Интерпретация художественного мира Ф. М. Достоевского в фильме Р. Вине «Раскольников»

  • Роман Геннадьевич Круглов Санкт-Петербургский государственный университет кино и телевидения

Аннотация

В статье с точки зрения интерпретации художественного мира Ф. М. Достоевского рассматривается экранизация его романа «Преступление и наказание», снятая классиком немецкого киноэкспрессионизма Робертом Вине, автором знаменитой картины «Кабинет доктора Калигари» (1920), с русской актерской труппой. Стилистика картины ориентирована на максимальную выразительность образов, для достижения которой использованы смелые художественные условности. Несомненное достоинство экспрессионистских выразительных средств состоит в том, что они позволили показать не только душевное состояние героя, но и его дисгармоничное, трагическое мировосприятие. Страданиям героя в фильме уделено гораздо больше внимания, чем их причинам и последствиям, это связано с тем, что идея Раскольникова показана в фильме прежде всего с социальной стороны (которая у Достоевского не является основной). Специфика экранизации определяется также тем, что фильму не свойственно экспрессионистское нивелирование психологии, ее отображает актерская игра в традициях русской реалистической школы. Можно сделать заключение, что дисгармоничность изображаемого на киноэкране мира конгениальна философскому наполнению произведения, а авангардная эстетика диспропорций выражает характерные черты художественного мира романа «Преступление и наказание». Экспрессионистский художественный инструментарий позволил создать пластический эквивалент художественного мира романа, однако содержательные установки экспрессионизма обедняют идейное наполнение экранизации. 

Ключевые слова:

Ф. М. Достоевский, Роберт Вине, «Преступление и наказание», Раскольников, кинематограф, экспрессионизм, экранизация, эстетика диссонанса, «мир души», реалистическая актерская игра, искаженная реальность, болевой эффект

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.

Биография автора

Роман Геннадьевич Круглов, Санкт-Петербургский государственный университет кино и телевидения

аспирант

Литература

Литература

1. Кино: Энциклопедический словарь / гл. ред. С. И. Юткевич. М.: Советская энциклопедия, 1987. 640 с.

2. Мильдон В. И. Другой Лаокоон, или О границах кино и литературы. Эстетика экранизации. М.: РОССПЭН, 2007. 224 с.

3. Достоевский: Эстетика и поэтика: Словарь-справочник / сост. Г. К. Щенников, А. А. Алексеев; науч. ред. Г. К. Щенников; ЧелГУ. Челябинск: Металл, 1997. 271 с. (Достоевский и русская культура).

4. Иезуитов Н. М. Актеры МХАТ в кино. М.: Госкиноиздат, 1938. 117 с.

5. Литературная энциклопедия терминов и понятий / под ред. А. Н. Николюкина; Институт научной информации по общественным наукам РАН. М.: НПК «Интелвак», 2003. 1600 стб.

6. Айснер Л. Демонический экран / пер. с нем. К. Тимофеевой. М.: Rosebud Publishing: Пост Модерн Текнолоджи, 2010. 240 с.

7. Кракауэр З. Психологическая история немецкого кино. От Калигари до Гитлера. М.: Искусство, 1977. 352 с.

8. Тихомиров Б. Н. «Лазарь! Гряди вон». Роман Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» в современном прочтении: книга-комментарий. СПб.: Серебряный век, 2005. 472 с.

9. Степанов Ю. С. Константы: Словарь русской культуры: изд. 3-е, испр. и доп. М.: Академический Проект, 2004. 824 с.

10. Энгельгардт Б. М. Идеологический роман Достоевского // Достоевский Ф. М. Статьи и материалы: сб. II / под ред. А. С. Долинина. М.; Л.: Мысль, 1924. С. 71–109.

11. Достоевский Ф. М. Преступление и наказание: роман // Достоевский Ф. М. Полное собрание сочинений в 30 т. Л.: Наука, 1973. Т. 6. 422 с.

12. Герман М. Ю. Модернизм. Искусство первой половины ХХ века. СПб.: Азбука-классика, 2003. 480 с.

13. Лотман Ю. М. Семиотика кино и проблемы киноэстетики. Таллинн: Ээсти Раамат, 1973. 425 с.

14. Достоевский Ф. М. Братья Карамазовы: роман // Достоевский Ф. М. Полное собрание сочинений в 30 т. Л.: Наука, 1976. Т. 14. 510 с.

15. Солдатова Е. Л. Структура и динамика нормативного кризиса перехода к взрослости: монография. Челябинск: Изд-во ЮУрГУ, 2007. 222 с.

References

1. Kino: Entsiklopedicheskii slovar', gl. red. S. I. Iutkevich. M.: Sovetskaia entsiklopediia, 1987. 640 p.

2. Mil'don V. I. Drugoi Laokoon, ili O granitsakh kino i literatury. Estetika ekranizatsii. M.: ROSSPEN, 2007. 224 p.

3. Dostoevskii: Estetika i poetika: Slovar'-spravochnik, sost. G. K. Shchennikov, A. A. Alekseev; nauch. red. G. K. Shchennikov; ChelGU. Cheliabinsk: Metall, 1997. 271 p. (Dostoevskii i russkaia kul'tura).

4. Iezuitov N. M. Aktery MKhAT v kino. M.: Goskinoizdat, 1938. 117 p.

5. Literaturnaia entsiklopediia terminov i poniatii , pod red. A. N. Nikoliukina; Institut nauchnoi informatsii po obshchestvennym naukam RAN. M.: NPK «Intelvak», 2003. 1600 stb.

6. Aisner L. Demonicheskii ekran, per. s nem. K. Timofeevoi. M.: Rosebud Publishing: Post Modern Teknolodzhi, 2010. 240 p.

7. Krakauer Z. Psikhologicheskaia istoriia nemetskogo kino. Ot Kaligari do Gitlera. M.: Iskusstvo, 1977. 352 p.

8. Tikhomirov B. N. «Lazar'! Griadi von». Roman F. M. Dostoevskogo «Prestuplenie i nakazanie» v sovremennom prochtenii: kniga-kommentarii. SPb.: Serebrianyi vek, 2005. 472 p.

9. Stepanov Iu. S. Konstanty: Slovar' russkoi kul'tury: izd. 3-e, ispr. i dop. M.: Akademicheskii Proekt, 2004. 824 s.

10. Engel'gardt B. M. Ideologicheskii roman Dostoevskogo, Dostoevskii F. M. Stat'i i materialy: sb. II, pod red. A. S. Dolinina. M.; L.: Mysl', 1924. P. 71–109.

11. Dostoevskii F. M. Prestuplenie i nakazanie: roman, Dostoevskii F. M. Polnoe sobranie sochinenii v 30 t. L.: Nauka, 1973. T. 6. 422 p.

12. German M. Iu. Modernizm. Iskusstvo pervoi poloviny XX veka. SPb.: Azbuka-klassika, 2003. 480 p.

13. Lotman Iu. M. Semiotika kino i problemy kinoestetiki. Tallinn: Eesti Raamat, 1973. 425 p.

14. Dostoevskii F. M. Brat'ia Karamazovy: roman. Dostoevskii F. M. Polnoe sobranie sochinenii v 30 t. L.: Nauka, 1976. T. 14. 510 p.

15. Soldatova E. L. Struktura i dinamika normativnogo krizisa perekhoda k vzroslosti: monografiia. Cheliabinsk: Izd-vo IuUrGU, 2007. 222 p.

Опубликован
2015-06-15
Как цитировать
Круглов, Р. Г. (2015). Интерпретация художественного мира Ф. М. Достоевского в фильме Р. Вине «Раскольников». Вестник Санкт-Петербургского университета. Искусствоведение, 5(2), 34-44. извлечено от https://artsjournal.spbu.ru/article/view/2263
Раздел
Кино