К анализу двойной фуги в Трактате о фуге Ф. В. Марпурга

Авторы

  • Алла Ирменовна Янкус Санкт-Петербургский музыкальный колледж им. М. П. Мусоргского; Санкт-Петербургская государственная консерватория им. Н. А. Римского-Корсакова

Аннотация

Статья посвящена теории и практике двойной фуги (на две и более тем) в XVIII в., преломляющихся в соответствующих разделах Трактата Марпурга. Изучение методики анализа, терминологии и системы объяснения материала способствует более адекватному пониманию как практики написания фуги, так и общей систематизации видов фуги не только в эпоху высокого барокко, но и в европейской теории последующего времени.

Ключевые слова:

Марпург Фридрих Вильгельм, Трактат о фуге, фуга, дуэт, фуга двойная, фуга сложная

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.

Биография автора

Алла Ирменовна Янкус, Санкт-Петербургский музыкальный колледж им. М. П. Мусоргского; Санкт-Петербургская государственная консерватория им. Н. А. Римского-Корсакова

кандидат искусствоведения, преподаватель

Библиографические ссылки

Литература

1. Marpurg F. W. Abhandlung von der Fuge nach den Grundsätzen und Exempeln der besten deutschen und ausländischen Meister: in 2 B-de. Berlin: A. Haude und J. C. Spener, 1753–1754. 487 S. Repr.: Laaber: Laaber-Verlag, 2002. Nebst LXII. Kupfertafeln — I. Bd., LX. Kupfertafeln — II. Bd.

2. Heinemann M. Friedrich Wilhelm Marpurg: Abhandlung von der Fuge: Einführung // Marpurg F. W. Abhandlung von der Fuge. Berlin, 1753–1754. Repr.: Laaber, 2002. S. II–XVIII.

3. Янкус А. Нотные примеры в Трактате о фуге Ф. В. Марпурга: к вопросу о фуге a-moll (Duo in contrapuncto ad 8, 11 et 12) // Musicus. 2010. № 5 (24). С. 14–20.

4. Marpurg F. W. Des critischen Musicus an der Spree. I Band. Berlin: Haude & Spener, Mar. 4, 1749 to Feb. 17, 1750. Repr.: Hildesheim; New York: G. Olms-Verlag, 1970. 406 S.

5. Marpurg F. W. Handbuch bey dem Generalbasse und der Composition: mit zwey-, drey-, vier-, fünf-, sechs-, sieben-, acht- und mehrern Stimmen; nebst einem vorläuffi gen kurzen Begriff der Lehre vom Generalbasse für Anfänger: in 3 B-de. Berlin: Johann Jacob Schützens Witwe (-Gottlieb August Lange), 1755–1759. Repr.: Hildesheim: G. Olms-Verlag, 2002. 341 S.

6. Horn W. Friedrich Wilhelm Marpurg, Carl Philipp Emanuel Bach und das «Duo in contrapuncto» Wq 119/1 (H.76) // Bach-Jahrbuch. 85. Jahrgang. Leipzig: Evangelische Verlangsanstalt, 1999. S. 159–169.

7. Wotquenne A. Thematisches Verzeichnis der Werke von Carl Philipp Emanuel Bach (1714–1788). Leipzig; Brüssel; London; New York: Breitkopf&Härtel, 1972. 112 S.

8. Helm E. E. Thematic Catalogue of the Works of Carl Philipp Emanuel Bach. New Hawen, London: Yale University Press, 1989. 271 p.

9. Bach C. P. E. The Collected Works for Solo Keyboard / ed. with Introductions by D. M. Berg. New York; London: Garland Publishing, 1985. Vol. 5. XXXV. 250 p.

10. Симакова Н. А. Контрапункт строгого стиля и фуга. Книга вторая. Фуга: ее логика и поэтика. М.: Композитор, 2007. 800 с.

11. Милка А. П. «Музыкальное приношение» И. С. Баха: к реконструкции и интерпретации. М.: Музыка, 1999. 250 с.

12. Server H. Marpurg versus Kirnberger: Theories of Fugal Comosition // Journal of Musik Theory. 1970. N 14. P. 209–236.

13. Южак К. По поводу двух контрапунктических работ принцессы Анны Амалии // Восьмые Баховские чтения в Санкт-Петербурге. Работа над фугой: метод и школа И. С. Баха: матер. конф. 20–27 апреля 2006 г. СПб.: Сударыня, 2008. С. 168–215.

14. Янкус А., Южак К. К имитационной природе инструментального дуэта: двухголосные сочинения Вильгельма Фридемана Баха и его учителя Иоганна Себастьяна Баха // Художественный текст: скрытое и явное. IX Всероссийский междисциплинарный семинар: cб. науч. материалов.Петрозаводск, 2007. С. 148–161.

15. Южак К., Янкус А. Двухголосная фуга: природа, жанр и форма // Науковий вiсник НМАУ iм. П. I. Чайковського: мистецтвознавчi пошуки: збiрник наукових статей та есе, присвячений ювiлею Нiни Олександрiвни Герасимовоï-Персидськоï. Кiïв: Нацiональна музична академiя Ураïни iм. П. I. Чайковського, 2008. Вип. 78. С. 242–262.

16. Южак К. Дуэты из Clavier-Übung III: Единство в многообразии // Opera Musicologica. 2009. №1 [1]. C. 83–100.

17. Wollny P. Anmerkungen zu Carl Philipp Emanuel Bachs Compositionen im "strengen Stil" // Jahrbuch des Staatlichen Instituts für Musikforschung Preußischer Kulturbesitz. 1997. S. 62–73.

18. Kirnberger J. P. Duo // Sulzer J. G. Allgemeine Theorie der Schönen Künste. Bd. 1. 2 ed. Leipzig: Weidmann, 1792. S. 749–752.


References

1. Marpurg F. W. Abhandlung von der Fuge nach den Grundsätzen und Exempeln der besten deutschen und ausländischen Meister. Berlin, A. Haude und J. C. Spener, 1753–1754. 487 S. Repr. Laaber, Laaber-Verlag, 2002. Nebst LXII. Kupfertafeln. I. Bd., LX. Kupfertafeln. II. Bd.

2. Heinemann M. Friedrich Wilhelm Marpurg: Abhandlung von der Fuge: Einführung. Marpurg F. W. Abhandlung von der Fuge. Berlin, 1753–1754. Repr. Laaber, 2002. S. II–XVIII.

3. Iankus A. Notnye primery v Traktate o fuge F. V. Marpurga: k voprosu o fuge a-moll (Duo in contrapuncto ad 8, 11 et 12). Musicus, 2010, no. 5 (24), pp. 14–20. (In Russian)

4. Marpurg F. W. Des critischen Musicus an der Spree. I Band. Berlin, Haude & Spener, Mar. 4, 1749 to Feb. 17, 1750. Repr. Hildesheim; New York, G. Olms-Verlag, 1970. 406 S.

5. Marpurg F. W. Handbuch bey dem Generalbasse und der Composition: mit zwey-, drey-, vier-, fünf-, sechs-, sieben-, acht- und mehrern Stimmen; nebst einem vorläuffi gen kurzen Begriff der Lehre vom Generalbasse für Anfänger. Berlin: Johann Jacob Schützens Witwe (-Gottlieb August Lange), 1755–1759. Repr. Hildesheim, G.Olms-Verlag, 2002. 341 S.

6. Horn W. Friedrich Wilhelm Marpurg, Carl Philipp Emanuel Bach und das "Duo in contrapuncto" Wq 119/1 (H.76). Bach-Jahrbuch. 85. Jahrgang. Leipzig, Evangelische Verlangsanstalt, 1999, S. 159–169.

7. Wotquenne A. Thematisches Verzeichnis der Werke von Carl Philipp Emanuel Bach (1714–1788). Jahrgang. Leipzig; Brüssel; London; New York, Breitkopf&Härtel, 1972, 112 S.

8. Helm E. E. Thematic Catalogue of the Works of Carl Philipp Emanuel Bach. New Hawen, London, Yale University Press, 1989. 271 p.

9. Bach C. P. E. The Collected Works for Solo Keyboard. Ed. with Introductions by D. M. Berg. New York; London, Garland Publishing, 1985. Vol. 5. XXXV. 250 p.

10. Simakova N. A. Kontrapunkt strogogo stilia i fuga. Kniga vtoraia. Fuga: ee logika i poetika. Moscow, Kompozitor, 2007. 800 p. (In Russian)

11. Milka A. P. "Muzykal'noe prinoshenie" I. S. Baha: k rekonstruktsii i interpretatsii. Moscow, Muzyka, 1999. 250 p. (In Russian)

12. Server H. Marpurg versus Kirnberger: Theories of Fugal Comosition. Journal of Musik Theory, 1970, no. 14, pp. 209–236.

13. Iuzhak K. Po povodu dvukh kontrapunkticheskikh rabot printsessy Anny Amalii. Vos'mye Bakhovskie chteniia v Sankt-Peterburge. Rabota nad fugoj: metod i shkola I. S. Baha: mater. konf. 20–27 aprelja 2006 g. St Petersburg, Sudarynia Publ., 2008, pp. 168–215. (In Russian)

14. Iankus A., Iuzhak K. K imitatsionnoi prirode instrumental'nogo dueta: dvukhgolosnye sochineniia Vil'gel'ma Fridemana Bakha i ego uchitelia Ioganna Sebast'iana Bakha. Hudozhestvennyi tekst: skrytoe i iavnoe. IX Vserossiiskii mezhdisciplinarnyi seminar: sb. nauch. materialov. Petrozavodsk, 2007, pp. 148–161. (In Russian)

15. Iuzhak K., Iankus A. Dvukhgolosnaia fuga: priroda, zhanr i forma. Naukovij visnik NMAU im. P. I. Chaikovs'kogo: mistetstvoznavchi poshuki: zbirnik naukovih statei ta ese, prisviachenii iuvileiu Nini Oleksandrivni Gerasimovoi-Persids'koi. Issue. 78. Kiev, Natsional'na muzichna akademiia Uraini im. P. I. Chaikovs'kogo Press, 2008, pp. 242–262.

16. Iuzhak K. Duety iz Clavier-Übung III: Edinstvo v mnogoobrazii. Opera Musicologica. 2009, no. 1 (1), pp. 83–100. (In Russian)

17. Wollny P. Anmerkungen zu Carl Philipp Emanuel Bachs Compositionen im "strengen Stil". Jahrbuch des Staatlichen Instituts für Musikforschung Preußischer Kulturbesitz, 1997, pp. 62–73.

18. Kirnberger J. P. Duo. Sulzer J. G. Allgemeine Theorie der Schönen Künste. Bd. 1. 2 ed. Leipzig, Weidmann, 1792, S. 749–752.

Загрузки

Опубликован

15.06.2011

Как цитировать

Янкус, А. И. (2011). К анализу двойной фуги в Трактате о фуге Ф. В. Марпурга. Вестник Санкт-Петербургского университета. Искусствоведение, 1(2), 19–33. извлечено от https://artsjournal.spbu.ru/article/view/649

Выпуск

Раздел

Музыка