Забайкальская живопись XVIII — начала ХХI в.: проблемы периодизации
DOI:
https://doi.org/10.21638/spbu15.2023.305Аннотация
Статья посвящена исследованию истории забайкальской живописи в контексте становления регионального изобразительного искусства, развития художественных направлений. Особенности забайкальского искусства связаны с удаленностью региона от культурных центров. Забайкальская живопись сложилась в результате проникновения традиций русского искусства и влияния местных национальных культур. В истории забайкальской живописи можно условно выделить несколько этапов. Первый этап становления (XVIII–XIX вв.) был связан с творчеством приезжих художников, появлением художников-самоучек. Выполнялись зарисовки во время этнографических экспедиций в Сибири, а также свой вклад внесли декабристы. Кроме того, была представлена иконопись. Расцвет изобразительного искусства Забайкалья (второй этап, XX в.) был представлен периодом активизации творческой и выставочной деятельности начала XX в., периодом плакатного искусства военных лет и периодом расцвета реалистической живописи. В период расцвета реалистической живописи (середина и вторая половина XX в.) создано достаточно много разнообразных по колориту пейзажей. Это открытые пространства, степи, дороги, лиричные пасмурные пейзажи, величественные горы севера Забайкалья и Бурятии, пейзажи Байкала. В сюжетной и исторической живописи изображались сцены советской действительности, события истории и культуры региона. Соцреализм отразился в портретах и в сюжетной живописи, создавались произведения «сурового стиля». Выделялись отдельные художники с ярко выраженным стилем, манерой. Создавались живописные произведения с декоративными, символическими, этническими мотивами, импрессионистические. На современном этапе (начало XXI в.) художники Забайкалья творят в традиционном и в модернистском направлении, в этнофутуризме. Глобализационные процессы, цифровизация стимулируют проникновение в регион разнообразных форм творчества, начинают реализовываться проекты современного искусства. Складываются традиции системы художественного образования.
Ключевые слова:
забайкальская живопись, забайкальские художники, забайкальский пейзаж, история забайкальской живописи, современное искусство Забайкалья, В. И. Форов, Я. И. Шплатов, С. М. Павлуцкий
Скачивания
Библиографические ссылки
Загрузки
Опубликован
Как цитировать
Выпуск
Раздел
Лицензия
Статьи журнала «Вестник Санкт-Петербургского университета. Искусствоведение» находятся в открытом доступе и распространяются в соответствии с условиями Лицензионного Договора с Санкт-Петербургским государственным университетом, который бесплатно предоставляет авторам неограниченное распространение и самостоятельное архивирование.