Особенность литературы — особенность её исполнения (в контексте театральной педагогики)

Авторы

  • Елена Владимировна Вановская Санкт-Петербургский государственный университет; Санкт-Петербургский гуманитарный университет профсоюзов

Аннотация

В статье рассматриваются аспекты, важные при выработке единых критериев оценки качества звучащей литературы в исполнении студентов, обучающихся по специальности «Актер драматического театра и кино». В рамках преподавания дисциплин «Сценическая речь» и «Сценическая речь в драматическом театре и кино» уделено внимание специфическим особенностям различных видов, жанров и разновидностей литературы: публицистики, описательной прозы, поэтического эпоса, сказок, лирико-эпических произведений, лирики, монологов из драматургии, художественной прозы. На конкретных примерах из литературных произведений показывается методика анализа формы, лексических и стилистических средств выразительности (тропов и стилистических фигур), синтаксических особенностей авторского подлинника, которая определяет манеру исполнителя и меру его общения со зрителями. Высказывания великих педагогов и мастеров театрального искусства подкрепляют предложенные приемы работы над звучащей литературой. Проникновение в языковую ткань произведения, выработка чуткости к стилистическим оттенкам способствуют созданию полноценного образа рассказчика в искусстве художественного слова, как выразителя авторского голоса.

Ключевые слова:

единые критерии, оценка, звучащая литература, сценическая речь, особенности литературы, методика анализа, лексика, стилистика, пунктуация, манера исполнителя, мера общения, высказывания, образ рассказчика, выразитель авторского голоса

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.

Биография автора

Елена Владимировна Вановская, Санкт-Петербургский государственный университет; Санкт-Петербургский гуманитарный университет профсоюзов

доцент, заслуженный деятель культуры Российской Федерации, почетный работник высшего профессионального образования, член Союза Театральных Деятелей

Библиографические ссылки

Литература

1. Кнебель М. О. Слово в творчестве актера. М.: ВТО, 1964. 162 с.

2. Товстоногов Г. А. Зеркало сцены. Т. 1. О профессии режиссера. Л.: Искусство. Ленинградское отделение, 1980. 303 с.

3. Смоленский Я. М. Чудо живого слова. Теория чтецкого искусства: учеб.-метод. пособ. М.: Arsis Books, 2009. 327 с.

4. Сладков Н. Капли солнца. Л.: Лениздат, 1978. 440 с.

5. Гомер. Илиада / пер. с древнегреч. Н. Гнедича. М.: АСТ, 2003. 415 с.

6. Пушкин А. С. Собр. соч. в 6 т. М.: Художественная литература, 1950. Т. 3. 514 с.

7. Рождественский Р. Выбор. Петрозаводск: Карелия, 1982. 146 с.

8. Есенин С. Соч. в 2 т. М.: Художественная литература, 1955. Т. 2. 235 с.

9. Вакорина И. В. Времена меняются, и мы меняемся вместе с ними // Сб. мат-лов VIII Межвузовской науч.-практ. конф. «Проблемы театральной педагогики. Традиции и новации Школы З. Я. Корогодского». СПб.: СПбГУП, 2013. С. 56–62.

10. Савкова З. В. Монолог в искусстве массовых представлений. Л.: ЛГИК им. Н. К. Крупской, 1979. 83 с.

11. Толстой Л. Н. Война и мир // Собр. соч. в 12 т. М.: Художественная литература, 1958. Т. 7. 366 с.

12. Астафьев В. П. Последний поклон: в 2 т. Красноярск: «Благовест»; Производственно-издательский комбинат «Офсет», 1997. Т. 1. 384 с.

13. Кочарян С. А. В поисках живого слова. М.: ВТО, 1979. 296 с.

References

1. Knebel' M. O. Slovo v tvorchestve aktera. M.: VTO, 1964. 162 p.

2. Tovstonogov G. A. Zerkalo stseny. T. 1. O professii rezhissera. L.: Iskusstvo. Leningradskoe otdelenie, 1980. 303 p.

3. Smolenskii Ia. M. Chudo zhivogo slova. Teoriia chtetskogo iskusstva: ucheb.-metod. posob. M.: Arsis Books, 2009. 327 p.

4. Sladkov N. Kapli solntsa. L.: Lenizdat, 1978. 440 p.

5. Gomer. Iliada, per. s drevnegrech. N. Gnedicha. M.: AST, 2003. 415 p.

6. Pushkin A. S. Sobr. soch. v 6 t. M.: Khudozhestvennaia literatura, 1950. T. 3. 514 p.

7. Rozhdestvenskii R. Vybor. Petrozavodsk: Kareliia, 1982. 146 p.

8. Esenin S. Soch. v 2 t. M.: Khudozhestvennaia literatura, 1955. T. 2. 235 p.

9. Vakorina I. V. Vremena meniaiutsia, i my meniaemsia vmeste s nimi, Sb. mat-lov VIII Mezhvuzovskoi nauch.-prakt. konf. «Problemy teatral'noi pedagogiki. Traditsii i novatsii Shkoly Z. Ia. Korogodskogo». SPb.: SPbGUP, 2013. p. 56–62.

10. Savkova Z. V. Monolog v iskusstve massovykh predstavlenii. L.: LGIK im. N. K. Krupskoi, 1979. 83 p.

11. Tolstoi L. N. Voina i mir, Sobr. soch. v 12 t. M.: Khudozhestvennaia literatura, 1958. T. 7. 366 p.

12. Astaf'ev V. P. Poslednii poklon: v 2 t. Krasnoiarsk: «Blagovest»; Proizvodstvenno-izdatel'skii kombinat «Ofset», 1997. T. 1. 384 p.

13. Kocharian S. A. V poiskakh zhivogo slova. M.: VTO, 1979. 296 p.

Загрузки

Опубликован

15.08.2014

Как цитировать

Вановская, Е. В. (2014). Особенность литературы — особенность её исполнения (в контексте театральной педагогики). Вестник Санкт-Петербургского университета. Искусствоведение, 4(3), 5–15. извлечено от https://artsjournal.spbu.ru/article/view/4506

Выпуск

Раздел

Театр