С. М. Эйзенштейн и ученики: антирелигиозная повесть «Каджана» К. К. Пипинашвили
DOI:
https://doi.org/10.21638/spbu15.2023.309Аннотация
Статья рассказывает о создании режиссером Константином Константиновичем Пипинашвили его первого фильма «Каджана» (1941). Пипинашвили в 1932 г. поступил на рабфак ГИКа, закончил его в 1936 г. и решил снять киноленту по повести классика грузинской литературы Н. Ломоури. В РГАЛИ были обнаружены документы, ранее не публиковавшиеся, которые пролили свет на отношения Пипинашвили с его учителем С. М. Эйзенштейном. Удалось выяснить, что между ними возникли крепкие дружеские отношения; планировалась, что кинолента Пипинашвили «Каджана» будет предисловием к фильму «Бежин луг». Однако запрет последнего и травля Эйзенштейна не позволили этим планам свершиться — киносъемки «Каджаны» были прекращены, несмотря на все усилия молодого режиссера. Сам Пипинашвили продолжил учиться, теперь уже на режиссерском факультете у Эйзенштейна, и в конце 1939 г., окончив ГИК, прибыл на Тбилисскую киностудию и попытался повторно запустить в кинопроизводство фильм «Каджана». Киностудия пошла навстречу Пипинашвили, была снята полнометражная кинолента, которая вышла в прокат на грузинском и русском языках в мае 1941 г. Нами была обнаружена стенограмма обсуждения фильма «Каджана» в Доме кино. Документ показывает, как воспринималась фигура Эйзенштейна в начале 1940-х годов, как относились в это время к антирелигиозному кинематографу, как затрагивалась проблема формализма. Также видно, как отличается официальная цель от идеи художника. Из писем Пипинашвили ясно, что он был нацелен на сотворчество, его захватывали идеи учителя. Из документов видно, чего хотят кинофункционеры: «Каджана» как педагогическая антирелигиозная повесть о вреде суеверий и светлом будущем грузинского народа. Пипинашвили удалось сохранить свой почерк и национальный колорит. Композиция, продуманность кадров, использование света и тени, монтаж — все это находится под влиянием Эйзенштейна.
Ключевые слова:
С. М. Эйзенштейн, К. К. Пипинашвили, антирелигиозное кино, история советского кино, формализм, «Бежин луг», грузинское кино, «Каджана»
Скачивания
Библиографические ссылки
Загрузки
Опубликован
Как цитировать
Выпуск
Раздел
Лицензия
Статьи журнала «Вестник Санкт-Петербургского университета. Искусствоведение» находятся в открытом доступе и распространяются в соответствии с условиями Лицензионного Договора с Санкт-Петербургским государственным университетом, который бесплатно предоставляет авторам неограниченное распространение и самостоятельное архивирование.