Ман Рэй — художник и фотограф. Опыты модернизма

Авторы

  • Ольга Николаевна Аверьянова Государственный музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина

DOI:

https://doi.org/10.21638/11701/spbu15.2018.103

Аннотация

Статья посвящена исследованию фотографических практик одного из известных художников американского происхождения Ман Рэя в период 1910–1930-х годов. Особое внимание уделено экспериментам Рэя, остающимся уникальными. Автор приходит к выводу, что подобные опыты в целом представляют семиотическую модель модернистских поисков. Он утверждает, что художник модернизма как «субъект творчества», чья деятельность теперь связана в том числе с коммерческим искусством, последовательно синтезирует культурные стратегии, продиктованные временем, создавая
«продукты творчества», соответствующие запросам авторской самоидентификации, а также потребительского рынка. Фотография и кино — медиумы нового типа — создали иную конфигурацию творческих практик вне традиционных стилей искусства, но во взаимодействии с его авангардными направлениями. Исходя из вышесказанного, исследователь анализирует такие понятия, как заимствования, случайность, повторения, механизация творческих актов, индексальность авторства на примере опытов Ман Рэя. Новизна исследования определяется попыткой проанализировать художественное наследие одного из известных модернистов в рамках дискурсивного пространства синтетических практик первой трети ХХ в.

Ключевые слова:

модернизм, Ман Рэй, фотография, рэйография, соляризация, кубизм, футуризм, авангард, реди-мейд, дадаизм

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.
 

Биография автора

Ольга Николаевна Аверьянова, Государственный музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина

кандидат искусствоведения, заведующая Отделом искусства фотографии

Библиографические ссылки

Литература

1. Foresta M., Naumann F., Foster S., Kluver B., Phillips S., Shattuck R., Turner E. Perpetual Motif: the Art of Man Ray. New York: Abbeville Press, 1988. 348 p.

2. Ray M. Self-Portrait. New York: Little, Brown & Co., 1963. 402 p.

3. Рихтер Х. Дада — искусство и антиискусство / пер. с нем. Т. Набатниковой; науч. ред. К. Дудакова-Кашуро. М.: Гилея, 2014. 360 c.

4. Foster S. Configurations of Freedom // Perpetual motif: The art of Man Ray. New York: Abbeville Press, 1988. 348 p.

5. Naumann F. Man Ray, 1908–1921: From an Art in Two Dimensions to the Higher Dimension of Ideas // Perpetual motif: The art of Man Ray. New York: Abbeville Press, 1988. P. 51–88.

6. Turner E. Transatlantic // Perpetual motif: The art of Man Ray. New York: Abbeville Press, 1988. 348 p.

7. Phillips S. Themes and Variations: Man Ray’s Photography in the Twenties and Thirties // Perpetual motif: The art of Man Ray. New York: Abbeville Press, 1988. P. 175–231.

8. Краусс Р. Фотографическое: опыты теории расхождений. М.: Ад Маргинем Пресс, 2014. 303 c.

9. Groys B. Topoligie der Kunst. München; Wien: Carl Hanser Verl., 2003. 304 S.

10. Camfield W. Marcel Duchamp’s Fountain: its history and aesthetics in the context of 1917 // Marcel Duchamp: Artist of the Century / eds F. Nauman, R. Kuenzli. Cambridge, Massachusetts: The MIT Press, 1989. 271 p.

11. Corn W. An Icon Revisited: Marcel Duchamp’s “Fountain”. Paper delivered at the Seventy-seventh College Art Association Annual Meeting, San Francisco, Calif., 16 February 1989. URL: http://www.collegeart.org/pdf/conference/AnnualMeetingProgram1989.pdf (дата обращения: 15.02.2017).

12. Виноградов В. В. Рождение второй волны французского киноавангарда // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. Тамбов: Грамота, 2011. № 2 (8). Ч. II. C. 38–43.

13. Schwarz A. Man Ray: The Rigour of Imagination. London: Thames and Hudson, Ltd., 1977. 384 p.

14. Аверьянова О. Н. Портретная фотография Ман Рэя. 1920–1930-е годы: между традицией, авангардом и коммерцией // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 8. «История». 2017. № 3. С. 94–109.

15. Belz C. I. The Role of Man Ray in the Dada and Surrealist Movements: diss of PhD. Princeton, 1963.

16. Schwarz A. Man Ray: The Rigour of Imagination. London: Thames & Hudson, 1977. 384 р.

17. Baldwin N. Man Ray: American Artist. New York: Clarkson Potter, 1988. 449 р.

18. Sayag Al., De I’Ecotais E. Man Ray: Photography and Its Double. 1st ed. Berkeley Ca.: Gingko Press, 1998. 257 р.

19. Krauss R., Livingston J., Ades D. L’Amour Fou: Photography and Surrealism. New York: Abbeville Press, 1985. 244 р.

20. Antliff A. Anarchist Modernism: Art, Politics, and the First American Avant-Gard. Chicago: The University of Chicago Press, 2001. 289 р.

21. Naumann F. M. Conversion to Modernism. New Brunswick, NJ: Rutgers University Press, 2003. 264 р.

References

1. Foresta M., Naumann F., Foster S., Kluver B., Phillips S., Shattuck R., Turner E. Perpetual Motif: the Art of Man Ray. New York, Abbeville Press, 1988, 348 p.

2. Ray M. Self-Portrait. New York, Little, Brown & Co., 1963, 402 p.

3. Rikhter Kh. Dada — iskusstvo i antiiskusstvo [Dada — Kunst und Antikunst. Der Beitrag Dadas zur Kunst des 20 Jahrhundert]. Transl. from German by T. Nabatnikova. Ed. by K. Dudakova-Kashuro. Moscow, Gileia Publ., 2014, 360 p. (In Russian)

4. Foster S. Configurations of Freedom. Perpetual motif: The art of Man Ray. Authors M. Foresta, F. Naumann, S. Foster, B. Kluver, S. Phillips, R. Shattuck, E. Turner. New York, Abbeville Press, 1988. 348 p.

5. Naumann F. Man Ray, 1908–1921: From an Art in Two Dimensions to the Higher Dimension of Ideas. Perpetual motif: The art of Man Ray. Authors M. Foresta, F. Naumann, S. Foster, B. Kluver, S. Phillips, R. Shattuck, E. Turner. New York, Abbeville Press, 1988, pp. 51–88.

6. Turner E. Transatlantic. Perpetual motif: The art of Man Ray. Authors M. Foresta, F. Naumann, S. Foster, B. Kluver, S. Phillips, R. Shattuck, E. Turner. New York, Abbeville Press, 1988. 348 p.

7. Phillips S. Themes and Variations: Man Ray’s Photography in the Twenties and Thirties. Perpetual motif: The art of Man Ray. Authors M. Foresta, F. Naumann, S. Foster, B. Kluver, S. Phillips, R. Shattuck, E. Turner. New York, Abbeville Press, 1988, pp. 175–231.

8. Krauss R. Fotograficheskoe: opyty teorii raskhozhdenii [Le Photographique, Pour une théorie des écarts]. Moscow, Ad Marginem Press, 2014, 303 p. (In Russian)

9. Groys B. Topoligie der Kunst. München, Wien: Carl Hanser Verl., 2003. 304 s.

10. Camfield W. Marcel Duchamp’s Fountain: Its history and aesthetics in the context of 1917. Marcel Duchamp: Artist of the Century. Eds F. Naumann, R. Kuenzli. Cambridge, Massachusetts, The MIT Press, 1989. 271p.

11. Corn W. An Icon Revisited: Marcel Duchamp’s “Fountain”. Paper delivered at the Seventy-seventh College Art Association Annual Meeting, San Francisco, Calif., 16 February, 1989. Available at: http://www.collegeart.org/pdf/conference/AnnualMeetingProgram1989.pdf (accessed: 15.02.2017).

12. Vinogradov V. V. Rozhdenie vtoroi volny frantsuzskogo kinoavangarda [The birth of the second wave of the French cinema avant-garde]. Istoricheskie, filosofskie, politicheskie i iuridicheskie nauki, kul’turologiia i iskusstvovedenie. Voprosy teorii i praktiki. [Historical, philosophical, political and law sciences, Culturology and study of art. Issues of theory and practice]. Tambov, Gramota Publ., 2011, no. 2 (8), part II, pp. 38–43. (In Russian)

13. Schwarz A. Man Ray: The Rigour of Imagination. London, Thames and Hudson, Ltd., 1977, 384 p.

14. Aver’ianova O. N. Portretnaia fotografiia Man Reia. 1920–1930-e gody: mezhdu traditsiei, avangardom i kommertsiei [Man Ray portrait photography, 1920–1930th: between tradition, vanguard and commerce]. Vestnik Moskovskogo universiteta. Seriia 8: “Istoriia” [MSU Vestnik. Series 8. History], 2017, no. 3, pp. 94–109. (In Russian)

15. Belz C. I. The Role of Man Ray in the Dada and Surrealist Movements. Diss of PhD. Princeton, 1963.

16. Schwarz A. Man Ray: The Rigour of Imagination. London, Thames & Hudson, 1977. 384 p.

17. Baldwin Neil. Man Ray: American Artist. New York, Clarkson Potter Publ., 1988. 449 p.

18. Sayag A. De I’Ecotais E. Man Ray: Photography and Its Double. 1st ed. Berkeley Ca., Gingko Press, 1998. 257 p.

19. Krauss R., Livingston J., Ades D. L’Amour Fou: Photography and Surrealism. New York: Abbeville Press, 1985. 244 p.

20. Antliff A. Anarchist Modernism: Art, Politics, and the First American Avant-Gard. Chicago, The University of Chicago Press, 2001. 289 p.

21. Naumann F. M. Conversion to Modernism. New Brunswick, NJ, Rutgers University Press, 2003. 264 p.

Загрузки

Опубликован

23.03.2018

Как цитировать

Аверьянова, О. Н. (2018). Ман Рэй — художник и фотограф. Опыты модернизма. Вестник Санкт-Петербургского университета. Искусствоведение, 8(1), 37–51. https://doi.org/10.21638/11701/spbu15.2018.103

Выпуск

Раздел

Изобразительное искусство