Текстильная живопись Чезаре Такки

Авторы

  • Наталья Юрьевна Митрофанова Санкт-Петербургский государственный университет, Санкт-Петербургский государственный университет промышленных технологий и дизайна https://orcid.org/0000-0002-4653-7116

DOI:

https://doi.org/10.21638/spbu15.2023.206

Аннотация

Творчество итальянских художников Школы Пьяцца дель Пополо представляет собой уникальный период в истории искусства XX в. Принято считать, что деятельность этого объединения знаменовала собой рождение итальянской версии поп-арта. Несмотря на то что американское и итальянское поп-движения сосуществовали и имели схожие внешние черты, они сильно отличались. Эти различия можно проследить в творчестве участников объединения. Чезаре Такки был полноправным членом этого союза. Путь этого мастера представляет собой индивидуальную траекторию художественно-концептуального развития. Один из творческих этапов Чезаре Такки приходится на середину 1960-х годов. Экспериментальные и новаторские живописные работы этого времени создавались художником с применением тканей промышленного производства. Масштабные текстильные коллажи, помимо того что расписывались эмалью, пастелью и фломастерами, обретали еще рельефную фактуру за счет мебельного наполнителя. Чезаре Такки применял пиковку гвоздями или металлическими скобами в соответствии с логикой созданного изображения. Именно поэтому художник иронично именовал себя обойщиком, а свои текстильные коллажи называл обивками. В них мы обнаруживаем образы людей из круга друзей художника, его собственные автопортреты или изображения, выполненные на основе фотографических снимков. Узор, фактура ткани и мягкость проступающего рельефа вместе с концептуальной остротой творческого приема во всех этих произведениях оказывали большое впечатление на зрителя. Текстиль одновременно демонстрировал потребительскую культуру того времени, превращался из соподчиненного материала в средство художественной выразительности, становился предметом искусства и способствовал возникновению потока новых ассоциативных связей, далеких от потребительской идеи.

Ключевые слова:

современное искусство, текстильная живопись, художественный текстиль, итальянский поп-арт, Чезаре Такки, текстильный коллаж

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.
 

Библиографические ссылки

Литература/References

1. Tugnoli, Andrea. La scuola di piazza Del Popolo. Firenze: Maschietto Editore, 2004.

2. Guarnier, Laura. “Pop o non Pop: questo è il problema. Una riflessione sulla stagione della Scuola romana di Piazza del Popolo e sui suoi rapporti con la Pop art Americana”. L’art 9, no. 2–3 (2018). Accessed March 11, 2022. http://www.lart9.com/project/pop-non-pop-problema-riflessione-sullastagione-della-scuola-romana-piazza-del-popolo-sui-suoi-rapporti-la-pop-art-americana.

3. Boatto, Alberto. Pop Art in USA. Milano: Lerici, 1967.

4. Bonani, Paola. “Roma Sessanta, tradizione e pop”. il manifesto. Accessed March 11, 2022. https://ilmanifesto.it/roma-sessanta-tradizione-e-pop.

5. Trombadori, Duccio. “In principio era lo ‘schermo’”. Studio Soligo. Accessed March 11, 2022. http://www.studiosoligo.org/tridente.html.

6. Chiodi, Stefano. “Tacchi, schivo negoziatore della figurazione”. il manifesto. Accessed March 11, 2022. https://ilmanifesto.it/tacchi-schivo-negoziatore-della-figurazione.

7. Bernardi, Ilaria. “Cesare Tacchi e ‘lo spirito dell’arte’ dopo il 1968. ‘…per fare arte bisogna pensare al rovescio…’”. In Cesare Tacchi. Una retrospettiva: catalogo della mostra, a cura di Daniela Lancioni e Ilaria Bernardi, 47–86. Roma: Iacobelli, 2018.

8. Di Marino, Bruno, and Lara Nicoli. “Cesare Tacchi, biologia dell’artificio”. il manifesto. Accessed March 11, 2022. https://ilmanifesto.it/cesare-tacchi-biologia-dellartificio.

9. Lancioni, Daniela. “Cesare Tacchi. Dagli esordi alla cancellazione d’artista”. In Cesare Tacchi. Una retrospettiva: catalogo della mostra, a cura di Daniela Lancioni e Ilaria Bernardi, 15–47. Roma: Iacobelli, 2018.

10. “Futurist Manifesto”. Traditsiia: russkaia entsiklopediia. Accessed March 11, 2022. https://traditio.wiki/w/index.php?title=Манифест_художников_футуристов&redirect=no. (In Russian)

11. Lancioni, Daniela, and Ilaria Bernardi, ed. Cesare Tacchi. Una retrospettiva: catalogo della mostra. Roma: Iacobelli, 2018.

12. Mitrofanova, Natalia. “From patchwork quilts to ‘patchwork’ painting”. Dekorativnoe iskusstvo, no. 1/425 (2020): 134–7. (In Russian)

13. “Cesare Tacchi. Breve nota biografica”. Palazzo delle Esposizioni. Accessed March 11, 2022. https://www.palazzoesposizioni.it/pagine/biografia-cesare-tacchi.

14. Lux, Simonetta. “Cesare Tacchi: Persona, Oggetto, Pittura: dunque, POP?”. Art in Theory, no. 69 (2018). Accessed March 11, 2022. http://www.luxflux.net/cesare-tacchi-personaoggetto-pittura-p-o-p.

15. Sylos Calò, Carlotta. “Cesare Tacchi. Una Retrospettiva”. Doppiozero. Accessed March 11, 2022. https://www.doppiozero.com/materiali/cesare-tacchi-una-retrospettiva.

16. Tacchi, Gaia Lisa. La “realtà del disegno” nell’opera di Cesare Tacchi. Roma: Sapienza Università Editrice, 2021. (Materiali e documenti, 68). Accessed March 11, 2022. http://www.editricesapienza.it/sites/default/files/5958_Tacchi_Realta_Disegno_OA.pdf.

17. Simongini, Gabriele. La Scuola di piazza del POPolo. Pop o non Pop? Imola: Manfredi Edizioni, 2021.

18. “Sigmar Polke (German, 1941–2010)”. Artnet. Accessed August 12, 2022. http://www.artnet.com/artists/sigmar-polke/artworks-for-sale.

19. Savostianova, Maria. Sigmar Polke: hero of the Venetian summer. Accessed August 12, 2022. https://www.interior.ru/art/544-zigmar-polke-sigmar-polke-geroj-venetsianskogo-leta.html.

20. Cezary Poniatowski. Accessed August 12, 2022. http://www.cezaryponiatowski.pl/a.

21. Parmal, Pamela, Jennifer Swope, and Lauren Whitley, ed. Fabric of a Nation: American Quilt Stories. Boston: MFA Publications, 2021.

Загрузки

Опубликован

29.06.2023

Как цитировать

Митрофанова, Н. Ю. (2023). Текстильная живопись Чезаре Такки. Вестник Санкт-Петербургского университета. Искусствоведение, 13(2), 313–325. https://doi.org/10.21638/spbu15.2023.206

Выпуск

Раздел

Изобразительное искусство