Отзвуки античной физиогномики в либретто зингшпиля Моцарта «Заида»

Авторы

  • Александр Георгиевич Сечин Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена https://orcid.org/0000-0002-2690-3123

Аннотация

В статье идет речь о зингшпиле В. А. Моцарта «Заида» (1778/79), неоконченной музыкальной пьесе, которая была обнаружена уже после смерти композитора. Это произведение оказалось в тени другого сочинения на похожий турецкий сюжет, «Похищение из сераля». Неудивительно, что его
оценка претерпела мало изменений со времен О. Яна и Г. Аберта, которые считали зингшпиль Моцарта не вполне удачным, причем его слабую сторону они видели в либретто, якобы неумело составленном зальцбургским музыкантом и поэтом Андреасом Шахтнером. В первой части статьи исследуются вопросы, как складывалось отрицательное мнение о либретто зингшпиля, какие субъективные и объективные причины повлияли на то, что произведение не было завершено и поставлено на сцене при жизни композитора и почему в романтическую эпоху текст Шахтнера воспринимался как «не поэтический и неумелый», хотя и сам композитор, и его современники считали стихи хорошими. Во второй части статьи в контексте физиогномических воззрений эпохи, истоки которых следует искать в античности, в учении Аристотеля о физиогномике, анализируются тексты двух итальянских арий-сравнений (№ 9 и 13). В них явно присутствуют реминисценции итальянской оперной традиции противопоставления образов-метафор льва и тигрицы как наиболее ярких представителей соответственно мужественного и женственного типов в животном мире, что восходит к античной зоофизиогномике. В зингшпиле Шахтнера-Моцарта это противопоставление явлено не с классицистической однозначностью, свойственной либретто П. Метастазио, на которые ориентировался поэт, но представляет собой тонко разыгранную контаминацию указанных звериных метафор, своеобразную игру масок, присущую, скорее, поэтике барокко. Такая трактовка представляется резонной в русле гендерной проблематики, свойственной творчеству Моцарта в целом, конечно, прежде всего его сценическим произведениям, о чем, в частности, говорит анализ мужского и женского музыкального языка в «Свадьбе Фигаро», предпринятый австрийским музыкантом Й. Валлнигом.

Ключевые слова:

Вольфганг Амадеус Моцарт, Андреас Шахтнер, Готлиб Штефани-младший, Пьетро Метастазио, Отто Ян, Германн Аберт, Николаус Арнонкур, «Заида», зингшпиль, либретто, итальянская опера, итальянская ария, Аристотель, метафора, античная физиогномика, зоофизиогномика, гендер, мужественный тип, женственный тип, лев, тигрица

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.

Биография автора

Александр Георгиевич Сечин, Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена

кандидат искусствоведения, доцент кафедры художественного образования и декоративного искусства

Библиографические ссылки

Литература

1. Арнонкур Н. Моцарт не был новатором // Арнонкур Н. Мои современники: Бах, Моцарт, Монтеверди / пер. с нем. М.: Издательский дом «Классика-XXI», 2005. С. 112–113.

2. Арнонкур Н. Драматургия Моцарта в зеркале его писем об «Идоменее» // Арнонкур Н. Мои современники: Бах, Моцарт, Монтеверди / пер. с нем. М.: Издательский дом «Классика-XXI», 2005. С. 263–275.

3. Privat M. Jahn Otto [Electronic resource] // Neue Deutsche Biographie. 1974. N 10. S. 304–306 / Deutsche Forschungsgemeinschaft (DFG), Bayerische Akademie der Wissenschaften [Onlinefassung]. — URL: http://www.deutsche-biographie.de/pnd118556657.html (дата обращения: 30.03.2013).

4. Музыкальный словарь Гроува / пер. с англ., ред. и доп. д-ра искусствоведения Л. О. Акопяна; 2-е рус. изд., испр. и доп. М.: Практика, 2007. 1103 с.

5. Jahn O. W. A. Mozart: In vier Bänden. Leipzig: Breitkopf und Härtel, 1856–1859. Bd 1. 1856. 716 S. ; Bd 2. 1856. 568 S. ; Bd 3. 1858. 514 S. Bd 4. 1859. 828 S.

6. Jahn O. W. A. Mozart: In zwei Bänden. Zweite durchaus umgearbeitete Auflage. Leipzig: Breitkopf und Härtel, 1867. Bd 1. 750 S. ; Bd 2. 766 S.

7. Dadelsen G., von. Abert, Hermann Joseph [Electronic resource] // Neue Deutsche Biographie. 1953. No 1. S. 18 / Deutsche Forschungsgemeinschaft (DFG), Bayerische Akademie der Wissenschaften [Onlinefassung]. — URL: http://www.deutsche-biographie.de/pnd118646540.html (дата обращения: 30.03.2013).

8. Аберт Г. В. А. Моцарт / пер. с нем., вступ. статья и коммент. К. К. Саквы. М.: Музыка, 1978–1985. Ч. 1, кн. 1: 1756–1774. М., 1978. 534 с.; Ч. 1, кн. 2: 1775–1782. М., 1980. 637 с.; Ч. 2, кн. 1: 1783–1787. М., 1983. 517 с.; Ч. 2, кн. 2: 1787–1791. М., 1985. 568 с.

9. Tyler L. L. «Zaide» in the development of Mozart’s operatic language // Music & Letters. 1991. Vol. 72, No 2. (May). P. 214–235.

10. Pellegrin S.-J., abbé. Hippolyte et Aricie: Libretto [Text] // Rameau J.-Ph. Hippolyte et Aricie: Tragédie lyrique [Electronic resource]: Audio CD. [Paris]: Erato, 1997. 3 CD-DA + booklet. P. 60–157.

11. Черная Е. С. Моцарт и австрийский музыкальный театр / общ. ред. Б. В. Левика. М.: Гос. муз. изд-во, 1963. 433 с.

12. Чигарева Е. И. Оперы Моцарта в контексте культуры его времени: Художественная индивидуальность. Семантика. М.: Эдиториал УРСС, 2000. 280 с.

13. Rieder H. Heufeld, Franz [Electronic resource] // Neue Deutsche Biographie. 1972. No 9. S. 40 / Deutsche Forschungsgemeinschaft (DFG), Bayerische Akademie der Wissenschaften [Onlinefassung]. — URL: http://www.deutsche-biographie.de/pnd118550500.html (дата обращения: 30.03.2013).

14. Моцарт В. А. Полн. собр. писем / пер. на рус. яз. И. С. Алексеевой, А. В. Бояркиной, С. А. Кокошкиной, В. М. Кислова. М.: Междунар. отношения, 2006. 536 с.

15. Neumann F.-H. Zur Vorgeschichte der «Zaide» // Mozart-Jahrbuch des Zentralinstitutes für Mozartforschung der internationalen Stiftung Mozarteum. 1962/63. Salzburg: Salzburger Verlag, 1964. S. 216–247.

16. Алексеева И. С. Предисловие // Моцарт В. А. Полн. собр. писем / пер. на рус. яз. И. С. Алексеевой, А. В. Бояркиной, С. А. Кокошкиной, В. М. Кислова. М.: Междунар. отношения, 2006. С. 11–22.

17. Эйнштейн А. Моцарт. Личность. Творчество / пер с нем. Е. М. Закс. М.: Классика-XXI, 2007. 472 с.

18. Саква К. К. Заметки о Моцартиане // Советская музыка. 1991. № 12. С. 11–16.

19. Луцкер П. В., Сусидко И. П. Моцарт и его время. М.: Классика-XXI, 2008. 624 с.

20. Gottsched J. Ch. Vorrede // Johann Andree Schachtners, H. S. H. T. [Hochfürstlich Salzburgischen Hof-Trompeters] Poetischer Versuch in zerschiedenen Arten von Gedichten. Mit einer Vorrede des berühmten Tit. Herrn Professor Gottscheds. Augsburg und Innsbruck: Joseph Wolff, 1765 [S. VII–XXVI].

21. Mozart W. A. Zaide (Das Serail) // Wolfgang Amadeus Mozart. Neue Ausgabe sämtlicher Werke in Verbindung mit den Mozartstädten Augsburg, Salzburg und Wien / hrsg. von der Intern. Stiftung Mozarteum Salzburg. Ser. II: Bühnenwerke. Werkgruppe 5: Opern und Singspiele. Bd 10 / Vorgelegt von F.-H. Neumann. Leipzig: Deutscher Verlag für Musik, 1958. 151 S.

22. Neumann F.-H. Zur Vorgeschichte der «Zaide» // Wolfgang Amadeus Mozart. Neue Ausgabe sämtlicher Werke. Kritische Berichte. Ser. II: Bühnenwerke. Werkgruppe 5: Opern und Singspiele. Bd 10: Zaide (Das Serail) / Vorgelegt von F.-H. Neumann. Leipzig: Deutscher Verlag für Musik, 1964. S. 11–26.

23. Sebastiani F. J. Ein musikalisches Singspiel, gennant: Das Serail, Oder: Die unvermuthete Zusammenkunft in der Sclaverey zwischen Vater, Tochter und Sohn. Libretto. [Electronic resource] // Bayerische Staatsbibliothek, Digitale Bibliothek — Münchener Digitalisierungszentrum [Onlinefassung]. — URL: http://daten.digitale-sammlungen.de/~db/0005/bsb00054219/images/ (дата обращения: 30.03.2013).

24. Einstein A. Die Text-Vorlage zu Mozarts «Zaide» // Acta Musiologica. 1936. Vol. 8. Fasc. 1/2. (Jan.–Jun.). S. 30–37.

25. Metastsio P. Siroe, re di Persia [Electronic resource] // Libretti d’opera italiani [Online-library]. — URL: http://www.librettidopera.it/siroe_ds/a_03.html (дата обращения: 30.03.2013).

26. Луцкер П. В., Сусидко И. П. Итальянская опера XVIII века: в 2 ч. Ч. 1: Под знаком Аркадии. М.: [Б. и.], 1998. 440 с.; Ч. 2: Эпоха Метастазио. М.: Классика-XXI, 2004. 768 с.

27. Илюшечкин В. Н. Античная физиогномика // Человек и общество в античном мире. М.: Наука, 1998. С. 441–465.

28. Лосев А. Ф. История античной эстетики: Аристотель и поздняя классика. М.: Искусство, 1975. 776 с.

29. Сечин А. Г. Типический маскулинный образ в эллинистическом изобразительном искусстве: автореф. дис. … канд. искусствоведения. СПб., 2007. 26 с.

30. Сечин А. Г. Античная физиогномика как средство типизации в изобразительном искусстве // Изв. Рос. гос. пед. ун-та им. А. И. Герцена. Аспирантские тетради. 2007. № 10 (31). С. 124–128.

31. Braccioli G. Orlando furioso [Electronic resource] // Libretti d’opera italiani [Online-library]. — URL: http://www.librettidopera.it/orlandofur/a_01.html (дата обращения: 30.03.2013).

32. Literaturliste der Mozarts Bibliothek [Electronic resource] / Stiftung Mozarteum Salzburg [Onlinefassung]. — URL: http://www.mozarteum.at/mensch-mozart/mozarts-bibliothek/literaturliste.html (дата обращения: 30.03.2013).

33. Metastasio P. Estratto dell’arte poetica d’Aristotile, e considerationi su la medesima // Metastasio P. Opere: in 16 tomi. Venèzia: Antonio Zatta, 1781–1783. T. 16. 1783. P. 1–292.

34. Weiss P. Metastasio, Aristotle, and the Opera Seria // The Journal of Musicology. 1982. Vol. 1, No 4. (Oct.). S. 385–394.

35. Gerlach P. Bibliography on Physiognomics [Electronic resource] // Dr. W. Peter Gerlach, Köln, Forschungen — Publicationen, 1965–2012 [Onlinefassung]. — URL: http://www.peter-gerlach.eu/pdf/Bibliographie/Alphabetisch.pdf (дата обращения: 30.03.2013).

36. Metastsio P. Didona abbandonata [Electronic resource] // Libretti d’opera italiani [Onlinelibrary]. — URL: http://www.librettidopera.it/didabb/a_02.html (дата обращения: 30.03.2013).

37. Schachtner A. Zaide. Libretto [Text]. Zwischentexte von Tobias Moretti // Mozart W. A. Zaide: Deutsches Singspiel [Electronic resource]: Audio CD / Wolfgang Amadeus Mozart; Concentus Musicus Wien, Nikolaus Harnoncourt. [München, Freiburg]: Sony Music Entertainment Germany, Deutsche Harmonia Mundi, 2006. 2 CD-DA + booklet. S. 8–50.

38. Wallnig J. Männliche und weibliche Musiksprache in Mozarts “Le nozze di Figaro” [Electronic resource] // Institut für Mozart Opern Interpretation an der Universität Mozarteum Salzburg [Onlinefassung]. — URL: http://mozartoper.at/content/view/112/ (дата обращения: 30.03.2013).

References

1. Arnonkur N. Motsart ne byl novatorom. Arnonkur N. Moi sovremenniki: Bakh, Motsart, Monteverdi, per. s nem. M.: Izdatel'skii dom «Klassika-XXI», 2005. p. 112–113.

2. Arnonkur N. Dramaturgiia Motsarta v zerkale ego pisem ob «Idomenee». Arnonkur N. Moi sovremenniki: Bakh, Motsart, Monteverdi, per. s nem. M.: Izdatel'skii dom «Klassika-XXI», 2005. p. 263–275.

3. Privat M. Jahn Otto [Electronic resource], Neue Deutsche Biographie. 1974. N 10. p. 304–306, Deutsche Forschungsgemeinschaft (DFG), Bayerische Akademie der Wissenschaften [Onlinefassung]. — URL: http://www.deutsche-biographie.de/pnd118556657.html (accessed: 30.03.2013).

4. Muzykal'nyi slovar' Grouva, per. s angl., red. i dop. d-ra iskusstvovedeniia L. O. Akopiana; 2-e rus. izd., ispr. i dop. M.: Praktika, 2007. 1103 p.

5. Jahn O. W. A. Mozart: In vier Bänden. Leipzig: Breitkopf und Härtel, 1856–1859. Bd 1. 1856. 716 S. ; Bd 2. 1856. 568 S. ; Bd 3. 1858. 514 S. Bd 4. 1859. 828 S.

6. Jahn O. W. A. Mozart: In zwei Bänden. Zweite durchaus umgearbeitete Auflage. Leipzig: Breitkopf und Härtel, 1867. Bd 1. 750 S. ; Bd 2. 766 S.

7. Dadelsen G., von. Abert, Hermann Joseph [Electronic resource], Neue Deutsche Biographie. 1953. No 1. S. 18, Deutsche Forschungsgemeinschaft (DFG), Bayerische Akademie der Wissenschaften [Onlinefassung]. — URL: http://www.deutsche-biographie.de/pnd118646540.html (data obrashcheniia: 30.03.2013).

8. Abert G. V. A. Motsart, per. s nem., vstup. stat'ia i komment. K. K. Sakvy. M.: Muzyka, 1978–1985. Ch. 1, kn. 1: 1756–1774. M., 1978. 534 s.; Ch. 1, kn. 2: 1775–1782. M., 1980. 637 s.; Ch. 2, kn. 1: 1783–1787. M., 1983. 517 s.; Ch. 2, kn. 2: 1787–1791. M., 1985. 568 s.

9. Tyler L. L. «Zaide» in the development of Mozart’s operatic language, Music & Letters. 1991. Vol. 72, No 2. (May). P. 214–235.

10. Pellegrin S.-J., abbé. Hippolyte et Aricie: Libretto [Text], Rameau J.-Ph. Hippolyte et Aricie: Tragédie lyrique [Electronic resource]: Audio CD. [Paris]: Erato, 1997. 3 CD-DA + booklet. P. 60–157.

11. Chernaia E. S. Motsart i avstriiskii muzykal'nyi teatr, obshch. red. B. V. Levika. M.: Gos. muz. izd-vo, 1963. 433 p.

12. Chigareva E. I. Opery Motsarta v kontekste kul'tury ego vremeni: Khudozhestvennaia individual'nost'. Semantika. M.: Editorial URSS, 2000. 280 p.

13. Rieder H. Heufeld, Franz [Electronic resource], Neue Deutsche Biographie. 1972. No 9. S. 40, Deutsche Forschungsgemeinschaft (DFG), Bayerische Akademie der Wissenschaften [Onlinefassung]. — URL: http://www.deutsche-biographie.de/pnd118550500.html (data obrashcheniia: 30.03.2013).

14. Motsart V. A. Poln. sobr. pisem, per. na rus. iaz. I. S. Alekseevoi, A. V. Boiarkinoi, S. A. Kokoshkinoi, V. M. Kislova. M.: Mezhdunar. otnosheniia, 2006. 536 s.

15. Neumann F.-H. Zur Vorgeschichte der «Zaide», Mozart-Jahrbuch des Zentralinstitutes für Mozartforschung der internationalen Stiftung Mozarteum. 1962/63. Salzburg: Salzburger Verlag, 1964. S. 216–247.

16. Alekseeva I. S. Predislovie, Motsart V. A. Poln. sobr. pisem, per. na rus. iaz. I. S. Alekseevoi, A. V. Boiarkinoi, S. A. Kokoshkinoi, V. M. Kislova. M.: Mezhdunar. otnosheniia, 2006. p. 11–22.

17. Einshtein A. Motsart. Lichnost'. Tvorchestvo, per s nem. E. M. Zaks. M.: Klassika-XXI, 2007. 472 p.

18. Sakva K. K. Zametki o Motsartiane, Sovetskaia muzyka. 1991. № 12. p. 11–16.

19. Lutsker P. V., Susidko I. P. Motsart i ego vremia. M.: Klassika-XXI, 2008. 624 p.

20. Gottsched J. Ch. Vorrede, Johann Andree Schachtners, H. S. H. T. [Hochfürstlich Salzburgischen Hof-Trompeters] Poetischer Versuch in zerschiedenen Arten von Gedichten. Mit einer Vorrede des berühmten Tit. Herrn Professor Gottscheds. Augsburg und Innsbruck: Joseph Wolff, 1765 [S. VII–XXVI].

21. Mozart W. A. Zaide (Das Serail), Wolfgang Amadeus Mozart. Neue Ausgabe sämtlicher Werke in Verbindung mit den Mozartstädten Augsburg, Salzburg und Wien / hrsg. von der Intern. Stiftung Mozarteum Salzburg. Ser. II: Bühnenwerke. Werkgruppe 5: Opern und Singspiele. Bd 10 / Vorgelegt von F.-H. Neumann. Leipzig: Deutscher Verlag für Musik, 1958. 151 S.

22. Neumann F.-H. Zur Vorgeschichte der «Zaide», Wolfgang Amadeus Mozart. Neue Ausgabe sämtlicher Werke. Kritische Berichte. Ser. II: Bühnenwerke. Werkgruppe 5: Opern und Singspiele. Bd 10: Zaide (Das Serail) / Vorgelegt von F.-H. Neumann. Leipzig: Deutscher Verlag für Musik, 1964. S. 11–26.

23. Sebastiani F. J. Ein musikalisches Singspiel, gennant: Das Serail, Oder: Die unvermuthete Zusammenkunft in der Sclaverey zwischen Vater, Tochter und Sohn. Libretto. [Electronic resource], Bayerische Staatsbibliothek, Digitale Bibliothek — Münchener Digitalisierungszentrum [Onlinefassung]. — URL: http://daten.digitale-sammlungen.de/~db/0005/bsb00054219/images/ (accessed: 30.03.2013).

24. Einstein A. Die Text-Vorlage zu Mozarts «Zaide», Acta Musiologica. 1936. Vol. 8. Fasc. 1/2. (Jan.–Jun.). p. 30–37.

25. Metastsio P. Siroe, re di Persia [Electronic resource], Libretti d’opera italiani [Online-library]. — URL: http://www.librettidopera.it/siroe_ds/a_03.html (accessed: 30.03.2013).

26. Lutsker P. V., Susidko I. P. Ital'ianskaia opera XVIII veka: v 2 ch. Ch. 1: Pod znakom Arkadii. M.: [B. i.], 1998. 440 s.; Ch. 2: Epokha Metastazio. M.: Klassika-XXI, 2004. 768 p.

27. Iliushechkin V. N. Antichnaia fiziognomika, Chelovek i obshchestvo v antichnom mire. M.: Nauka, 1998. p. 441–465.

28. Losev A. F. Istoriia antichnoi estetiki: Aristotel' i pozdniaia klassika. M.: Iskusstvo, 1975. 776 p.

29. Sechin A. G. Tipicheskii maskulinnyi obraz v ellinisticheskom izobrazitel'nom iskusstve: avtoref. dis. … kand. iskusstvovedeniia. SPb., 2007. 26 s.

30. Sechin A. G. Antichnaia fiziognomika kak sredstvo tipizatsii v izobrazitel'nom iskusstve, Izv. Ros. gos. ped. un-ta im. A. I. Gertsena. Aspirantskie tetradi. 2007. № 10 (31). p. 124–128.

31. Braccioli G. Orlando furioso [Electronic resource], Libretti d’opera italiani [Online-library]. — URL: http://www.librettidopera.it/orlandofur/a_01.html (accessed: 30.03.2013).

32. Literaturliste der Mozarts Bibliothek [Electronic resource], Stiftung Mozarteum Salzburg [Onlinefassung]. — URL: http://www.mozarteum.at/mensch-mozart/mozarts-bibliothek/literaturliste.html (accessed: 30.03.2013).

33. Metastasio P. Estratto dell’arte poetica d’Aristotile, e considerationi su la medesima. Metastasio P. Opere: in 16 tomi. Venèzia: Antonio Zatta, 1781–1783. T. 16. 1783. P. 1–292.

34. Weiss P. Metastasio, Aristotle, and the Opera Seria, The Journal of Musicology. 1982. Vol. 1, No 4. (Oct.). S. 385–394.

35. Gerlach P. Bibliography on Physiognomics [Electronic resource], Dr. W. Peter Gerlach, Köln, Forschungen — Publicationen, 1965–2012 [Onlinefassung]. — URL: http://www.peter-gerlach.eu/pdf/Bibliographie/Alphabetisch.pdf (accessed: 30.03.2013).

36. Metastsio P. Didona abbandonata [Electronic resource], Libretti d’opera italiani [Onlinelibrary]. — URL: http://www.librettidopera.it/didabb/a_02.html (accessed: 30.03.2013).

37. Schachtner A. Zaide. Libretto [Text]. Zwischentexte von Tobias Moretti. Mozart W. A. Zaide: Deutsches Singspiel [Electronic resource]: Audio CD, Wolfgang Amadeus Mozart; Concentus Musicus Wien, Nikolaus Harnoncourt. [München, Freiburg]: Sony Music Entertainment Germany, Deutsche Harmonia Mundi, 2006. 2 CD-DA + booklet. S. 8–50.

38. Wallnig J. Männliche und weibliche Musiksprache in Mozarts “Le nozze di Figaro” [Electronic resource], Institut für Mozart Opern Interpretation an der Universität Mozarteum Salzburg [Onlinefassung]. — URL: http://mozartoper.at/content/view/112/ (accessed: 30.03.2013).

Загрузки

Опубликован

16.07.2013

Как цитировать

Сечин, А. Г. (2013). Отзвуки античной физиогномики в либретто зингшпиля Моцарта «Заида». Вестник Санкт-Петербургского университета. Искусствоведение, 3(3), 136–152. извлечено от https://artsjournal.spbu.ru/article/view/2403

Выпуск

Раздел

Междисциплинарные исследования

Наиболее читаемые статьи этого автора (авторов)