Н. А. Римский-Корсаков. Прелюдия и фуга G-dur в автографе композитора

Авторы

  • Алла Ирменовна Янкус Санкт-Петербургская государственная консерватория им. Н. А. Римского-Корсакова https://orcid.org/0000-0002-3157-1194

DOI:

https://doi.org/10.21638/spbu15.2024.302

Аннотация

Среди нотных материалов фонда Н. А. Римского-Корсакова, хранящегося в Отделе рукописей Российской национальной библиотеки, вызывает особый интерес рукопись № 344. Этот источник включает эскизы и законченные сочинения, из которых три фуги до настоящего времени не изданы. Исключение составляет Прелюдия G-dur, впервые опубликованная в томе 49 (А) «Полного собрания сочинений» Н. А. Римского-Корсакова. Записи автографа № 344 относятся к плодотворному периоду творчества композитора — середине — концу лета 1897 г. Сочинения, работа над которыми шла в это время (в том числе опера «Моцарт и Сальери», Квартет G-dur и Трио c-moll), нашли специфическое отражение в содержании автографа. Настоящая публикация включает анализ рукописи Ф. 640 № 344 и входящих в нее полифонических эскизов и композиций. Изучение эскизов и законченных сочинений данного автографа позволяет сделать вывод о том, что он не относится к учебным работам Римского-Корсакова, а записи в этом источнике соответствуют разным формам творческого процесса и представляют собой композиционные рукописи. Наблюдаемая в рукописи № 344 специфика сочинения полифонических композиций позволяет выделить среди материалов уникальный для автографов Римского-Корсакова комплекс нескольких разновидностей записей полифонических сочинений: эскизы (по большей части относящиеся к прекомпозиционной работе над фугами), контрапунктические пробы (термин М. Монич), аналитические материалы разных видов и фиксация полностью законченных сочинений. Во второй части статьи планируется представить специфически записанные в рукописи № 344 прелюдию И.С.Баха cis-moll (I т. «Хорошо темперированного клавира» — BWV 849) и фугу из II части Реквиема Моцарта (KV 626/2) как жанрово-стилевые модели полифонического цикла Н.А. Римского-Корсакова «Прелюдия и фуга G-dur».

Ключевые слова:

Н. А. Римский-Корсаков, полифонические эскизы, Прелюдия и фуга G-dur, неизданные фуги Римского-Корсакова, предварительная работа над фугой, фонд Н. А. Римского-Корсакова в ОР РНБ, виды музыкальных рукописей

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.
 

Библиографические ссылки

Литература

1. Коноплева, Ирина, сост. Римский-Корсаков Николай Андреевич. Опись фонда. Л.: Гос. публ. биб-ка им. М. Е. Салтыкова‑Щедрина, 1968.

2. Сквирская, Тамара. Рукописное наследие Н. А. Римского-Корсакова. СПб.: Политехн. ун-т, 2011.

3. Михеева, Марина. Загорный Нестор Николаевич. Дата обращения октябрь 15, 2023. https://www.conservatory.ru/esweb/zagornyy-nestor-nikolaevich-1887-1969.

4. Портной, Виктор. “Из истории музыкальной культуры и образования Карелии (1918–1922)”. Образование в сфере искусств: Научно-информационный журнал Ассоциации музыкальных образовательных учреждений 8, no. 2 (2016): 22–33. Дата обращения сентябрь 11, 2023. https://magkmusic.com/images/docs/nil/obrazovanie-v-sfere-iskusstva-2-2016.pdf.

5. Загорный, Нестор. “От редакции”. В изд. Римский-Корсаков, Николай. Полное собрание сочинений, ред. Нестор Загорный, VII–X. 50 томов. М.: Гос. муз. изд-во, 1959, т. 49 (А): Сочинения для фортепьяно.

6. Костенко, Нина. “Обретение века. Автограф партитуры оперы Н. А. Римского-Корсакова ‘Кащей бессмертный’”. Дата обращения декабрь 1, 2023. https://theatremuseum.ru/naukpubl/avtograf_partitury _ednref1.

7. Домбург, Эльвира ван. Текстология в отечественном музыкознании: история, теория, практика. СПб.: Астерион, 2011.

8. Римский-Корсаков, Николай. Летопись моей музыкальной жизни. 3-е изд. Введ. и примеч. Андрея Римского-Корсакова. М.: Музыкальный сектор, 1928.

9. Симатова, Юлия. “Фортепианное творчество Н. А. Римского-Корсакова (проблемы жанра, стиля, текстологии, исполнения)”. Дис. канд. иск., Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена, 2006.

10. Ястребцев, Василий. Николай Андреевич Римский-Корсаков. Воспоминания. 1886–1908, ред. Александр Оссовский. 2 тома. Л.: Гос. муз. изд-во, 1959, т. 1: 1886–1897.

11. Твердовская, Тамара. “‘Дойти до самой сути’: баховские композиционные элементы в шести фугах ор. 17 Н. А. Римского-Корсакова”. Музыкальный журнал Европейского Севера 31, no. 3 (2022): 26–38. https://doi.org/10.61908/2413-0486.2022.31.3.26-38

12. Шабалина, Татьяна. Рукописи И. С. Баха: ключи к тайнам творчества. СПб.: Logos, 1999.

13. Монич, Мария. “Контрапунктические пробы как особый тип рукописного текста”. Opera musicologica 13, no 1 (2021): 57–82. https://doi.org/10.26156/OM.021.13.1.003

14. Blechschmidt, Eva Renate. Die Amalien-Bibliothek. Musikbibliothek der Prinzessin Anna Amalia von Preußen (1723–1783). Historische Einordnung und Katalog mit Hinweisen auf die Schreiber der Handschriften. Berlin: Verlag Mersenburg, 1965. (Berliner Studien zur Musikwissenschaft, Bd. 8).

15. Янкус, Алла. “Предварительная работа над фугой по системе И. Ф. Кирнбергера (на материале рукописей Анны Амалии Прусской)”. В сб. Работа над фугой: метод и школа И. С. Баха: материалы Восьмых Баховских чтений, Санкт-Петербург, 20–27 апреля 2006 г., ред. Кира Южак, 126–67. СПб.: Сударыня, 2008.

16. Янкус, Алла. “Учебные фуги А. К. Глазунова в отделе рукописей Российской национальной библиотеки”. Музыкальный журнал Европейского Севера 32, no. 4 (2022): 91–106. https://doi.org/10.61908/2413-0486.2022.32.4.91-106

17. Орлова, Александра, и Владимир Римский-Корсаков, ред. Страницы жизни Н. А. Римского-Корсакова: летопись жизни и творчества. 3 тома. Л.: Музыка, 1972, т. 3: 1894–1904.

18. Римский-Корсаков, Николай. Полное собрание сочинений: литературные произведения и переписка. Ред. Ирина Коноплева и Ангелина Зорина. 8 томов. М.: Музыка, 1982, т. 8 (Б): Переписка с С. Н. Кругликовым (1896–1908).

19. Денисов, Андрей. “‘Это тоже мне знакомо…’: явные и скрытые смыслы застольной музыки в финале второго акта ‘Дон Жуана’ В. А. Моцарта”. Opera musicologica 15, no. 1 (2023): 20–31. https://doi.org/10.26156/OM. 2023.15.1.002

20. Zybina, Karina. “‘Listen, Salieri — my Requiem’: Mozart’s Requiem in Russia from the beginning of the 19th Century until 1917”. Современные проблемы музыкознания, no. 1 (2019): 19–66. https://doi.org/10.56620/2587-9731-2019-1-019-066

21. Вайдман, Полина. “Архив П. И. Чайковского: текстологические и биографические исследования: Творчество и жизнь”. Автореф. дис. д-ра иск., Государственный институт искусствознания, 2000.

Нотные издания и источники

I. ОР РНБ. Фонд Н. А. Римского-Корсакова. Ф. 640. Ед. хр. 344.

II. Римский-Корсаков, Николай. Полное собрание сочинений. 50 томов. Ред. Нестор Загорный. М.: Гос. муз. изд-во, 1959, т. 49 (А): Сочинения для фортепьяно.

III. ОР РНБ. Фонд Н. А. Римского-Корсакова. Ф. 640. Ед. хр. 343.

IV. D-B AmB. 604/10, 604/11.

V. ОР РНБ. Фонд А. К. Глазунова. Ф. 387. Ед. хр. 642.

References

1. Konopleva, Irina, comp. Rimsky-Korsakov, Nikolai A. Inventory of the fund. Leningrad: Gosudarstvennaia publichnaia biblioteka imeni M. E. Saltykova-Shchedrina Publ., 1968. (In Russian)

2. Skvirskaia, Tamara. Manuscript heritage of N. A. Rimsky-Korsakov: tutorial. St. Petersburg: Politekhnicheskii universitet Publ., 2011. (In Russian)

3. Mikheeva, Marina. Zagornyi Nestor Nikolaevich. Accessed October 15, 2023. https://www.conservatory.ru/esweb/zagornyy-nestor-nikolaevich-1887-1969. (In Russian)

4. Portnoi, Viktor. “From the History of Musical Culture and Education in Karelia (1918–1922)”. Obrazovanie v sfere iskusstv: Nauchno-informatsionnyi zhurnal Assotsiatsii muzykal’nykh obrazovatel’nykh uchrezhdenii 8, no. 2 (2016): 22–33. Accessed September 11, 2023. https://magkmusic.com/images/docs/nil/obrazovanie-v-sfere-iskusstva-2-2016.pdf. (In Russian)

5. Zagornyi, Nestor. “From the editor”. In Rimsky-Korsakov, Nikolai. Polnoe sobranie sochinenii, ed. by Nestor Zagornyi, VII–X. 50 vols. Mosсow: Gosudarstvennoe muzykal’noe izdatel’stvo Publ., 1959, vol. 49 (A): Keyboard Music. (In Russian)

6. Kostenko, Nina. “Finding a century. Autograph of the score of the opera ‘Kashchei the Immortal’ by N. A. Rimsky-Korsakov”. Accessed December 1, 2023. https://theatremuseum.ru/naukpubl/avtograf_partitury _ednref1. (In Russian)

7. Domburg, El’vira van. Textological studies in Russian music scholarship. History, theory, practice: schoolbook. St. Petersburg: Asterion Publ., 2011. (In Russian)

8. Rimsky-Korsakov, Nikolai. Chronicle of my musical life (1844–1906). Introd. art. and comment. by Andrei Rimsky-Korsakov. 3th ed. Moscow: Muzykal’nyi sektor Publ., 1928. (In Russian)

9. Simatova, Iuliia. “Piano creativity of N. A. Rimsky-Korsakov (problems of genre, style, textual criticism, performance)”. PhD diss., Rossiiskii gosudarstvennyi pedagogicheskii universitet imeni A. I. Gertsena Publ., 2006. (In Russian)

10. Iastrebtsev, Vasilii. Nikolai Rimsky-Korsakov. Memories. 1886–1908. Ed. by Aleksandr Ossovskii. 2 vols. Leningrad: Gosudarstvennoe muzykal’noe izdatel’stvo Publ. 1959, vol. 1: 1886–1897. (In Russian)

11. Tverdovskaia, Tamara. “‘Reading the very Essence’: J. S. Bach’s Composition elements in six Fugues op. 17 by N. A. Rimsky-Korsakov”. Muzykal’nyi zhurnal Evropeiskogo Severa 31, no. 3 (2022): 26–38. https://doi.org/10.61908/2413-0486.2022.31.3.26-38 (In Russian)

12. Shabalina, Tatiana. J. S. Bach’s Manuscripts: The Keys to Mysteries of His Creative Work. St. Petersburg: Logos Publ., 1999. (In Russian)

13. Monich, Mariia. “Contrapuntal Probes As a Special Type of a Music Manuscript”. Opera musicologica 13, no. 1 (2021): 57–82. https://doi.org/10.26156/OM.2021.13.1.003 (In Russian)

14. Blechschmidt, Eva Renate. Die Amalien-Bibliothek. Musikbibliothek der Prinzessin Anna Amalia von Preußen (1723–1783). Historische Einordnung und Katalog mit Hinweisen auf die Schreiber der Handschriften. Berlin: Verlag Mersenburg, 1965. (Berliner Studien zur Musikwissenschaft, Bd. 8).

15. Yankus, Alla. “Preliminary Work on the Fugue in the Manuscripts of Anna Amalia of Prussia: The System of J. Ph. Kirnberger”. In Rabota nad fugoi: metod i shkola I. S. Bakha: materialy Vos’mykh Bakhovskikh chtenii, Sankt-Peterburg, 20–27 aprelia 2006 g., ed. by Kirа Yuzhak, 126–67. St. Petersburg: Sudarynia Publ., 2008. (In Russian)

16. Yankus, Alla. “Fugues written for educational purposes by Alexander K. Glazunov in the Manuscripts Department of the Russian National Library”. Muzykal’nyi zhurnal Evropeiskogo Severa 32, no. 4 (2022): 91–106. https://doi.org/10.61908/2413-0486.2022.32.4.91-106 (In Russian)

17. Orlova, Aleksandra, and Vladimir Rimsky-Korsakov, ed. Pages from the life of Rimsky-Korsakov. Chronicle of life and creativity. 3 vols. Leningrad: Muzyka Publ., 1972, vol. 3: 1894–1904. (In Russian)

18. Rimsky-Korsakov, Nikolai. The Complete works. Literary works and correspondence. 8 vols. Eds Irina Konopleva and Angelina Zorina. Moscow: Muzyka Publ., 1982, vol. 8 (B): Correspondence with S. N. Kruglikov (1896–1908). (In Russian)

19. Denisov, Andrei. “‘This is Also Familiar to Me…’: Explicit and Hidden Meanings of Table Music in the Second Act Finale of ‘Don Giovanni’ by W. A. Mozart”. Opera musicologica 15, no. 1 (2023): 20–31. https://doi.org/10.26156/OM.2023.15.1.002 (In Russian)

20. Zybina, Karina. “‘Listen, Salieri — my Requiem’: Mozart’s Requiem in Russia from the beginning of the 19th Century until 1917”. Sovremennye problemy muzykoznaniia, no. 1 (2019): 19–66. https://doi.org/10.56620/2587-9731-2019-1-019-066

21. Vaidman, Polina. “Archive of P. I. Tchaikovsky: textual and biographical research: Creativity and life”. Dr. Sci. diss. abstract, Gosudarstvennyi institut iskusstvoznaniia Publ., 2000. (In Russian)

Musical Editions and Sources

I. OR RNB. F. 640. Ed. khr. 344 [National Library of Russia. Manuscripts Department. Stock 640. Record 344]. (In Russian)

II. Rimsky-Korsakov, Nikolai. The Complete Works. Ed. by Nestor Zagorny. 50 vols. Moscow: Gosudarstvennoe muzykal’noe izdatel’stvo Publ., 1959, vol. 49 (A): Keyboard Music. (In Russian)

III. OR RNB. F. 640. Ed. khr. 343 [National Library of Russia. Manuscripts Department. Stock 640. Record 343]. (In Russian)

IV. D-B AmB. 604/10, 604/11 [Staatsbibliothek zu Berlin — Preußischer Kulturbesitz, Amalien-Bibliothek].

V. OR RNB. F. 387. Ed. khr. 642 [National Library of Russia. Manuscripts Department. Stock 387. Record 642]. (In Russian)

Загрузки

Опубликован

29.08.2024

Как цитировать

Янкус, А. И. (2024). Н. А. Римский-Корсаков. Прелюдия и фуга G-dur в автографе композитора. Вестник Санкт-Петербургского университета. Искусствоведение, 14(3), 469–487. https://doi.org/10.21638/spbu15.2024.302

Выпуск

Раздел

Музыка