Письменные и изобразительные источники по архитектуре Персии и Средней Азии эпохи владычества Тимура и Тимуридов

Авторы

  • Анна Валентиновна Морозова Санкт-Петербургский государственный университет https://orcid.org/0000-0002-4091-3969
  • Айсан Даруди Санкт-Петербургский государственный университет https://orcid.org/0000-0002-3467-2935

DOI:

https://doi.org/10.21638/spbu15.2022.409

Аннотация

Рассматривается ценнейший источник по культуре и архитектуре Персии и Средней Азии эпохи правления Тимура (конец XIV — начало XV в.) — дневник испанского посла ко двору Тимура. Этот источник очень важен в аспекте предлагаемого авторами нового методологического подхода. На современном этапе развития исследований по персидской и среднеазиатской архитектуре тимуридского периода, наряду с проблемой анализа стиля и памятников, актуальна проблема синтеза полученных данных в единый цельный образ и поиск его культурологических корней. Базой для такого синтеза должна стать реконструкция «первоначального» общего впечатления от этой архитектуры и культуры Тимуридов. Подобную реконструкцию авторы статьи осуществляют на основе изучения современного архитектуре эпохи Тимура указанного письменного источника начала XV в. — дневника испанского гранда Руи Гонсалеса де Клавихо, входившего в состав испанского посольства, отправленного кастильским королем Генрихом III ко двору Тимура (1403‒1406). Будучи человеком образованным и восприимчивым к новому, Клавихо сумел вычленить характерные черты мировосприятия человека Востока, в первую очередь восточного деспота, и связанные с ними особенности искусства Востока. Он и его коллеги по посольству обратили внимание на хитрость, вероломство, изобретательность, скрытность восточных правителей. Испанцев поразили роскошь, мощь и богатство державы Тимура, находившейся в зените славы. Привыкшие к стабильности архитектурных образов в родной Испании, члены посольства были поражены изменчивостью художественных образов Востока. Они обратили внимание на любовь народов Востока к свободным драпировкам, отдающимся на волю ветра, как в конструкциях шатров правителя и его придворных, так и в покрое праздничных женских одежд, по своему характеру хорошо согласующихся с убранством архитектурных построек. Испанские посланники выявили подвластное именно первому и самому верному свежему впечатлению, цепко схватывающему основное, отличие архитектуры державы Тимура от современной ей европейской. Это отличие состояло в стремлении создать образ меняющийся, многообразный, текучий, подвижный, не разгадываемый мгновенно и полный тайны и в то же время поражающий воображение своей роскошью и богатством и созвучный мировосприятию и отношению к жизни своих создателей, заказчиков и зрителей. Вывод о специфике тимуридской архитектуры, сделанный на основе исследования дневника испанского посла, подкрепляется обращением авторов статьи к анализу письменных и изобразительных источников, созданных представителями изучаемой культуры.

Ключевые слова:

искусство Персии, искусство Средней Азии, архитектура державы Тимура, испано-персидские культурные контакты, испано-среднеазиатские культурные контакты, восприятие Востока европейцами, специфика искусства Тимуридов, Руи Гонсалес де Клавихо, испанское посольство XV в.

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.
 

Библиографические ссылки

Литература

1. Пугаченкова, Галина. Пути развития архитектуры Южного Туркменистана поры рабовладения и феодализма. М.: Изд-во АН СССР, 1958.

2. Golombek, Lisa, and Donald Wilber. The Timurid Architecture of Iran and Turan, 2 vols. Princeton: Princeton University Press, 1988.

3. Golombek, Lisa, and Maria Subtelny, eds. Timurid Art and Culture: Iran and Central Asia in the Fifteenth Century. Leiden: Brill, 2014.

4. Dale, Stephen. “The Legacy of the Timurids”. Journal of the Royal Asiatic Society, no. 8 (1998): 43–58.

5. Habibi, Amir. Honar-e Ahd-e Teymourian. Tehran: Bonyad-e Farhang, 1976. (На фарси)

6. Hillenbrand, Robert. “The Timurid Achievement in Architecture”. In A survey of Persian art from prehistoric time to the present, 18 vols. Ed. Abbas Daneshvari, vol. 18: 235–45. Costa Mesa: Mazda Publ., 2005.

7. Hillenbrand, Robert. “Aspects of Timurid Architecture in Central Asia” In Utrecht Papers on Central Asia. Proceedings of the First European Seminar of Central Asian Studies held at Utrecht, 16–18 December 1985, eds Mark van Damme and Hendrik Boeschoten, 255–86. Utrecht: University of Utrecht, 1987.

8. O’Kane, Bernard. Timurid Architecture in Khurasan. Costa Mesa: Mazda Publ., 1987.

9. O’Kane, Bernard. “Iran and Central Asia” In The Mosque: history, architectural development and regional diversity, eds Martin Frishman and Hasan-Uddin Khan, 118–39. London: Thames and Hudson, 1994.

10. Ахмедов, Буритай, Розия Мукминова и Галина Пугаченкова. Амир Темур. Жизнь и общественно-политическая деятельность. Ташкент: Университет, 1999.

11. Турсунова, Гулчехра. “Основные этапы деятельности Амир Темура: 1360–1405 гг”. Дис. канд. ист. наук. Худжандский филиал Таджикского государственного университета коммерции, 2006.

12. Стародуб, Татьяна. “Эволюция типов средневековой исламской архитектуры”. Дис. д-ра иск. НИИ теории и истории изобразительных искусств РАХ, 2006.

13. Воронина, Вероника. Архитектурные памятники Средней Азии: Бухара, Самарканд. Л.: Аврора, 1969.

14. Онуллахи, Сеидага. “Тебриз в XIII–XVII веках (социально-экономическая история города)”. Дис. д-ра ист. наук. Институт истории Академии наук Азербайджанской ССР, 1982.

15. Юсупова, Мавлюда. “Бухарская школа зодчества XV–XVII вв.: Особенности и динамика развития”. Дис. д-ра арх. Ташкентский архитектурно-строительный институт, 2000.

16. Bernadini, Michelli. “The Ceremonial Function of Markets in the Timurid City”. Environmental Design, no. 9 (1991): 90–7.

17. O’Kane, Bernard. “The Timurid Bazar and the Origin of the Domed Tīm”. In Historians in Cairo: Essays in Honor of George Scanlon, ed. Jill Edwards, 17–28. Cairo: AUC Press, 2002.

18. Dold-Samplonius, Yvonne. “Calculation of Arches and Domes in 15th Century Samarkand”. In Nexus III: Architecture and Mathematics, ed. Kim Williams, 45–55. Pisa: Pacini Editore, 2000.

19. Рахимзаде, Голамхосейн. “Развитие архитектурного орнамента Мавераннахра и Хорасана в XIV–XV вв”. Дис. канд. ист. наук. Таджикский национальный университет, 2015.

20. Тонди, Ахмад. “Архитектурный декор Средней Азии эпохи Тимуридов”. Дис. канд. иск. Московский государственный университет им. М. В. Ломоносова, 2003.

21. Necipoglu, Gülru. “Geometric Design in Timurid/Turkmen Architectural Practice: Thoughts on a Recently Discovered Scroll and Its Late Gothic Parallels” In Timurid Art and Culture: Iran and Central Asia in the Fifteenth Century, Lisa Golombek and Maria Subtelny (eds), 48–66. Leiden: E. J. Brill, 1992.

22. Булатов, Митхат. Геометрическая гармонизация в архитектуре Cредней Азии IX–XV вв. М.: Наука, 1978.

23. Chaghatai, Muhammad. “Indian links with Central Asia in architecture”. Indian Arts and Letters, no. 11 (1937): 85–94.

24. Golombek, Lisa. “The paysage as funerary imagery in the Timurid Period”. Muqarnas, no. 10 (1993): 241–52.

25. O’Kane, Bernard. “Timurid Stucco Decoration”. Annales Islamologiques, no. 20 (1984): 85–101.

26. Зедльмайр, Гaнc. Искусство и истина: теория и метод истории искусства. Пер. Юрий Попов. СПб.: Axioma, 2000.

27. Халаминский, Юрий. Дорогами легенд. М.: Советский художник, 1967.

28. Ру, Жан-Поль. Тамерлан. Пер. с фр. М.: Молодая гвардия; Палимпсест, 2012.

29. Мирокова, И. “Клавихо. ‘Дневник путешествия в Самарканд’ (сравнительная характеристика двух печатных изданий 1582 и 1782 г.)”. В изд. Письменные памятники Востока. История, филология, ред. Магомед-Нури Османов и др., 133–43. М.: Наука, 1979.

30. Адамова, Адель. Персидские рукописи, живопись и рисунок XV — начала XX века. Каталог коллекции. Санкт-Петербург: Изд-во Гос. Эрмитажа, 2010.

31. Гасанзаде, Джамиля, и Агасалим Эфендиев. “Бехзад, его влияние и роль в Тебризе”. Искусство, no. 2 (2014): 56–63.

32. Ашрафи, Мухаддим. Бехзад и развитие Бухарской школы миниатюры. Душанбе: Дониш, 1987.

33. Adamova, Adel. Mediaeval Persian Painting: The Evolution of an Artistic Vision. Eng. ed. New York: Bibliotheca Persica, 2008.

34. Adamova, Adel, and Manijeh Bayani. Persian Painting. The Arts of the Book and Portraiture. London: Thames & Hudson, 2015.

Источники

I. Клавихо, Руй Гонсалес де. “Дневник путешествия ко двору Тимура в Самарканде в 1403–1406 гг.”. Ред. Измаил Срезневский. СПб.: тип. Академии наук, 1881. (Сборник Отделения русского языка и словесности Императорской Академии наук, т. 28, no. 1).

II. Клавихо, Руи Гонсалес де. Дневник путешествия в Самарканд ко двору Тимура (1403–1406). Пер. с исп. М.: Наука, 1990. Дата обращения февраль 17, 2021. https://www.indostan.ru/biblioteka/knigi/3181/4379_1_o.pdf.

III. Clavijo, Ruy Gonzales de. Vida y hazañas del gran Tamorlan. Sevilla: s. n., 1582.

IV. Clavijo, Ruy Gonzales de. Vida y hazañas del gran Tamorlan. Madrid: s. n., 1782.

V. Clavijo, Ruy Gonzales de. Narrative of the Embassy of Ruy Gonzalez de Clavijo to the Court of Timour at Samarkand A. D. 1403–1406. Eng. ed. London: Hakluyt Society Publ., 1859.

VI. Clavijo, Ruy Gonzales de. Embassy to Tamerlane. 1403–1406. London: Harper, 1928.

VII. Clavijo, Ruy Gonzales de. Embassy to Tamerlane, 1403–1406. London: Hardinge Simpole, 2009.

VIII. Навои, Алишер. Избранные произведения. Ред. Александр Дейч и Лев Пеньковский. Л.: Советский писатель, 1948.

IX. “Сказка о лиловой бане, лиловом городе и Масуде”. В сб. Персидские сказки, 226–40. М.: Изд-во восточной литературы, 1959.

X. Аникин, Владимир, ред. “Сказки народов Азии”. В кн. Сказки народов мира, т. III: 643–4. М.: Детская литература, 1988.

References

1. Pugachenkova, Galina. Ways of development of architecture of south Turkmenistan of the time of slavery and feudalism. Moscow: Academy of Sciences Publ., 1958. (In Russian)

2. Golombek, Lisa, and Donald Wilber. The Timurid Architecture of Iran and Turan. 2 vols. Princeton: Princeton University Press, 1988.

3. Golombek, Lisa, and Maria Subtelny, eds. Timurid Art and Culture: Iran and Central Asia in the Fifteenth Century. Leiden: Brill, 2014.

4. Dale, Stephen. “The Legacy of the Timurids”. Journal of the Royal Asiatic Society, no. 8 (1998): 43–58.

5. Habibi, Amir. Art of the Timurid Era. Tehran: Bonyad-e Farhang Publisher, 1976. (In Farsi)

6. Hillenbrand, Robert. “The Timurid Achievement in Architecture”. In A survey of Persian art from prehistoric time to the present, 18 vols. Ed. Abbas Daneshvari, vol. 18: 235–45. Costa Mesa: Mazda Publ., 2005.

7. Hillenbrand, Robert. “Aspects of Timurid Architecture in Central Asia”. In Utrecht Papers on Central Asia. Proceedings of the First European Seminar of Central Asian Studies held at Utrecht, 16–18 December 1985, eds Mark van Damme and Hendrik Boeschoten, 255–86. Utrecht: University of Utrecht, 1987.

8. O’Kane, Bernard. Timurid Architecture in Khurasan. Costa Mesa: Mazda Publ., 1987.

9. O’Kane, Bernard. “Iran and Central Asia”. In The Mosque: history, architectural development and regional diversity, ed. Martin Frishman and Hasan-Uddin Khan, 118–39. London: Thames and Hudson, 1994.

10. Akhmedov, Buritai, Roziia Mukminova and Galina Pugachenkova. Amir Temur. Amir Temur. Life and social-political activity. Tashkent: Universitet Publ., 1999. (In Russian)

11. Tursunova, Gulchekhra. “Main stages of activity of Amir Temur”. PhD thesis. Khudzhand’ department of Tadzhikskiy University of commercy, 2006. (In Russian)

12. Starodub, Tatiyana. “Evolution of types of medieval musulman architercture”. DA thesis. Research Institute of the Theory and History of Fine Arts, Russian Academy of Arts, 2006. (In Russian)

13. Voronina, Veronika. Architectural monuments of Middle Asia: Bukhara, Samarkand. Leningrad: Avrora Publ., 1969. (In Russian)

14. Onullakhi, Seidaga. “Tebriz during 13th–17th centuries (Social-economical history of city)”. DH thesis. Institute of history of Academy of Sciences of Azerbaidzhanskaya SSR, 1982. (In Russian)

15. Iusupova, Mavliuda. “School of architecture of the 15th–17th centuries in Bukhara: specific features and dynamic of development”. DA thesis. Tashkentskiy architectural-building’ Institute, 2000. (In Russian)

16. Bernadini, Michelle. “The Ceremonial Function of Markets in the Timurid City”. In Environmental Design, no. 9 (1991): 90–7.

17. O’Kane, Bernard. “The Timurid Bazar and the Origin of the Domed Tīm.” In Historians in Cairo: Essays in Honor of George Scanlon, ed. Jill Edwards, 17–28. Cairo: AUC Press, 2002.

18. Dold-Samplonius, Yvonne. “Calculation of Arches and Domes in 15th Century Samarkand” In Nexus III: Architecture and Mathematics, ed. Kim Williams, 45–55. Pisa: Pacini Editore, 2000.

19. Rakhimzade, Golamkhosein. “Development of architectural ornament of Maverannakhr and Khorasan during 14–15th centuries”. PhD thesis. Tajik National University, 2015. (In Russian)

20. Tondi, Akhmad. “Architectural decoration of Middle Asia of the time of Timurids”. PhD thesis. Moscow State University, 2003. (In Russian)

21. Necipoglu, Gülru. “Geometric Design in Timurid/Turkmen Architectural Practice: Thoughts on a Recently Discovered Scroll and Its Late Gothic Parallels” In Timurid Art and Culture: Iran and Central Asia in the Fifteenth Century, Lisa Golombek and Maria Subtelny (eds), 48–66. Leiden: E. J. Brill, 1992.

22. Bulatov, Mitkhat. Geometric harmonization in Central Asian Architecture in the 9th–15th Centuries. Moscow: Nauka Publ., 1978. (In Russian)

23. Chaghatai, Muhammad. “Indian links with Central Asia in architecture”. In Indian Arts and Letters, no. 11 (1937): 85–94.

24. Golombek, Lisa. “The paysage as funerary imagery in the Timurid Period”. In Muqarnas, no. 10 (1993): 241–52.

25. O’Kane, Bernard. “Timurid Stucco Decoration.” In Annales Islamologiques, no. 20 (1984): 85–101.

26. Sedlmayr, Hans. Kunst und Wahrheit. Zur Theorie und Methode der Kunstgeschichte. Rus. ed. Transl. by Iuriy Popov. St Petersburg: Axioma Publ., 2000. (In Russian)

27. Khalaminskii, Iuriy. By ways of legends. Moscow: Sovetskii khudozhnik Publ., 1967. (In Russian)

28. Roux, Jean-Paul. Tamerlan. Rus. ed. Moscow: Molodaia gvardiia Publ.; Palimpsest Publ., 2012. (In Russian)

29. Mirokova, I. “Clavijo. ‘Diary of travel to Samarkand’ (Characteristic comparison of two editions of 1582 and 1782)”. In Pis’mennye pamiatniki Vostoka. Istoriia, filologiia, eds Magomed-Nuri Osmanov and others, 133–43. Moscow: Nauka Publ., 1979. (In Russian)

30. Adamova, Adel. Persian Manuscripts, Painting and Drawings of the 15th — beginning of the 20th Century. Collection catalog. St Petersburg: State Hermitage Publ., 2010. (In Russian)

31. Gasanzade, Dzhamilja, and Agasalim Jefendiev. “Behzad, his influence and role in Tebriz”. Iskusstvo, no. 2 (2014): 56–63. (In Russian)

32. Ashrafi, Muhaddim. Behzad and development of Buhara school of miniature. Dushanbe: Donish Publ., 1987. (In Russian)

33. Adamova, Adel. Mediaeval Persian Painting: The Evolution of an Artistic Vision. Eng. ed. New York: Bibliotheca Persica, 2008.

34. Adamova, Adel, and Manijeh Bayani. Persian Painting. The Arts of the Book and Portraiture. London: Thames & Hudson, 2015.

Sources

I. Clavijo, Ruy Gonzales de. Diary of travel to the courtyard of Timur in Samarkand in 1403–1406. Rus. ed. Ed. Izmail Sreznevskii. St Petersburg: Akademiia nauk Print House, 1881. (Sbornik o russkom yazike i slovesnosti imperatorskoy Akademii nauk, vol. 28, no. 1). (In Russian)

II. Clavijo, Ruy Gonzales de. Diary of travel to the yard of Timur in Samarkand in 1403–1406. Rus. ed. Moscow: Nauka, 1990. Accessed February 17, 2021. https://www.indostan.ru/biblioteka/knigi/3181/4379_1_o.pdf. (In Russian)

III. Clavijo, Ruy Gonzales de. Vida y hazañas del gran Tamorlan. Sevilla: s. n., 1582.

IV. Clavijo, Ruy Gonzales de. Vida y hazañas del gran Tamorlan. Madrid: s. n., 1782.

V. Clavijo, Ruy Gonzales de. Narrative of the Embassy of Ruy Gonzalez de Clavijo to the Court of Timour at Samarkand A. D. 1403–1406. Eng. ed. London: Hakluyt Society, 1859.

VI. Clavijo, Ruy Gonzales de. Embassy to Tamerlane. 1403–1406. London: Harper, 1928.

VII. Clavijo, Ruy Gonzales de. Embassy to Tamerlane, 1403–1406. London: Hardinge Simpole, 2009.

VIII. Navoi, Alisher. Selected works. Alexandr Deusch and Lev Pen’kovskiy (eds). Leningrad: Sovetskiy pisatel’ Publ., 1948. (In Russian)

IX. “The tale about purple bath, purple city and Masud”. In Persian tales, 226–40. Мoscow: Vostochnaya literatura Publ., 1959. (In Russian)

X. Anikin, Vladimir, ed. “Tales of people of Asia”. In Tales of people of world, vol. III: 643–4. Мoscow: Detskaya literature Publ., 1988. (In Russian)

Загрузки

Опубликован

30.12.2022

Как цитировать

Морозова, А. В., & Даруди, А. (2022). Письменные и изобразительные источники по архитектуре Персии и Средней Азии эпохи владычества Тимура и Тимуридов. Вестник Санкт-Петербургского университета. Искусствоведение, 12(4), 724–743. https://doi.org/10.21638/spbu15.2022.409

Выпуск

Раздел

Источниковедение