище [б. Строгановское], 1989.

XII. Сергеев, Александр. “Проблема ‘фирменного стиля’ (исторические, художественно-стилевые и организационные аспекты)”. Автореф. дис. канд. искусствоведения, Всесоюзный научно-исследовательский институт технической эстетики Государственного комитета СССР по науке и технике, 1991.

XIII. Павлова, Надежда. “Принципы структурообразования двумерных объектов графического дизайна”. Автореф. дис. канд. искусствоведения, Санкт-Петербургское высшее художественно-промышленное училище им. В. И. Мухиной, 1994.

XIV. Глинтерник, Элеонора. “Историческое самоопределение графического дизайна в проектной культуре России (1880–1980-е гг.)”. Автореф. дис. д-ра искусствоведения, Санкт-Петербургская государственная художественно-промышленная академия, 2001.

XV. Лаптев, Владимир. “Проектно-художественная эволюция русской инфографики (XIX–XX вв.): зарождение, становление, развитие”. Автореф. дис. д-ра искусствоведения, Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого, 2018.

XVI. Ерохина, Юлия. “Российский киноплакат как феномен графического дизайна (1890–1940-е гг.)”. Автореф. дис. канд. искусствоведения, Санкт-Петербургский государственный университет технологии и дизайна, 2008.

XVII. Корытов, Олег. “Проблемы книжного дизайна и тенденции формирования дизайн-концепций в постсоветский период конца XX — начала XXI вв.” Автореф. дис. канд. искусствоведения, Всероссийский научно-исследовательский институт технической эстетики, 2005.

XVIII. Андреева, Вера. “Дизайн учебной книги в России (художественно-техническое оформление азбук и букварей: история и современная практика)”. Автореф. дис. канд. искусствоведения, Санкт-Петербургский государственный университет технологии и дизайна, 2006.

XIX. Хоменко, Елена. “Структурно-композиционные и визуально-образные средства графического дизайна в газете”. Автореф. дис. канд. искусствоведения, Московский государственный художественно-промышленный университет им. С. Г. Строганова, 2005.

XX. Рожнова, Ольга. “Генезис журнальной формы. Стилеобразующая роль структуры издания”. Автореф. дис. канд. искусствоведения, Московский государственный художественно-промышленный университет им. С. Г. Строганова, 2007.

XXI. Дергилёва, Евдокия. “Дизайн рекламно-информационных листовок и листовочных брошюр”. Автореф. дис. канд. искусствоведения, Российский государственный университет им. А. Н. Косыгина, 2016.

XXII. Бирюкова, Мария. “Традиции и современность в дизайне упаковки (на примере винной упаковки)”. Автореф. дис. канд. искусствоведения, Московский государственный художественно-промышленный университет им. С. Г. Строганова, 2004.

XXIII. Лемешко, Татьяна. “Графический дизайн полиграфической упаковки (история, теория, практика)”. Автореф. дис. канд. искусствоведения, Всероссийский научно-исследовательский институт технической эстетики, 2006.

XXIV. Денисов, Денис. “Дизайн этикетов и ярлыков для изделий текстильной и легкой промышленности”. Автореф. дис. канд. искусствоведения, Московский государственный текстильный университет им. А. Н. Косыгина, 2010.

XXV. Герасимов, Никита. “Этнокультурные основы в практике современной региональной дизайн-графики (на примере Северо-Запада России)”. Автореф. дис. канд. искусствоведения, Санкт-Петербургская государственная художественно-промышленная академия, 2005.

XXVI. Ахмадуллин, Марс. “Дизайн арабоалфавитной печатной продукции Поволжья и Урала (конец XIX — начало XX в.)”. Автореф. дис. канд. искусствоведения, Санкт-Петербургский государственный университет технологии и дизайна, 2011.

XXVII. Габриэлян, Тигран. “Концептуальная модель визуальной идентификации бренда в графическом дизайне”. Автореф. дис. канд. искусствоведения, Московская государственная художественно-промышленная академия им. С. Г. Строганова, 2016.

XXVIII. Остриков, Сергей. “Проектно-художественное моделирование инфографики: теоретические основы и принципы”. Автореф. дис. канд. искусствоведения, Московская государственная художественно-промышленная академия им. С. Г. Строганова, 2014.

XXIX. Филиппов, Максим. “Компьютерные средства визуальной информации в современной графической культуре. ‘Скрин-дизайн’: эволюция, основные характеристики, структура”. Автореф. дис. канд. искусствоведения, Санкт-Петербургская государственная художественно-промышленная академия, 2003.

XXX. Демидова, Мальвина. “Проектирование визуально-звуковой композиции в дизайне мультимедиа”. Автореф. дис. канд. искусствоведения. Санкт-Петербургская государственная художественно-промышленная академия, 2006.

XXXI. Зырянова, Анна. “Композиция мультимедийной презентации”. Автореф. дис.канд. искусствоведения, Санкт-Петербургская государственная художественно-промышленная академия им. А. Л. Штиглица, 2011.

XXXII. Лаврентьева, Екатерина. “Текст и контекст в графическом дизайне: актуальные проблемы и тенденции визуализации текста”. Автореф. дис. канд. искусствоведения, Московский государственный художественно-промышленный университет им. С. Г. Строганова, 2008.

References

1. Glinternik, Eleonora. “Russian Applied Graphics of the 18th — mid-19th Centuries as a Period of the Prehistory of Russian Design Graphics”. Dizain. Materialy. Tekhnologiia, no. 3/23 (2012): 93–7. (In Russian)

2. Chernevich, Elena. “Graphic Design”. In Knigovedenie: entsiklopedicheskii slovar’, chief ed. Mikhail Sikorskii, 156. Moscow: Sovetskaia entsiklopediia Publ., 1982. (In Russian)

3. Glinternik, Eleonora. “Evolution of Concepts and Formation of Terminological Apparatus on the Russian Design Graphics in the 19th — the beginning of the 20th Centuries”. Vestnik Sankt-Peterburgskogo gosudarstvennogo universiteta tekhnologii i dizaina. Seriia 2: Iskusstvovedenie. Filologicheskie nauki, no. 2 (2020): 36–42. (In Russian)

4. Pronina, Inna. Decorative Art at the Academy of Fine Arts: From the History of the Russian Art School of the 18th — First Half of the 19th Century. Moscow: Izobrazitel’noe iskusstvo Publ., 1983. (In Russian)

5. Bauer, Fridrikh. Typesetter’s Guide. Rus. ed. Transl. by Vladimir Anisimov and Teodor Shivars. St Petersburg: T-vo R. Golike i A. Vil’borg Publ., 1911. (In Russian)

6. Marseru, Pavel, comp. International Exhibition of Art Posters. Catalog. St Petersburg: tipo-lit. Golike Publ., 1897. (In Russian)

7. Knebel’, Iosif, comp. Catalog of the First International Exhibition of Art Posters in Moscow in the Building of the Stroganov School of Technical Drawing. Moscow: s. n., 1898. (In Russian)

8. International Exhibition of Art Affiches and Posters: Catalog. Kiev: s. n., 1900. (In Russian)

9. Somov, Andrei. “Art Poster”. In Brokgauz, Fridrikh Arnol’d, and Il’a Efron. Entsiklopedicheskii slovar’, ed. by Ivan Andreevskii, 797–8. 86 vols. St Petersburg: tip. aktsionernogo obshchestva Brokgauz-Efron Publ., 1898, vol. 23 A: Petropavlovskii — Povatazhnoe. (In Russian)

10. Glinternik, Eleonora. “Visual and Graphic Communication in the Context of Art Criticism at the Turn of the 19th–20th Centuries”. Vestnik Sankt-Peterburgskogo gosudarstvennogo universiteta tekhnologii i dizaina. Seriia 2: Iskusstvovedenie. Filologicheskie nauki, no. 1 (2016): 19–24. (In Russian)

11. Leman, Iosif, foreword. Art in a Book and a Poster. Exhibition at the All-Russian Congress of Artists. December 1911 — January 1912: Catalog. St Petersburg: Akademiia khudozhestv Publ., 1912. (In Russian)

12. Russkoe khudozhestvenno-promyshlennoe obshchestvo. Exhibition of the Art Posters Competition of the Russian-American Line of the Russian East Asian Shipping Company. Petrograd: tip. i tsinkog. E. Frishmut Publ., 1916. (In Russian)

13. Slavenson, Vera. “Modern Poster”. Russkaia mysl’, no. 3–4 (1917): 81–94. (In Russian)

14. Sidorov, Aleksei. “Poster Art”. Gorn, no. 2/7 (1922): 122–7. (In Russian)

15. Sidorov, Aleksei. “Russian Graphics During the Years of the Revolution”. Pechat’ i revoliutsiia, bk. 7 (1922): 100–39. (In Russian)

16. Tarabukin, Nikolai. Art of the Day. What you Need To Know to Make a Poster, Lubok, Advertisement, a Layout for a Book, Newspaper, Poster And What Opportunities Photomechanics Opens Up. Moscow: [Vserossiiskii proletkul’t] Publ., 1925. (In Russian)

17. Okhochinskii, Vladimir. Poster and Advertising after October: A Guide to the Exhibition. Leningrad: Vystavochnyi komitet Publ., 1926. (In Russian)

18. Okhochinskii, Vladimir. “Leningrad Society of Bibliophiles (1925 — January — 1928). Materials for the History of Russian Graphics”. In Al’manakh bibliofilov, 347–98. Leningrad: Leningradskoe obshchestvo bibliofilov Publ., 1929. (In Russian)

19. Voinov, V., I. Galaktionov, E. Gollerbakh, V. Okhochinskii, M. Roslavlev, V. Samoilov, and D. Mitrokhin. Graphic Art in the USSR. 1917-X-927: Collection of Articles. Exhibition in the Halls of the Academy of Arts: Exhibition Catalog. Leningrad: s. n., 1927. (In Russian)

20. Zemenkov, Boris. Graphics in Everyday Life. Moscow: AKhR Publ., 1930. (In Russian)

21. Driubin, Rafail. Trademark and Export. Moscow: Tverskaia gostip. im. K. Marksa Publ., 1931. (In Russian)

22. Aseev, Nikolai. “‘Living Goods’ TEZhE (Trust Fatness)”. Daesh’, no. 3 (1929): 17. (In Russian)

23. Serpukhovskoi, Mikhail. “Candy Papers. Feature Article”. Krasnaia niva, no. 4. (1926): 18. (In Russian)

24. Iuon, Konstantin. “New in Mass Printing. (Mosselprom Art Bureau)”. Krasnaia niva, no. 12 (1929): 20. (In Russian)

25. Gollerbakh, Erikh. “Lenpoligraf Wallpaper”. Krasnaia niva, no. 48 (1929): 20. (In Russian)

26. Goroshchenko, Gleb. “Soviet Goods and Their Propaganda”. In Izofront. Klassovaia bor’ba na fronte prostranstvennykh iskusstv: sbornik statei ob”edineniia “Oktiabr’”, ed. by Pavel Novitskii, 105–16. Moscow; Leningrad: OGIZ Publ.; IZOGIZ Publ., 1931. (In Russian)

27. Dul’skii, Petr. Actual Graphics. Kazan: Tatpoligrafshkoly FZU Publ., 1935. (In Russian)

28. Goncharov, Andrei. “For the High Artistic Culture of Industrial Graphics”. Iskusstvo, no. 6 (1961): 47–52. (In Russian)

29. Pavlinskaia, Alla. “Leningrad Industrial Graphics”. Dekorativnoe iskusstvo SSSR, no. 11 (1959): 25–9. (In Russian)

30. Khalaminskii, Iurii. “Industrial Graphics: Catalogs, Brochures. To the Exhibition of Applied Graphics”. Dekorativnoe iskusstvo SSSR, no. 4 (1961): 3–6. (In Russian)

31. Abramova, Alina. “Traditions of Soviet Industrial Graphics”. Dekorativnoe iskusstvo SSSR, no. 3 (1964): 18–21. (In Russian)

32. Kuznetsov, Erast. “About the Third Exhibition of Applied Graphics”. Dekorativnoe iskusstvo SSSR, no. 11 (1966): 40. (In Russian)

33. Esaian, Sergei. “Exhibition of Moscow Industrial Graphics”. Dekorativnoe iskusstvo SSSR, no. 4 (1968): 25–9. (In Russian)

34. Murina, Elena. “Applied Graphics”. Tvorchestvo, no. 2 (1964): 9–13. (In Russian)

35. Grigorian, Elizaveta. “Trademarks”. Tekhnicheskaia estetika, no. 7 (1967): 18–9. (In Russian)

36. Liakhov, Volia. “Corporate Identity and Artistic Design”. Tekhnicheskaia estetika, no. 5 (1968): 8–9. (In Russian)

37. Khod’kov, Yurii. “Classification of Trademarks”. Tekhnicheskaia estetika, no. 5 (1969): 17–22. (In Russian)

38. Povileiko, Riurik. Industrial Advertising, Graphics, Packaging. Novosibirsk: s. n., 1967. (In Russian)

39. Liakhov, Volia, comp. Soviet Advertising Poster. Commercial Advertisement. Entertainment Advertisement. 1917–1932. Moscow: Sovetskii khudozhnik Publ., 1972. (In Russian)

40. Liakhov, Volia, introd. art. Soviet Advertising Poster and Advertising Graphics. 1933–1973: Album. Moscow: Sovetskii khudozhnik Publ., 1977. (In Russian)

41. Savostiuk, Oleg, and Boris Uspenskii. “Problems of the Poster Craft. (Conversation in the Workshop)”. In Liakhov, Volia. Iskusstvo knigi: izbrannye istoriko-teoreticheskie i kriticheskie raboty, comp. by G. Sternin, introd. art. by A. Sidorov, 68–74. Moscow: Sovetskii khudozhnik Publ., 1978. (In Russian)

42. Liakhov, Volia. “Applied Graphics”. In Liakhov, Volia. Iskusstvo knigi: izbrannye istoriko-teoreticheskie i kriticheskie raboty, comp. by G. Sternin, introd. art. by A. Sidorov, 107–23. Moscow: Sovetskii khudozhnik Publ., 1978. (In Russian)

43. Pavlinskaia, Alla. Graphics Around Us. About the Work of the Leningrad Masters of Industrial Graphics. Leningrad: Khudozhnik RSFSR Publ., 1962. (In Russian)

44. Pavlinskaia, Alla. Trademark: Album. Leningrad: Khudozhnik RSFSR Publ., 1974. (In Russian)

45. Glazychev, Viacheslav. “On the Ways of Development of Foreign Industrial Graphics”. Tekhnicheskaia estetika, no. 4 (1966): 17–21. (In Russian)

46. Zhadova, Larisa. “About Design Graphics and Design Publications Abroad”. Tekhnicheskaia estetika, no. 5 (1966): 34–5. (In Russian)

47. Dizhur, Aleksandr. Corporate Identity: Overview. Moscow: s. n., 1970. (In Russian)

48. Aronov, Vladimir. “Applied Graphics in the GDR”. In Sovetskaia grafika 75–76: sbornik statei, comp. by V. Sheveleva, 264–5. Moscow: Sovetskii khudozhnik Publ., 1977. (In Russian)

49. Gize, Marietta. Essays on the History of Russian Artistic Design in the 18th — the Beginning of the 20th Century. Leningrad: Izd-vo LGU Publ., 1978. (In Russian)

50. Aronov, Vladimir. “Mosselprom Corporate Identity in Soviet Russia of the 1920–30s”. In Tekhnicheskaia estetika: Trudy VNIITE, ed. by E. Sidorina, 91–108. Moscow: s. n., 1989, iss. 59: Stranitsy istorii otechestvennogo dizaina. (In Russian)

51. Lavrent’ev, Aleksandr. Laboratory of Constructivism: Graphic Modeling Experiments. Moscow: Grant” Publ., 2000. (In Russian)

Sources

I. Gize, Marietta. “The Origin and Development of Artistic Design in Russia from the 18th to the early 20th Century”. DA diss., Moskovskii gosudarstvennyi khudozhestvenno-promyshlennyi universitet im. S. G. Stroganova, 1997. (In Russian)

II. Materials for the History of the Imperial Academy of Sciences. 10 vols. St Petersburg: tip. Imperatorskoi akademii nauk Publ., 1897, vol. 9: 1748–1749 (January — May). (In Russian)

III. “International Exhibition of Art Affiches”. Zhivopisnoe obozrenie, no. 51 (1897): 908–9. (In Russian)

IV. “On the Development of Aesthetic Taste Among Artisans”. Vestnik graficheskikh iskusstv, no. 5 (1897): 51–2. (In Russian)

V. “From the Editor”. Iskusstvo i pechatnoe delo, no. 3 (1909): 24. (In Russian)

VI. Chuiko, Vladimir. “Exhibition of Art Affiches”. Vsemirnaia illiustratsiia 58, no. 1506 (1897): 576–80. (In Russian)

VII. Lukshin, Igor. “Advertising Graphics. Social and Aesthetic Analysis”. Thesis of PhD diss., Moskovskii gosudarstvennyi universitet im. M. V. Lomonosova, 1970. (In Russian)

VIII. Chernevich, Elena. “Exploring the Language of Graphic Design”. Thesis of PhD diss., Vsesoiuznyi nauchno-issledovatel’skii institut tekhnicheskoi estetiki Gosudarstvennogo Komiteta Soveta Ministrov SSSR po nauke i tekhnike, 1975. (In Russian)

IX. Aramian, Gurgen. “Visual Text Functionality Issues”. Thesis of PhD diss., Vsesoiuznyi nauchno-issledovatel’skii institut tekhnicheskoi estetiki Gosudarstvennogo Komiteta Soveta Ministrov SSSR po nauke i tekhnike, 1979. (In Russian)

X. Serov, Sergei. “Style Processes in Modern Graphic Design. 1960–80s”. Thesis of PhD diss., Vsesoiuznyi nauchno-issledovatel’skii institut tekhnicheskoi estetiki Gosudarstvennogo komiteta SSSR po nauke i tekhnike, 1990. (In Russian)

XI. Bren’kova, Galina. “Formation of the Communicative Properties of the Graphic Design Language”. Thesis of PhD diss., Moskovskoe ordena Trudovogo Krasnogo Znameni vysshee khudozhestvenno-promyshlennoe uchilishche [b. Stroganovskoe], 1989. (In Russian)

XII. Sergeev, Aleksandr. “The Problem of ‘Corporate Identity’ (Historical, Artistic, Stylistic and Organizational Aspects)”. Thesis of PhD diss., Vsesoiuznyi nauchno-issledovatel’skii institut tekhnicheskoi estetiki Gosudarstvennogo komiteta SSSR po nauke i tekhnike, 1991. (In Russian)

XIII. Pavlova, Nadezhda. “Principles of Structuring Two-Dimensional Objects of Graphic Design”. Thesis of PhD diss., Sankt-Peterburgskoe vysshee khudozhestvenno-promyshlennoe uchilishche im. V. I. Mukhinoi, 1994. (In Russian)

XIV. Glinternik, Eleonora. “Historical Self-Determination of Graphic Design in the Project Culture of Russia (1880s —1980s)”. Thesis of DA diss., Sankt-Peterburgskaia gosudarstvennaia khudozhestvenno-promyshlennaia akademiia, 2001. (In Russian)

XV. Laptev, Vladimir. “Design and Artistic Evolution of Russian Infographics (19th–20th Centuries): Origin, Formation, Development”. Thesis of DA diss., Sankt-Peterburgskii politekhnicheskii universitet Petra Velikogo, 2018. (In Russian)

XVI. Erokhina, Iuliia. “Russian Film Poster as a Graphic Design Phenomenon (1890s–1940s)”. Thesis of PhD diss., Sankt-Peterburgskii gosudarstvennyi universitet tekhnologii i dizaina, 2008. (In Russian)

XVII. Korytov, Oleg. “Problems of Book Design and Trends in the Formation of a Design Concept in the Post-Soviet Period of the Late 20th — Early 21st Centuries.” Thesis of PhD diss., Vserossiiskii nauchno-issledovatel’skii institut tekhnicheskoi estetiki, 2005. (In Russian)

XVIII. Andreeva, Vera. “Design of Educational Books in Russia (Artistic and Technical Design of Alphabets and Primers: History and Modern Practice)”. Thesis of PhD diss., Sankt-Peterburgskii gosudarstvennyi universitet tekhnologii i dizaina, 2006. (In Russian)

XIX. Khomenko, Elena. “Structural-Compositional and Figurative Means of Graphic Design in the Newspaper”. Thesis of PhD diss., Moskovskii gosudarstvennyi khudozhestvenno-promyshlennyi universitet im. S. G. Stroganova, 2005. (In Russian)

XX. Rozhnova, Ol’ga. “Genesis of the Magazine Form. The Style-Forming Role of the Publication Structure”. Thesis of PhD diss., Moskovskii gosudarstvennyi khudozhestvenno-promyshlennyi universitet im. S. G. Stroganova, 2007. (In Russian)

XXI. Dergileva, Evdokiia. “Design of Advertising Leaflets and Booklets”. Thesis of PhD diss., Rossiiskii gosudarstvennyi universitet im. A. N. Kosygina, 2016. (In Russian)

XXII. Biriukova, Mariia. “Tradition and Modernity in Packaging Design (On the Example of Wine Packaging)”. Thesis of PhD diss., Moskovskii gosudarstvennyi khudozhestvenno-promyshlennyi universitet im. S. G. Stroganova, 2004. (In Russian)

XXIII. Lemeshko, Tat’iana. “Graphic Design of Printing Packaging (History, Theory, Practice)”. Thesis of PhD diss., Vserossiiskii nauchno-issledovatel’skii institut tekhnicheskoi estetiki, 2006. (In Russian)

XXIV. Denisov, Denis. “Design of Labels and Tags for Textile and Light Industry Products”. Thesis of PhD diss., Moskovskii gosudarstvennyi tekstil’nyi universitet im. A. N. Kosygina, 2010. (In Russian)

XXV. Gerasimov, Nikita. “Ethno-Cultural Foundations in the Practice of Modern Regional Design Graphics (On the Example of the North-West of Russia)”. Thesis of PhD diss., Sankt-Peterburgskaia gosudarstvennaia khudozhestvenno-promyshlennaia akademiia, 2005. (In Russian)

XXVI. Akhmadullin, Mars. “Design of Printed Materials of the Arabic Alphabet of the Volga Region and the Urals (Late 19th — early 20th Century)”. Thesis of PhD diss., Sankt-Peterburgskii gosudarstvennyi universitet tekhnologii i dizaina, 2011. (In Russian)

XXVII. Gabrielian, Tigran. “Conceptual Model of Visual Brand Identity in Graphic Design”. Thesis of PhD diss., Moskovskaia gosudarstvennaia khudozhestvenno-promyshlennaia akademiia im. S. G. Stroganova, 2016. (In Russian)

XXVIII. Ostrikov, Sergei. “Design and Artistic Modeling of Infographics: Theoretical Foundations and Principles”. Thesis of PhD diss., Moskovskaia gosudarstvennaia khudozhestvenno-promyshlennaia akademiia im. S. G. Stroganova, 2014. (In Russian)

XXIX. Filippov, Maksim. “Computer Visual Media in Modern Graphic Culture. Screen Design: Evolution, Main Characteristics, Structure”. Thesis of PhD diss., Sankt-Peterburgskaia gosudarstvennaia khudozhestvenno-promyshlennaia akademiia, 2003. (In Russian)

XXX. Demidova, Mal’vina. “Creating a Visual and Sound Composition in Multimedia Design”. Thesis of PhD diss., Sankt-Peterburgskaia gosudarstvennaia khudozhestvenno-promyshlennaia akademiia, 2006. (In Russian)

XXXI. Zyrianova, Anna. “Composing a Multimedia Presentation”. Thesis of PhD diss., Sankt-Peterburgskaia gosudarstvennaia khudozhestvenno-promyshlennaia akademiia im. A. L. Shtiglitsa, 2011. (In Russian)

XXXII. Lavrent’eva, Ekaterina. “Text and Context in Graphic Design: Current Issues and Trends in Text Visualisation”. Thesis of PhD diss., Moskovskii gosudarstvennyi khudozhestvenno-promyshlennyi universitet im. S. G. Stroganova, 2008. (In Russian)

Загрузки

Опубликован

30.03.2023

Как цитировать

Глинтерник, Э. М. (2023). Российская дизайн-графика в искусствоведческих исследованиях ХIХ–ХХI веков. Вестник Санкт-Петербургского университета. Искусствоведение, 13(1), 166–187. https://doi.org/10.21638/spbu15.2023.108

Выпуск

Раздел

Дизайн

Наиболее читаемые статьи этого автора (авторов)