Российская дизайн-графика в искусствоведческих исследованиях ХIХ–ХХI веков
DOI:
https://doi.org/10.21638/spbu15.2023.108Аннотация
Статья посвящена проблеме историографии российской дизайн-графики в отечественном искусствознании. Рассматриваемые источники структурированы в соответствии с основными этапами развития графического дизайна в России. Такой подход позволяет наглядно проследить эволюцию искусствоведческой мысли в контексте соответствующей культурно-исторической эпохи. В хронологической последовательности рассматриваются периоды: XVIII — начало XX в., период протодизайна, когда работы прикладного характера уже исполнялись; 1920–1930-е годы — период активного освоения новой профессиональной модели, прерванный в своем развитии в последующее двадцатилетия; 1960–1990-е годы — период профессионального самоопределения; первые десятилетия ХХI в. — вступление в цифровую эпоху и открытие новых горизонтов исследования. Дается характеристика каждого периода и особенностей его художественно-критического и теоретического осмысления с точки зрения развития графического дизайна как феномена художественного творчества. Цель настоящего обзора — привлечение внимания к проблеме искусствоведческой историографии по теме российской дизайн-графики и выявление корпуса фундаментальных исследований конца XX — начала ХХI в. Актуальность и новизна определяются темой: до сих пор специфика дизайна в целом и графического дизайна в частности как одного их ведущих видов проектного творчества не входит, наряду с изобразительным, декоративно-прикладным искусством и архитектурой, в основной круг исследуемых проблем отечественного классического искусствознания. Основные задачи работы: показать ход развития искусствоведческой мысли в трудах российских исследователей — от художественно-критического к историко-теоретическому осмыслению на протяжении ХIХ–ХХI вв.; систематизировать объем и проблематику новейших искусствоведческих исследований последних десятилетий, сделав их доступными широкому кругу специалистов, способствовать формированию более полного представления об авторах и объеме накопленного научно-исследовательского материала. Показан ход развития искусствоведческой мысли в трудах российских исследователей — от художественно-критического к историко-теоретическому осмыслению на протяжении ХIХ–ХХI вв.; выявляется корпус фундаментальных исследований конца XX — начала ХХI в., впервые систематизируется проблематика новейших искусствоведческих исследований последних десятилетий.
Ключевые слова:
история графического дизайна, теория графического дизайна, историография дизайн-графики, русский графический дизайн, визуальная коммуникация, российская дизайн-графика
Скачивания
Библиографические ссылки
Загрузки
Опубликован
Как цитировать
Выпуск
Раздел
Лицензия
Статьи журнала «Вестник Санкт-Петербургского университета. Искусствоведение» находятся в открытом доступе и распространяются в соответствии с условиями Лицензионного Договора с Санкт-Петербургским государственным университетом, который бесплатно предоставляет авторам неограниченное распространение и самостоятельное архивирование.