История становления бумажной архитектуры 1980-х годов и условия ее существования
DOI:
https://doi.org/10.21638/spbu15.2023.406Аннотация
Статья посвящена истории становления бумажной архитектуры 1980-х годов: это явление сформировалось в среде недавних выпускников и студентов последних курсов Московского архитектурного института, которые активно участвовали в международных конкурсах концептуальных идей. Во многом бумажная архитектура стала отдельным феноменом архитектурного творчества: в отличие от других случаев популярности концептуального проектирования в истории советской архитектуры (утопии авангарда 1920-х, тоталитарные утопии 1930–1940-х, концепции 1960-х годов), бумажная архитектура практически не была подкреплена реальным строительством. Вокруг этого явления сложилась парадоксальная ситуация: на конкурсах проекты «бумажников» брали первые премии, о них писали зарубежные исследователи и охотно представляли на выставках, в то время как в Советском Союзе многие коллеги считали бумажную архитектуру развлечением несерьезным и не достойным внимания. Нет единства и среди исследователей, симпатизировавших «бумажникам»: бумажную архитектуру часто причисляли к соц-арту и московскому концептуализму, а его участников объединяли в организованное движение. Двойственное положение жанра между архитектурой и искусством, слабый интерес к «реальному» строительству у авторов и разрозненность участников нередко были вызваны внешними обстоятельствами, а не существованием у бумажной архитектуры четкой художественной программы. Этому способствовал целый ряд причин и условий, установить которые поможет обращение к этапу зарождения этого явления.
Ключевые слова:
бумажная архитектура, советская архитектура 1980-х годов, концептуальное проектирование, архитектура постмодернизма, постмодернизм
Скачивания
Библиографические ссылки
Загрузки
Опубликован
Как цитировать
Выпуск
Раздел
Лицензия
Статьи журнала «Вестник Санкт-Петербургского университета. Искусствоведение» находятся в открытом доступе и распространяются в соответствии с условиями Лицензионного Договора с Санкт-Петербургским государственным университетом, который бесплатно предоставляет авторам неограниченное распространение и самостоятельное архивирование.