Элла фон Шульц-Адаевски (1846–1926): творческая судьба музыканта и исследования музыкального фольклора европейских народов
DOI:
https://doi.org/10.21638/spbu15.2023.301Аннотация
Статья посвящена Элле фон Шульц-Адаевски, оставившей заметный след в русской и европейской музыкальной культуре второй половины ХIХ — начала ХХI в. Родилась в России, в Петербурге, продолжила свою творческую жизнь в Италии и Германии. Природные дарования и блестящее образование (училась у ведущих профессоров Петербургской консерватории: А.Дрейшока, Н.И.Зарембы, А.С.Фаминцына, И.К.Воячека) позволили ей максимально раскрыть свой профессиональный потенциал как пианистки, композитора, исследователя музыки. Автор своеобразных произведений в разных жанрах, которые привлекательны и для современных исполнителей, Элла фон Шульц-Адаевски сочетала в себе амплуа музыканта-практика с глубокими, оригинальными теоретическими работами в области сравнительного музыкознания. Собственно, она стала одним из первооткрывателей этого метода, который лег в основу науки этномузыкологии. Яркое художественное и научное наследие до сих пор не получило достойной оценки в отечественном музыкознании. А между тем в истории мировой культуры ей было суждено стать первооткрывателем музыкального фольклора фриульских резиан, народная культура которых была также предметом серьезных научных интересов выдающихся филологов, лингвистов Петербургского университета: И.И.Срезневского, И.А.Бодуэна де Куртенэ. Труды Эллы фон Шульц и словесников заложили основу фундамента знаний о традициях славян, столетиями живущих на территории Северной Италии. В статьях, посвященных фольклору различных европейских народов, автор стремится найти глубинную «матрицу», отражающую генетические особенности культуры того или иного этноса. Новаторскими для своего времени являются идея Эллы фон Шульц о неразрывной связи музыкального фольклора и контекста его бытования, методы музыкального анализа с использованием синоптических таблиц. В статье впервые публикуются архивные материалы, излагаются сведения, отражающие период обучения Эллы фон Шульц в Петербургской консерватории, ее контакты с русскими музыкантами уже после ее отъезда за границу. Впервые также характеризуются неизвестные научные статьи, в которых образцы фольклора рассматриваются с позиций «этнологических документов».
Ключевые слова:
Элла фон Шульц, пианистка, композитор, этномузыкология, европейский фольклор, новаторские исследования
Скачивания
Библиографические ссылки
Загрузки
Опубликован
Как цитировать
Выпуск
Раздел
Лицензия
Статьи журнала «Вестник Санкт-Петербургского университета. Искусствоведение» находятся в открытом доступе и распространяются в соответствии с условиями Лицензионного Договора с Санкт-Петербургским государственным университетом, который бесплатно предоставляет авторам неограниченное распространение и самостоятельное архивирование.