Александр Бенуа и Дени Дидро
DOI:
https://doi.org/10.21638/spbu15.2023.204Аннотация
В статье впервые рассмотрен вопрос о влиянии взглядов Дени Дидро в тексте «Салонов» на работы Александра Бенуа — историка искусства, прежде всего на «Историю живописи всех времен и народов». В результате сравнительного анализа текстов обоих авторов установлено, что наибольшее внимание и Бенуа, и Дидро уделили творчеству Ж. Б. С. Шардена, Ф. Буше, К. (Ш. А.) Ванлоо, Ж.-Б. Грёза, Ю. Робера. Также установлено, что искусство Шардена и Буше Бенуа описал практически словами Дидро. Источниковедческий анализ статьи Бенуа «Собрание рисунков С. П. Яремича», а также «Художественных писем» Бенуа разных лет позволил выяснить его собственное отношение к Буше, которого он высоко ценил в зрелом возрасте за чистоту стиля и живописное мастерство. Положительная оценка искусства Робера Дидро получила продолжение в работе Бенуа «История живописи всех времен и народов» в поэтическом ключе. Источниковедческий анализ статьи Бенуа «Собрание рисунков С. П. Яремича» позволил установить причины высокой оценки им этого мастера с позиции художественного мастерства. Источниковедческий анализ мемуаров Бенуа «Мои воспоминания» и работы Р. Мутера «История живописи в XIX веке» позволил выяснить источник негативной оценки Бенуа повествовательности и назидательности в искусстве Грёза — именно тех качеств, которые особенно ценил в произведениях этого художника Дидро. Сравнительный анализ текста статьи Бенуа «О повествовательности в живописи», его труда «История русской живописи в XIX веке» с текстом «Салонов» Дидро позволил выяснить, что Бенуа использовал в начале своей деятельности прием расширенного описания наиболее значимых, с его точки зрения, картин.
Ключевые слова:
Александр Бенуа, Салоны Дени Дидро, история искусства, Рихард Мутер, Ж. и Э. Гонкуры, Ж. Б. С. Шарден, Ж.-Б. Грёз, Ф. Буше, Ю. Робер, художественная критика
Скачивания
Библиографические ссылки
Загрузки
Опубликован
Как цитировать
Выпуск
Раздел
Лицензия
Статьи журнала «Вестник Санкт-Петербургского университета. Искусствоведение» находятся в открытом доступе и распространяются в соответствии с условиями Лицензионного Договора с Санкт-Петербургским государственным университетом, который бесплатно предоставляет авторам неограниченное распространение и самостоятельное архивирование.