Отзвуки античной физиогномики в либретто зингшпиля Моцарта «Заида»
Аннотация
В статье идет речь о зингшпиле В. А. Моцарта «Заида» (1778/79), неоконченной музыкальной пьесе, которая была обнаружена уже после смерти композитора. Это произведение оказалось в тени другого сочинения на похожий турецкий сюжет, «Похищение из сераля». Неудивительно, что его
оценка претерпела мало изменений со времен О. Яна и Г. Аберта, которые считали зингшпиль Моцарта не вполне удачным, причем его слабую сторону они видели в либретто, якобы неумело составленном зальцбургским музыкантом и поэтом Андреасом Шахтнером. В первой части статьи исследуются вопросы, как складывалось отрицательное мнение о либретто зингшпиля, какие субъективные и объективные причины повлияли на то, что произведение не было завершено и поставлено на сцене при жизни композитора и почему в романтическую эпоху текст Шахтнера воспринимался как «не поэтический и неумелый», хотя и сам композитор, и его современники считали стихи хорошими. Во второй части статьи в контексте физиогномических воззрений эпохи, истоки которых следует искать в античности, в учении Аристотеля о физиогномике, анализируются тексты двух итальянских арий-сравнений (№ 9 и 13). В них явно присутствуют реминисценции итальянской оперной традиции противопоставления образов-метафор льва и тигрицы как наиболее ярких представителей соответственно мужественного и женственного типов в животном мире, что восходит к античной зоофизиогномике. В зингшпиле Шахтнера-Моцарта это противопоставление явлено не с классицистической однозначностью, свойственной либретто П. Метастазио, на которые ориентировался поэт, но представляет собой тонко разыгранную контаминацию указанных звериных метафор, своеобразную игру масок, присущую, скорее, поэтике барокко. Такая трактовка представляется резонной в русле гендерной проблематики, свойственной творчеству Моцарта в целом, конечно, прежде всего его сценическим произведениям, о чем, в частности, говорит анализ мужского и женского музыкального языка в «Свадьбе Фигаро», предпринятый австрийским музыкантом Й. Валлнигом.
Ключевые слова:
Вольфганг Амадеус Моцарт, Андреас Шахтнер, Готлиб Штефани-младший, Пьетро Метастазио, Отто Ян, Германн Аберт, Николаус Арнонкур, «Заида», зингшпиль, либретто, итальянская опера, итальянская ария, Аристотель, метафора, античная физиогномика, зоофизиогномика, гендер, мужественный тип, женственный тип, лев, тигрица
Скачивания
Библиографические ссылки
Загрузки
Опубликован
Как цитировать
Выпуск
Раздел
Лицензия
Статьи журнала «Вестник Санкт-Петербургского университета. Искусствоведение» находятся в открытом доступе и распространяются в соответствии с условиями Лицензионного Договора с Санкт-Петербургским государственным университетом, который бесплатно предоставляет авторам неограниченное распространение и самостоятельное архивирование.