Икона «Символ веры» в русском искусстве
Аннотация
В статье изучается иконография «Символ веры», которая в русском искусстве получила распространение в XVII веке. До этого времени данная иконография была неизвестна на Руси, но затем она появляется как в настенных росписях, так и в иконописи. При этом традиция иллюстрирования христианских символов — Апостольского, Афанасиевского и др. имеет богатую историю в искусстве Западной Европы. Исследование истоков данной иконографии в русском искусстве позволяет сделать вывод о влиянии гравюр иллюстрированной Библии издателя Никласа Пискатора; отдельные клейма последовательно соотнесены с гравюрами Апостольского кредо. Изучаются текстовые отличия двух символов веры — Православного (Никео-Константинопольского) и Апостольского. Различия в изложении неизбежно отражаются и в визуальном ряду. Изображения на клеймах иконы сопоставляются с текстами Православного и Апостольского символов веры. В результате сделан вывод об ассоциации изображения «Сошествие во ад», неизвестного ранее в православии, с древней иконографией Воскресения. Это связано с копированием клейма, относящегося к пятому члену Символа веры, говорящему о Воскресении. Публикуются вирши, переводящие латинский текст Апостольского кредо, вписанные от руки в некоторые экземпляры Библии в России.
Ключевые слова:
икона «Символ веры», иконография «Верую», М. де Вос, А. Колларт, Н. Пиcкатор, Лицевая Библия, Библия Пискатора, «Сошествие во ад», «Воскресение», Апостольский символ веры
Скачивания
Библиографические ссылки
Загрузки
Опубликован
Как цитировать
Выпуск
Раздел
Лицензия
Статьи журнала «Вестник Санкт-Петербургского университета. Искусствоведение» находятся в открытом доступе и распространяются в соответствии с условиями Лицензионного Договора с Санкт-Петербургским государственным университетом, который бесплатно предоставляет авторам неограниченное распространение и самостоятельное архивирование.