Детский портрет в испанской живописи золотого века: иконографические типы, специфика художественного образа, этапы развития

Авторы

  • Анна Валентиновна Морозова Санкт-Петербургский государственный университет https://orcid.org/0000-0002-4091-3969
  • Валентина Захаровна Федоренко Санкт-Петербургский государственный университет, Центр научных учреждений Российской академии художеств https://orcid.org/0009-0007-3082-0391

DOI:

https://doi.org/10.21638/spbu15.2024.109

Аннотация

Статья посвящена детским придворным портретам в Испании золотого века. Испанский детский портрет несправедливо обойден вниманием исследователей. Между тем его развитие зримо и наглядно раскрывает специфику эволюции испанского искусства. Обладает он и целым рядом специфических особенностей, отсутствующих во взрослом портрете. Изучение писем Филиппа II к его дочерям раскрывает душевную близость и теплоту отношений в испанской королевской семье, а также показывает богатство и разнообразие деятельности инфант в их детские годы. Образы изобразительного искусства и мир писем Филиппа дочерям «не конгруэнтны», что наглядно демонстрирует условность и каноничность репрезентативных образов детей. Канон репрезентации помогают понять современные дидактические сочинения Эразма Роттердамского, Луиса Вивеса, Бальдассаре Кастильоне. Детей, и особенно королевских детей, сызмальства готовили к их взрослым ролям. Соответственно, существовал жесткий канон репрезентации. Наиболее строгим он оказывается в эпоху Филиппа II. Именно тогда появляются первые детские портреты инфантов. В последующем иконография детских портретов разнообразится. При испанском дворе работают мастера разных национальностей. Итальянка Софонисба Ангвиссола привносит в строгий испанский канон ощущение мимолетности и эмоциональность, что берется на вооружение Диего Веласкесом. Во второй половине XVII в. на смену ощущению изменчивости жизни приходит барочная бравурность, обогащенная аллегорическими фигурами и королевскими атрибутами в детском портрете Карлоса II работы Себастьяна Эрреры Барнуэво. В первой половине XVIII в. при Бурбонах строгая испанская иконография будет дополнена яркими рокайльными красками и глорификацией посредством языка эмблематики.

Ключевые слова:

испанская живопись, эпоха золотого века, А. Санчес Коэльо, Х. Пантоха де ла Крус, Б. Гонсалес, С. Ангвиссола, Д. Веласкес, С. Эррера Барнуэво, портреты испанских инфантов

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.
 

Библиографические ссылки

Литература

1. Ariès, Philipp. L’Enfant et la vie familiale sous l’Ancien Régime. Paris: Plon ed., 1960.

2. Арьес, Филипп. Ребенок и семейная жизнь при Старом порядке. Пер. с фр. Ярослава Старцева при участии Владимира Бабинцева. Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 1999.

3. Черняк, Елена. “Детский портрет в европейской живописи XV‒XVI вв.” Дис. канд. иск., Московский государственный университет им. М. В. Ломоносова, 2013.

4. Harris, Enriqueta. Velázquez. London: Cornell University Press, 1982.

5. Brown, Jonathan. Velázquez: Painter and Courtier. New York: Yale University Press, 1986.

6. Kusche, Мaria. Juan Pantoja de la Cruz y sus seguidores: González, Villandrando y López Polanco. Madrid: Fundacion Arte Hispanico, 2008.

7. Kusche, Maria. Retratos y retratadores: Alonso Sánchez Coello y sus competidores Sofonisba Anguissola, Jorge de la Rúa y Rolán Moys. Madrid: Fundación de Apoyo a la Historia, 2003.

8. Kusche, Maria. Juan Pantoja de la Cruz. Madrid: Castalia, 1964.

9. Каптерева, Татьяна. Веласкес и испанский портрет XVII в. М.: Искусство, 1956.

10. Каганэ, Людмила. Хуан Пантоха де ла Крус. Л.: Советский художник, 1969.

11. Каганэ, Людмила. “Тициан и испанский портрет XVI–XVII веков”. В сб. Проблемы культуры итальянского Возрождения, под ред. Виктора Рутенбурга, 136–51. Л.: Наука, 1979.

12. Якимович, Александр. Диего Веласкес. Художник и дворец. М.: Советский художник, 1989.

13. Руднева, Людмила, авт. ст. Золотые дети. Выставка в Государственном Историческом музее. Детский европейский портрет XVI–XIX вв. из собрания Фонда Янник и Бена Якобер. Мальорка, Испания 15 декабря 2005 — 15 марта 2006. Пер. с англ. Кен Макмилан. М.: Художник и книга, 2005.

14. Nins. Retratos de niños de los siglos XVI–XIX. Coleccion de la Fundacion Yannick y Ben Jakober. Museo de Bellas Artes de Valencia del 22 de junio al 3 de septiembre de 2000. Valencia: Generalitat Valenciana, 2000.

15. Cobo Delgado, Gemma. “Retratos infantiles en el reinado de Felipe III y Margarita de Austria: entre el afecto y la política”. Anuario del Departamento de Historia y Teoria del Arte, vol. 25 (2013): 23‒42.

16. Cobo Delgado, Gemma. “La niñez y su representacion en la España del siglo XVIII”. PhD diss., Universidad Autónoma de Madrid Publ., 2021.

17. Cobo Delgado, Gemma. “Retratos de niños difuntos en la familia real española durante la Edad Moderna”. Goya, no. 376 (2021): 200‒11.

18. Mandell, Elisa C. “Posthumous Portraits of Children in Early Modern Spain and Mexico”. Hispanic Issues on Line (HIOL), vol. 7 (2010): 68‒88.

19. Torre Fazio, Julia de la. “Un nuevo retrato de Juan Pantoja de la Cruz”. Archivo Español de Arte 83, no. 330 (2010): 173‒92.

20. Doval Trueba, M. del Mar. “Sobre algunos retratos ‘Velazqueños’ de la infanta Margarita”. Goya, no. 313–314 (2006): 245‒51.

21. Warner, Lyndan. “Remembering the Mother, Presenting the Stepmother: Portraits of the Early Modern Family in Northern Europe”. Early Modern Women, vol. 6 (2011): 93‒125.

22. Coolidge, Grace, and Lyndan Warner. “Evolving families Realities and images of stepfamilies, remarriage, and halfsiblings in early modern Spain”. In Gendered Temporalities in the Early Modern World, ed. by Merry Wiesner-Hanks, 235‒57. Amsterdam: Amsterdam University Press, 2018. https://doi.org/10.5117/9789462984585

23. Martínez, López Rocío. “The Dynastic and Political use of the Image of Archduchess Maria Antonia of Austria (1669–1692): The ‘Imagined’ Portraits of the Heiress of the Spanish Monarchy”. The Court Historian: The International Journal of Court Studies 27, iss. 3 (2022): 208‒27. https://doi.org/10.1080/14629712.2022.2137339

24. Ungerer, Gustav. “Juan Pantoja de la Cruz and the Circulation of Gifts between the England and Spanish Courts in 1604/1605”. Sederi, no. 9 (1998): 60‒5.

25. Cobo Delgado, Gemma. “Entre Viena y Madrid: intercambios de retratos en la familia Habsburgo durante el siglo XVII”. Boletín del Seminario de Estudios de Arte y Arqueología (BSAA arte) 82 (2016): 143‒66.

26. Coolidge, Grace, ed. The Formation of the Child in Early Modern Spain. Dorchester: Dorset Press, 2014.

27. Albaladejo Martínez, María. “Apariencia y representación de las infantas Isabel Clara Eugenia y Catalina Micaela en la corte de Felipe II”. DH thesis, Universidad de Murcia Publ., 2011. Дата обращения декабрь 10, 2022. http://hdl.handle.net/10803/83534.

28. Bouza, Fernando, ed. Cartas de Felipe II a sus hijas. Madrid: Akal, 2008. Дата обращения январь 4, 2023. https://dokumen.tips/documents/cartas-de-felipe-ii-a-sus-hijas-bouza-fernando-ed.html.

29. Павленская, Елизавета. “Образы детей в испанском парадном портрете рубежа XVI–XVII вв.”. Вестник Санкт-Петербургского университета. История, no. 2 (2011): 104‒10.

30. Павленская, Елизавета. “Эволюция жанра детского портрета в творчестве испанских придворных художников XVI–XVII вв.”. В изд. Актуальные проблемы теории и истории искусства, под ред. Светланы Мальцевой и Екатерины Станюкович-Денисовой, 329–34. СПб.: НП-Принт, 2011, вып. 1.

31. [Эразм Роттердамский]. Еразма Ротеродамскаго молодымъ детямъ наука какъ должно себя вести и обходиться съ другими; и Iоанна Лудовика руководство къ мудрости. Для пользы обучающагося въ Московской Славено-Греко-Латинской Академïи юношества. Пер. съ Латинскаго языка У[читель] А[лександр] М[ельгунов] Иждивенïем Ник. Водопьянова. М.: въ типографïи Пономарева, 1788.

32. Меньшиков, Владимир. Педагогика Эразма Роттердамского: открытие мира детства. Педагогическая система Хуана Луиса Вивеса. Учебное пособие. М.: Народное образование, 1995. Текст «Эразма Роттердамского молодым детям наука, как должно себя вести и обходиться с другими. Книжица о приличии детских нравов» публикуется по переводу на русский язык: М., 1788. Фрагменты текстов Эразма Роттердамского «О необходимости раннего научного воспитания детей (О раннем и достойном воспитании детей)» и «О методе обучения» переведены с нем. издания: Фрайбург, 1896. Фрагменты текста Эразма Роттердамского «Воспитание христианского государя» переведены с немецкого издания: Падерборн, 1968. Фрагменты текста Х. Л. Вивеса «Об обучении наукам или христианском обучении» переведены с немецкого издания: Фрайбург, 1896. Текст Х. Л. Вивеса «Руководство к благоразумию» печатается по российскому изданию: М., 1788.

33. Альберти, Леон Баттиста. Книги о семье. Пер. Марка Юсима. М.: Языки славянской культуры, 2008.

34. Кастильоне, Бальдассаре. Придворный. Пер. Петра Епифанова. СПб.: Азбука, 2022.

35. Император Карл V. Воспоминания. Наставления принцу Филиппу. Пер., статьи и коммент. Дмитрия Боровкова. СПб.: Евразия, 2023.

36. Gachard, Louis Prosper, ed. Lettres de Philippe II a ses filles les Infantes Isabelle et Catherine. Paris, 1884. Дата обращения январь 04, 2023. http://catalogue.bnf.fr/ark:/12148/cb31100742j.

37. Морозова, Анна. “Христианская семантика в испанском детском портрете представителей правящей династии XVI–XVII веков”. Труды кафедры богословия Санкт-Петербургской Духовной Академии 14, no. 2 (2022): 200‒10. https://doi.org/10.47132/2541-9587_2022_2_200

38. Kusche, Maria. “La nueva gallería del Pardo. J. Pantoja de la Cruz, B. González y F. López”. Archivo español de arte 72, no. 286 (1999): 119‒33.

39. Palomino, Antonio. El Parnaso Español pintoresco laureado. T. 3. Madrid: en la imprenta de Sancho, MDCCXCVI (1746).

40. Pascual Chenel, Álvaro. “Sebastián de Herrera Barnuevo y los retratos ecuestres de Carlos II durante su minoría de edad. Fortuna iconográfica y propaganda política”. Reales Sitios, no. 182 (2009): 4‒29.

References

1. Ariès, Philipp. L’Enfant et la vie familiale sous l’Ancien Régime. Paris: Plon ed., 1960.

2. Ariès, Philipp. L’Enfant et la vie familiale sous l’Ancien Régime. Rus. ed. Transl. by Iaroslav Startsev and Vladimir Babintsev. Ekaterinburg: Ural’skii universitet Publ., 1999. (In Russian)

3. Cherniak, Elena. “Children portrait in European Painting of the 15th‒16th Centuries”. PhD diss., Moskovskii gosudarstvennyi universitet imeni M. V. Lomonosova Publ., 2013. (In Russian)

4. Harris, Enriqueta. Velázquez. London: Cornell University Press, 1982.

5. Brown, Jonathan. Velázquez: Painter and Courtier. New York: Yale University Press, 1986.

6. Kusche, Мaria. Juan Pantoja de la Cruz y sus seguidores: González, Villandrando y López Polanco. Madrid: Fundacion Arte Hispanico, 2008.

7. Kusche, Maria. Retratos y retratadores: Alonso Sánchez Coello y sus competidores Sofonisba Anguissola, Jorge de la Rúa y Rolán Moys. Madrid: Fundación de Apoyo a la Historia, 2003.

8. Kusche, Maria. Juan Pantoja de la Cruz. Madrid: Castalia, 1964.

9. Kaptereva, Tat’iana. Velazquez and Spanish Portrait of the 17th Century. Moscow: Iskusstvo Publ., 1956. (In Russian)

10. Kagane, Liudmila. Juan Pantoja de la Cruz. Leningrad: Sovetskii khudozhnik Publ., 1969. (In Russian)

11. Kagane, Liudmila. “Titian and Spanish Portrait of the 16th–17th Centuries”. In Problemy kul’tury ital’ianskogo Vozrozhdeniia, ed. by Viktor Rutenburg, 136–51. Leningrad: Nauka Publ., 1979. (In Russian)

12. Iakimovich, Aleksandr. Diego Velazquez. The Painter and the Palace. Moscow: Sovetskii khudozhnik Publ., 1989. (In Russian)

13. Rudneva, Ludmila, art. Golden Children. Exhibition in the State Historical Museum. Children European Portrait of the 16th‒19th centuries from the Foundation of Jannick and Bena Jakober. Mallorca, Spain December 15, 2005 — March 15, 2006. Rus. ed. Transl. by Ken Macmilan. Мoscow: Khudozhnik i kniga Publ., 2005. (In Russian)

14. Nins. Retratos de niños de los siglos XVI–XIX. Coleccion de la Fundacion Yannick y Ben Jakober. Museo de Bellas Artes de Valencia del 22 de junio al 3 de septiembre de 2000. Valencia: Generalitat Valenciana, 2000.

15. Cobo Delgado, Gemma. “Retratos infantiles en el reinado de Felipe III y Margarita de Austria: entre el afecto y la política”. Anuario del Departamento de Historia y Teoria del Arte, vol. 25 (2013): 23‒42.

16. Cobo Delgado, Gemma. “La niñez y su representacion en la España del siglo XVIII”. PhD diss., Universidad Autónoma de Madrid Publ., 2021.

17. Cobo Delgado, Gemma. “Retratos de niños difuntos en la familia real española durante la Edad Moderna”. Goya, no. 376 (2021): 200‒11.

18. Mandell, Elisa C. “Posthumous Portraits of Children in Early Modern Spain and Mexico”. Hispanic Issues on Line (HIOL), vol. 7 (2010): 68‒88.

19. Torre Fazio, Julia de la. “Un nuevo retrato de Juan Pantoja de la Cruz”. Archivo Español de Arte 83, no. 330 (2010): 173‒92.

20. Doval Trueba, M. del Mar. “Sobre algunos retratos ‘Velazqueños’ de la infanta Margarita”. Goya, no. 313–314 (2006): 245‒51.

21. Warner, Lyndan. “Remembering the Mother, Presenting the Stepmother: Portraits of the Early Modern Family in Northern Europe”. Early Modern Women, vol. 6 (2011): 93‒125.

22. Coolidge, Grace, and Lyndan Warner. “Evolving families Realities and images of stepfamilies, remarriage, and halfsiblings in early modern Spain”. In Gendered Temporalities in the Early Modern World, ed. by Merry Wiesner-Hanks, 235‒57. Amsterdam: Amsterdam University Press, 2018. https://doi.org/10.5117/9789462984585

23. Martínez, López Rocío. “The Dynastic and Political use of the Image of Archduchess Maria Antonia of Austria (1669–1692): The ‘Imagined’ Portraits of the Heiress of the Spanish Monarchy”. The Court Historian: The International Journal of Court Studies 27, iss. 3 (2022): 208‒27. https://doi.org/10.1080/14629712.2022.2137339

24. Ungerer, Gustav. “Juan Pantoja de la Cruz and the Circulation of Gifts between the England and Spanish Courts in 1604/1605”. Sederi, no. 9 (1998): 60‒5.

25. Cobo Delgado, Gemma. “Entre Viena y Madrid: intercambios de retratos en la familia Habsburgo durante el siglo XVII”. Boletín del Seminario de Estudios de Arte y Arqueología (BSAA arte) 82 (2016): 143‒66.

26. Coolidge, Grace, ed. The Formation of the Child in Early Modern Spain. Dorchester: Dorset Press, 2014.

27. Albaladejo Martínez, María. “Apariencia y representación de las infantas Isabel Clara Eugenia y Catalina Micaela en la corte de Felipe II”. DH thesis, Universidad de Murcia Publ., 2011. Дата обращения декабрь 10, 2022. http://hdl.handle.net/10803/83534.

28. Bouza, Fernando, ed. Cartas de Felipe II a sus hijas. Madrid: Akal, 2008. Accessed January 04, 2023. https://dokumen.tips/documents/cartas-de-felipe-ii-a-sus-hijas-bouza-fernando-ed.html.

29. Pavlenskaia, Elizaveta. “The Children Images in Spanish Represеntative Portrait of the Turn of the 16th ‒17th Centuries”. Vestnik of Saint Petersburg University. History, no. 2 (2011): 104‒10. (In Russian)

30. Pavlenskaia, Elizaveta. “The Evolution of the Children Portrait Genre in the Spanish Court Painters Work in the 16th ‒17th Centuries”. In Aktual’nye problemy teorii i istorii iskusstva, eds Svetlana Mal’tseva and Ekaterina Staniukovich-Denisova, 329–34. St Petersburg: NP-Print Publ., 2011, iss. 1. (In Russian)

31. [Erasmus of Rotterdam]. Erasmus of Rotterdam for young children, the science of how to behave and deal with others; and Joanna Ludovica’s guide to wisdom. For the benefit of students at the Moscow Slavonic-Greek-Latin Academy of Youth. Rus. ed. Transl. from Latin by U[chitel (teacher)] A[lexandr] M[elgunov]. With dependency of Nick. Vodopyanov. Moscow: V tipografii Ponomareva Publ., 1788. (In Russian)

32. Men’shikov, Vladimir. Pedagogy of Erasmus of Rotterdam: Opening of Child World. Pedagogical System of Juan Luis Vives. Мoscow: Narodnoe obrazovanie Publ., 1995. Text of “Erasmus of Rotterdam for young children, the science of how to behave and deal with others” is edited in the translation in Russian. Moscow, 1788. Fragments of texts by Erasmus of Rotterdam “On the need for early scientific education of children” and “On the teaching method” were translated from Deutch: Freiburg, 1896. Fragments of texts by Erasmus of Rotterdam “Raising of Christian Prince” were translated from Deutch: Paderborn, 1968. Fragments of texts by J. L. Vives “About sciences teaching or Christian teaching” were translated from Deutch: Freiburg, 1896. Text by Vives “Guide to wisdom. For the benefit of students” was edited in according with edition: Мoscow, 1788. (In Russian)

33. Alberti, Leon Battista. Books about Family. Rus. ed. Transl. by Mark Jusim. Moscow: Iazyki slavianskoi kul’tury Publ., 2008. (In Russian)

34. Castiglione, Baldassare. The Courtier. Rus. ed. Transl. by Petr Epifanov. St Petersburg: Azbuka Publ., 2022. (In Russian)

35. Imperator Karl V. Memories. Instructions to Prince Philip. Rus. ed. Transl., art. and comment. by Dmitrii Borovkov. St Petersburg: Evraziia Publ., 2023. (In Russian)

36. Gachard, Louis Prosper, ed. Lettres de Philippe II a ses filles les Infantes Isabelle et Catherine. Paris, 1884. Accessed January 04, 2023. http://catalogue.bnf.fr/ark:/12148/cb31100742j.

37. Morozova, Anna. “Christian Semantics in the 16th –17th Centuries Spanish Child Portrait of the Representatives of Ruling Dynasty”. Trudy kafedry bogosloviia Sankt-Peterburgskoi Dukhovnoi Akademii 14, no. 2 (2022): 200‒10. https://doi.org/10.47132/2541-9587_2022_2_200 (In Russian)

38. Kusche, Maria. “La nueva gallería del Pardo. J. Pantoja de la Cruz, B. González y F. López”. Archivo español de arte 72, no. 286 (1999): 119‒33.

39. Palomino, Antonio. El Parnaso Español pintoresco laureado. T. 3. Madrid: en la imprenta de Sancho, MDCCXCVI (1746).

40. Pascual Chenel, Álvaro. “Sebastián de Herrera Barnuevo y los retratos ecuestres de Carlos II durante su minoría de edad. Fortuna iconográfica y propaganda política”. Reales Sitios, no. 182 (2009): 4‒29.

Загрузки

Опубликован

23.05.2024

Как цитировать

Морозова, А. В., & Федоренко, В. З. (2024). Детский портрет в испанской живописи золотого века: иконографические типы, специфика художественного образа, этапы развития. Вестник Санкт-Петербургского университета. Искусствоведение, 14(1), 165–185. https://doi.org/10.21638/spbu15.2024.109

Выпуск

Раздел

Изобразительное искусство