Программная речь князя Д. А. Голицына «О рисунке» (1769): происхождение текста и его историко-эстетическое значение

Авторы

  • Александр Георгиевич Сечин Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена https://orcid.org/0000-0002-2690-3123
  • Дарина Александровна Абдуллина Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена; Государственный Русский Музей https://orcid.org/0000-0002-4736-7841

DOI:

https://doi.org/10.21638/spbu15.2024.204

Аннотация

Статья посвящена речи «О рисунке» почетного члена Императорской Академии художеств, князя Дмитрия Алексеевича Голицына (1734–1803), которую он произнес в июле 1769 г. на торжественном публичном собрании академии. Текст доклада в середине XX в. был обнаружен в РГИА и долго считался его оригинальным сочинением, написанным сначала по-французски, а затем переведенным на русский язык. Главным результатом проведенного авторами статьи исследования стало открытие первоисточника этого текста Голицына, которым оказалось начало одноименного диалога из французского издания книги английского путешественника и писателя Дэниела Уэбба «Исследования о красотах живописи» (1765). Так как книга англичанина стала результатом его поездки в Рим, где он познакомился с ученым И. И. Винкельманом и живописцем А. Р. Менгсом, дилетант в истории искусства Уэбб, пересказав в своем сочинении мысли немецких теоретиков о подражании античным художникам, невольно стал передаточным звеном в попадании идей неоклассицизма на русскую почву. Дени Дидро познакомился с французским переводом книги Уэбба раньше Голицына, написал о ней очерк для «Литературной корреспонденции» Ф. М. Гримма и, видимо, рекомендовал ее князю. Однако Голицын не копировал текст Уэбба буквально, а приспособил его для своей цели — составления программной речи высокому собранию набирающей силу главной образовательной институции страны в области изящных искусств. В отличие от Винкельмана и Уэбба, апеллирующих исключительно к прошлому, российский аристократ вслед за Дидро видел в перспективе прогресс современного искусства не в слепом подражании античным мастерам, а в возрождении эмоциональной и интеллектуальной мощи древнего искусства усилиями свободных художников. Политические условия Российской империи времени правления Екатерины II предопределили хвалебный тон его выступления в духе абсолютной монархии Людовика XIV.

Ключевые слова:

Дмитрий Алексеевич Голицын, Дэниел Уэбб, Иоганн Иоахим Винкельман, Антон Рафаэль Менгс, Дени Дидро, Императорская академия художеств, античное искусство, неоклассицизм, рисунок

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.
 

Библиографические ссылки

Литература

1. “В Санкт-Петербурге, августа 4 дня”. Санкт-Петербургские ведомости, август 4, 1769.

2. Беляев, Николай, сост., авт. вступ. ст. и примеч. Торжественные публичные собрания и отчеты Императорской Академии художеств (1765, 1767–1770, 1772–1774, 1776, 1779, 1794, 1802–1815). СПб.: Б-ка Акад. наук, 2016.

3. Каганович, Абрам. Антон Лосенко и русское искусство середины XVIII столетия. М.: Изд-во Акад. художеств СССР, 1963.

4. Мозговая, Елена. “Сочинения Д. А. Голицына по вопросам изобразительного искусства”. В изд. Знаточество, коллекционирование, меценатство, ред. Нина Кутейникова, 11–9. СПб.: Ин-т живописи, скульптуры и архитектуры имени И. Е. Репина, 1992.

5. Мозговая, Елена, и Константин Лаппо-Данилевский. “Идеи И. И. Винкельмана и Петербургская академия художеств в XVIII столетии”. XVIII век, сборник 22 (2002): 155–79.

6. Штамбок, Анатолий, сост. “Д. А. Голицын (1734–1803)”. В изд. История эстетики. Памятники мировой эстетической мысли: Эстетические учения XVII–XVIII веков, ред.-сост. тома Вячеслав Шестаков, гл. ред. Михаил Овсянников, 765–7. 5 томов. М.: Искусство, 1964, т. 2.

7. Duquenne, Xavier. “Le prince Dmitri Galitzine (1734–1803) et la Belgique, avec son discours inédit en vue du développement des beaux-arts en Russie”. Revue belge d’Archéologie et d’Histoire de l’Art, no. 82 (2013): 105–34.

8. Сечин, Александр. “Истоки и смысл термина ‘пристойность’ в сочинениях князя Д. А. Голицына об изобразительных искусствах”. Вестник Санкт-Петербургского университета. Искусствоведение 12, no. 4 (2022): 682–707. https://doi.org/10.21638/spbu15.2022.407

9. Бедретдинова, Лариса. “Западноевропейская теория живописи в восприятии русских неофитов (идеи Р. де Пиля и А. Р. Менгса в России последней трети XVIII века)”. В сб. Художественный мир глазами иностранцев: впечатления, взаимовлияния, новые тенденции, отв. ред. Елена Федотова, 153–71. М.: Памятники исторической мысли, 2013.

10. Шарнова, Елена. “О создании языка истории искусства в России: ‘Описание знаменитых произведениями школ и вышедших из оных художников и проч.’ князя Д. А. Голицына”. В изд. Век Просвещения, ред. Сергей Карп и др., 337–60. М.: Наука, 2015, вып. 5.

11. Пожарова, Марина. Европейские концепции искусства в русской культуре XVIII века. Очерки. М.: БуксМАрт, 2022.

12. Плиний Младший. Письма. Книги I–X, пер. с лат. Мария Сергеенко; изд. подгот. М. Е. Сергеенко и А. И. Доватур. 2-е изд., перераб. М.: Наука, 1982. (Литературные памятники).

13. Webb, Daniel. An Inquiry into the Beauties of Painting and into the Merits of the Most Celebrated Painters, Ancient and Modern. London: R. and J. Dodsley, 1760.

14. Webb, Daniel. Remarks on the Beauties of Poetry. London: R. and J. Dodsley, 1762.

15. Webb, Daniel. Observations on the Correspondence between Poetry and Music. London: J. Dodsley, 1769.

16. Шестаков, Вячеслав, сост. Музыкальная эстетика Западной Европы XVII–XVIII веков. М.: Музыка, 1971. (Памятники музыкальной эстетической мысли).

17. Webb, Daniel. Recherches sur les beautés de la peinture, et sur le mérite des plus célèbres Peintres anciens & modernes. Ouvrage traduit de l’Anglois par M. B*** [Claude-François Bergier]. Paris: chez Briasson, 1765.

18. Gibson, Kennet. A Comment Upon Part of the Fifth Journey of Antoninus through Britain; in which the Situation of Durocobrivæ, the Seventh Station There Mentioned, is Discussed; and Castor, in Northamptonshire, is Shewn, from the Various Remains of Roman Antiquity, to Have an Undoubted Claim to the Situation. To which is Added a Dissertation on an Image of Jupiter Found There. London: John Nickols, 1800.

19. Pliny the Younger. Epistulae (Letters). Дата обращения ноябрь 01, 2023. https://www.perseus.tufts.edu/hopper/text?doc=urn:cts:latinLit:phi1318.phi001.perseus-lat1:3.6.2.

20. Плиний Старший. Естествознание. Об искусстве. Пер. с лат., предисл. и примеч. Гайк Таронян. М.: Ладомир, 1994.

21. Диодор Сицилийский. Историческая библиотека. Пер., ст., коммент. Олега Цыбенко. СПб.: Наука, 2022 (Памятники исторической мысли).

22. Винкельман, Иоганн Иоахим. История искусства древности. Малые сочинения. Изд. подготовил Игорь Бабанов. СПб.: Алетейя; Гос. Эрмитаж, 2000.

23. Diodorus Siculus. Bibliothecae historicae libri qui supersunt. Interprete Lorenz Rhodoman, ad fidem mss. [manuscriptum] recensuit Petrus Wesseling. Amsterdam: Sumptibus Jacobi Wetstenii, 1746, vol. 1.

24. Winkelmann, Giovanni. Storia delle arti del disegno presso gli antichi. Tradotta dal Tedesco e in questa edizione corretta e aumentata dall’abate Carlo Fea. Roma: Pagliarini, 1783, vol. 1.

25. Franciscus Junius F. F. Catalogus architectorum, mechanicorum, sed præcipue pictorum, statuariorum, cælatorum, tornatorum, aliorumque artificum, & operum quae fecerunt. Rotterdam: R. Leers, 1694.

26. Cullen, Fintan, ed. Sources in Irish Art: A Reader. Cork: Cork University Press, 2000.

27. Winckelmann, Johann Joachim. Winckelmanns Briefe an seine Freunde in der Schweiz. Hrsg. von Leonhard Usteri. Zürich: Orell, Geßner, Füßli u. Comp., 1778.

28. Mengs, Anton Raphael. Gedanken über die Schönheit und den Geschmack in der Malerei. Hrsg. von Johann Caspar Füßli. Zürich: Heidegger u. Comp., 1762.

29. Сечин, Александр. “Искусствознание и музеология: точки пересечения и грани соприкосновения”. Вестник Санкт-Петербургского университета. Искусствоведение 10, no. 3 (2020): 435–47. https://doi.org/10.21638/spbu15.2020.304

30. Государственный музей изобразительных искусств имени А. С. Пушкина. «Салоны» Дидро. Выставки современного искусства в Париже XVIII века: издание к выставке 6 июня — 1 октября 2023 года: каталог. Науч. ред. Сергей Карп; авт. ст. Анна Сулимова и др.; авт. катал. ст. Сергей Алексеев и др. М.: ABCdesign, 2023.

31. Карп, Сергей. “Фридрих Мельхиор Гримм и его ‘Литературная корреспонденция’ в России XVIII–XIX веков”. В изд. ГИИМ: Доклады по истории XVIII и XIX вв. / DHI Moskau: Vorträge zum 18. und 19. Jahrhundert, no. 23 (2015). Дата обращения ноябрь 01, 2023. http://www.perspectivia.net/publikationen/vortraege-moskau/karp_grimm?searchterm=Карп.

32. Grimm, Friedrich Melchior. Correspondance littéraire. 1763. Édition critique par Ulla Kölving et Françoise Tilkin. Ferney-Voltaire: Centre international d’étude du XVIIIe siècle, 2016, vol. 10.

33. Diderot, Denis. “Ouvrage de M. Webb sur la peinture, 15 janvier 1763 [La Correspondance littéraire]”. Présenté par Jean Varloot avec Jacques Chouillet et al. In Diderot, Denis. OEuvres complètes, présentée par Else Marie Bukdahl, Annette Lorenceau, Gita May, 308–19. 33 vols. Paris: Hermann, 1980, vol. 13.

34. Дюбо, Жан-Батист. Критические размышления о Поэзии и Живописи. Пер. с фр. Юрий Стефанов, общ. ред. Лидия Рейнгардт. М.: Искусство, 1975. (История эстетики в памятниках и документах).

35. Fontius, Martin. Winckelmann und die französische Erklärung. Berlin: Akademie-Verlag, 1968. (Sitzungsberichte der Deutschen Akademie der Wissenschaften zu Berlin. Klasse für Sprachen, Literatur und Kunst. Jahrgang 1968, no. 1).

36. Stammler, Wolfgang. “EDLE EINHEIT. Zur Geschichte eines kunsthistorischen Topos”. In Worte und Werte. Bruno Markwardt zum 60. Geburtstag, hrsg. von Gustav Erdmann und Alfons Eichstaedt, 359–82. Berlin: Walter de Gruyter and Co., 1961.

37. Лаппо-Данилевский, Константин / Lappo-Danilevskij, Konstantin. “Русская рецепция идей И. И. Винкельмана: хронология и специфика / Russische Winckelmann-Rezeption: Chronologie und Spezifika”. В изд. Древность и классицизм: наследие Винкельмана в России / Antike und Klassizismus — Winckelmanns Erbe in Russland. Akten des internationalen Kongresses: St. Petersburg, 30.09–01.10.2015, Hrsg. Max Kunze und Konstantin Lappo-Danilevskij, 11–38. Mainz: Franz Philipp Rutzen, 2017.

38. Карп, Сергей. “О Центре по изучению европейского Просвещения в Потсдаме”. XVIII век, сборник 21 (1999): 422–6.

39. Simon, Gerd, und Joachim Lerchenmueller. Im Vorfeld des Massenmords. Germanistik und Nachbarfächer im 2. Weltkrieg. Eine Übersicht. 4. Aufl. Tübingen: Universität Tübingen, 2009.

40. Simon, Gerd, und Ulrich Schermaul. “Chronologie Stammler, Wolfgang”. Дата обращения ноябрь 01, 2023. https://homepages.uni-tuebingen.de//gerd.simon/ChrStammler.pdf.

41. Addison, Joseph, Richard Steele et al. The Spectator. 4 vols. Ed. by Gregory Smith, introd. by Peter Smithers. London; New York: Everyman’s Library, 1945, vol. 3.

42. Дидро, Дени. “Опыт о живописи”. Пер. Ирина Волевич. В изд. Дидро, Дени. Салоны, сост. Лидия Рейнгардт, примеч. Елены Сапрыкиной, 203–42. 2 тома. М.: Искусство, 1989, т. 1

43. Мейнеке, Фридрих. Возникновение историзма. Пер. с нем. Валерия Брун-Цехового. 2-е изд. М.: Центр гуманитарных инициатив, 2013. (Книга света).

44. Цверава, Грант. Дмитрий Алексеевич Голицын, 1734–1803. Л.: Наука, 1985.

45. Филлипс, Кэтрин. “Рисунок Анны Доротеи Тербуш-Лисиевской из коллекции князя Дмитрия Алексеевича Голицына: немецкая художница в Париже и Петербурге”. В сб. Атрибуция, история и судьба предметов из музейных коллекций: сборник докладов научной конференции Кучумовские чтения, под общ. ред. Рифата Гафифуллина, 263–74. СПб.: Гос. музей-заповедник «Павловск», 2021.

Источники

I. РГИА. Ф. 789. Оп. 1. Ч. 1 (1768). Ед. хр. 368.

II. РГИА. Ф. 789. Оп. 1. Ч. 1 (1766). Ед. хр. 246.

III. РГИА. Ф. 789. Оп. 1. Ч. 1 (1806). Ед. хр. 1927.

IV. РГИА. Ф. 789. Оп. 1. Ч. 1 (1806). Ед. хр. 1926.

References

1. “In St. Petersburg on August 4”. Sankt-Peterburgskie vedomosti, August 4, 1769. (In Russian)

2. Beliaev, Nikolai, comp., introd. art. and notes. Solemn Public Meetings and Reports of the Imperial Academy of Arts (1765, 1767–1770, 1772–1774, 1776, 1779, 1794, 1802–1815). St. Petersburg: Biblioteka akademii nauk Publ., 2016. (In Russian)

3. Kaganovich, Abram. Anton Losenko and Russian Art of the mid-18th Century. Moscow: Izdatel’stvo Akademii khudozhestv SSSR Publ., 1963. (In Russian)

4. Mozgovaia, Elena. “The Writings of D. A. Golitsyn on Issues of Fine Art”. In Znatochestvo, kollektsionirovanie, metsenatstvo, ed. by Nina Kuteinikova, 11–9. St. Petersburg: Institut zhivopisi, skul’ptury i arkhitektury imeni I. E. Repina Publ., 1992. (In Russian)

5. Mozgovaia, Elena, and Konstantin Lappo-Danilevskii. “I. I. Winckelmann’s Ideas and the St. Petersburg Academy of Arts in the 18th Century”. XVIII vek, sbornik 22 (2002): 155–79. (In Russian)

6. Shtambok, Anatolii, comp. “Dmitry Golitsyn (1734–1803)”. In Istoriia estetiki. Pamiatniki mirovoi esteticheskoi mysli: Esteticheskie ucheniia XVII–XVIII vekov. Ed.-comp. of the vol. by Viacheslav Shestakov, chief ed. Mikhail Ovsiannikov, 765–7. 5 vols. Moscow: Iskusstvo Publ., 1964, vol. 2. (In Russian)

7. Duquenne, Xavier. “Le prince Dmitri Galitzine (1734–1803) et la Belgique, avec son discours inédit en vue du développement des beaux-arts en Russie”. Revue belge d’Archéologie et d’Histoire de l’Art, no. 82 (2013): 105–34.

8. Sechin, Alexander. “The Sources and Meaning of the Term Decency in the Writings of Prince Dmitry Golitsyn on Fine Arts”. Vestnik of Saint Petersburg University. Arts 12, no. 4 (2022): 682–707. https://doi.org/10.21638/spbu15.2022.407 (In Russian)

9. Bedretdinova, Larisa. “Western European Theory of Painting in the Perception of Russian Neophytes (the Ideas of R. de Piles and A. R. Mengs in Russia in the Last Third of the 18th Century). In Khudozhestvennyi mir glazami inostrantsev: vpechatleniia, vzaimovliianiia, novye tendentsi, exec. ed. Elena Fedotova, 153–71. Moscow: Pamiatniki istoricheskoi mysli Publ., 2013. (In Russian)

10. Sharnova, Elena. “On the Creation of the Language of Art History in Russia: ‘Description of the Famous Works of Schools and Artists Who Came Out of them, etc.’ of Prince D. A. Golitsyn”. In Vek Prosveshcheniia, ed. by Sergei Karp et al., 337–60. Moscow: Nauka Publ., 2015, iss. 5. (In Russian)

11. Pozharova, Marina. European Concepts of Art in the Russian Culture of the 18th Century. Essays. Moscow: BuksMArt Publ., 2022. (In Russian)

12. Pliny the Younger. Letters. Books I–X. Transl. from Latin by Mariia Sergeenko; eds Mariia Sergeenko and Aristid Dovatur. 2nd ed., rev. Moscow: Nauka Publ., 1982. (Literaturnye pamiatniki). (In Russian)

13. Webb, Daniel. An Inquiry into the Beauties of Painting and into the Merits of the Most Celebrated Painters, Ancient and Modern. London: R. and J. Dodsley, 1760.

14. Webb, Daniel. Remarks on the Beauties of Poetry. London: R. and J. Dodsley, 1762.

15. Webb, Daniel. Observations on the Correspondence between Poetry and Music. London: J. Dodsley, 1769.

16. Shestakov, Viacheslav, comp. Musical Aesthetics of Western Europe of the 17th–18th Centuries. Moscow: Muzyka Publ., 1971. (Pamiatniki muzykal’noi esteticheskoi mysli). (In Russian)

17. Webb, Daniel. Recherches sur les beautés de la peinture, et sur le mérite des plus célèbres Peintres anciens & modernes. Ouvrage traduit de l’Anglois par M. B*** [Claude-François Bergier]. Paris: chez Briasson, 1765.

18. Gibson, Kennet. A Comment Upon Part of the Fifth Journey of Antoninus through Britain; in which the Situation of Durocobrivæ, the Seventh Station There Mentioned, is Discussed; and Castor, in Northamptonshire, is Shewn, from the Various Remains of Roman Antiquity, to Have an Undoubted Claim to the Situation. To which is Added a Dissertation on an Image of Jupiter Found There. London: John Nickols, 1800.

19. Pliny the Younger. Epistulae (Letters). Accessed November 01, 2023. https://www.perseus.tufts.edu/hopper/text?doc=urn:cts:latinLit:phi1318.phi001.perseus-lat1:3.6.2.

20. Pliny the Elder. Natural History. On Art. Transl. from Latin, introd. art. and notes by Gaik Taronian. Moscow: Ladomir Publ., 1994. (In Russian)

21. Diodorus Siculus. Historical Library. Transl. from Greek, introd. art. and notes by Oleg Tsybenko. St. Petersburg: Nauka Publ., 2022, vol. 1. (Pamiatniki istoricheskoi mysli). (In Russian)

22. Winckelmann, Johann Joachim. History of the Art of Antiquity. Short Essays. Rus. ed. Transl., comment., prep. by Igor’ Babanov. St. Petersburg: Aleteiia Publ.; Gosudarstvennyi Ermitazh Publ., 2000. (In Russian)

23. Diodorus Siculus. Bibliothecae historicae libri qui supersunt. Interprete Lorenz Rhodoman, ad fidem mss. [manuscriptum] recensuit Petrus Wesseling. Amsterdam: Sumptibus Jacobi Wetstenii, 1746, vol. 1.

24. Winkelmann, Giovanni. Storia delle arti del disegno presso gli antichi. Tradotta dal Tedesco e in questa edizione corretta e aumentata dall’abate Carlo Fea. Roma: Pagliarini, 1783, vol. 1.

25. Franciscus Junius F. F. Catalogus architectorum, mechanicorum, sed præcipue pictorum, statuariorum, cælatorum, tornatorum, aliorumque artificum, & operum quae fecerunt. Rotterdam: R. Leers, 1694.

26. Cullen, Fintan, ed. Sources in Irish Art: A Reader. Cork: Cork University Press, 2000.

27. Winckelmann, Johann Joachim. Winckelmanns Briefe an seine Freunde in der Schweiz. Hrsg. von Leonhard Usteri. Zürich: Orell, Geßner, Füßli u. Comp., 1778.

28. Mengs, Anton Raphael. Gedanken über die Schönheit und den Geschmack in der Malerei. Hrsg. von Johann Caspar Füßli. Zürich: Heidegger u. Comp., 1762.

29. Sechin, Alexander. “Art History and Museology: Points of Intersection and Points of Contact”. Vestnik of Saint Petersburg University. Arts 10, no. 3 (2020): 435–47. https://doi.org/10.21638/spbu15.2020.304 (In Russian)

30. The Pushkin State Museum of Fine Arts. Diderot’s “Salons”. Exhibitions of Contemporary Art in Paris of the 18th Century: edition for the exhibition June 6 — October 1, 2023: catalog. Sci. ed. by Sergei Karp, art. by Anna Sulimova et al., catalog art. by Sergei Alekseev et al. Moscow: ABCdesign Publ., 2023. (In Russian)

31. Karp, Sergei. “Friedrich Melchior Grimm and his ‘Correspondance littéraire’ in Russia of the 18th and 19th centuries”. In GIIM: Doklady po istorii XVIII i XIX vv. / DHI Moskau: Vorträge zum 18. und 19. Jahrhundert, no. 23 (2015). Accessed November 01, 2023. http://www.perspectivia.net/publikationen/vortraege-moskau/karp_grimm?searchterm=Карп. (In Russian)

32. Grimm, Friedrich Melchior. Correspondance littéraire. 1763. Édition critique par Ulla Kölving et Françoise Tilkin. Ferney-Voltaire: Centre international d’étude du XVIIIe siècle, 2016, vol. 10.

33. Diderot, Denis. “Ouvrage de M. Webb sur la peinture, 15 janvier 1763 [La Correspondance littéraire]”. Présenté par Jean Varloot avec Jacques Chouillet et al. In Diderot, Denis. OEuvres complètes, présentée par Else Marie Bukdahl, Annette Lorenceau, Gita May, 308–19. 33 vols. Paris: Hermann, 1980, vol. 13.

34. Dubo, Jean-Baptiste. Réfléxions critiques sur la poésie et la peinture. Rus. ed. Transl. from French by Iurii Stefanov, ed. by Lidiia Reingardt. Moscow: Isskustvo Publ., 1975. (Istoriia estetiki v pamiatnikakh i dokumentakh). (In Russian)

35. Fontius, Martin. Winckelmann und die französische Erklärung. Berlin: Akademie-Verlag, 1968. (Sitzungsberichte der Deutschen Akademie der Wissenschaften zu Berlin. Klasse für Sprachen, Literatur und Kunst. Jahrgang 1968, no. 1).

36. Stammler, Wolfgang. “EDLE EINHEIT. Zur Geschichte eines kunsthistorischen Topos”. In Worte und Werte. Bruno Markwardt zum 60. Geburtstag, hrsg. von Gustav Erdmann und Alfons Eichstaedt, 359–82. Berlin: Walter de Gruyter and Co., 1961.

37. Lappo-Danilevskij, Konstantin. “Russische Winckelmann-Rezeption: Chronologie und Spezifika”. In Antike und Klassizismus — Winckelmanns Erbe in Russland. Akten des internationalen Kongresses: St. Petersburg, 30.09–01.10.2015, hrsg. von Max Kunze und Konstantin Lappo-Danilevskij, 11–38. Mainz: Franz Philipp Rutzen, 2017. (In Russian and German)

38. Karp, Sergei. “About the Center for the Study of European Enlightenment in Potsdam”. XVIII vek, sbornik 21 (1999): 422–6. (In Russian)

39. Simon, Gerd, und Joachim Lerchenmueller. Im Vorfeld des Massenmords. Germanistik und Nachbarfächer im 2. Weltkrieg. Eine Übersicht. 4. Aufl. Tübingen: Universität Tübingen, 2009.

40. Simon, Gerd, und Ulrich Schermaul. “Chronologie Stammler, Wolfgang”. Accessed November 01, 2023. https://homepages.uni-tuebingen.de//gerd.simon/ChrStammler.pdf.

41. Addison, Joseph, Richard Steele et al. The Spectator. 4 vols. Ed. by Gregory Smith, introd. by Peter Smithers. London; New York: Everyman’s Library, 1945, vol. 3.

42. Diderot, Denis. “Essay on Painting”. Transl. by Irina Volevich. In Didro, Deni. Salony, comp. by Lidiia Reingardt, comment. by Elena Saprykina, 203–42. 2 vols. Moscow: Iskusstvo Publ., 1989, vol. 1. (In Russian)

43. Meinecke, Friedrich. Die Entstehung des Historismus. Rus. ed. Transl. from German by Valerii Brun-Tsekhovoi. 2nd ed. Moscow: Tsentr gumanitarnykh initsiativ Publ., 2013. (Kniga sveta). (In Russian)

44. Tsverava, Grant. Dmitriy Alekseevich Golitsyn, 1734–1803. Leningrad: Nauka Publ., 1985. (In Russian)

45. Fillips, Catherine. “Drawing by Anna Dorothea Therbusch-Lisiewska from the Collection of Prince Dmitry Alekseevich Golitsyn: A German Painter in Paris and St. Petersburg”. In Atributsiia, istoriia i sud’ba predmetov iz muzeinykh kollektsii: sbornik dokladov nauchnoi konferentsii Kuchumovskie chteniia, ed. by Rifat Gafifullin, 263–74. St. Petersburg: Gosudarstvennyi muzei-zapovednik “Pavlovsk” Publ., 2021. (In Russian)

Sources

I. RGIA. F. 789. Op. 1. Ch. 1 (1768). Ed. khr. 368. [Russian State Historical Archive. Stock 789. Inventory 1. Part 1 (1768). Record 368]. (In Russian and French)

II. RGIA. F. 789. Op. 1. Ch. 1 (1766). Ed. khr. 246. [Russian State Historical Archive. Stock 789. Inventory 1. Part 1 (1766). Record 246]. (In Russian)

III. RGIA. F. 789. Op. 1. Ch. 1 (1806). Ed. khr. 1927. [Russian State Historical Archive. Stock 789. Inventory 1. Part 1 (1806). Record 1927]. (In Russian)

IV. RGIA. F. 789. Op. 1. Ch. 1 (1806). Ed. khr. 1926. [Russian State Historical Archive. Stock 789. Inventory 1. Part 1 (1806). Record 1926]. (In Russian)

Загрузки

Опубликован

29.08.2024

Как цитировать

Сечин, А. Г., & Абдуллина, Д. А. (2024). Программная речь князя Д. А. Голицына «О рисунке» (1769): происхождение текста и его историко-эстетическое значение. Вестник Санкт-Петербургского университета. Искусствоведение, 14(2), 282–308. https://doi.org/10.21638/spbu15.2024.204

Выпуск

Раздел

Изобразительное искусство