«La Revue Blanche»: история иллюстрирования

Авторы

  • Елена Витальевна Клюшина Российский государственный гуманитарный университет https://orcid.org/0000-0002-0006-5010
  • Элеонора Михайловна Глинтерник Санкт-Петербургский государственный университет https://orcid.org/0000-0002-4631-7893

DOI:

https://doi.org/10.21638/spbu15.2021.108

Аннотация

Реконструируется история иллюстрирования «La Revue Blanche», ведущего литературно-художественного журнала Франции эпохи fin de siècle. Оставив за скобками анализ литературного содержания, автор рассматривает малое ревю сквозь призму его наиболее значимых художественных свершений. Для достижения поставленной цели очерчивается довольно широкий круг художников-графиков, которые в тот или иной период сотрудничали с «La Revue Blanche», осуществляется условное жанровое ранжирование опубликованных и распространенных с помощью журнала произведений печатной графики. На основе полученных данных предлагается периодизация недолгой истории иллюстрирования «La Revue Blanche». Большое значение придается формально-стилистическому и иконографическому анализу отдельных памятников. В случае работ Вюйара, Русселя и Боннара это позволяет выдвинуть новые смысловые интерпретации и подчеркнуть исповедальческий характер эстампов, созданных мастерами для оформления фронтисписа журнала. Довольно значительное место отводится истории проникновения в «La Revue Blanche» практики издания графических литературных портретов работы Валлоттона, которые в определенный момент вынужденно принимают на себя утилитарно-декоративную функцию виньетки. Не меньшее значение придается рассмотрению истории опубликования независимого иллюстрированного приложения «NIB», которое, как известно, претерпело только три выпуска. Авторы видят в «NIB» одновременно художественную реинкарнацию фумистско-шануаровской сатиры, явно близкой Тулуз-Лотреку, Валлотону и Боннару, и графическое обнажение внутреннего философско-эстетического конфликта, существовавшего внутри художественной группировки «Наби». Помимо исследования истории иллюстрирования непосредственного самого «La Revue Blanche», авторы также пунктирно обрисовывают особенности издательской деятельности братьев Натансон, подчеркивая при этом прямую зависимость содержания публикуемой продукции от вкусов владельцев.

Ключевые слова:

Revue Blanche, иллюстрированный журнал, история иллюстрирования, Боннар, Валлоттон, Тулуз-Лотрек, Вюйар, Наби, Натансон, fin de siècle

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.
 

Биографии авторов

Елена Витальевна Клюшина, Российский государственный гуманитарный университет

кандидат искусствоведения

Элеонора Михайловна Глинтерник, Санкт-Петербургский государственный университет

доктор искусствоведения, профессор

Библиографические ссылки

Литература/References

1. Kostenevich, Al’bert. Bonnard and the Nabis. St. Petersburg: Avrora Publ.; Parkstoun Publ., 1996. (Velikie mastera zhivopisi). (In Russian)

2. Comès, Geneviève. “Le ‘Mercure de France’ dans l’évolution des arts plastiques 1890–1895”. Revue d’Histoire littéraire de la France, no. 1 (1992): 44–55.

3. Décaudin, Michel. “Le ‘Mercure de France’: filiations et orientations”. Revue d’Histoire littéraire de la France, no. 1 (1992): 7–16.

4. Pluet-Despatin, Jacqueline, Michel Leymarie, et Jean-Yves Mollier. La Belle Époque des revues, 1880–1914. Paris: IMEC, 2000.

5. Bernier, Georges. La Revue Blanche. Ses amis, ses artists. Paris: Hazan, 1991.

6. Bourrelier, Paul-Henri. La Revue Blanche: Une génération dans l’engagement, 1890–1905. Paris: Fayard, 2007.

7. Proust, Marcel. “Etudes”. La Revue Blanche, no. 21–22 (1893): 48–69.

8. Proust, Marcel. “Etudes”. La Revue Blanche, no. 26 (1893): 24–41.

9. Louis, Paul. “Sur l’Exposition des Indépendants”. La Revue Blanche, no. 6 (1892): 39–42.

10. Maud, Pierre L.“Notes d’Art et d’Esthétique”. La Revue Blanche, no. 8 (1892): 41–9.

11. Berry, Francesca. “‘Maman is My Muse’: The Maternal as Motif and Metaphor in Édouard Vuillard’s Intimisme”. Oxford Art Journal 34, no. 1 (2011): 55–77.

12. Easton, Elizabeth Wynne. The Intimate Interiors of Edouard Vuillard. Washington: Smithsonian Institution Press, 1989.

13. Sidlauskas, Susan. Body, Place, and Self in Nineteenth-Century Painting. New York: Cambridge University Press, 2000.

14. Sidlauskas, Susan. “Contesting Femininity: Vuillard’s Family Pictures”. The Art Bulletin 79, no. 1 (1997): 85–111.

15. Ives, Colta, Helen Gianbruni, and Sasha M. Newman. Pierre Bonnard. The Graphic Art. New York: Metropolitan Museum of Art, 1990.

16. Whitfield, Sarah. “Fragments of an Identical Worlds”. In Whitfield, Sarah, and John Elderfield. Bonnard: June 21 — October 13, 1998, 9–32. London: Tate Gallery Publishing Ltd, 1998.

17. Fossier, François. La nébuleuse Nabie: Les Nabis et l’art graphique. Paris: Bibliothèque nationale; Réunion des Musées Nationaux, 1993.

18. Anonyme. “Au lecteur”. La Revue Blanche, no. 26 (1893): 1.

19. Saint James, Ashley. Vallotton graveur. Lausanne: l’Age d’homme, 1986.

20. Simonson, Lee. The Stage Is Set. New York: Harcourt, Brace and Company, 1932.

21. Poniatowski, André. D’un siècle à l’autre. Paris: Presses de la Cité, 1948.

22. Beaulieu, Annette Leduc, and Brooks Beaulieu. “The Thadée Natanson Panels: A Vuillard Decoration for S.Bing’s Maison de l’Art Nouveau”. Nineteenth Century Art Worldwide, A Journal of Nineteenth Century Visual Culture 19, iss. 1 (2020) Accessed March, 2019. http://www.19thc-artworldwide.org/82-autumn02/autumn02article/260-the-thadee-natanson-panels-a-vuillard-decoration-for-sbings-maison-de-lart-nouveau.

23. Allais, Alphonse, et Jean-Pierre Delaune. D’Alphonse à Allais. Ses facéties et mystifications. Paris: Omnibus, 2014.

24. Allais, Alphonse, et Jean-Pierre Delaune. On ne badine pas avec l’humour d’Allais. Paris: Omnibus, 2016.

25. Brooker, P., S. Bru, A. Thacker, and Chr. Weikop, eds. The Oxford Critical and Cultural History of Modernist Magazines. 3 vols. Oxford: Oxford University Press, 2013, vol. 3: Europe 1880–1940.

26. Wittrock, Wolfgang, and Riva Castleman, eds. Henri de Toulouse-Lautrec. Images of the 1890s. New York: Museum of Modern Art, 1985.

Загрузки

Опубликован

24.03.2021

Как цитировать

Клюшина, Е. В., & Глинтерник, Э. М. . (2021). «La Revue Blanche»: история иллюстрирования. Вестник Санкт-Петербургского университета. Искусствоведение, 11(1), 127–149. https://doi.org/10.21638/spbu15.2021.108

Выпуск

Раздел

Изобразительное искусство