Зооморфный код в кинематографе Андрея Хржановского

Авторы

  • Лидия Витальевна Кузнецова Санкт-Петербургский государственный университет

Аннотация

Каждый герой фильма Андрея Хржановского «Полторы комнаты, или Сентиментальное путешествие на родину», созданного на основе его мультипликационного фильма «Полтора кота», имеет в кинокартине свое alter ego из животного мира. Это проявляется в речи персонажей, их действиях, некоторых сюжетных ходах, даже в музыкальном оформлении фильма, а также в использовании анимационных вставок в кинокартину. Созданием второго плана повествования с зооморфными метафорами режиссер по-своему интерпретирует положенное в основу сценария своей кинокартины эссе И. Бродского «Полторы комнаты» и создает особый зооморфный код, отсылающий зрителей к культурным ассоциациям с ключевыми деталями героев и образов фильма. Так, основной в литературном тексте И. Бродского мотив смерти, представленный в размышлениях и воспоминаниях автора, в экранизации получает визуальное воплощение в образах двух ворон и кота — животных, связанных с миром мертвых. «Живое/мертвое» в визуальной системе искусства трансформируется через оппозицию «тоталитаризм/свобода» в новый вариант «человек/животное».

Ключевые слова:

Андрей Хржановский, кино, экранизация, зооморфизация, зооморфный код

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.

Биография автора

Лидия Витальевна Кузнецова, Санкт-Петербургский государственный университет

кандидат филологических наук, старший преподаватель кафедры русского языка как иностранного и методики его преподавания филологического факультета

Библиографические ссылки

Литература

1. Арутюнян С. М. Слово и визуальный образ (к проблеме экранизации литературных произведений) // Визуальный образ: междисциплинарные исследования. М.: ИФРАН, 2008. С. 129–135.

2. Чанцев А. Формула кошки [рец.: Мамедов А. Время четок. Полные версии двух романов. М., 2007. 592 с.] // Новый мир. 2008. № 2. С. 178–183.

3. Орел В. Е. Культура, символы и животный мир. Харьков: Гуманитарный центр, 2008. 584 с.

4. Эпштейн М. Н. Мир животных и самопознание человека (по мотивам русской поэзии ХIХ–ХХ веков) // Человек — природа — искусство: [сб. ст.]. Л.: Наука. Ленингр. отд-ние, 1986. С. 126–146.

5. Гура А. В. Символика животных в славянской народной традиции. М.: Индрик, 1997. 912 с.

6. Иванова-Казас О. М. Птицы в мифологии, фольклоре и искусстве. СПб.: Нестор-История, 2006. 172 с.

7. Евтеева И. В. Изовербальное повествование в отечественной анимации (1960–1970-е гг.) // Проблемы киноповествования: [сб. ст.]: в 2 ч. Ч. 1. СПб.: Российский институт истории искусств, 2010 . С. 97–140.

8. Злыднева Н. Инсектный код русской культуры XX века // Абсурд и вокруг: [сб. ст.] / отв. ред. О. Буренина. М.: Языки слав. культуры, 2004. С. 241–256.

9. Большой толковый словарь русского языка / под ред. С. А. Кузнецова. СПб.: Норинт, 2008. 1536 с.

10. Бродский И. Стихотворения. Эссе. Екатеринбург: У-Фактория, 2001. 752 с.


References

1. Arutiunian S.M. Vizual’nyi obraz: mezhdistsiplinarnye issledovaniia (Visual image: Interdisciplinary Research). Moscow: IFRAN, 2008, pp.129–135.

2. Chantsev A. Novyi mir. 2008. N 2, pp.178–183.

3. Orel V.E. Kul’tura, simvoly i zhivotnyi mir (Culture, symbols and animals). Khar’kov: Gumanitarnyi tsentr, 2008. 584 p.

4. Epshtein M.N. Chelovek — priroda — iskusstvo (Man - nature - art): [sb. st.]. Leningrad: Nauka. Leningr. otd-nie, 1986, pp.126–146.

5. Gura A.V. Simvolika zhivotnykh v slavianskoi narodnoi traditsii (Animal Symbolism in Slavic folk tradition). Moscow: Indrik, 1997. 912 p.

6. Ivanova-Kazas O.M. Ptitsy v mifologii, fol’klore i iskusstve (Birds in mythology, folklore and art). St Petersburg: Nestor-Istoriia, 2006. 172 p.

7. Evteeva I.V. Problemy kinopovestvovaniia (Problems cinematic): [sb. st.]: v 2 ch. Ch.1. St Petersburg: Ros-siiskii institut istorii iskusstv, 2010, pp.97–140.

8. Zlydneva N. Absurd i vokrug (Absurd and around): [sb. st.]. Ed. by O.Burenina. Moscow: Iazyki slav. kul’tury, 2004, pp.241–256.

9. Bol’shoi tolkovyi slovar’ russkogo iazyka (Big Dictionary of Russian language). Ed. by S.A.Kuznetsova. St Petersburg: Norint, 2008. 1536 p.

10. Brodskii I. Stikhotvoreniia. Esse (Poem. Essay). Ekaterinburg: U-Faktoriia, 2001. 752 p.

Загрузки

Опубликован

18.03.2013

Как цитировать

Кузнецова, Л. В. (2013). Зооморфный код в кинематографе Андрея Хржановского. Вестник Санкт-Петербургского университета. Искусствоведение, 3(1), 61–67. извлечено от https://artsjournal.spbu.ru/article/view/1647

Выпуск

Раздел

Кино