Литературоцентризм как ведущая тенденция демократической линии живописи второй половины XIX века

Авторы

  • Наталья Николаевна Мутья Санкт-Петербургский гуманитарный университет профсоюзов

Аннотация

Статья посвящена литературоцентризму демократической линии русской живописи второй половины XIX века. Под литературоцентризмом в статье понимается доминирующее положение литературы в культуре того времени. Анализируются основные черты литературоцентризма в живописи: повествовательность, иллюстративность, совмещение литературного вымысла и исторической правды, «литературность» названия картины, ввод текста в произведение. Исследуется эволюция литературоцентризма в исторической живописи. Творчество В. Г. Шварца рассматривается как предтеча тенденции литературоцентризма в живописи второй половины XIX века. Анализируются черты литературоцентризма в произведениях И. Е. Репина, В. М. Васнецова, посвященных образу Ивана Грозного. Проводится сравнительный анализ проявления тенденции литературоцентризма в салонно-академической и демократической линиях русской исторической живописи второй половины XIX века. На его основании выявлена доминирующая позиция литературоцентризма в демократической линии.

Ключевые слова:

академизм, демократическая линия, живопись, иллюстративность, литературоцентризм, театральность, салон

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.

Биография автора

Наталья Николаевна Мутья, Санкт-Петербургский гуманитарный университет профсоюзов

кандидат искусствоведения, доцент, член союза художников России, член АИС

Библиографические ссылки

Литература

1. Лотман Ю. М. Культура и взрыв. М.: Гнозис, 1992. 270 с.

2. Борев Ю. Б. Эстетика. М.: Высшая школа, 2002. 511 с.

3. Соколов А. В. Литературоцентризм и информатизация. URL: http://www.gpntb.ru/win/ntb/ntb2001/ntb1_2001/f01_06.html (дата обращения: 15.11.2013).

4. Берг М. Литературократия. Проблема присвоения и перераспределения власти в литературе (Становление тенденций литературоцентризма в русской культуре). URL: http://flibusta.net/b/284967/read (дата обращения: 15.11.2013).

5. Манкевич И. А. Филология и культурология: «философия» межнаучных коммуникаций в пространстве гуманитарной культуры // Вопросы культурологии. 2008. № 2. С. 8–11.

6. Стернин Г. Ю. Изобразительное искусство второй половины XIX века. Эпоха и стиль времени // Г. Ю. Стернин. Два века. Очерки русской художественной культуры. URL: http://www.tphv-history.ru/books/ocherki-russkoy-hudozhestvennoy-kultury12.html (дата обращения: 15.11.2013).

7. Дмитриева Н. А. Изображение и слово. М.: Искусство, 1962. 314 с.

8. Лосев А. Ф. Проблема вариативного функционирования живописной образности в художественной литературе // Литература и живопись. Л.: Наука, 1982. С. 31–65.

9. Берг М. Литературократия. Проблема присвоения и перераспределения власти в литературе (Становление тенденций литературоцентризма в русской культуре). URL: http://flibusta.net/b/284967/read (дата обращения: 15.11.2013).

10. Кириченко Е. И. Архитектурные теории XIX века в России. М.: Искусство, 1986. 344 с.

11. Степанова С. С. Русская живопись эпохи Карла Брюллова и Александра Иванова. Личность и художественный процесс. СПб.: Искусство-СПб, 2011. 352 с.

12. Легенда о счастье. Стихи и проза русских художников. URL: http://bookz.ru/authors/pavelfedotov/legenda-_272/page-5-legenda-_272.html (дата обращения: 15.11.2013).

13. А. П. «Поминки», картина Ф. С. Журавлева // Пчела. 1875. № 39 (12 октября). С. 475.

14. Крамской И. Н. Письма, статьи: в 2 т. М.: Искусство, 1965. Т. 1. 627 с.

15. Карпова Т. Л. Генрих Семирадский. СПб.: Золотой век, 2008. 400 с.

16. Стернин Г. Ю. Изобразительное искусство второй половины XIX века. Эпоха и стиль времени // Г. Ю. Стернин. Два века. Очерки русской художественной культуры. URL: http://www.tphv-history.ru/books/ocherki-russkoy-hudozhestvennoy-kultury12.html (дата обращения: 15.11.2013).

17. Верещагина А. Г. Историческая картина в русском искусстве. Шестидесятые годы XIX века. М.: Искусство, 1990. 229 с.

18. Яковлева Н. А. Русская историческая живопись. М.: Белый город, 2005. С. 656 с.

19. Верещагина А. Г. Историческая картина в русском искусстве. Шестидесятые годы XIX века. М.: Искусство, 1990. 229 с.

20. Верещагина А. Вячеслав Григорьевич Шварц. 1838–1869. Л.; М.: Искусство, 1960. 172 с.

21. РГИА. Ф. 789. Оп. 10. Д. 26.

References

1. Lotman Iu. M. Kul'tura i vzryv. M.: Gnozis, 1992. 270 p.

2. Borev Iu. B. Estetika. M.: Vysshaia shkola, 2002. 511 p.

3. Sokolov A. V. Literaturotsentrizm i informatizatsiia. URL: http://www.gpntb.ru/win/ntb/ntb2001/ntb1_2001/f01_06.html (accessed: 15.11.2013).

4. Berg M. Literaturokratiia. Problema prisvoeniia i pereraspredeleniia vlasti v literature (Stanovlenie tendentsii literaturotsentrizma v russkoi kul'ture). URL: http://flibusta.net/b/284967/read (accessed: 15.11.2013).

5. Mankevich I. A. Filologiia i kul'turologiia: «filosofiia» mezhnauchnykh kommunikatsii v prostranstve gumanitarnoi kul'tury, Voprosy kul'turologii. 2008. № 2. p. 8–11.

6. Sternin G. Iu. Izobrazitel'noe iskusstvo vtoroi poloviny XIX veka. Epokha i stil' vremeni, G. Iu. Sternin. Dva veka. Ocherki russkoi khudozhestvennoi kul'tury. URL: http://www.tphv-history.ru/books/ocherki-russkoy-hudozhestvennoy-kultury12.html (daccessed: 15.11.2013).

7. Dmitrieva N. A. Izobrazhenie i slovo. M.: Iskusstvo, 1962. 314 p.

8. Losev A. F. Problema variativnogo funktsionirovaniia zhivopisnoi obraznosti v khudozhestvennoi literature, Literatura i zhivopis'. L.: Nauka, 1982. p. 31–65.

9. Berg M. Literaturokratiia. Problema prisvoeniia i pereraspredeleniia vlasti v literature (Stanovlenie tendentsii literaturotsentrizma v russkoi kul'ture). URL: http://flibusta.net/b/284967/read (accessed: 15.11.2013).

10. Kirichenko E. I. Arkhitekturnye teorii XIX veka v Rossii. M.: Iskusstvo, 1986. 344 p.

11. Stepanova S. S. Russkaia zhivopis' epokhi Karla Briullova i Aleksandra Ivanova. Lichnost' i khudozhestvennyi protsess. SPb.: Iskusstvo-SPb, 2011. 352 p.

12. Legenda o schast'e. Stikhi i proza russkikh khudozhnikov. URL: http://bookz.ru/authors/pavelfedotov/legenda-_272/page-5-legenda-_272.html (accessed: 15.11.2013).

13. A. P. «Pominki», kartina F. S. Zhuravleva, Pchela. 1875. № 39 (12 oktiabria). p. 475.

14. Kramskoi I. N. Pis'ma, stat'i: v 2 t. M.: Iskusstvo, 1965. T. 1. 627 p.

15. Karpova T. L. Genrikh Semiradskii. SPb.: Zolotoi vek, 2008. 400 p.

16. Sternin G. Iu. Izobrazitel'noe iskusstvo vtoroi poloviny XIX veka. Epokha i stil' vremeni. G. Iu. Sternin. Dva veka. Ocherki russkoi khudozhestvennoi kul'tury. URL: http://www.tphv-history.ru/books/ocherki-russkoy-hudozhestvennoy-kultury12.html (accessed: 15.11.2013).

17. Vereshchagina A. G. Istoricheskaia kartina v russkom iskusstve. Shestidesiatye gody XIX veka. M.: Iskusstvo, 1990. 229 p.

18. Iakovleva N. A. Russkaia istoricheskaia zhivopis'. M.: Belyi gorod, 2005. p. 656 p.

19. Vereshchagina A. G. Istoricheskaia kartina v russkom iskusstve. Shestidesiatye gody XIX veka. M.: Iskusstvo, 1990. 229 p.

20. Vereshchagina A. Viacheslav Grigor'evich Shvarts. 1838–1869. L.; M.: Iskusstvo, 1960. 172 p.

21. RGIA. F. 789. Op. 10. D. 26.

Загрузки

Опубликован

03.06.2014

Как цитировать

Мутья, Н. Н. (2014). Литературоцентризм как ведущая тенденция демократической линии живописи второй половины XIX века. Вестник Санкт-Петербургского университета. Искусствоведение, 4(2), 90–102. извлечено от https://artsjournal.spbu.ru/article/view/4493

Выпуск

Раздел

Изобразительное искусство