Итальянский organo classico и некоторые характерологические регистровки XVI–XVII веков в документах эпохи

Авторы

  • Андрей Владимирович Коломийцев Санкт-Петербургский государственный университет

Аннотация

В статье рассматриваются конструктивные особенности итальянского классического органа XVI–XVII веков и отличительные черты его диспозиции, которые оставались практически неизменными вплоть до больших органов середины XIX века. На основе трех важнейших исторических источников: трактата Костанцо Антеньяти «L ’Arte Organica» (1608), второй части трактата Джироламо Дируты «Il Transilvano» (1609) и рукописной таблицы регистровок для органа в Вальвасоне Винченцо Коломби (1558) — разбираются основополагающие принципы комбинирования регистров итальянского органа, выявляются взаимосвязи между отдельными регистровками и конкретными жанрами (или моментом их использования в богослужении). В приложении приводятся диспозиции знаменитых органов и отрывки из упомянутых трактатов, содержащие указания по сочетанию регистров. Также проводится критический анализ и выявляются некоторые важные неточности и ошибки в монографии Е. В. Бурундуковской «Органно-клавирная культура Италии (конец XVI — первая половина XVII века)», изданной Казанской консерваторией, — первом специальном исследовании на данную тему на русском языке.

Ключевые слова:

итальянский орган, Джироламо Дирута, «Трансильванец», Костанцо Антеньяти, Винченцо Коломби, Вальвасоне, Сан Петронио Болонья, таблица регистровок, Елена Бурундуковская

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.

Биография автора

Андрей Владимирович Коломийцев, Санкт-Петербургский государственный университет

старший преподаватель

Библиографические ссылки

References

1. Mischiati O. Organari stranieri a Milano durante il Rinascimento — Nuovi documenti, San Simpliciano e il nuovo organo Ahrend. Cinisello Balsamo, 1991. P. 83–87.

2. Barcotto A. Regola e breve raccordo per far render agiustati, e regolati ogni sorte d’Istromenti da vento, cioè Organi, claviorgani, Regali, e simili. Padova, 1652. 50 p.

3. Diruta G. Il Transilvano. Prima parte. Venezia, 1593. 64 p.

4. Banchieri A. Conclusioni nel suono dell’organo. Bologna, 1609. 71 p.

5. Cavazzoni M. A. Recercare Secondo (Recercari, Motetti, Canzoni. Libro primo. 1523). Jeppesen K. Die italienische Orgelmusik am Anfang des Cinquecento. Copenhagen, 1960. B. 2. S. 21–28.

6. Antegnati C. L ’Arte organica. Brescia, 1608.

7. Diruta G. Il Transilvano. Seconda parte. Quarto Libro. Venezia, 1622. 25 p.

8. Banchieri A. L ’Organo suonarino. Venezia, 1605.

9. Fasolo G. Annuale che contiene tutto quello, che deve far un Organista… Venezia, 1645.

10. Ghizzolo G. Messa Salmi Lettanie…, op. XV. Venezia, 1619.

11. Porta E. Sacro Convito Musicale…, op. VII. Venezia, 1620.

12. Viadana L. Cento Concerti Ecclesiastici. Venezia, 1602.

13. Masters of the Italian Renaissance. Basel: DIVOX: CDX-70005, 2003. 1 Audio-CD. (Historic organ series, vol. VII.)

14. Crivellaro P. Der italienische „Organo classico“. Organ — Journal für die Orgel. Schott, 2004. H. 3. S. 4–14; H. 4. S. 39–44.

15. Lunelli R. Studi e documenti di storia organaria veneta. Firenze, 1973.

16. Burundukovskaia E. V. Organno-klavirnaia kul'tura Italii (konets XVI — pervaia polovina XVII veka). Kazan': Kazanskaia gosudarstvennaia konservatoriia im. N. G. Zhiganova, 2007. 284 s.

17. Radole G. Le registrazioni della musica organistica italiana dal 1500 al 1900. Bergamo: Edizioni Carrara, 1999. 160 p.

18. Pol W. van de. La registrazione organistica dal 1500 al 1800. Pistoia, 1996. 279 p.

19. Tamminga L. Bologna. Gli organi della Basilica di San Petronio. URL: http://www.liuwetamminga.it/strumenti.html (accessed: 11.05.2014).

20. Organo Antegnati della Chiesa di San Salvatore. URL: http://www.antegnati.it/antegnati/strumento.php (accessed: 11.05.2014).

Загрузки

Опубликован

28.11.2014

Как цитировать

Коломийцев, А. В. (2014). Итальянский organo classico и некоторые характерологические регистровки XVI–XVII веков в документах эпохи. Вестник Санкт-Петербургского университета. Искусствоведение, 4(4), 5–20. извлечено от https://artsjournal.spbu.ru/article/view/4527

Выпуск

Раздел

Музыка