Икона «Символ веры» в русском искусстве

  • Светлана Валерьевна Иванова Российский институт истории искусств

Аннотация

В статье изучается иконография «Символ веры», которая в русском искусстве получила распространение в XVII веке. До этого времени данная иконография была неизвестна на Руси, но затем она появляется как в настенных росписях, так и в иконописи. При этом традиция иллюстрирования христианских символов — Апостольского, Афанасиевского и др. имеет богатую историю в искусстве Западной Европы. Исследование истоков данной иконографии в русском искусстве позволяет сделать вывод о влиянии гравюр иллюстрированной Библии издателя Никласа Пискатора; отдельные клейма последовательно соотнесены с гравюрами Апостольского кредо. Изучаются текстовые отличия двух символов веры — Православного (Никео-Константинопольского) и Апостольского. Различия в изложении неизбежно отражаются и в визуальном ряду. Изображения на клеймах иконы сопоставляются с текстами Православного и Апостольского символов веры. В результате сделан вывод об ассоциации изображения «Сошествие во ад», неизвестного ранее в православии, с древней иконографией Воскресения. Это связано с копированием клейма, относящегося к пятому члену Символа веры, говорящему о Воскресении. Публикуются вирши, переводящие латинский текст Апостольского кредо, вписанные от руки в некоторые экземпляры Библии в России.

Ключевые слова:

икона «Символ веры», иконография «Верую», М. де Вос, А. Колларт, Н. Пиcкатор, Лицевая Библия, Библия Пискатора, «Сошествие во ад», «Воскресение», Апостольский символ веры

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.

Биография автора

Светлана Валерьевна Иванова, Российский институт истории искусств

кандидат искусствоведения, научный сотрудник

Литература

Литература

1. Иванова С. В. Икона «Символ веры» XVII века: к проблеме иконных образцов // Вестник НовГУ. 2015. № 84. С. 183–185.

2. Кондаков Н. П. Русская икона. Т. IV. М., 2004. 220 с.: ил.

3. Розыск или список о богохульных строках и о сумнении святых честных икон диака Ивана Михайлова сына Вискаватого в лето 7062 // Чтения в Императорском Обществе истории и древностей российских при Московском университете (ЧОИДР). М., 1858. Кн. 2 (апрель — июнь), отд. III «Материалы Славянские».

4. Андреев Н. О «деле дьяка Висковатого» // Философия русского религиозного искусства. М., 1993. С. 292–317.

5. Успенский Л. Московские соборы XVI века и их роль в церковном искусстве // Философия русского религиозного искусства. М., 1993. С. 318–349.

6. Сизов Е. С. Храм Архангела Михаила на Соборной площади Кремля // Архангельский собор Московского Кремля. М., 2002. С. 16–122.

7. Квливидзе Н. В. «Символ веры» в росписи Архангельского собора Московского Кремля // Московский Кремль XV столетия. Т. 2: Архангельский собор и колокольня «Иван Великий» Московского Кремля. 500 лет. М., 2011. С. 134–149.

8. Шумилина Е. Л. Свято-Введенский Толгский монастырь. Библейские циклы нидерландских художников в росписи Введенского собора 1690-х годов. М., 2010. 319 с.

9. Иванова С. В. Иконография Пасхи: «Сошествие во ад» или «Воскресение»? // История и культура. Исследования. Статьи. Публикации. Воспоминания. СПб.: СПбГУ, 2010. Вып. 8 (8). С. 36–61.

10. Иванова С. В. Апостольский Символ веры в книжных иллюстрациях в западноевропейском искусстве // Вестник Свято-Тихоновского православного университета. Серия «Вопросы истории и теории христианского искусства». М., 2015. Т. 1(17). С. 45–54.

11. Simor S. B. I Believe. Images for the Credo from Charlemagne to Luther. New York: Institute of Fine Arts: N. Y. University, 1996. 725 с.

12. Loerke M.-М.-О. Hollenfahrt Christi und Anastasis. Ein Bildmotiv im Abendland und im christlichen Osten. Inaugural-Dissertation zur Erlangung der Doktorwurde der Philosophischen. Regensburg, 2003. 566 S.

13. Иванова С. В. Метаморфозы российской традиции иконографии Воскресения // Обсерватория культуры. М.: ФГБУ «Российская государственная библиотека», 2013. Вып. 4. С. 138–141.

14. Lexikon für Theologie und Kirche. Bd. 4. Freiburg i. Br.: Herder, 1960.

15. Белоброва О. А. Древнерусские вирши к гравюрам Маттиаса Мериана // ТОРДЛ. Л., 1990. Т. 44. С. 442–448.

16. Kartsonis A. D. Anastasis: The Making of an Image. Princeton, New Jersey, 1986. 265 p.

References

1. Ivanova S. V. Ikona «Simvol very» XVII veka: k probleme ikonnykh obraztsov, Vestnik NovGU. 2015. № 84. p. 183–185.

2. Kondakov N. P. Russkaia ikona. T. IV. M., 2004. 220 p.: il.

3. Rozysk ili spisok o bogokhul'nykh strokakh i o sumnenii sviatykh chestnykh ikon diaka Ivana Mikhailova syna Viskavatogo v leto 7062, Chteniia v Imperatorskom Obshchestve istorii i drevnostei rossiiskikh pri Moskovskom universitete (ChOIDR). M., 1858. Kn. 2 (aprel' — iiun'), otd. III «Materialy Slavianskie».

4. Andreev N. O «dele d'iaka Viskovatogo», Filosofiia russkogo religioznogo iskusstva. M., 1993. S. 292–317.

5. Uspenskii L. Moskovskie sobory XVI veka i ikh rol' v tserkovnom iskusstve, Filosofiia russkogo religioznogo iskusstva. M., 1993. p. 318–349.

6. Sizov E. S. Khram Arkhangela Mikhaila na Sobornoi ploshchadi Kremlia, Arkhangel'skii sobor Moskovskogo Kremlia. M., 2002. p. 16–122.

7. Kvlividze N. V. «Simvol very» v rospisi Arkhangel'skogo sobora Moskovskogo Kremlia, Moskovskii Kreml' XV stoletiia. T. 2: Arkhangel'skii sobor i kolokol'nia «Ivan Velikii» Moskovskogo Kremlia. 500 let. M., 2011. p. 134–149.

8. Shumilina E. L. Sviato-Vvedenskii Tolgskii monastyr'. Bibleiskie tsikly niderlandskikh khudozhnikov v rospisi Vvedenskogo sobora 1690-kh godov. M., 2010. 319 p.

9. Ivanova S. V. Ikonografiia Paskhi: «Soshestvie vo ad» ili «Voskresenie»? Istoriia i kul'tura. Issledovaniia. Stat'i. Publikatsii. Vospominaniia. SPb.: SPbGU, 2010. Vyp. 8 (8). p. 36–61.

10. Ivanova S. V. Apostol'skii Simvol very v knizhnykh illiustratsiiakh v zapadnoevropeiskom iskusstve, Vestnik Sviato-Tikhonovskogo pravoslavnogo universiteta. Seriia «Voprosy istorii i teorii khristianskogo iskusstva». M., 2015. T. 1(17). p. 45–54.

11. Simor S. B. I Believe. Images for the Credo from Charlemagne to Luther. New York: Institute of Fine Arts: N. Y. University, 1996. 725 s.

12. Loerke M.-M.-O. Hollenfahrt Christi und Anastasis. Ein Bildmotiv im Abendland und im christlichen Osten. Inaugural-Dissertation zur Erlangung der Doktorwurde der Philosophischen. Regensburg, 2003. 566 S.

13. Ivanova S. V. Metamorfozy rossiiskoi traditsii ikonografii Voskreseniia, Observatoriia kul'tury. M.: FGBU «Rossiiskaia gosudarstvennaia biblioteka», 2013. Vyp. 4. S. 138–141.

14. Lexikon für Theologie und Kirche. Bd. 4. Freiburg i. Br.: Herder, 1960.

15. Belobrova O. A. Drevnerusskie virshi k graviuram Mattiasa Meriana, TORDL. L., 1990. T. 44. S. 442–448.

16. Kartsonis A. D. Anastasis: The Making of an Image. Princeton, New Jersey, 1986. 265 p.

Опубликован
2015-06-15
Как цитировать
Иванова, С. В. (2015). Икона «Символ веры» в русском искусстве. Вестник Санкт-Петербургского университета. Искусствоведение, 5(2), 64-74. извлечено от https://artsjournal.spbu.ru/article/view/2271
Раздел
Изобразительное искусство