Фасадная скульптура провинциальной эклектики на примере г. Ростова-на-Дону: иконография, символика, стилистика

Авторы

  • Евгения Михайловна Кишкинова Донской государственный технический университет https://orcid.org/0009-0006-9331-2549

DOI:

https://doi.org/10.21638/spbu15.2023.304

Аннотация

Статья посвящена исследованию фасадной скульптуры эклектики в историческом центре Ростова-на-Дону, рассмотренной в соответствии с конкретными неостилями. Скульптура в оформлении фасадов памятников необарокко играет важную композиционную роль, акцентируя ритмическую организацию фасадов, подчеркивая центральные и угловые части зданий. Скульптурный декор в оформлении фасадов, выдержанных в рамках неогрека и неоренессанса, подчиняется композиционному ритму, заданному архитектурными формами, чаще всего размещается в архитектурно ограниченных полях, выделяет композиционные оси фасадов и более активно использует мотивы античного происхождения. В целом иконография скульптурного декора включает растительные мотивы (лавровые, цветочные, плодовые гирлянды, корзины с цветами, аканты, венки, розетки), изображения предметов, в том числе символических (раковины, картуши, кадуцей, вазоны, рог изобилия, фонтан, атрибуты промышленности, торговли, наук и искусств, гербовые щиты), зооморфные образы (в основном львиные маскароны, грифоны), миксантропические и антропоморфные изображения. Среди последних фигурки путти, маскароны сатиров, Афродиты, Гермеса; поясные гермы Геракла, Омфалы, Деяниры; скульптуры нимф, Аполлона, Цереры, богинь Славы; сюжеты из истории Амура и Психеи. Символика скульптурного декора соответствует назначению здания, выражает идеи процветания и прогресса: Церера, Аполлон, богини Славы — на здании городской Думы; музыкальные инструменты и театральные маски — на здании театра; сюжеты, символизирующие различные виды деятельности, — на здании Общества залога имущества; атрибуты торговли, промышленности, наук, искусств, маскароны Гермеса и его кадуцей, рог изобилия — на доходных домах; Геракл, Деянира, Омфала, маскароны Афродиты — на особняках. Происходит «универсализация» маскаронов Гермеса и его кадуцея, которые используются повсеместно, появляются региональные мотивы (пчелы, засолка рыбы), отмечено использование декора неостилей на здании, воспроизводящем тип куреня. Стилистически скульптура ориентирована главным образом на классицизм и Ренессанс с использованием приемов маньеризма, барокко, рококо. Прототипами служат мотивы скульптурного убранства известных зданий Санкт-Петербурга, Вены, Берлина, Брюсселя, хронологически близкие рассматриваемым памятникам.

Ключевые слова:

архитектура Ростова-на-Дону, эклектика, фасадная монументально-декоративная скульптура, необарокко, неоренессанс, неогрек

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.
 

Библиографические ссылки

Литература

1. Пунин, Андрей. Архитектура Петербурга середины и второй половины XIX века. Том 1. 1830–1860-е годы. Ранняя эклектика. СПб.: Крига, 2011.

2. Пунин, Андрей. Архитектура Петербурга середины и второй половины XIX века. Том 3. 1860–1890-е годы. СПб.: Крига, 2020.

3. Лисовский, Владимир. Архитектура Петербурга. Три века истории. СПб.: Славия, 2004.

4. Бурдяло, Алексей. Необарокко в архитектуре Петербурга. СПб.: Искусство-СПб., 2002.

5. Царева, Софья. “Скульптурный декор в архитектуре Москвы конца XVIII — первой половины XIX века. Тематика, иконографические источники, скульптурные мастерские”. Автореф. дис. канд. иск., Научно-исследовательский институт теории и истории архитектуры и градостроительства, 2018.

6. Окунева, Татьяна. “Семантика архитектурного декора русского модерна”. Автореф. дис. канд. иск., Российский государственный гуманитарный университет, 2010.

7. Соколов, Борис. “Каменный сад русского модерна”. Наше наследие, no. 3 (2005): 150–65.

8. Халпахчьян, Оганес. Архитектура Нахичевани-на-Дону. Ереван: Айастан, 1988.

9. Есаулов, Георгий. Архитектура Юга России: от истории к современности. М.: Архитектура-С, 2016.

10. Есаулов, Георгий, и Валентина Черницына. Архитектурная летопись Ростова-на-Дону. Ростов н/Д.: Малыш, 1999.

11. Волошинова, Любовь. Бульварная площадь. Ростов н/Д.: Донской издательский дом, 2001.

12. Волошинова, Любовь. Перекресток столетий. Ростов н/Д.: Донской издательский дом, 2004.

13. Волошинова, Любовь. “Ростовские годы Сильвестро Тонитто”. Донской временник, вып. 27 (2018): 133–7.

14. Волошинова, Любовь. Творения московских и петербургских зодчих в Ростове-на-Дону. Ростов н/Д.: Новая книга, 2003.

15. Москаленко, Ирина. “Стилистические особенности эклектики в центральной части города Ростова-на-Дону на рубеже XIX — XX веков”. Инженерный вестник Дона, no. 2 (2013). Дата обращения июнь 22, 2021. https://cyberleninka.ru/article/n/stilisticheskie-osobennosti-eklektiki-v-tsentralnoy-chasti-goroda-rostova-na-donu-na-rubezhe-xix-xx-vekov.

16. Тер-Абрамиан, Иван. Весь Ростов н/Д на 1897 год. Адрес-календарь, торгово-промышленная справочная книга. Ростов н/Д.: Типо-лит. И. А. Тер-Абрамиан, 1897.

17. Гуржиева, Ирина. “Пластика неоклассики и модерна”. Коллекционеръ, no. 4 (2011): 30–3.

18. Ухрянченко, Елена. “Нарративные рельефы в ростовской архитектуре конца XIX — начала XX веков”. Известия Ростовского государственного строительного университета, no. 19 (2015): 274–9.

19. Чеснок, Валерий. Олимпийские богини, боги и герои Большой Садовой. Ростов н/Д.: ГинГО, 2010.

20. Кишкинова, Евгения, Виктория Пищулина и Анна Попова. Творчество академика архитектуры А. Н. Померанцева. Ростов н/Д.: ЛАКИ ПАК, 2015.

21. Кишкинова, Евгения, и Анна Попова. “Фасадная скульптура модерна в Ростове-на-Дону”. Заметки ученого, no. 4–1 (2021): 31–40.

22. Кишкинова, Евгения, и Милена Стародубцева. “Образ льва в монументально-декоративной скульптуре Ростова-на-Дону конца XIX — начала XX века”. Заметки ученого, no. 1-1 (2022): 466–70.

23. Барановский, Георгий. Архитектурная энциклопедия второй половины XIX века. 7 томов. СПб.: Издание редакции журнала «Строитель», 1904, т. 3.

24. Ботт, Ираида. “Неостили в русской мебели XIX века. Петербургские мебельные мастерские в эпоху историзма”. Дис. канд. иск., Санкт-Петербургский государственный академический институт живописи, скульптуры и архитектуры им. И. Е. Репина, 2008.

References

1. Punin, Andrey. Architecture of St Petersburg in the middle and second half of the 19th century. Volume 1. 1830–1860s. early eclecticism. St Petersburg: Kriga Publ., 2011. (In Russian)

2. Punin, Andrey. Architecture of St Petersburg in the middle and second half of the 19th century. Volume 3. 1860–1890s. St Petersburg: Kriga Publ., 2020. (In Russian)

3. Lisovsky, Vladimir. Petersburg architecture. Three centuries of history. St Petersburg: Slaviia Publ., 2004. (In Russian)

4. Burdyalo, Alexey. Neo-baroque in the architecture of St Petersburg. St Petersburg: Iskusstvo-SPb Publ., 2002. (In Russian)

5. Tsareva, Sophia. “Sculptural decoration in the architecture of Moscow at the end of the 18th — the first half of the 19th century. Themes, iconographic sources, sculptural workshops”. PhD thesis abstract, Nauchno-issledovatel’skii institut teorii i istorii arkhitektury i gradostroitel’stva, 2018. (In Russian)

6. Okuneva, Tatiana. “Semantics of Russian Art Nouveau Architectural Décor”. PhD thesis abstract, Rossiiskii gosudarstvennyi gumanitarnyi universitet, 2010. (In Russian)

7. Sokolov, Boris. “Stone Garden of Russian Art Nouveau”. Our Heritage, no. 3 (2005): 150–65. (In Russian)

8. Khalpakhchyan, Hovhannes. Architecture of Nakhichevan-on-Don. Yerevan: Ayastan Publ., 1988. (In Russian)

9. Esaulov, Georgy. Architecture of the South of Russia: from history to the present. Moscow: Arkhitektura-S Publ., 2016. (In Russian)

10. Esaulov, Georgy, and Valentina Chernitsyna. Architectural chronicle of Rostov-on-Don. Rostov-on-Don: Malysh Publ., 1999. (In Russian)

11. Voloshinova, Lyubov. Boulevard Square. Rostov-on-Don: Donskoi izdatelskii dom Publ., 2001. (In Russian)

12. Voloshinova, Lyubov. Crossroads of centuries. Rostov-on-Don: Donskoi izdatelskii dom Publ., 2004. (In Russian)

13. Voloshinova, Lyubov. “Rostov years of Silvestro Tonitto”. Donskoi Vremennik 27 (2018): 133–7. (In Russian)

14. Voloshinova, Lyubov. Creations of Moscow and St Petersburg architects in Rostov-on-Don. Rostov-on-Don: Novaia kniga Publ., 2003. (In Russian)

15. Moskalenko, Irina. “Stylistic features of eclecticism in the central part of the city of Rostov-on-Don at the turn of the 19th–20th centuries”. Don Engineering Gazette, no. 2 (2013). Accessed June 22, 2021. https://cyberleninka.ru/article/n/stilisticheskie-osobennosti-eklektiki-v-tsentralnoy-chasti-goroda-rostova-na-donu-na-rubezhe-xix-xx-vekov. (In Russian)

16. Ter-Abramian, Ivan. All Rostov-on-Don in 1897. Address-calendar, commercial and industrial reference book. Rostov-on-Don: Tipo-lit. I. A. Ter-Abramian Publ., 1897. (In Russian)

17. Gurzhieva, Irina. “Plastics of Neoclassicism and Modernity”. Collector, no. 4 (2011): 30–3. (In Russian)

18. Ukhryanchenko, Elena. “Narrative Reliefs in Rostov Architecture of the Late 19th — Early 20th Centuries”. Bulletin of the Rostov State University of Civil Engineering, no. 19 (2015): 274–9. (In Russian)

19. Tscesnok, Valery. Olympian goddesses, gods and heroes of Bolshaya Sadovaya. Rostov-on-Don: GinGO Publ., 2010. (In Russian)

20. Kishkinova, Evgenia, Victoria Pishchulina, and Anna Popova. Creativity of Academician of Architecture A. N. Pomerantsev. Rostov-on-Don: LAKI PAK Publ., 2015. (In Russian)

21. Kishkinova, Evgenia, and Anna Popova. “Modern Facade Sculpture in Rostov-on-Don”. Notes of a Scholar, no. 4–1 (2021): 31–40. (In Russian)

22. Kishkinova, Evgenia, and Milena Starodubtseva. “The Image of a Lion in the Monumental and Decorative Sculpture of Rostov-on-Don at the End of the 19th — Early 20th Centuries”. Notes of a Scholar, no. 1–1 (2022): 466–70. (In Russian)

23. Baranovsky, George. Architectural encyclopedia of the second half of the XIX century. 7 vols. St Petersburg: Edition of the editors of the magazine “Builder”, 1904, vol. 3. (In Russian)

24. Bott, Iraida. “Neo-styles in Russian furniture of the 19th century. Petersburg furniture workshops in the era of historicism”. PhD thesis, Sankt-Peterburgskii gosudarstvennyi akademicheskii institut zhivopisi, skul’ptury i arkhitektury imeni I. E. Repina, 2008. (In Russian)

Загрузки

Опубликован

29.09.2023

Как цитировать

Кишкинова, Е. М. (2023). Фасадная скульптура провинциальной эклектики на примере г. Ростова-на-Дону: иконография, символика, стилистика. Вестник Санкт-Петербургского университета. Искусствоведение, 13(3), 449–466. https://doi.org/10.21638/spbu15.2023.304

Выпуск

Раздел

Изобразительное искусство