Книга-альбом «Хореографiя» В. И. Степанова в истории становления методики классического танца в России

Авторы

  • Леонид Александрович Меньшиков Санкт-Петербургская государственная консерватория им. Н. А. Римского-Корсакова; Академия Русского балета имени А. Я. Вагановой https://orcid.org/0000-0001-6978-1325
  • Виолетта Владимировна Жирова Академия Русского балета имени А. Я. Вагановой https://orcid.org/0000-0001-6042-0806

DOI:

https://doi.org/10.21638/spbu15.2024.308

Аннотация

Статья посвящена введению в научный оборот книги-альбома «Хореографiя» В. И. Степанова, хранящейся в Кабинете истории русского балета имени М. Х. Франгопуло Академии Русского балета имени А. Я. Вагановой, не упоминавшейся ранее в научной литературе и мемуаристике. Установлено, что труд является методическим пособием и фотографическим «ключом» к системе записи танца В. И. Степанова. В исследовании выявлено, что в возрасте 15 лет, будучи воспитанником Санкт-Петербургского Императорского театрального училища, он начал ассистировать преподавателям в репетиционном процессе в рамках сценической практики, что стало отправной точкой в разработке его танцевальной нотации. Выдвинута гипотеза о влиянии идей Ж.-М. Шарко и его фотографической методики записи движений на формирование книги-альбома «Хореографiя», определена дата ее создания в период преподавания В. И. Степановым его системы записи танца в Санкт-Петербургском Императорском театральном училище. В ходе работы проведена реконструкция биографии Е. А. Кузьминой, выпускницы Санкт-Петербургского Императорского театрального училища, позирующей на фотографиях книги-альбома. Иллюстративные материалы «Хореографiи» могут использоваться для интерпретации программы Степанова по классическому танцу 1895 г. Об этом свидетельствует проведенный формально-стилистический анализ фотографий семи позиций рук и arabesques, позволяющий выявить отличительные особенности эстетики классического танца конца XIX в. Приведенные в «Хореографiи» фотографии представляют ценность как уникальный систематизированный иллюстративный учебник по классическому танцу этого времени.

Ключевые слова:

балет, классический танец, программа, методика, реконструкция, В. И. Степанов, Ж.-М. Шарко, позиции рук в классическом танце, А. Я. Ваганова, Академия Русского балета имени А. Я. Вагановой

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.
 

Библиографические ссылки

Литература

1. Stépanow, Wladimir. Alphabet des mouvements du corps humain: essai d’enregistrement des mouvements du corps humain au moyen des signes musicaux. Paris: Zouckermann, 1892.

2. Соколов-Каминский, Аркадий. “Балет: классическое наследие”. Вестник Академии Русского балета им. А. Я. Вагановой, no. 3/74 (2021): 44–61.

3. Горский, Александр. Таблица знаков для записывания движений человеческого тела по системе артиста Императорских С. Петербургских Театров В. И. Степанова. СПб.: С.-Петерб. Имп. театр. уч-ще, 1899.

4. “Из записной книжки Театрала”. Петроградская газета, 6 января (1916): 6.

5. Карсавина, Тамара. Театральная улица = Theatre Street. Л.: Искусство, 1971.

6. Нехендзи, Юлиан, cост. Мариус Петипа. Материалы. Воспоминания. Статьи. Л.: Искусство, 1971.

7. Степанов, Владимир. “Программа занятий балетными танцами с примерным распределением учебного материала на семь отделов по степени трудности и сложности их”. В кн. Материалы по истории русского балета, сост. Михаил Борисоглебский, 260–2. 2 тома. Л.: Ленингр. гос. хореогр. уч-ще, 1939, т. 2.

8. Борисоглебский, Михаил. Материалы по истории русского балета. 2 тома. Л.: Ленингр. гос. хореогр. уч-ще, 1939, т. 2.

9. Кузнецов, Илья, и Николай Цискаридзе. Программа классического танца. 100 лет улучшений. СПб.: Изд-во Акад. Русского балета им. А. Я. Вагановой, 2021.

10. Charcot, J.-M., A. Londe, P. Richer, and G. de la Tourette. Nouvelle Iconographie de la Salpètrière. Clinique des maladies du système nerveux. Paris: Le Crosnier et Babè Libraires Editeurs, 1888.

11. Misler, Nicoletta. “The Electric Body Ecstasy, Spasm and Instability in Dance: Movement Notation from Vladimir Stepanov to Vaslav Nijinsky”. Venezia Arti 28, no. 1 (2019): 63–72.

12. Чеккетти, Грациозо. Полный учебник классического танца. Пер. с итал. Е. Лысовой. М.: АСТ, 2010.

13. Ваганова, Агриппина. Основы классического танца. Л.: Объедин. гос. кн.-журн. изд-в., Гос. изд-во худож. лит., 1934.

14. Силкин, Петр. История и теория балетной педагогики. Классический танец. СПб.: Изд-во Акад. Русского балета им. А. Я. Вагановой, 2014.

15. Валукин, Максим. Эволюция движений в мужском классическом танце. М.: Рос. акад. театр. иск. — ГИТИС, 2007.

16. Жирова, Виолетта. “Утерянные термины и движения программы по классическому танцу В. И. Степанова”. Вестник Академии Русского балета им А. Я. Вагановой, no. 2/85 (2023): 81–93.

17. Генслер, Ирина. Методика преподавания характерного танца. СПб.: Изд-во Акад. Русского балета им. А. Я. Вагановой, 2020.

18. Ваганова, Агриппина. Основы классического танца. СПб.: Лань, 2000.

19. Ваганова, Агриппина. Основы классического танца. Л.; М.: Искусство, 1939.

20. Мориц, Владимир, Николай Тарасов, и Александр Чекрыгин. Методика классического тренажа. СПб.: Лань, 2009.

21. Холфина, Серафима. Вспоминая мастеров московского балета… М.: Искусство, 1990.

22. American Ballet Theatre. Training the whole dancer. Guidelines for ballet training. American Ballet Theatre National Training Curriculum. New York: ABT, 2008.

23. Романова, Мария. “Заметки педагога”. В кн. Балетмейстер А. А. Горский. Материалы. Воспоминания. Статьи, сост. Е. Суриц, Е. Белова, 79. СПб.: Дмитрий Буланин, 2000.

24. Чуракова, Е., Е. Фролова, Т. Сабурова, и С. Конаев. Александр Горский: балетмейстер, художник, фотограф. Из коллекции Музея Государственного академического Большого театра России. М.: Фонд «Связь эпох», 2018.

25. Суриц, Елизавета. “А. А. Горский и московский балет”. В кн. Балетмейстер А. А. Горский. Материалы. Воспоминания. Статьи, сост. Е. Суриц, Е. Белова, 7–74. СПб.: Дмитрий Буланин, 2000.

26. Конаев, Сергей. “Александр Горский — балетмейстер”. В кн. Александр Горский: балетмейстер, художник, фотограф. Из коллекции Музея Государственного академического Большого театра России, 14–20. М.: Фонд «Связь эпох», 2018.

Источники

I. Harvard Theatre Collection, Cambridge, MA. MS Thr245.

II. Кабинет истории русского балета им. М. Х. Франгопуло Академии Русского балета им. А. Я. Вагановой. АРБ 310/ВФ/Р.

III. РГИА. Ф. 498. Оп. 1. Д. 2828.

IV. РГИА. Ф. 498. Оп. 1. Д. 4345.

V. СПбГМТиМИ. Ф. 242. ГИК № 10371/335.

VI. РГИА. Ф. 498. Оп. 1. Д. 3361.

VII. РГИА. Ф. 497. Оп. 5. Д. 1661.

VIII. РГАЛИ. Ф. 2729. Оп. 1. Ед. хр. 19.

IX. ГАБТ КП-3881. Ф. 1. Оп. 1. Д. 1. Л. 1–63.

References

1. Stépanow, Wladimir. Alphabet des mouvements du corps humain: essai d’enregistrement des mouvements du corps humain au moyen des signes musicaux. Paris: Zouckermann, 1892.

2. Sokolov-Kaminskii, Arkadii. “Ballet: Classical Heritage”. Vestnik Akademii Russkogo baleta imeni A. Ia. Vaganovoi, no. 3/74 (2021): 44–61. (In Russian)

3. Gorskii, Aleksandr. Table of signs for recording human body movements according to the system of Vladimir Stepanov, the artist of the Imperial Theatres. St. Petersburg: Sankt-Peterburgskoe Imperatorskoe Teatral’noe uchilishche Publ., 1899. (In Russian)

4. “From the notebook of the Theatral”. Petrogradskaia gazeta, January 6 (1916): 6. (In Russian)

5. Karsavina, Tamara. Theatre Street. Leningrad: Iskusstvo Publ., 1971. (In Russian)

6. Nekhendzi, Iulian, comp. Marius Petipa. Materials. Memories. Articles. Leningrad: Iskusstvo Publ., 1971. (In Russian)

7. Stepanov, Vladimir. “A curriculum of ballet dance classes with an approximate distribution of teaching material into seven departments according to the degree of difficulty and complexity of them”. In Materialy po istorii russkogo baleta, comp. by Mikhail Borisoglebskii, 260–2. 2 vols. Leningrad: Leningradskoe gosudarstvennoe khoreograficheskoe uchilishche Publ., 1939, vol. 2. (In Russian)

8. Borisoglebskii, Mikhail. Materials on the History of Russian Ballet. 2 vols. Leningrad: Leningradskoe gosudarstvennoe khoreograficheskoe uchilishche Publ., 1939, vol. 2. (In Russian)

9. Kuznetsov, Il’ia, and Nikolai Tsiskaridze. Classical dance curriculum. 100 Years of Improvements. St. Petersburg: Izdatel’stvo Akademii Russkogo baleta imeni A. Ia. Vaganovoi Publ., 2021. (In Russian)

10. Charcot, J.-M., A. Londe, P. Richer, and G. de la Tourette. Nouvelle Iconographie de la Salpètrière. Clinique des maladies du système nerveux. Paris: Le Crosnier et Babè Libraires Editeurs, 1888.

11. Misler, Nicoletta. “The Electric Body Ecstasy, Spasm and Instability in Dance: Movement Notation from Vladimir Stepanov to Vaslav Nijinsky”. Venezia Arti 28, no. 1 (2019): 63–72.

12. Cecchetti, Grazioso. Manuale completo di danza classica. Rus. ed. Transl. by E. Lysova. Moscow: AST Publ., 2010. (In Russian)

13. Vaganova, Agrippina. Fundamentals of classical dance. Leningrad: Ob’edinenie gosudarstvennykh knizhno-zhurnal’nykh izdatel’stv, Gosudarstvennoe izdatel’stvo khudozhestvennoi literatury Publ., 1934. (In Russian)

14. Silkin, Petr. History and theory of ballet pedagogy. Classical Dance. St. Petersburg: Izdatel’stvo Akademii Russkogo baleta imeni A. Ia. Vaganovoi Publ., 2014. (In Russian)

15. Valukin, Maksim. Evolution of Movements in Male Classical Dance. Moscow: Rossiiskaia akademiia teatral’nogo iskusstva — GITIS Publ., 2007. (In Russian)

16. Zhirova, Violetta. “Lost Terms and Movements from Vladimir Stepanov’s Classical Dance Curriculum”. Vestnik Akademii Russkogo baleta imeni A. Ia. Vaganovoi, no. 2/85 (2023): 81–93. (In Russian)

17. Gensler, Irina. Methodology of character dance training. St. Petersburg: Izdatel’stvo Akademii Russkogo baleta imeni A. Ia. Vaganovoi Publ., 2020. (In Russian)

18. Vaganova, Agrippina. Fundamentals of classical dance. St. Petersburg: Lan’ Publ., 2000. (In Russian)

19. Vaganova, Agrippina. Fundamentals of classical dance. Leningrad; Moscow: Iskusstvo Publ., 1939. (In Russian)

20. Morits, Vladimir, Nikolai Tarasov, and Alexandr Chekrygin. Methodology of classical dance training. St. Petersburg: Lan’ Publ., 2009. (In Russian)

21. Holfina, Serafima. Remembering the Masters of the Moscow Ballet… Moscow: Iskusstvo Publ., 1990. (In Russian)

22. American Ballet Theatre. Training the whole dancer. Guidelines for ballet training. American Ballet Theatre National Training Curriculum. New York: ABT, 2008.

23. Romanova, Maria. “Remarks of a Pedagogue”. In Baletmeister A. A. Gorskii. Materialy. Vospominaniia. Stat’i, comp. by E. Suric, E. Belova, 79. St. Petersburg: Dmitry Bulanin Publ., 2000. (In Russian)

24. Churakova, E., E. Frolova, T. Saburova, and S. Konaev. Alexander Gorsky: ballet master, artist, photographer. From the collection of the Bolshoi Theatre Museum. Moscow: Fond “Sviaz’ Epokh” Publ., 2018. (In Russian)

25. Suric, Elizaveta. “A. A. Gorsky and Moscow ballet”. In Baletmeister A. A. Gorskii. Materialy. Vospominaniia. Stat’i, comp. by E. Suric, E. Belova, 7–74. St. Petersburg: Dmitry Bulanin Publ., 2000. (In Russian)

26. Konaev, Sergey. “Alexander Gorsky — ballet master”. In Aleksandr Gorskii: baletmeister, khudozhnik, fotograf. Iz kollektsii Muzeia Gosudarstvennogo akademicheskogo Bol’shogo teatra Rossii, comp. by E. Churakova, E. Frolova, T. Saburova, and S. Konaev: 14–20. Moscow: Fond “Sviaz’ Epokh” Publ., 2018. (In Russian)

Sources

I. Harvard Theatre Collection, Cambridge, MA. MS Thr245.

II. Cabinet of the History of Russian Ballet named after M. H. Frangopulo of the Vaganova Ballet Academy. 310/VF/R. (In Russian)

III. RGIA. F. 498. Op. 1. D. 2828 [Russian State Historical Archive. Stock 498. Inventory 1. Dossier 2828]. (In Russian)

IV. RGIA. F. 498. Op. 1. D. 4345 [Russian State Historical Archive. Stock 498. Inventory 1. Dossier 4345]. (In Russian)

V. SPbGMTiMI. F. 242. GIK no. 10371/333 [St. Petersburg State Museum of Theatre and Music. Stock 242. GIK no. 10371/333]. (In Russian)

VI. RGIA. F. 498. Op. 1. D. 3361 [Russian State Historical Archive. Stock 498. Inventory 1. Dossier 3361]. (In Russian)

VII. RGIA. F. 497. Op. 5. D. 1661 [Russian State Historical Archive. Stock 497. Inventory 5. Dossier 1661]. (In Russian)

VIII. RGALI. F. 2729. Op. 1. Ed. khr. 19 [Russian State Archive of Literature and Art. Stock 2729. Inventory 1. Record 19]. (In Russian)

IX. GABT KP-3881. F. 1. Op. 1. D. 1: 1–63 [Bolshoi Theatre Archive. Stock 1. Inventory 1. Dossier 1: 1–63]. (In Russian)

Загрузки

Опубликован

29.08.2024

Как цитировать

Меньшиков, Л. А., & Жирова, В. В. (2024). Книга-альбом «Хореографiя» В. И. Степанова в истории становления методики классического танца в России. Вестник Санкт-Петербургского университета. Искусствоведение, 14(3), 581–598. https://doi.org/10.21638/spbu15.2024.308

Выпуск

Раздел

Хореография