Фасадная скульптура провинциальной эклектики на примере г. Ростова-на-Дону: иконография, символика, стилистика
DOI:
https://doi.org/10.21638/spbu15.2023.304Аннотация
Статья посвящена исследованию фасадной скульптуры эклектики в историческом центре Ростова-на-Дону, рассмотренной в соответствии с конкретными неостилями. Скульптура в оформлении фасадов памятников необарокко играет важную композиционную роль, акцентируя ритмическую организацию фасадов, подчеркивая центральные и угловые части зданий. Скульптурный декор в оформлении фасадов, выдержанных в рамках неогрека и неоренессанса, подчиняется композиционному ритму, заданному архитектурными формами, чаще всего размещается в архитектурно ограниченных полях, выделяет композиционные оси фасадов и более активно использует мотивы античного происхождения. В целом иконография скульптурного декора включает растительные мотивы (лавровые, цветочные, плодовые гирлянды, корзины с цветами, аканты, венки, розетки), изображения предметов, в том числе символических (раковины, картуши, кадуцей, вазоны, рог изобилия, фонтан, атрибуты промышленности, торговли, наук и искусств, гербовые щиты), зооморфные образы (в основном львиные маскароны, грифоны), миксантропические и антропоморфные изображения. Среди последних фигурки путти, маскароны сатиров, Афродиты, Гермеса; поясные гермы Геракла, Омфалы, Деяниры; скульптуры нимф, Аполлона, Цереры, богинь Славы; сюжеты из истории Амура и Психеи. Символика скульптурного декора соответствует назначению здания, выражает идеи процветания и прогресса: Церера, Аполлон, богини Славы — на здании городской Думы; музыкальные инструменты и театральные маски — на здании театра; сюжеты, символизирующие различные виды деятельности, — на здании Общества залога имущества; атрибуты торговли, промышленности, наук, искусств, маскароны Гермеса и его кадуцей, рог изобилия — на доходных домах; Геракл, Деянира, Омфала, маскароны Афродиты — на особняках. Происходит «универсализация» маскаронов Гермеса и его кадуцея, которые используются повсеместно, появляются региональные мотивы (пчелы, засолка рыбы), отмечено использование декора неостилей на здании, воспроизводящем тип куреня. Стилистически скульптура ориентирована главным образом на классицизм и Ренессанс с использованием приемов маньеризма, барокко, рококо. Прототипами служат мотивы скульптурного убранства известных зданий Санкт-Петербурга, Вены, Берлина, Брюсселя, хронологически близкие рассматриваемым памятникам.
Ключевые слова:
архитектура Ростова-на-Дону, эклектика, фасадная монументально-декоративная скульптура, необарокко, неоренессанс, неогрек
Скачивания
Библиографические ссылки
Загрузки
Опубликован
Как цитировать
Выпуск
Раздел
Лицензия
Статьи журнала «Вестник Санкт-Петербургского университета. Искусствоведение» находятся в открытом доступе и распространяются в соответствии с условиями Лицензионного Договора с Санкт-Петербургским государственным университетом, который бесплатно предоставляет авторам неограниченное распространение и самостоятельное архивирование.