Павана в английской музыке XVI–XVII вв.

Авторы

  • Татьяна Вячеславовна Смирнова Новосибирская государственная консерватория им. М. И. Глинки https://orcid.org/0000-0002-1051-1539

DOI:

https://doi.org/10.21638/spbu15.2023.201

Аннотация

Цель настоящей статьи заключается в воссоздании целостной картины развития жанра паваны в английской музыке XVI–XVII вв. К исследованию были привлечены различные источники, включая старинные трактаты и музыкально-практические руководства, старопечатные нотные издания и современные антологии английской музыки XVI–XVII вв., позволившие: рассмотреть павану в качестве яркого репрезентанта жанровой системы английской инструментальной музыки XVI–XVII вв.; определить главные центры распространения жанра (королевский двор Тюдоров и Стюартов, дома влиятельных в Англии семейств, Судебные инны) и конкретизировать представления о его функциональных и коммуникативных особенностях; установить круг авторов английской паваны от Уильяма Бёрда и Альфонсо Феррабоско (старшего) до Генри Пёрселла. В статье намечены векторы новой трактовки танцевального жанра, прошедшего путь от анонимной к авторской композиции с узнаваемой индивидуальной манерой письма. Особое внимание уделено систематике сохранившихся в значительном объеме паван с различными подзаголовками, в которых нашли отражение особенности композиционно-технологического или образно-эмоционального решения танцевальных пьес. Отдельно рассмотрены «именные» паваны и сопряженные с ними пьесы, созданные в традициях In memoriam. Полученные в ходе исследования результаты могут послужить базой для дальнейшей разработки вопросов музыкальной стилистики и особенностей творческого метода английских композиторов XVI–XVII вв., связанных единой культурно-исторической традицией.

Ключевые слова:

английская музыка, придворная культура, старинный танец, павана, музыкально-практическое руководство, In memoriam, Farewell, характеристическая миниатюра

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.
 

Библиографические ссылки

Литература/References

1. Brown, Alan. “Pavan [pavane, paven, pavin]”. In The New Grove Dictionary of Music and Musicians, ed. by Stanley Sadie, 29 vols: 249–52. 2nd ed. London: Macmillan, 2001, vol. 19.

2. Zubova, Ol’ga, and Tat’iana Kiuregian. The Medieval and Renaissance Dances: Music in motion. Moscow: Moskovskaia konservatoriia Publ., 2018. (In Russian)

3. Bocharov, Yurii. Genres of instrumental music of the Baroque Era. Moscow: Moskovskaia konservatoriia Publ., 2016. (In Russian)

4. Smol’niakova, Ekaterina. “The pavan in Arbeau’s description”. Accessed August 6, 2021. http://historicaldance.spb.ru/index/articles/general/aid/145. (In Russian)

5. Simpson, Christopher. A Compendium of Practical Musick. London: Print. by William Godbid for Henry Brome in Little Britain, 1667.

6. Praetorius, Michael. Syntagma Musicum III. Transl. and ed. by Jeffery Kite-Powell. Oxford: Oxford University Press, 2004. (Engl. ed.)

7. Smol’niakova, Ekaterina. “Incomplete, little-know and translated primary sources on European dances of the 15th century”. Accessed August 6, 2021. http://historicaldance.spb.ru/index/articles/general/aid/243???42. (In Russian)

8. Nevile, Jennifer. “Dance Steps and Music in the Gresley Manuscript”. Historical Dance 3, no. 6 (1999): 2–19. Accessed August 17, 2021. https://historicaldance.org.uk/journal-volume-3.

9. Smith, Mark. “Treasure 10: the Gresley dance manuscript”. Accessed August 6, 2021. https://recordoffice.wordpress.com/2015/01/30/treasure-10-the-gresley-dance-manuscript/.

10. Durham, Peter, and Janelle Durham. “Dances from the Inns of Court”. Accessed August 17, 2021. http://www.pbm.com/~lindahl/dance/ioc/intro.html.

11. Durham, Peter, and Janelle Durham. “A Concordance of dances from the Inns of Court”. Accessed August 17, 2021. http://www.pbm.com/~lindahl/dance/ioc/concord.html.

12. Morley, Thomas. A Plaine and Easie Introduction to Practicall Musicke. London: Imprinted by Peter Short dwelling on Breedstreet hill at the signe of the Starre, 1597.

13. Smirnova, Tat’jana. “The person of William Lawes in the mirror of the English hietory of the XVIIth century”. Iuzhno-Rossiiskii muzykal’nyi al’manakh 32, no. 3 (2018): 11–6. (In Russian)

14. Playford, John. An Introduction to the Skill of Music in two Books. London: Printed for John Playford, & are sold at his shop in the Inner Temple, 1655. Second Book.

15. Meyer, Ernst Hermann. Die Kammermusik Alt-Englands: Vom Mittelalter bis zum Tode Henry Purcells. Leipzig: Vel Breitkopf & Härtel Musikverlas, 1958.

16. Mace, Thomas. Musick’s Monument; or, a Remembrancer of the best Practical Musick. London: Printed by T.Ratcliffe, and N.Thompson, for the Author, and are to be Sold by Himself, at His House in Cambridge, and by John Carr, at His Shop at the Middle-Temple Gate in Fleetstreet, 1676.

17. Bridge, Frederick. Twelve Good Musicians: from John Bull to Henry Purcell. London: Kegan Paul, Trench, Trubner & Co; New York: E.P.Dutton & Co, 1920.

18. Pylaeva, Larisa. “The dance of French Baroque as a historical and cultural phenomenon”. Evraziiskii nauchnyi zhurnal, no. 12. (2016): 520–524. Accessed August 6, 2021. http://journalpro.ru/upload/uf/854/85413c25baaa65829af96a14ae3ce637.pdf. (In Russian)

19. Moroney, Davitt. “The Complete Keyboard Music by Davitt Moroney: harpsichords, muselar virginal, organ, chamber organ, clavichord”. Accessed September 21, 2021. https://www.hyperion-records.co.uk/notes/44461-B.pdf.

20. Marsh, Christopher. Music and Society in Early Modern England. Cambridge: Cambridge University Press, 2013.

21. Payne, Joseph. “John Bull. Pavans and Galliards”. BIS-CD-729 STEREO, 1995 [24 page booklet with liner in English, German and French. Recording data: 1994-07-06/14 at the Forde Estate, Boston, USA].

22. Tilmouth, Michael. “Farewell”. In The New Grove Dictionary of Music and Musicians, ed. by Stanley Sadie, 29 vols: 562–3. 2nd ed. London: Macmillan, 2001, vol. 8.

23. Steele, John. “Philips Peter”. In The New Grove Dictionary of Music and Musicians, ed. by Stanley Sadie, 29 vols: 589–94. 2nd ed. London: Macmillan, 2001, vol. 19.

24. Cunningham, John Patrick. “Music for the Privy Chamber: Studies in the Consort music of William Lawes (1602–45)”. PhD diss., University of Leeds, 2007.

Нотные издания и источники / Musical Editions and Sources

I. Dowland, John. Lachrimae or Seaven Teares Figured in Seaven Passionate Pavans, with diuers other Pauans, Galiards, and Almands. let forth for the Lute, Viols, or Violins, in five parts. London: John Windet, 1604. Accessed February 2, 2023. https://vmirror.imslp.org/files/imglnks/usimg/a/a3/IMSLP98520-PMLP121220-Lachrim%C3%A6_(faksimile).pdf.

II. Holborn, Anthony. Galliards, Almains and Other Short Aeirs both grave, and light, in five parts, for Viols, Violins, or other Musicall Wind Instruments. London: William Barley, the Assigne Thomas Morley, 1599. Accessed February 2, 2023. https://vmirror.imslp.org/files/imglnks/usimg/d/d4/IMSLP278951-PMLP240989-holborne_pauans_galliards_almains.pdf.

Загрузки

Опубликован

29.06.2023

Как цитировать

Смирнова, Т. В. (2023). Павана в английской музыке XVI–XVII вв. Вестник Санкт-Петербургского университета. Искусствоведение, 13(2), 222–242. https://doi.org/10.21638/spbu15.2023.201

Выпуск

Раздел

Музыка