Пейзаж в творчестве А. Пластова довоенного периода

Авторы

  • Инга Игоревна Филиппова Государственный Русский Музей; Санкт-Петербургский государственный академический Институт живописи, скульптуры и архитектуры им. И. Е. Репина

Аннотация

Важнейшей составной частью жанровых картин, созданных А. А. Пластовым для крупных выставок 1930-х годов, является пейзаж. Он — основа практически всех полотен художника, определяющая настроение, образную линию картины. Единство душевного или эмоционального состояния персонажей картины и пейзажа — доминантная особенность произведений художника. В том, как Пластов чувствовал природу, он близок М. Шолохову. Художник обостренно воспринимает красоту первозданности мира и божественного присутствия в нем. Времена года — весна, лето, осень — такие же персонажи картин художника, как и его односельчане. Поэзия незамысловатых, обыденных, непритязательных видов глубоко переживается самим художником и передается зрителю. Для Пластова не существует пейзажа без жанрового компонента. Эта склонность к повествовательности, сюжетной наполненности, проявляет себя на протяжении всего творческого пути живописца. Без присутствия человека это наполненное жизненной энергией бесконечное пространство станет бессмысленным, поскольку лишь человеку дано осознать величие созидающего Творца и почувствовать себя частью этого мироздания.

Ключевые слова:

Пластов, пейзаж, живопись, композиция, жанровая картина, М. Шолохов

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.

Биография автора

Инга Игоревна Филиппова, Государственный Русский Музей; Санкт-Петербургский государственный академический Институт живописи, скульптуры и архитектуры им. И. Е. Репина

заведующая сектором Государственного Русского Музей, соискатель кафедры русского искусства Санкт-Петербургского государственного академического Института живописи, скульптуры и архитектуры им. И. Е. Репина

Библиографические ссылки

Литература

1. Юренев Р. Краткая история советского кино. М.: Бюро пропаганды советского киноискусства, 1979. 234 с.

2. Третьяков Н. Н. Образ в искусстве. Основы композиции. Козельск: Свято-Введенская Оптина Пустынь, 2001. 264 с.

3. Великий русский художник // Художник. 1972. № 11. С. 8–58.

4. Даль В. И. Толковый словарь живого великорусского языка. Т. 2. М.: ГИС, 1955. 779 с.

5. Федоров-Давыдов А. А. Русский пейзаж конца XIX — начала XX века. Исследования. Очерки. М.: Искусство, 1974. 207 с.

6. Аркадий Александрович Пластов. Каталог произведений. М.: Советский художник, 1976. 200 с.

7. Шолохов М. Тихий Дон. М.: Детгиз, 1955. 756 с.

8. Адамович Г. С того берега. Критическая проза. М.: Изд-во Литературного института, 1996. 384 с.

9. История русской литературы XX века (1920–1990 годы). М.: Изд-во МГУ, 1998. 480 с.

10. Платонов А. Город Градов // Потомки солнца. М.: Советский писатель, 1974. СС. 332–363.

References

1. Iurenev R. Kratkaia istoriia sovetskogo kino. M.: Biuro propagandy sovetskogo kinoiskusstva, 1979. 234 p.

2. Tret'iakov N. N. Obraz v iskusstve. Osnovy kompozitsii. Kozel'sk: Sviato-Vvedenskaia Optina Pustyn', 2001. 264 p.

3. Velikii russkii khudozhnik, Khudozhnik. 1972. № 11. p. 8–58.

4. Dal' V. I. Tolkovyi slovar' zhivogo velikorusskogo iazyka. T. 2. M.: GIS, 1955. 779 p.

5. Fedorov-Davydov A. A. Russkii peizazh kontsa XIX — nachala XX veka. Issledovaniia. Ocherki. M.: Iskusstvo, 1974. 207 p.

6. Arkadii Aleksandrovich Plastov. Katalog proizvedenii. M.: Sovetskii khudozhnik, 1976. 200 p.

7. Sholokhov M. Tikhii Don. M.: Detgiz, 1955. 756 p.

8. Adamovich G. S togo berega. Kriticheskaia proza. M.: Izd-vo Literaturnogo instituta, 1996. 384 p.

9. Istoriia russkoi literatury XX veka (1920–1990 gody). M.: Izd-vo MGU, 1998. 480 p.

10. Platonov A. Gorod Gradov, Potomki solntsa. M.: Sovetskii pisatel', 1974. p. 332–363.

Загрузки

Опубликован

27.05.2013

Как цитировать

Филиппова, И. И. (2013). Пейзаж в творчестве А. Пластова довоенного периода. Вестник Санкт-Петербургского университета. Искусствоведение, 3(2), 172–178. извлечено от https://artsjournal.spbu.ru/article/view/2356

Выпуск

Раздел

Изобразительное искусство