Павана в английской музыке XVI–XVII вв.
DOI:
https://doi.org/10.21638/spbu15.2023.201Аннотация
Цель настоящей статьи заключается в воссоздании целостной картины развития жанра паваны в английской музыке XVI–XVII вв. К исследованию были привлечены различные источники, включая старинные трактаты и музыкально-практические руководства, старопечатные нотные издания и современные антологии английской музыки XVI–XVII вв., позволившие: рассмотреть павану в качестве яркого репрезентанта жанровой системы английской инструментальной музыки XVI–XVII вв.; определить главные центры распространения жанра (королевский двор Тюдоров и Стюартов, дома влиятельных в Англии семейств, Судебные инны) и конкретизировать представления о его функциональных и коммуникативных особенностях; установить круг авторов английской паваны от Уильяма Бёрда и Альфонсо Феррабоско (старшего) до Генри Пёрселла. В статье намечены векторы новой трактовки танцевального жанра, прошедшего путь от анонимной к авторской композиции с узнаваемой индивидуальной манерой письма. Особое внимание уделено систематике сохранившихся в значительном объеме паван с различными подзаголовками, в которых нашли отражение особенности композиционно-технологического или образно-эмоционального решения танцевальных пьес. Отдельно рассмотрены «именные» паваны и сопряженные с ними пьесы, созданные в традициях In memoriam. Полученные в ходе исследования результаты могут послужить базой для дальнейшей разработки вопросов музыкальной стилистики и особенностей творческого метода английских композиторов XVI–XVII вв., связанных единой культурно-исторической традицией.
Ключевые слова:
английская музыка, придворная культура, старинный танец, павана, музыкально-практическое руководство, In memoriam, Farewell, характеристическая миниатюра
Скачивания
Библиографические ссылки
Загрузки
Опубликован
Как цитировать
Выпуск
Раздел
Лицензия
Статьи журнала «Вестник Санкт-Петербургского университета. Искусствоведение» находятся в открытом доступе и распространяются в соответствии с условиями Лицензионного Договора с Санкт-Петербургским государственным университетом, который бесплатно предоставляет авторам неограниченное распространение и самостоятельное архивирование.