Александр Бенуа и Дени Дидро

Авторы

  • Анна Евгеньевна Завьялова Научно-исследовательский институт теории и истории изобразительных искусств Российской академии художеств https://orcid.org/0000-0003-2704-0486

DOI:

https://doi.org/10.21638/spbu15.2023.204

Аннотация

В статье впервые рассмотрен вопрос о влиянии взглядов Дени Дидро в тексте «Салонов» на работы Александра Бенуа — историка искусства, прежде всего на «Историю живописи всех времен и народов». В результате сравнительного анализа текстов обоих авторов установлено, что наибольшее внимание и Бенуа, и Дидро уделили творчеству Ж. Б. С. Шардена, Ф. Буше, К. (Ш. А.) Ванлоо, Ж.-Б. Грёза, Ю. Робера. Также установлено, что искусство Шардена и Буше Бенуа описал практически словами Дидро. Источниковедческий анализ статьи Бенуа «Собрание рисунков С. П. Яремича», а также «Художественных писем» Бенуа разных лет позволил выяснить его собственное отношение к Буше, которого он высоко ценил в зрелом возрасте за чистоту стиля и живописное мастерство. Положительная оценка искусства Робера Дидро получила продолжение в работе Бенуа «История живописи всех времен и народов» в поэтическом ключе. Источниковедческий анализ статьи Бенуа «Собрание рисунков С. П. Яремича» позволил установить причины высокой оценки им этого мастера с позиции художественного мастерства. Источниковедческий анализ мемуаров Бенуа «Мои воспоминания» и работы Р. Мутера «История живописи в XIX веке» позволил выяснить источник негативной оценки Бенуа повествовательности и назидательности в искусстве Грёза — именно тех качеств, которые особенно ценил в произведениях этого художника Дидро. Сравнительный анализ текста статьи Бенуа «О повествовательности в живописи», его труда «История русской живописи в XIX веке» с текстом «Салонов» Дидро позволил выяснить, что Бенуа использовал в начале своей деятельности прием расширенного описания наиболее значимых, с его точки зрения, картин.

Ключевые слова:

Александр Бенуа, Салоны Дени Дидро, история искусства, Рихард Мутер, Ж. и Э. Гонкуры, Ж. Б. С. Шарден, Ж.-Б. Грёз, Ф. Буше, Ю. Робер, художественная критика

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.
 

Библиографические ссылки

Литература

1. Стернин, Григорий. “Парижские ‘Художественные письма’ Александра Бенуа”. В кн. Бенуа, Александр. Художественные письма. 1930–1936. Газета «Последние новости», Париж, 5–10. М.: Галарт, 1997.

2. Рейнгардт, Лидия. “Салоны Дидро и эстетика французского Просвещения”. В изд. Дидро, Дени. Салоны. 2 тома: 5–10. М.: Искусство, 1989, т. 1.

3. Дидро, Дени. Салоны. 2 тома. Вступ. ст. и сост. Л.Я.Рейнгард, пер. с фр. И.Я.Волевич, Ю.М.Денисова, Валентина Дмитриева, С.В.Шкунаева. М.: Искусство, 1989, т. 1.

4. Бенуа, Александр. История живописи всех времен и народов. СПб.: Шиповник, [1912–1916], вып. 21.

5. Дидро, Дени. Салоны. 2 тома. Вступ. ст. и сост. Л.Я.Рейнгард, пер. с фр. И.Я.Волевич, Ю.М.Денисова, Валентина Дмитриева, С.В.Шкунаева. М.: Искусство, 1989, т. 2.

6. Rosenberg, Pierre. Chardin. 1699–1779. Cleveland museum of art, Indiana University Press, 1979.

7. Эткинд, Марк. Александр Бенуа как художественный критик. СПб.: Журнал «Звезда», 2008.

8. Goncourt, Edmond, and Jules Goncourt. French eighteenth-century painters. 2nd ed. Oxford: Phaidon; Cornell, 1981.

9. Ananoff, Alexandre. Boucher. 2 vols. Lausanne; Paris, Bibliothиque des arts, 1976, vol. 2.

10. Кузнецова, И., Е.Шарнова, М.Бессонова, и Е.Георгиевская. Собрание живописи. Франция XVI — первой половины XIX века. 2 тома. М.: Красная площадь, 2001, т. 1.

11. Бенуа, Александр. История живописи всех времен и народов. СПб.: Шиповник, [1912–1916], вып. 22.

12. Бенуа, Александр. “Собрание рисунков С.П.Яремича”. Старые годы, no. 11 (1913): 5–27.

13. Вейнер, Петр. Библиографические листки. «Старые годы»: их история и критика. СПб.: Коло, 2008.

14. Бенуа, Александр. Мои воспоминания. 5 книг. М.: Наука, 1993, кн. 1–3.

15. Бахмутский, Владимир. “Эстетика Дидро”. В кн. Дидро, Дени. Эстетка и литературная критика. Сост. Михаил Лившиц, вступ. cт. Владимир Бахмутский, 3–37. М.: Художественная литература, 1980.

16. Бенуа, Александр. Мои воспоминания. 5 книг. М.: Наука, 1993, кн. 4–5.

17. Silverman, Debora. Art Nouveau in fin-de-siècle France. Politics, psychology and style. University of California press, 1989.

18. Бенуа, Александр. “Выставка ‘Старых годов’”. В кн. Бенуа, Александр. Художественные письма. Газета «Речь». Петербург. 1908–1917, 18–20. СПб.: Сад искусств, 2006.

19. Бенуа, Александр. “Выставка ‘Буше у Шарпантье’”. В кн. Бенуа, Александр. Художественные письма. 1930–1936. Газета «Последние новости», Париж. М: Галарт, 1997.

20. Мутер, Рихард. История живописи в XIX веке. 3 тома. СПб.: Изд. Т-ва «Знание», 1899, т. 1.

21. Завьялова, Анна. “Александр Бенуа о литературности в изобразительном искусстве”. Артикульт, no. 29 (2018): 146–52. https://doi.org/10.28995/2227-6165-2018-1-146-152

22. Рейн, Надежда. “Александр Бенуа и ‘Мир искусства’. О несостоявшейся публикации”. Русское искусство, no. 3 (2004): 150–9.

23. Бенуа, Александр. История русской живописи в XIX веке. СПб.: Знание, 1902.

24. Бенуа, Александр. “Сомов и Стеллецкий на выставке ‘Салона’”. В кн. Бенуа, Александр. Художественные письма. Газета «Речь». Петербург. 1908–1917. СПб.: Сад искусств, 2006.

References

1. Sternin, Grigorii. “Parisian ‘Art letters’ by Alexandre Benois”. In Benua, Aleksandr. Khudozhestvennye pis’ma 1930–1936. Gazeta “Poslednie novosti”, Parizh. Moscow: Galart Publ., 1997. (In Russian)

2. Reingardt, Lidiia. “Diderot’s Salons and the aesthetics of the French Enlightenment”. In Didro, Deni. Salons. 2 vols: 5–22. Moscow: Iskusstvo Publ., 1989, vol. 1. (In Russian)

3. Didro, Deni. Salons. 2 vols. Rus. ed. Comp. by L.Ia. Reingard, transl. from French I.Ia. Volevich,Iu.M.Denisova, Valentina Dmitrieva, and S.V. Shkunaeva. Moscow: Iskusstvo Publ., 1989, vol. 1. (In Russian)

4. Benua, Aleksandr. History of the painting of all times and peoples. St Petersburg: Shipovnik Publ., [1912–1916], iss. 21. (In Russian)

5. Didro, Deni. Salons. 2 vols. Rus. ed. Comp. by L.Ia. Reingard, transl. I.Ia.Volevich, Iu.M.Denisova, Valentina Dmitrieva, and S.V. Shkunaeva. Moscow: Iskusstvo Publ., 1989, vol. 2. (In Russian)

6. Rosenberg, Pierre. Chardin. 1699–1779. Cleveland museum of art; Indiana University Press, 1979.

7. Etkind, Mark. Alexandre Benois as an artistic critic. St Petersburg: Zhurnal “Zvezda” Publ., 2008. (In Russian)

8. Goncourt, Edmond, and Jules Goncourt. French eighteenth-century painters. 2nd ed. Oxford: Phaidon; Cornell, 1981.

9. Ananoff, Alexandre. Boucher. 2 vols. Lausanne; Paris: Bibliothиque des arts, 1976, vol. 2.

10. Kuznecova, I., E. Sharnova, M.Bessonova, and E.Georgievskaya. Painting collection. France of the 16th — first part of the 19th century. 2 vols. Moscow: Krasnaia ploshchad’ Publ., 2001, vol. 1. (In Russian)

11. Benua, Aleksandr. History of the painting of all times and peoples. St Petersburg: Shipovnik Publ., [1912–1916], iss. 22. (In Russian)

12. Benua, Aleksandr. “Drawing collection of S.P.Yaremich”. In Starye gody, no. 11 (1913): 3–27. (In Russian)

13. Veiner, Petr. Bibliographic Sheets: “Antient years”: their history and criticism. St Petersburg: Kolo Publ., 2008. (In Russian)

14. Benua, Aleksandr. My memoires. 5 books. Moscow: Nauka Publ., 1993, b. 1–3. (In Russian)

15. Bahmutskii, Vladimir. “Estetics of Didro”. In Didro, Deni. Estetika i literaturnaia kritika, 3–37. Moscow: Khudozhestvennaia literatura Publ., 1980. (In Russian)

16. Benua, Aleksandr. My memoires. 5 books. Moscow: Nauka Publ., 1993, b. 4–5. (In Russian)

17. Silverman, Debora. Art Nouveau in fin-de-siècle France. Politics, psycology and style. University of California press, 1989.

18. Benua, Aleksandr. “Exibition of ‘Antient years’”. In Benua, Aleksandr. Khudozhestvennye pis’ma. Gazeta «Rech’». Peterburg. 1908–1917. St Petersburg: Sad iskusstv Publ., 2006. (In Russian)

19. Benua, Aleksandr. “Boucher exhibition in Sharpantier”. In Benua, Aleksandr. Khudozhestvennye pis’ma. 1930–1936. Gazeta «Poslednie novosti», Parizh. Moscow: Galart Publ., 1997. (In Russian)

20. Muter, Rihard. Paint history in 19th century. 3 vols. St Petersburg: Izdanie Tovarishchestva «Znanie» Publ., 1899, vol. 1. (In Russian)

21. Zav’ialova, Anna. “Alexandre Benois on literature in the visual arts”. In Artikul’t, no. 29 (1) (2018): 146–52. https://doi.org/10.28995/2227-6165-2018-1-146-152 (In Russian)

22. Rejn, Nadezhda. “Alexandre Benois and ‘World of art’. About a failed publication”. In Russkoe iskusstvo, no. 3 (2004): 150–9. (In Russian)

23. Benua, Aleksandr. Russian painting history in 19th century. 2 vols. St Petersburg, 1902. (In Russian)

24. Benua, Aleksandr. “Somov and Stelletsky at the ‘Salon’ exhibition”. In Benua, Alexandre. Khudozhestvennye pis’ma. Gazeta «Rech’». Peterburg. 1908–1917. St Petersburg: Sad iskusstv Publ., 2006. (In Russian)

Загрузки

Опубликован

29.06.2023

Как цитировать

Завьялова, А. Е. (2023). Александр Бенуа и Дени Дидро. Вестник Санкт-Петербургского университета. Искусствоведение, 13(2), 273–287. https://doi.org/10.21638/spbu15.2023.204

Выпуск

Раздел

Изобразительное искусство