О феномене «структурного слушания» в музыкально-социологической концепции Т. Адорно

Авторы

  • Михаил Евгеньевич Пылаев Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет

Аннотация

В статье делается попытка экспликации феномена так называемого «структурного слушания» — связующего звена между музыкально-социологическим и музыкально-теоретическим аспектами в системе взглядов Теодора В. Адорно. «Структурное слушание», основанное у Адорно на смелой и оригинальной, хотя и произвольной ассоциативности общественных и музыкально-композиционных моментов, включает эмоциональную сторону содержания музыки, так или иначе опираясь на все стороны и характеристики языка европейской музыки. Важный признак «структурного слушания» — процессуально-динамическое восприятие музыки немецким мыслителем. Сказанное подтверждает актуальность трудов Адорно, во многом считавшихся образцом музыкально-аналитического подхода у представителей «новой» музыкальной герменевтики в Западной Европе.

Ключевые слова:

Теодор В. Адорно, «структурное слушание», содержание музыки, анализ музыки

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.

Биография автора

Михаил Евгеньевич Пылаев, Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет

кандидат искусствоведения, доцент кафедры музыковедения и музыкальной педагогики факультета музыки

Библиографические ссылки

Литература

1. Акопян Л. Теория музыки в поисках научности: методология и философия “структурного слышания” в музыковедении последних десятилетий // Музыкальная академия. 1997. № 1–2. С. 181–189; 110–123.

2. Salzer F. Structural Hearing. Tonal Coherence in Music. New York: Dover, 1962. 283 р.

3. Михайлов А. В. Концепция произведения искусства у Теодора В. Адорно // Теодор Адорно. Избранное: социология музыки. 2-е изд. М.: РОССПЭН, 2008. С. 290–370.

4. Адорно Т. Введение в социологию музыки // Теодор Адорно. Избранное: социология музыки. 2-е изд. М.: РОССПЭН, 2008. С. 7–190.

5. Днепров В. О музыкальных эмоциях. Эстетические размышления // Кризис буржуазной культуры и музыка. Вып. 1. М.: Музыка, 1972. С. 99–174.

6. Холопова В. Н. Музыкальные эмоции. М.: Моск. консерватория, 2010. 348 с.

7. Золтаи Д. Т. Адорно и негативность философии музыки // Вопросы философии. 1971. № 8. С. 73–84.

8. Власова Н. О. Творчество Арнольда Шёнберга. М.: Изд-во ЛКИ, 2007. 528 с.

9. Векслер Ю. Адорно и Берг. Страницы переписки (вступительная статья) // Музыкальная академия. 2003. № 1. С. 162–165.

10. Адорно Т., Берг А. Страницы переписки // Музыкальная академия. 2003. № 1–2. С. 166–182; 187–201.

11. Доленко Е. Повесть о том, как поссорился Арнольд Шёнберг с Томасом Манном // Арнольд Шёнберг: вчера, сегодня, завтра. Научные труды МГК им. П. И. Чайковского, Вып. 38. М.: МГК, 2002. С. 186–202.

12. Adorno Th. Bernhard Sekles // Adorno Th. Gesammelte Schriften, 18. Frankfurt a/M.: Suhrkamp, 1984. S. 269–270.

13. Давыдов Ю. Идея рациональности в социологии музыки Теодора Адорно // Кризис буржуазной культуры и музыка. Вып. 3. М.: Музыка, 1976. С. 49–105.

14. Adorno T. Ideen zur Musiksoziologie // Adorno T. Klangfiguren. Musikalische Schriften I. B. Frankfurt a/M.: Suhrkamp, 1959. S. 9–31.

15. Любимова Т. Б. Проблемы социологии музыки Т. Адорно // Вопросы философии.1977. № 9. С. 148–154.

16. Пылаев М. О концепции Августа Хальма. К проблеме «энергетической» трактовки музыкальной формы // Музыка и время. 2011. № 10. С. 8–10.

17. Beiträge zur musikalischen Hermeneutik. Regensburg: Bosse, 1975. 292 S.

18. Adorno Th. Alban Berg. Zur Uraufführung des “Wozzek” // Adorno Th. Gesammelte Schriften, 18. Frankfurt a/M.: Suhrkamp, 1984. S. 456–464.

References

1. Akopian L. Teoriia muzyki v poiskakh nauchnosti: metodologiia i filosofiia “strukturnogo slyshaniia” v muzykovedenii poslednikh desiatiletii, Muzykal'naia akademiia. 1997. № 1–2. p. 181–189; 110–123.

2. Salzer F. Structural Hearing. Tonal Coherence in Music. New York: Dover, 1962. 283 p.

3. Mikhailov A. V. Kontseptsiia proizvedeniia iskusstva u Teodora V. Adorno, Teodor Adorno. Izbrannoe: sotsiologiia muzyki. 2nd ed. M.: ROSSPEN, 2008. p. 290–370.

4. Adorno T. Vvedenie v sotsiologiiu muzyki, Teodor Adorno. Izbrannoe: sotsiologiia muzyki. 2nd ed. M.: ROSSPEN, 2008. p. 7–190.

5. Dneprov V. O muzykal'nykh emotsiiakh. Esteticheskie razmyshleniia, Krizis burzhuaznoi kul'tury i muzyka. Vyp. 1. M.: Muzyka, 1972. p. 99–174.

6. Kholopova V. N. Muzykal'nye emotsii. M.: Mosk. konservatoriia, 2010. 348 p.

7. Zoltai D. T. Adorno i negativnost' filosofii muzyki, Voprosy filosofii. 1971. № 8. p. 73–84.

8. Vlasova N. O. Tvorchestvo Arnol'da Shenberga. M.: Izd-vo LKI, 2007. 528 p.

9. Veksler Iu. Adorno i Berg. Stranitsy perepiski (vstupitel'naia stat'ia), Muzykal'naia akademiia. 2003. № 1. p. 162–165.

10. Adorno T., Berg A. Stranitsy perepiski, Muzykal'naia akademiia. 2003. № 1–2. p. 166–182; 187–201.

11. Dolenko E. Povest' o tom, kak possorilsia Arnol'd Shenberg s Tomasom Mannom, Arnol'd Shenberg: vchera, segodnia, zavtra. Nauchnye trudy MGK im. P. I. Chaikovskogo, Vyp. 38. M.: MGK, 2002. p. 186–202.

12. Adorno Th. Bernhard Sekles. Adorno Th. Gesammelte Schriften, 18. Frankfurt a/M.: Suhrkamp, 1984. p. 269–270.

13. Davydov Iu. Ideia ratsional'nosti v sotsiologii muzyki Teodora Adorno, Krizis burzhuaznoi kul'tury i muzyka. Vyp. 3. M.: Muzyka, 1976. S. 49–105.

14. Adorno T. Ideen zur Musiksoziologie. Adorno T. Klangfiguren. Musikalische Schriften I. B. Frankfurt a/M.: Suhrkamp, 1959. S. 9–31.

15. Liubimova T. B. Problemy sotsiologii muzyki T. Adorno, Voprosy filosofii.1977. № 9. p. 148–154.

16. Pylaev M. O kontseptsii Avgusta Khal'ma. K probleme «energeticheskoi» traktovki muzykal'noi formy, Muzyka i vremia. 2011. № 10. p. 8–10.

17. Beiträge zur musikalischen Hermeneutik. Regensburg: Bosse, 1975. 292 S.

18. Adorno Th. Alban Berg. Zur Uraufführung des “Wozzek”. Adorno Th. Gesammelte Schriften, 18. Frankfurt a/M.: Suhrkamp, 1984. S. 456–464.

Загрузки

Опубликован

27.05.2013

Как цитировать

Пылаев, М. Е. (2013). О феномене «структурного слушания» в музыкально-социологической концепции Т. Адорно. Вестник Санкт-Петербургского университета. Искусствоведение, 3(2), 24–35. извлечено от https://artsjournal.spbu.ru/article/view/2337

Выпуск

Раздел

Музыка