Золото в скифском зверином стиле: символика и мифопоэтика

Авторы

  • Мадина Эрнестовна Султанова Казахский государственный педагогический университет им. Абая
  • Наталья Александровна Михайлова Казахский государственный педагогический университет им. Абая
  • Калдыкуль Серикбаевна Оразкулова Казахская Национальная Академия искусств им. Т. Жургенова

Аннотация

В статье анализируется сакральная природа металла вообще и золота в частности как основополагающих материалов в эстетике и художественном своеобразии скифского звериного стиля. Среди множества существующих исследований о происхождении, особенностях образного языка и трактовки скифского звериного стиля, ничтожно мало внимания уделялось семантике золота — материала, имевшего огромное значение практически во всех древних культурах мира. Скифский звериный стиль чаще всего ассоциируется именно с золотом, хотя проявлял свою уникальность и в других материалах — камне, бронзе, железе и дереве. Помимо своих пластических свойств, золото для скифов имело особую ценность как «дар богов», символ царской власти, эквивалент магического союза Неба и Земли. Воплощая глобальные философские и эстетические императивы индоиранских и индоевропейских духовных традиций, в контексте скифского звериного стиля золото смогло раскрыть весь свой сокровенный и художественный потенциал. Авторы полагают, что исследование семантики самих художественных материалов способно представить феномен звериного стиля в новом ракурсе.

Ключевые слова:

скифский звериный стиль, металл, золото, эволюция, наследие

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.

Биографии авторов

Мадина Эрнестовна Султанова, Казахский государственный педагогический университет им. Абая

кандидат искусствоведения, старший преподаватель кафедры академического рисунка и МПСД

Наталья Александровна Михайлова, Казахский государственный педагогический университет им. Абая

кандидат педагогических наук, доцент, заведующая кафедрой графики и дизайна

Калдыкуль Серикбаевна Оразкулова, Казахская Национальная Академия искусств им. Т. Жургенова

кандидат философских наук, заведующая кафедрой истории и теории изобразительного искусства

Библиографические ссылки

Литература

1. Кореняко В. А. Искусство народов Центральной Азии и звериный стиль. М.: Вост. лит., 2002. 327 с.

2. Хазанов А. М. Кочевники и внешний мир. СПб.: Факультет филологии и искусств СПбГУ, 2008. 510 с.

3. Генон Р. Избранные сочинения. Царство количества и знамения времени. М.: Беловодье, 2003. 480 с.

4. Шпенглер О. Закат Европы: в 2 т. Т. 2. 720 с. Минск: ООО «Попурри», 1999.

5. Рерих Ю. Н. История Средней Азии: в 3 т. Т. I. 470 с. М.: Международный центр Рерихов, 2004.

6. Бруяко И. В. Ранние кочевники в Европе (X–V вв. до Р. Х.). Кишинев: Высшая Антропологическая Школа, 2005. 358 с.

7. Рерих Ю. Н. Звериный стиль у кочевников Северного Тибета // Рерих Ю. Н. Тибет и Центральная Азия: статьи, лекции, переводы. Самара: Агни, 1999. С. 28–55.

8. Райс Т. Т. Скифы. Строители степных пирамид. М.: Центрполиграф, 2004. 223 с.

9. Артамонов М. И. К вопросу о происхождении скифов // Вестник древней истории. 1950. № 2. С. 37–47.

10. Раевский Д. С. Очерки идеологии скифо-сакских племен. Опыт реконструкции скифской мифологии // Раевский Д. С. Мир скифской культуры. Ч. 1. М.: Языки славянских культур, 2006. С. 17–265.

11. Раевский Д. С. Модель мира скифской культуры. М.: Наука, 1985. 254 с.

12. Переводчикова Е. В. Язык звериных образов: очерки искусства евразийских степей скифской эпохи. М.: Восточная литература РАН, 1994. 206 с.

13. Пшеничнюк А. Х. Олени Филлиповки // Золотые олени Евразии. СПб.: Славия, 2003. С. 9–33.

14. Королькова Е. Ф. Звериный стиль Евразии. Искусство племен Нижнего Поволжья и Южного Приуралья в скифскую эпоху (VII–IV вв. до н. э.). Проблемы стиля и этнокультурной принадлежности. СПб.: Петербургское Востоковедение, 2006. 272 с.

15. Самашев З., Чжан Со Хо, Боковенко Н., Мургабаев С. Наскальное искусство Казахстана. Астана: Фонд истории Северо-Восточной Азии, 2011. 463 с.

16. Самашев З. БЕРЕЛ. Алматы: Таймас, 2011. 236 с.

17. Артамонов М. И. К вопросу о происхождении скифского искусства // Сообщения Государственного Эрмитажа. Л., 1962. [Вып.] XXII. С. 30–35.

18. Каган М. С. О прикладном искусстве // Каган М. С. Избранные труды: в VII т. Т. V: Проблемы теоретического искусствознания и эстетики. СПб.: Петрополис, 2008. С. 71–191.

19. Акишев А. К. Искусство и мифология саков. Алма-Ата: Наука, 1984. 176 с.

20. Черных Е. Н. Степной пояс Евразии: феномен кочевых культур. М.: Рукописные памятники Древней Руси, 2009. 624 с.

21. Черных Е. Н. Философия металла // В мире науки. 2006. № 7. С. 62–69.

22. Кун Н. А. Легенды и мифы древней Греции. Алматы: Жалын, 1985. 384 с.

23. Лосев А. Ф. Гефест // Мифы народов мира: энциклопедия; в 2 т. Т. 1. М.: Советская энциклопедия, 1980. С. 299–230.

24. Элиаде М. Азиатская алхимия: сб. эссе. М.: Янус-К, 1998. 604 с.

25. Крамер С. История начинается в Шумере. М.: Наука, 1965. 257 с.

26. Геродот. История. Л.: Наука, 1972. 547 с.

27. Черных Е. Н. Древнейшая металлургия в Старом и Новом Свете: феномен и парадоксы развития: сб. науч.-популярных статей / под ред. В. И. Конова. М.: Октопус, 2007. С. 427–437.

28. Фрейденберг О. М. Слепец над обрывом // Страницы. 1993. № 2. С. 83–91.

29. Аверинцев С. С. Золото в системе символов ранневизантийской культуры // Поэтика ранневизантийской литературы: сб. статей. СПб.: Азбука-классика, 2004. С. 404–425.

30. Королькова Е. Ф. Властелины степей. СПб.: Государственный Эрмитаж, 2006. 136 с.

31. Журавлев Д. В., Фирсов К. Б. Олени и скифское золото // Золотые олени Евразии. СПб.: Славия, 2003. С. 58–59.

32. Литвинский Б. А. «Золотые люди» в древних погребениях Центральной Азии // Советская этнография. 1982. № 4. С. 34–43.

33. Дюмезиль Ж. Осетинский эпос и мифология. М.: Наука, 1976. 268 с.

34. Новичкова Т. А. Сор и золото в фольклоре // Полярность в культуре. СПб.: Terra fantastica, 1996. С. 121–156. (Канун. Альманах. Вып. 2.)

35. Николова В. Золотое в болгарской свадьбе // Признаковое пространство культуры / отв. ред. С. М. Толстая. М.: Индрик, 2002. С. 239–253.

36. Михайлин В. М. Тропа звериных слов: пространственно ориентированные культурные коды в индоевропейской традиции. М.: Новое литературное обозрение, 2005. 540 с.

37. Литвинский Б. А. Кангюйско-сарматский фарн (к историко-культурным связям племен южной России и Средней Азии). Душанбе: Дониш, 1968. 120 с.

38. Шпенглер О. Закат Европы: в 2 т. Т. 1. М.: Эксмо, 2007. 800 с.


References

1. Koreniako V.A. Iskusstvo narodov Tsentral’noi Azii i zverinyi stil’ (Art of Central Asia and the animal style). Moscow: Vost. lit., 2002. 327 p.

2. Khazanov A.M. Kochevniki i vneshnii mir (Nomads and the outside world). St Petersburg: Fakul’tet filologii i iskusstv SPbGU, 2008. 510 p.

3. Genon R. Izbrannye sochineniia. Tsarstvo kolichestva i znameniia vremeni (Selected Writings. Realm of numbers and signs of the times). Moscow: Belovod’e, 2003. 480 p.

4. Shpengler O. Zakat Evropy (Sunset of Europe): v 2 t. T.2. 720 p. Minsk: OOO «Popurri», 1999.

5. Rerikh Iu.N. Istoriia Srednei Azii (History of Central Asia): v 3 t. T.I. 470 p. Moscow: Mezhdunarodnyi tsentr Rerikhov, 2004.

6. Bruiako I.V. Rannie kochevniki v Evrope (X–V vv. do R.Kh.) (Early nomads in Europe (X-V cc. BC)). Kishinev: Vysshaia Antropologicheskaia Shkola, 2005. 358 p.

7. Rerikh Iu.N. Tibet i Tsentral’naia Aziia: stat’i, lektsii, perevody (Tibet and Central Asia: articles, lectures, translations). Samara: Agni, 1999, pp. 28–55.

8. Rais T.T. Skify. Stroiteli stepnykh piramid (Scythians. Builders steppe pyramids). Moscow: Tsentrpoligraf, 2004. 223 p.

9. Artamonov M.I. Vestnik drevnei istorii. 1950. N 2, pp.37–47.

10. Raevskii D.S. Mir skifskoi kul’tury (World Scythian culture). Ch. 1. Moscow: Iazyki slavianskikh kul’tur, 2006, pp.17–265.

11. Raevskii D.S. Model’ mira skifskoi kul’tury (World model of the Scythian culture). Moscow: Nauka, 1985. 254 p.

12. Perevodchikova E.V. Iazyk zverinykh obrazov: ocherki iskusstva evraziiskikh stepei skifskoi epokhi (Language animal images: Essays on Art Eurasian steppe Scythian epoch). Moscow: Vostochnaia literatura RAN, 1994. 206 p.

13. Pshenichniuk A.Kh. Zolotye oleni Evrazii (Golden Deer of Eurasia). St Petersburg: Slaviia, 2003, pp.9–33.

14. Korol’kova E.F. Zverinyi stil’ Evrazii. Iskusstvo plemen Nizhnego Povolzh’ia i Iuzhnogo Priural’ia v skifskuiu epokhu (VII–IV vv. do n.e.). Problemy stilia i etnokul’turnoi prinad-lezhnosti (Animal Style Eurasia. Tribal Art of the Lower Volga and Southern Urals in the Scythian period (VII-IV centuries BC.). Style issues and ethno-cultural). St Petersburg: Peterburgskoe Vostokovedenie, 2006. 272 p.

15. Samashev Z., Chzhan So Kho, Bokovenko N., Murgabaev S. Naskal’noe iskusstvo Kazakhstana (Rock art in Kazakhstan). Astana: Fond istorii Severo-Vostochnoi Azii, 2011. 463 p.

16. Samashev Z. BEREL (Berel). Almaty: Taimas, 2011. 236 p.

17. Artamonov M.I. Soobshcheniia Gosudarstvennogo Ermitazha (Report of the State Hermitage). Leningrad, 1962. [Issue] XXII, pp.30–35.

18. Kagan M.S. Izbrannye trudy (Selected works): v VII t. T.V: Problemy teoreticheskogo iskusstvoznaniia i estetiki. St Petersburg: Petropolis, 2008, pp.71–191.

19. Akishev A.K. Iskusstvo i mifologiia sakov (Art and mythology of Saks). Alma-Ata: Nauka, 1984. 176 p.

20. Chernykh E.N. Stepnoi poias Evrazii: fenomen kochevykh kul’tur (Steppe zone of Eurasia: the phe-nomenon of nomadic culture). Moscow: Rukopisnye pamiatniki Drevnei Rusi, 2009. 624 p.

21. Chernykh E.N. V mire nauki. 2006. N 7, pp.62–69.

22. Kun N.A. Legendy i mify drevnei Gretsii (Myths and Legends of Ancient Greece). Almaty: Zha-lyn, 1985. 384 p.

23. Losev A.F. Mify narodov mira: entsiklopediia (Myths of the World: An Encyclopedia); v 2 t. T.1. Moscow: Sovetskaia entsiklopediia, 1980, pp.299–230.

24. Eliade M. Aziatskaia alkhimiia (Asian alchemy): sb. esse. Moscow: Ianus-K, 1998. 604 p.

25. Kramer S. Istoriia nachinaetsia v Shumere (The story begins in Sumer). Moscow: Nauka, 1965. 257 p.

26. Gerodot. Istoriia (The history). Leningrad: Nauka, 1972. 547 p.

27. Chernykh E.N. Drevneishaia metallurgiia v Starom i Novom Svete: fenomen i paradoksy razvitiia (Ancient metallurgy in the Old and the New World: the phenomenon and paradoxes of development): sb. nauch.-populiarnykh statei. Ed. by V.I.Konova. Moscow: Oktopus, 2007, pp.427–437.

28. Freidenberg O.M. Stranitsy. 1993. N 2, pp.83–91.

29. Averintsev S.S. Poetika rannevizantiiskoi literatury (Poetics of early Byzantine literature): sb. statei. St Petersburg: Azbuka-klassika, 2004, pp.404–425.

30. Korol’kova E.F. Vlasteliny stepei (Lords of the steppes). St Petersburg: Gosudarstvennyi Ermitazh, 2006. 136 p.

31. Zhuravlev D.V., Firsov K.B. Zolotye oleni Evrazii (Golden Deer of Eurasia). St Petersburg: Slaviia, 2003, pp.58–59.

32. Litvinskii B.A. Sovetskaia etnografiia. 1982. N 4, pp.34–43.

33. Diumezil’ Zh. Osetinskii epos i mifologiia (Ossetian epics and mythology). Moscow: Nauka, 1976. 268 p.

34. Novichkova T.A. Poliarnost’ v kul’ture (Polarity in culture). St Petersburg: Terra fantastica, 1996, pp.121–156. (Kanun. Al’manakh. Issue 2.)

35. Nikolova V. Priznakovoe prostranstvo kul’tury (Feature space of culture). Ed. by S.M.Tolstaia. Moscow: Indrik, 2002, pp.239–253.

36. Mikhailin V.M. Tropa zverinykh slov: prostranstvenno orientirovannye kul’turnye kody v indoevropeiskoi traditsii (The trail of animal words: space-oriented cultural codes in the Indo-European tradition). Moscow: Novoe literaturnoe obozrenie, 2005. 540 p.

37. Litvinskii B.A. Kangiuisko-sarmatskii farn (k istoriko-kul’turnym sviaziam plemen iuzhnoi Rossii i Srednei Azii) (Kangyui-Sarmatian Farn (the historical and cultural ties between the tribes of southern Russia and Central Asia)). Dushanbe: Donish, 1968. 120 p.

38. Shpengler O. Zakat Evropy (Sunset of Europe): v 2 t. T.1. Moscow: Eksmo, 2007. 800 p.

Загрузки

Опубликован

18.03.2013

Как цитировать

Султанова, М. Э., Михайлова, Н. А., & Оразкулова, К. С. (2013). Золото в скифском зверином стиле: символика и мифопоэтика. Вестник Санкт-Петербургского университета. Искусствоведение, 3(1), 199–210. извлечено от https://artsjournal.spbu.ru/article/view/1673

Выпуск

Раздел

Декоративно-прикладное искусство