Технология воспроизведения. От реплики к бренду
DOI:
https://doi.org/10.21638/spbu15.2023.202Аннотация
Статья посвящена анализу работ французского художника американского происхождения Ман Рэя. Были исследованы объекты первого нью-йоркского периода, позже неоднократно воспроизведенные автором. Рассматриваются отпечатки несохранившихся объектов как авторская версия фотографического реди-мейда. Воспроизведения и репликация стали важной частью стратегии художника в Париже и особенно в Америке. Эти практики представляют пример технологии брендинга, традиционно ассоциируемой с Энди Уорхолом. Ман Рэй изобрел ее задолго до коммерциализации поп-арта. Идея как главная художественная ценность независимо от способа ее реализации и оригинальности становится не только основой концептуального искусства, но и квинтэссенцией явления, которое мы называем художественным брендом. Мы определяем его как идеологию, включающую характеристику личности художника, его работы и общие стратегии, в том числе маркетинговые. Опыты Рэя-модерниста, художника и фотографа существенно расширили круг теоретических и практических вопросов, связанных с отношением искусства и коммерции в эпоху, когда эстетическая ценность произведения зависела не только от условий и обстоятельств заказа, но и от новизны и радикальности — времени абсолютизации эксперимента. В авангарде этот критерий стал мерилом таланта и успеха художника. Если определять бренд как ментальную оболочку продукта, то вполне оправданно применение этого термина к художественному произведению, тем более что ХХ век утвердил приоритет проектных методов творчества, когнитивная ценность произведения искусства стала важнее ретинальной. От художника требовалась определенная доля изобретательности, чтобы оставаться радикалом и быть частью рыночной системы, трансформируя символическую ценность своих работ в экономическую. Кажущаяся независимость от художественной конъюнктуры превращалась в умелое балансирование между творчеством и коммерцией.
Ключевые слова:
Ман Рэй, реди-мейд, фотопечать, реплика, технология брендинга, технология воспроизведения, художественный бренд
Скачивания
Библиографические ссылки
Загрузки
Опубликован
Как цитировать
Выпуск
Раздел
Лицензия
Статьи журнала «Вестник Санкт-Петербургского университета. Искусствоведение» находятся в открытом доступе и распространяются в соответствии с условиями Лицензионного Договора с Санкт-Петербургским государственным университетом, который бесплатно предоставляет авторам неограниченное распространение и самостоятельное архивирование.