Алвин Боярски и его система. К вопросу об эволюции педагогической программы в Лондонской архитектурной ассоциации в 1960–1980-е годы

Авторы

DOI:

https://doi.org/10.21638/spbu15.2018.409

Аннотация

Три лауреата премии Притцкера, 14 обладателей золотой медали Королевского института британских архитекторов (RIBA), 11 лауреатов премии Джеймса Стирлинга. И все это выпускники одной небольшой школы — Лондонской архитектурной ассоциации. Начиная с 1963 г., когда директором ассоциации становится Алвин Боярски (1928–1990), здесь царила свободная творческая атмосфера, совпавшая с настроением мирового художественного андеграунда, которому предстояло в стремительные сроки (в случае с кино и музыкой) или через несколько декад (в случае с архитектурой) превратиться в востребованный и актуальный мейнстрим. Обучение для Боярски было способом создать среду для эксперимента и критического размышления, поэтому он поддерживал любые студенческие начинания — от костюмированных карнавалов и катаний на слоне до записи пластинок и издания студенческих журналов. В этом заключалась реформа, проведенная Боярски: он полностью изменил структуру учебного процесса, выбрав в качестве базовой модели «систему блоков» (unit system), которую он сам называл «хорошо накрытым столом» (well-laid table). Исследование посвящено истории Лондонской архитектурной ассоциации 1960–1980-х годов, градостроительным проблемам, стоявшим перед поколением, которое пришло на смену поколению послевоенной реконструкции, и методам преподавания, разработанным в эти годы под руководством Алвина Боярски. Эксперимент сформировал новое поколение зодчих: их почерк разнообразен, но все они принадлежат одной школе. Здесь учились или преподавали Николас Гримшоу, Рем Колхас, Леон Крие, Питер Кук, Даниэль Либескинд, Седрик Прайс, Ричард Роджерс, Заха Хадид, Стивен Холл, Дэвид Чипперфилд, Бернар Чуми, Патрик Шумахер. И даже самые смелые бумажные проекты 1960–1980-х годов в наши дни получили воплощение в реальной мировой градостроительной практике. Чему учились в особняке на Бедфорд-сквер и какова была роль в этом процессе харизматичного лидера ассоциации Алвина Боярски?

Ключевые слова:

модернизм, постмодернизм, архитектурная ассоциация, архитектура 1970-х, градостроительство

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.
 

Биография автора

Ксения Александровна Малич, Государственный Эрмитаж

научный сотрудник Отдела современного искусства

Библиографические ссылки

Литература

1. Малич, Ксения. “Нидерландский функционализм 1940–1960-х годов и романтическая традиция модернизма”. Искусствознание, no. 1–2 (2016): 502–25.

2. Джекобс, Джейн. Закат Америки: Впереди средневековье. М.: Европа, 2007.

3. Голдхорн, Барт. “От плановой архитектуры к рыночной”. В кн. Архитектура по-голландски. 1945–2000, сост. Ксения Малич, 61–9. СПб.: Изд-во Гос. Эрмитажа, 2013.

4. “Constant. New Urbanism”. Provo, no. 9 (1966): 2–6.

5. Sunwoo, Irene. “From the ‘Well-Laid Table’ to the ‘Marketplace:’ The Architectural Association Unit System”. Journal of Architectural Education, no. 2 (2012): 24–41.

6. Focus, no. 1 (1938).

7. Boyarsky, Alvin. “Chicago а la carte. The City as an Energy System”. Architectural Digest, no. 7/6 (1970): 1–48.

8. Джеймисон, Фредерик. “Постмодернизм и потребительское общество”. Вопросы искусствознания, no. 11 (1997): 547–57.

9. Venturi, Robert, Denise Scott Brown and Steven Izenour. Learning from Las Vegas. Cambridge MA: MIT Press, 1972.

10. Les Temps Modernes, no. 313, 314, 315 (1972).

11. Boyarsky, Alvin. “Forward”. In Vesely, Dalibor, Mohsen Mostafavi, Dimitri Anifadakis et al. Architecture and continuity. Kentish Town Projects 1978–1981. Diploma Unit 1. London: Architectural Association, 1982.

12. Clip-kit: studies in environmental design, no. 1 (1966).

13. Street Farmer, no. 1–2 (1971–1972).

14. Рыков, Анатолий. Постмодернизм как радикальный консерватизм. Проблема художественно-теоретического консерватизма и американская теория современного искусства 1960–1990-х гг. СПб.: Алетейя, 2007.

15. Mostafavi, Mohsen, and David Leatherbarrow. On Weathering: The Life of Buildings in Time. Cambridge MA.: MIT Press, 1993.

16. Невлютов, Марат. “Перформативность в феноменологических концепциях Дэвида Летербарроу”. Architecture and Modern Information Technologies, no. 1/42 (2018): 178–86.

17. Marjonovic, Igor. “Postcards and the Making of Architectural History: The Case of the Alvin Boyarsky and Rem Koolhaas”. In 92nd ACSA Annual Meeting Proceedings, Archipelagos: Outposts of the Americas, edited by Robert Gonzalez and Marilys Nepomechie, 572–3. New York: ACSA, 2004.

18. Koolhaas, Rem. Delirious New York: A Retroactive Manifesto for Manhattan. Oxford: Oxford University Press, 1978.

19. Middleton, Robin, ed. The Idea of the City: Architectural Associations. London: Architectural Association, 1996.

20. Gowan, James. A Continuing Experiment: learning and teaching at the Architectural Association. London: Architectural Press, 1975.

21. Cook, Peter. “Art has Returned”. In Spirit and Invention. Exhibition catalogue, edited by Peter Cook, 4–7. London: Architectural Association, 1982, vol. 2.


References

1. Malich, Kseniia. “Niderlandskii funktsionalizm 1940–1960-kh godov i romanticheskaia traditsiia modernizma”. Iskusstvoznanie [Art Studies Magazine], no. 1–2 (2016): 502–25. (In Russian)

2. Dzhekobs, Dzhein. Zakat Ameriki: Vperedi srednevekov’e. Moscow: Evropa, 2007. (In Russian)

3. Goldkhorn, Bart. “Ot planovoi arkhitektury k rynochnoi”. In Arkhitektura po-gollandski. 1945–2000 [Architecture the Dutch Way. 1945–2000], compiled by Kseniia Malich, 61–9. St. Petersburg: Izdatel’stvo Gos. Ermitazha, 2013. (In Russian)

4. “Constant. New Urbanism”. Provo, no. 9 (1966): 2–6.

5. Sunwoo, Irene. “From the ‘Well-Laid Table’ to the ‘Marketplace:’ The Architectural Association Unit System”. Journal of Architectural Education, no. 2 (2012): 24–41.

6. Focus, no. 1 (1938).

7. Boyarsky, Alvin. “Chicago а la carte. The City as an Energy System”. Architectural Digest, no. 7/6 (1970): 1–48.

8. Dzheimison, Frederik. “Postmodernizm i potrebitel’skoe obshchestvo”. Voprosy iskusstvoznaniia [Art Studies Magazine], no. 11 (1997): 547–57. (In Russian)

9. Venturi, Robert, Denise Scott Brown and Steven Izenour. Learning from Las Vegas. Cambridge MA: MIT Press, 1972.

10. Les Temps Modernes, no. 313, 314, 315 (1972).

11. Boyarsky, Alvin. “Forward”. In Vesely, Dalibor, Mohsen Mostafavi, Dimitri Anifadakis et al. Architecture and Continuity. Kentish Town Projects 1978–1981. Diploma Unit 1. London: Architectural Association, 1982.

12. Clip-Kit: Studies in Environmental Design, no. 1 (1966).

13. Street Farmer, no. 1–2 (1971–1972).

14. Rykov, Anatolii. Postmodernizm kak radikal’nyi konservatizm. Problema khudozhestvenno-teoreticheskogo konservatizma i amerikanskaia teoriia sovremennogo iskusstva 1960–1990-kh gg. St. Petersburg: Aleteiia, 2007.

15. Mostafavi, Mohsen, and David Leatherbarrow. On Weathering: The Life of Buildings in Time. Cambridge MA.: MIT Press, 1993.

16. Nevliutov, Marat. “Performativnost’ v fenomenologicheskikh kontseptsiiakh Devida Leterbarrou” [Performativity of Architecture in Phenomenological Concepts by David Leatherbarrow]. Architecture and Modern Information Technologies, no. 1/42 (2018): 178–86. (In Russian)

17. Marjonovic, Igor. “Postcards and the Making of Architectural History: The Case of the Alvin Boyarsky and Rem Koolhaas”. In 92nd ACSA Annual Meeting Proceedings, Archipelagos: Outposts of the Americas, edited by Robert Gonzalez and Marilys Nepomechie, 572–3. New York: ACSA, 2004.

18. Koolhaas, Rem. Delirious New York: A Retroactive Manifesto for Manhattan. Oxford: Oxford University Press, 1978.

19. Middleton, Robin, ed. The Idea of the City: Architectural Associations. London: Architectural Association, 1996.

20. Gowan, James. A Continuing Experiment: Learning and Teaching at the Architectural Association. London: Architectural Press, 1975.

21. Cook, Peter. “Art has Returned”. In Spirit and Invention. Exhibition Catalogue, edited by Peter Cook, 4–7. London: Architectural Association, 1982, vol. 2.

Загрузки

Опубликован

11.12.2018

Как цитировать

Малич, К. А. (2018). Алвин Боярски и его система. К вопросу об эволюции педагогической программы в Лондонской архитектурной ассоциации в 1960–1980-е годы. Вестник Санкт-Петербургского университета. Искусствоведение, 8(4), 683–692. https://doi.org/10.21638/spbu15.2018.409

Выпуск

Раздел

Архитектура