Театральная режиссура как метод дизайнерского проектирования музейного пространства

  • Елена Яковлевна Кальницкая Государственный музей–заповедник “Петергоф”; Санкт-Петербургский государственный институт культуры https://orcid.org/0000-0001-6577-4769

Аннотация

Рассматривается вопрос создания новых экспозиций ГМЗ «Петергоф», построенных на основе опыта современного взаимодействия музея и театра. От анализа исторических музейных экспозиций в петергофских дворцах делается переход к истории появления новых разнообразных экспозиций в историческом пространстве музея-заповедника на основе приемов театрализации музейного пространства. Сравнение принципов построения этих экспозиций, названных «историко-культурными проектами», а также сопоставление типов музейной и театральной зрелищности получают принципиально новое теоретическое осмысление. Создание музейной экспозиции на современном этапе рассматривается как специфическая сфера искусства, архитектуры и дизайна. Традиционно она воспринималась как основная форма презентации музеем историко-культурного наследия в виде искусственно созданной предметно-пространственной структуры. В настоящее время новейшие технические средства и инновационные информационные технологии привнесли в этот процесс динамику, дали возможность авторской интерпретации экспозиционной темы на основе музыкальных, драматических, аудиовизуальных и других средств. Сегодня экспозиции характеризуются сложностью концептуальных решений и разнообразным пластическим выражением, что сближает этот жанр с театральным действием, а построение музейной среды происходит по принципам сценографии. В связи с этим традиционные экспозиционные приемы, основанные на показе совокупности музейных предметов, подобранных по определенной системе, заменяются приемами музеефикации культурных явлений. Для решения этой задачи составляется сценарий, над воплощением которого музейные специалисты работают совместно с театральными режиссерами и сценографами. В результате музейная театрализация поднимается до уровня сложного междисциплинарного явления, проявившегося в предметно-образном контексте. Определяя синтез научно-исследовательских, эстетических и эмоциональных составляющих экспозиции, зрелищность становится понятным проводником между прошлым и настоящим, обусловливает связь между музеем и посетителем, в полной мере позволяет создавать «музеи утраченных событий», музеефицировать явления культуры.

Ключевые слова:

ГМЗ Петергоф, музейное пространство, театральная режиссура, экспозиционный дизайн, синтез музейного и театрального художественного языка, методика экспозиционного дизайнерского проектирования, экспозиционная драматургия, инновационный художественный дизайн

Скачивания

Данные скачивания пока не доступны.

Биография автора

Елена Яковлевна Кальницкая, Государственный музей–заповедник “Петергоф”; Санкт-Петербургский государственный институт культуры

доктор культурологии, генеральный директор, профессор кафедры режиссуры театрализованных представлений и праздников факультета искусств

Литература

Литература

1. Майстровская, Мария. Музей как объект культуры. Искусство экспозиционного ансамбля. М.: Прогресс-Традиция, 2016.

2. Каулен, М., А. Сундиева, И. Чувилова, О. Черкаева, М. Борисова, Л. Хаханова, и Л. Скрипкина. “Словарь актуальных музейных терминов”. Музей, no. 5 (2009): 47–68.

3. Михайловская, Анна. Музейная экспозиция: Организация и техника. Ред. Федор Петров и Константин Митяев. М.: Искусство, 1964.

4. Калугина, Татьяна. Художественный музей как феномен культуры. СПб.: Петрополис, 2008.

5. Майстровская, Мария. “Музейная экспозиция: тенденция развития”. В сб. Музейная экспозиция: Теория и практика. Искусство и экспозиция. Новые сценарии и концепции, отв. ред. и сост. Мария Майстровская, 7–22. М.: РИК, 1997.

6. Никишин, Николай. “Музейные средства: знаки и символы”. В сб. Музейная экспозиция: Теория и практика. Искусство и экспозиция. Новые сценарии и концепции, отв. ред. и сост. Мария Майстровская, 23–32. М.: РИК, 1997.

7. Поляков, Тарас. Как делать музей? О методах проектирования музейной экспозиции. М.: РИК, 1997.

8. Щепеткова, Ирина. Музей: метаморфозы театральности. СПб.: Знак, 2005.

9. Щепеткова, Ирина. “Феномен ‘театрализации музея’”. В сб. Триумф музея?, отв. ред. Антонина Никонова, 244–58. СПб.: Осипов, 2001.

10. Бенуа, Александр. “Дворцы-музеи”. В кн. Александр Бенуа размышляет… Статьи, письма, высказывания, подгот. и коммент. Илья Зильберштейн и Алексей Савинов, 71–83. М.: Советский художник, 1968.

11. Ананьев, Виталий. “Институт истории искусств и пригородные дворцы-музеи в 1920-е годы”. Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия 2. История, no. 3 (2014): 128–44.

12. Шеманский, Анатолий, и Семен Гейченко. Историко-бытовой музей XVIII века в Петергофе. Большой дворец. 2-е изд. М.: Гос. изд-во изобразительных искусств; Л.: тип. Ив. Федорова, 1931.

13. Бондарев, Сергей. “Довоенный Петергоф: музейная миссия и государственная идеология”. Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия 2. История, no. 4 (2016): 124–41.

14. Белов, Алексей. “Из истории создания музея в Большом Петергофском дворце”. В сб. Памятник архитектуры — от дворца к музею: сборник статей по материалам научно-практической конференции ГМЗ “Петергоф”, 2012, ред. Ольга Капполь, 226–37. СПб.: Европейский дом, 2013.

15. Шмит, Федор. Музейное дело: Вопросы экспозиции. Л.: Academia, 1929.

16. Гнедовский, Михаил. “Музейная коммуникация и музейный сценарий”. В сб. Музей и современность, 127–33. М.: Сов. Россия, 1986.

17. Юхневич, Марина. “Театрализация в музейном пространстве: за и против”. Музей, no. 7 (2011): 61–6.

18. Мастеница, Елена. “Музейный мир в XXI веке: векторы развития”. Труды Санкт-Петербургского государственного института культуры, т. 212 (2015): 19–26.

19. Дмитриева, Ольга. “Музеи и аттракционы: альтернатива в режиссуре музейного пространства”. В сб. Триумф музея?, отв. ред. Антонина Никонова, 191–4. СПб.: Осипов, 2001.

20. Шляхтина, Людмила. “Современный музей: идеи и реалии”. Вопросы музеологии, no. 2 (2011): 14–9.


References

1. Maistrovskaia, Mariia. Muzei kak ob”ekt kul’tury. Iskusstvo ekspozitsionnogo ansamblia. Moscow: Progress-Traditsiia, 2016. (In Russian)

2. Kaulen, M., A. Sundieva, I. Chuvilova, O. Cherkaeva, M. Borisova, L. Khakhanova, and L. Skripkina. “Slovar’ aktual’nykh muzeinykh terminov”. Muzei, no. 5 (2009): 47–68. (In Russian)

3. Mikhailovskaia, Anna. Muzeinaia ekspozitsiia: Organizatsiia i tekhnika. Edited by Fedor Petrov and Konstantin Mitiaev. Moscow: Iskusstvo. 1964. (In Russian)

4. Kalugina, Tat’iana. Khudozhestvennyi muzei kak fenomen kul’tury. St. Petersburg: Petropolis, 2008. (In Russian)

5. Maistrovskaia, Mariia. “Muzeinaia ekspozitsiia: tendentsiia razvitiia”. In Muzeinaia ekspozitsiia: Teoriia i praktika. Iskusstvo i ekspozitsiia. Novye stsenarii i kontseptsii [Museum presentation (Theory and practice, presentation art, new scripts and concepts)], compiled and edited by Mariia Maistrovskaia, 7–22. Moscow: RIK, 1997. (In Russian)

6. Nikishin, Nikolai. “Muzeinye sredstva: znaki i simvoly”. In Muzeinaia ekspozitsiia: Teoriia i praktika. Iskusstvo i ekspozitsiia. Novye stsenarii i kontseptsii, compiled and edited by Mariia Maistrovskaia, 23–32. Moscow: RIK, 1997. (In Russian)

7. Poliakov, Taras. Kak delat’ muzei? O metodakh proektirovaniia muzeinoi ekspozitsii. Moscow: RIK, 1997. (In Russian)

8. Shchepetkova, Irina. Muzei: metamorfozy teatral’nosti. St. Petersburg: Znak, 2005. (In Russian)

9. Shchepetkova, Irina. “Fenomen ‘teatralizatsii muzeia’”. In Triumf muzeia?, edited by Antonina Nikonova, 244–58. St. Petersburg: Osipov, 2001. (In Russian)

10. Benua, Aleksandr. “Dvortsy-muzei”. In Aleksandr Benua razmyshliaet… Stat’i, pis’ma, vyskazyvaniia, prepared and commented by Il’ia Zil’bershtein and Aleksei Savinov, 71–83. Moscow: Sovetskii khudozhnik, 1968. (In Russian)

11. Anan’ev, Vitalii. “Institut istorii iskusstv i prigorodnye dvortsy-muzei v 1920-e gody”. Vestnik Sankt-Peterburgskogo universiteta. Seriia 2. Istoriia [Vestnik of Saint Petersburg University. Seria 2. History], no. 3 (2014): 128–44. (In Russian)

12. Shemanskii, Anatolii, and Semen Geichenko. Istoriko-bytovoi muzei XVIII veka v Petergofe. Bol’shoi dvorets. 2nd ed. Moscow: Gos. izd-vo izobrazitel’nykh iskusstv; Leningrad: tip. Iv. Fedorova, 1931. (In Russian)

13. Bondarev, Sergei. “Dovoennyi Petergof: muzeinaia missiia i gosudarstvennaia ideologiia”. Vestnik Sankt-Peterburgskogo universiteta. Seriia 2, no. 4 (2016): 124–41. (In Russian)

14. Belov, Alexey. “Iz istorii sozdaniia muzeia v Bol’shom Petergofskom dvortse”. In Pamiatnik arkhitektury — ot dvortsa k muzeiu: sbornik statei po materialam nauchno-prakticheskoi konferentsii GMZ “Petergof ”, 2012, edited by Olga Kappol’, 226–37. St. Petersburg: Evropeiskii dom, 2013. (In Russian)

15. Shmit, Fedor. Muzeinoe delo: Voprosy ekspozitsii. Leningrad: Academia, 1929. (In Russian)

16. Gnedovskii, Mikhail. “Muzeinaia kommunikatsiia i muzeinyi stsenarii”. In Muzei i sovremennost’, 127–33. Moscow: Sov. Rossiia, 1986. (In Russian)

17. Iukhnevich, Marina. “Teatralizatsiia v muzeinom prostranstve: za i protiv”. Muzei, no. 7 (2011): 61–6. (In Russian)

18. Mastenitsa, Elena. “Muzeinyi mir v XXI veke: vektory razvitiia”. Trudy Sankt-Peterburgskogo gosudarstvennogo instituta kul’tury, vol. 212 (2015): 19–26. (In Russian)

19. Dmitrieva, Ol’ga. “Muzei i attraktsiony: al’ternativa v rezhissure muzeinogo prostranstva”. In Triumf muzeia?, edited by Antonina Nikonova, 191–4. St. Petersburg: Osipov, 2001. (In Russian)

20. Shliakhtina, Liudmila. “Sovremennyi muzei: Idei i realii”. Voprosy muzeologii, no. 2 (2011): 14–9. (In Russian)

Опубликован
2018-08-27
Как цитировать
Кальницкая, Е. (2018). Театральная режиссура как метод дизайнерского проектирования музейного пространства. Вестник Санкт-Петербургского университета. Искусствоведение, 8(3), 480-507. https://doi.org/10.21638/11701/spbu15.2018.309
Раздел
Дизайн