Технология воспроизведения. От реплики к бренду

Авторы

  • Ольга Николаевна Аверьянова Государственный музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина https://orcid.org/0000-0003-0741-7813

DOI:

https://doi.org/10.21638/spbu15.2023.202

Аннотация

Статья посвящена анализу работ французского художника американского происхождения Ман Рэя. Были исследованы объекты первого нью-йоркского периода, позже неоднократно воспроизведенные автором. Рассматриваются отпечатки несохранившихся объектов как авторская версия фотографического реди-мейда. Воспроизведения и репликация стали важной частью стратегии художника в Париже и особенно в Америке. Эти практики представляют пример технологии брендинга, традиционно ассоциируемой с Энди Уорхолом. Ман Рэй изобрел ее задолго до коммерциализации поп-арта. Идея как главная художественная ценность независимо от способа ее реализации и оригинальности становится не только основой концептуального искусства, но и квинтэссенцией явления, которое мы называем художественным брендом. Мы определяем его как идеологию, включающую характеристику личности художника, его работы и общие стратегии, в том числе маркетинговые. Опыты Рэя-модерниста, художника и фотографа существенно расширили круг теоретических и практических вопросов, связанных с отношением искусства и коммерции в эпоху, когда эстетическая ценность произведения зависела не только от условий и обстоятельств заказа, но и от новизны и радикальности — времени абсолютизации эксперимента. В авангарде этот критерий стал мерилом таланта и успеха художника. Если определять бренд как ментальную оболочку продукта, то вполне оправданно применение этого термина к художественному произведению, тем более что ХХ век утвердил приоритет проектных методов творчества, когнитивная ценность произведения искусства стала важнее ретинальной. От художника требовалась определенная доля изобретательности, чтобы оставаться радикалом и быть частью рыночной системы, трансформируя символическую ценность своих работ в экономическую. Кажущаяся независимость от художественной конъюнктуры превращалась в умелое балансирование между творчеством и коммерцией.

Ключевые слова:

Ман Рэй, реди-мейд, фотопечать, реплика, технология брендинга, технология воспроизведения, художественный бренд

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.
 

Библиографические ссылки

Литература

1. Beshty, Walead, ed. Picture Industry: A Provisional History of the Technical Image, 1844–2018. Zürich:JRP Ringier, 2019.

2. Bocock, Robert. Consumption. London: Routledge, 1993.

3. Аверьянова, Ольга. “Ман Рэй, художник и фотограф: проблемы самоидентификации”. Известия Уральского федерального университета. Сер. 2: Гуманитарные науки 20, no. 1/172 (2018): 198–210.

4. Аверьянова, Ольга. “Марсель Дюшан, Ман Рэй, Rrose Sélavy: фотография, реди-мейд, бренд”. Вестник Томского государственного университета. Культурология и искусствоведение, no. 3/31 (2018): 5–21.

5. Phillips, Sandra. “Themes and Variations: Man Ray’s Photography in the Twenties and Thirties”. In Foresta, Merry. Perpetual Motif: The Art of Man Ray, 175–233. Washington, D.C.: National Museum of American Art, Smithsonian Institution; New York: Abbeville Press, 1988.

6. Беньямин, Вальтер. Произведение искусства в эпоху его технической воспроизводимости. Пер. A.Ромашко. М.: Медиум, 1996.

7. Martin, Henry. “Man Ray spirals and indications”. Art International 15, no. 5 (May 20, 1971): 60–7.

8. Baldwin, Neil. Man Ray. American Artist. New York: Da Capo Press, 2000.

9. “Man Ray in an interview with Arturo Schwarz”. This is not for America. Arts Magazine 51, no. 9 (1977): 116–21.

10. Fuller, John. “Man Ray. Review of exhibition at Institute of Contemporary Arts. Virginia, June, 1975”. Connoisseur, no. 189 (1975): 176–7.

11. Janus. Man Ray: Photographs Image. Woodbury, NY: Barron’s, 1980.

12. Schwarz, Arturo. Man Ray: The Rigour of Imagination. New York: Rizzoli, 1977.

13. Jean-Hubert, Martin, ed. Man Ray: Objets de mon affection. Paris: Philippe Sers, 1983.

14. Man Ray Trust. Accessed October 11, 2022. http://www.manraytrust.com.

15. Grossman, Wendy A. Man Ray, African Art, and the Modernist Lens. Washington: International Arts and Artists; University of Minnesota Press, 2011.

16. Ray, Man. Self Portrait. Boston: Little, Browm & Company, 1963.

17. Foresta, Merry. “Introduction”. In Foresta, M. St. Foster, B.Lkuver, J.Martin, and Fr. Naumann. Perpetual Motif. The Art of Man Ray. New York; London, Paris: Abbeville Press, 1989.

18. Herbert, Robert, Eleanor Apter, and Elise Kenney, ed. The Societe Anonyme and the Dreier Bequest at Yale University: A Catalogue Raisonne. New Haven: Yale University Press, 1984.

19. “Man Ray to Arturo Schwarz. Paris 12 January 1971”. In Man Ray: Writings on Art, ed. by Jennifer Mundy. LA: Getty Publications. 2016.

20. Naumann, Francis. “Man Ray. 1908–1921. From an art in two demenshions to the higher dimension of ideas”. In Foresta, M. St. Foster, B.Lkuver, J.Martin, and Fr. Naumann. Perpetual Motif. The Art of Man Ray, 51–89. New York; London; Paris: Abbeville Press, 1989.

21. Аверьянова, Ольга. “Ман Рэй и дадаизм: ассамбляж, живопись, фотография, 1910-е годы”. Вестник Московского университета. Серия 8. История, no. 5 (2017): 137–52.

22. Man, Ray. Unconcerned but not Indifferent. Ed. by Noriko Fuku, John Jacob. La Fábrica, 2010.

23. Bergin, Paul. “Andy Warhol: The artist as Machine”. Art Journal 26, no. 4 (1967): 359–63.

24. Аверьянова, Ольга. “Ман Рэй. Искусство стратегий”. Art & Cult, no. 32 (4-2018): 142–57.

25. Аверьянова, Ольга. “От Ман Рэя к Энди Уорхолу. Коды самоидентификации”. Вестник РГГУ. Серия: Философия. Социология. Искусствоведение, no. 3/13 (2018): 143–54.

26. Аверьянова, Ольга. “‘Автопортрет’ Ман Рэя как лингвистическая конструкция бренда MAN RAY”. Art & Cult, no. 30 (2-2018): 89–98.

References

1. Beshty, Walead, ed. Picture Industry: A Provisional History of the Technical Image, 1844–2018. Zürich: JRP Ringier, 2019.

2. Bocock, Robert. Consumption. London: Routledge, 1993.

3. Aver’ianova, Ol’ga. “Man Ray, Artist and Photographer: Problems of Identity”. Izvestiia Ural’skogo federal’nogo universiteta. Ser. 2: Gumanitarnye nauki 20, no. 1/172 (2018): 198–210. (In Russian)

4. Aver’ianova, Ol’ga. “Marcel Duchamp, Man Ray, Rrose Sélavy: Photography, Ready-Made, Brand”. Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo universiteta. Kul’turologiia i iskusstvovedenie, no. 3/31 (2018): 5–21. (In Russian)

5. Phillips, Sandra. “Themes and Variations: Man Ray’s Photography in the Twenties and Thirties”. In Foresta, Merry. Perpetual Motif: The Art of Man Ray, 175–233. Washington, D.C.: National Museum of American Art, Smithsonian Institution; New York: Abbeville Press, 1988.

6. Benjamin, Walter. Das Kunstwerk im Zeitalter seiner technischen Reproduzierbarkeit. Rus. ed. Transl. by A.Romashko. Мoscow: Medium Publ., 1996. (In Russian)

7. Martin, Henry. “Man Ray spirals and indications”. Art International 15. no. 5 (May 20, 1971): 60–7.

8. Baldwin, Neil. Man Ray. American Artist. New York: Da Capo Press, 2000.

9. “Man Ray in an interview with Arturo Schwarz”. This is not for America. Arts Magazine 51, no. 9 (1977): 116–21.

10. Fuller, John. “Man Ray. Review of exhibition at Institute of Contemporary Arts. Virginia, June, 1975”. Connoisseur, no. 189 (1975): 176–7.

11. Janus. Man Ray: Photographs Image. Woodbury, NY: Barron’s, 1980.

12. Schwarz, Arturo. Man Ray: The Rigour of Imagination. New York: Rizzoli, 1977.

13. Jean-Hubert, Martin, ed. Man Ray: Objets de mon affection. Paris: Philippe Sers, 1983.

14. “Man Ray Trust”. Accessed October 11, 2022. http://www.manraytrust.com.

15. Grossman, Wendy A. Man Ray, African Art, and the Modernist Lens. Washington: International Arts and Artists; University of Minnesota Press, 2011.

16. Ray, Man. Self Portrait. Boston: Little, Browm & Company, 1963.

17. Foresta, Merry. “Introduction”. In Foresta, M. St. Foster, B.Lkuver, J.Martin, and Fr. Naumann. Perpetual Motif. The Art of Man Ray, 9–51. New York; London; Paris: Abbeville Press, 1989.

18. Herbert, Robert, Eleanor Apter, and Elise Kenney, ed. The Societe Anonyme and the Dreier Bequest at Yale University: A Catalogue Raisonne. New Haven: Yale University Press, 1984.

19. “Man Ray to Arturo Schwarz. Paris 12 January 1971”. In Man Ray: Writings on Art, ed. by Jennifer Mundy. Los Angeles: Getty Publications, 2016.

20. Naumann, Francis. “Man Ray. 1908–1921. From an art in two demenshions to the higher dimension of ideas”. In Foresta, M. St. Foster, B.Lkuver, J.Martin, and Fr. Naumann. Perpetual Motif. The Art of Man Ray, 51–89. New York; London; Paris: Abbeville Press, 1989.

21. Aver’ianova, Ol’ga. “Man Ray and Dadaism: Assemblage, Painting, Photography, 1910s”. Vestnik Moskovskogo Universiteta. Seriia 8. Istoriia, no. 5 (2017): 137–52. (In Russian)

22. Man, Ray. Unconcerned but not Indifferent. Ed. by Noriko Fuku, John Jacob. La Fábrica, 2010.

23. Bergin, Paul. “Andy Warhol: The artist as Machine”. Art Journal 26, no. 4 (1967): 359–63.

24. Aver’ianova, Ol’ga. “Man Ray. The Art of Strategies”. Art & Cult, no. 32 (4-2018): 142–57. (In Russian)

25. Aver’ianova, Ol’ga. “From Man Ray to Andy Warhol. Codes of Identity”. Vestnik RGGU. Seriia: Filosofiia. Sotsiologiia. Iskusstvovedenie, no. 3/13 (2018): 143–54. (In Russian)

26. Aver’ianova, Ol’ga. “Man Ray’s ‘self-portrait’ as a linguistic construction of the MAN RAY brand”. Art & Cult, no. 30 (2-2018): 89–98. (In Russian)

Загрузки

Опубликован

29.06.2023

Как цитировать

Аверьянова, О. Н. (2023). Технология воспроизведения. От реплики к бренду. Вестник Санкт-Петербургского университета. Искусствоведение, 13(2), 243–254. https://doi.org/10.21638/spbu15.2023.202

Выпуск

Раздел

Изобразительное искусство