Некоторые замечания к смысловой интерпретации предметов раннеземледельческой пластики: Lares et Penates эпохи неолита?

Авторы

  • Илья Владимирович Палагута Санкт-Петербургский гуманитарный университет профсоюзов https://orcid.org/0000-0003-2308-7586
  • Мария Николаевна Митина Санкт-Петербургский гуманитарный университет профсоюзов

Аннотация

Европейские культуры эпох неолита и медного века (VII–III тыс. до н. э.) представляют многочисленные предметы мелкой пластики, которые обычно интерпретируются в связи с культами плодородия и кругом представлений о Великой Богине. Анализ ряда наборов статуэток показал, что в их составе женские и мужские фигурки образуют устойчивые группы персонажей. Это дало основания предположить, что они изображали группу предков. Культы предков, а также их изображения — важная часть духовной культуры традиционных обществ. Близкие структурные аналогии европейской неолитической пластике дает анализ античных, прежде всего, римских материалов. В дошедших до нас текстах упоминается и фигурирует целая группа божеств, тесно связанных с домом и семьей — Genii Familiae, Lares Familiares et Compitales, Penates, чьи культы восходят к почитанию предков — семейных или общинных. Ряд черт иконографии Ларов и Пенатов дает основание для проведения параллели между ними и некоторыми группами раннеземледельческой пластики, которые можно интерпретировать как персонажей, связанных с культом предков: либо прямых, либо духов-хранителей, общих мифических предков этнической группы.

Ключевые слова:

первобытное искусство, пластика эпох неолита и энеолита, римская мифология, Лары и Пенаты

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.

Биографии авторов

Илья Владимирович Палагута, Санкт-Петербургский гуманитарный университет профсоюзов

доктор исторических наук, профессор кафедры искусствоведения

Мария Николаевна Митина, Санкт-Петербургский гуманитарный университет профсоюзов

аспирантка

Библиографические ссылки

Литература

1. Рыбаков Б. А. Язычество древних славян. М.: Наука, 1981. 608 с.

2. Gimbutas M. The Gods and Goddesses of Old Europe, 7000 to 3500 BC: Myths, Legends and Cult Images. London: Thames & Hudson, 1974. 303 p.

3. Meskell L. Goddesses, Gimbutas and “New Age” archaeology // Antiquity. 1995. Vol. 69, N 262. P. 74–86.

4. Tringham R., Conkey M. Rethinking figurines. A critical view from archaeology of Cimbutas, the ‘Goddess’, and popular culture // Ancient Goddesses: The Myths and the Evidence / eds L. Goodison, C. Morris. Madison: University of Wisconsin Press and British Museum Press, 1999. P. 22–45.

5. Lesure R. G. Interpreting ancient figurines. Context, comparison, and prehistoric art. Cambridge: Cambridge University Press, 2011. 256 p.

6. Палагута И. В. Мир искусства древних земледельцев Европы. Культуры балкано-карпатского круга в VII–III тыс. до н. э. СПб.: Алетейя, 2012. 336 с.

7. Hutton R. The Neolithic great goddess: a study in modern tradition // Antiquity. 1997. Vol. 71, N 271. P. 91–99.

8. Evans A. J. The Minoan and Mycenaean element in Hellenic life // The Journal of Hellenic Studies. London, 1912. Vol. XXXII. P. 277–287.

9. Evans A. J. The Palace of Minos: a comparative account of the successive stages of the early Cretan civilization as illustrated by the discoveries at Knossos: in 4 vols. London: MacMillan and Co, 1921–1936.

10. Андреев Ю. В. От Евразии к Европе. Крит и Эгейский мир в эпоху бронзы и раннего железа (III — начало I тыс. до н. э.). СПб.: «Дмитрий Буланин», 2002. 864 с.

11. Шауб И. Ю. «От Евразии к Европе» Ю. В. Андреева и некоторые проблемы религии Минойского Крита // ФИТИДИЯ: Памяти Юрия Викторовича Андреева. СПб.: «Дмитрий Буланин», 2013. С. 27–33.

12. Weingarten J. War scenes and ruler iconography in a Golden Age: some lessons on missing Minoan themes from the United Provinces (17th c. A. D.) // POLEMOS. Le contexte guerrieren Égée à l’Age du Bronze. Actes de la 7e Rencontre égéenne internationale Université de Liège, 14–17 avril 1998 / éd. R. Laffineur. Liège: Université de Liège; Austin: University of Texas, 1999. P. 347–357.

13. Эванс-Притчард Э. Теории примитивной религии. М.: ОГИ, 2004. 142 с.

14. Палагута И. В. Первобытное общество в зеркале искусства: новый взгляд на интерпретацию антропоморфной пластики эпохи неолита // Вестник СПбГУ. Сер. 15: Искусствоведение. 2013. Вып. 2. С. 128–146.

15. Maxim-Alaiba R. Le complexe de culte de la phase Cecuteni A3 de Dumeşti (dép. Vaslui) // La civilisationde Cucuteni en contexte Europeen. Session scientifique dédiée au centenaire des premieres découvertes de Cucuteni (Iaşi — Piatra Neamţ, 24–28 septembre 1984). Iaşi: Université “Al.I. Cuza”, 1987. P. 269–286.

16. Monah D. Plastica antropomorfă a culturii Cucuteni-Tripolie / Bibliotheca Memoriae Antiquitatis, 3. Piatra-Neamţ: Muzeul de Istorie Piatra Neamţ, 1997. 524 p.

17. Шманько О. Випадкова знахідка ритуального скарбу трипільської культури з території Середнього Подністров’я // Матеріали і дослідження з археології Прикарпаття і Волині. Львів, Інститут українознавства імені І.Крип’якевича при НАН України, 2008. Вип. 12. С. 368–374.

18. Gallis K. J. A late Neolithic foundation offering from Thessaly // Antiquity. 1985. Vol. LIX. P. 20–24.

19. Тодорова Х. Археологическо проучване на праисторически обекти в района на с. Овчарово, Търговищко, през 1971–1974 // Овчарово. Разкопки и проучвания, IX. София: Археологически институт с музей, 1983. С. 7–104.

20. Letica Z. Anthropomorphic and zoomorphic figurines from Divostin // Divostin and the Neolithic of Central Serbia / eds A. McPherron, D. Srejović. Pittsburgh: University of Pittsburgh, 1988. P. 173–202.

21. Crnobrnja А. Arrangement of Vinča culture figurines: a study of social structure and organization // Documenta Praehistorica XXXVIII. Ljubljana, 2011. P. 131–147.

22. Колиштркоска Настева И. Праисториските дами од Македониjа. Каталог. Скопjе: НУ Музеj на Македониjа, 2005. 116 с.

23. Палагута И. В. Наборы статуэток Прекукутени — раннего Триполья: опыт социокультурной интерпретации раннетрипольской пластики // Российский археологический ежегодник. СПб., 2013. Вып. 3. С. 141–211.

24. Токарев С. А. Ранние формы религии. М.: Политиздат, 1990. 624 с.

25. Graves R. The White Goddess: A historical grammar of poetic myth, amended and enlarged edition. New York: Farrar, Straus and Giroux, 1966. 512 p.

26. Грейвс Р. Мифы Древней Греции. М.: Прогресс, 1992. 624 с.

27. Фрэзер Дж. Золотая ветвь. М.: Политиздат, 1980. 704 с.

28. Mtiles M. M. The City Eleusinion / The Athenian Agora Results of Excavations Conducted by the American School of Classical Studies at Athens. Princeton, New Jersey: The American School of Classical Studies at Athens, 1998. Volume XXXI. 233 p.

29. Turfa J. M. Votive offerings in Etruscan religion // The Religion of the Etruscans / eds N. Thomson de Grummond, E. Simon. Austin: University of Texas Press, 2006. P. 90–115.

30. Glinister F. Reconsidering “religious Romanization” // Religion in Republican Italy / eds C. E. Schultz, P. B. Harvey. Cambridge: Cambridge University Press, 2006. P. 10–33. (Yale Classical Studies, Vol. XXXIII.)

31. Платон. Соч. в 4 т. / под общ. ред. А. Ф. Лосева, В. Ф. Асмуса. СПб.: Изд-во СПбГУ, 2007. Т. 3, ч. 2. 731 с.

32. Нильссон М. Греческая народная религия. СПб.: Алетейя, 1998. 256 с.

33. Boedeker D. Family matters: Domestic religion in Classical Greece // Household and Family Religion in Antiquity / eds J. Bodel, S. M. Olyan. Oxford: Blackwell, 2008. P. 229–247.

34. Faraone C. A. Household religion in Ancient Greece // Household and Family Religion in Antiquity / eds J. Bodel, S. M. Olyan. Oxford: Blackwell, 2008. P. 210–228.

35. Waites M. C. The nature of the Lares and their representation in Roman art // American Journal of Archaeology. 1920. Vol. 24, N. 3. P. 241–261.

36. Bodel J. Cicero’s Minerva, Penates, and the Mother of the Lares: An outline of Roman domestic religion // Household and Family Religion in Antiquity / eds J. Bodel, S. M. Olyan. Oxford: Blackwell, 2008. P. 248–275.

37. Giacobello F. Larari Pompeiani: Iconografia e culto dei Lari in ambito domestico. Milano: LED, 2008. 294 p.

38. Boyce G. K. Corpus of the Lararia of Pompeii. Rome: American Academy in Rome, 1937. 112 p. (Memoirs of the American Academy in Rome. Vol. 14.)

39. Cooley A. E., Cooley M. G. L. Pompeii. A sourcebook. London: Routledge, 2004. 254 p.

40. Петроний Арбитр. Сатирикон / пер. с лат. под. ред. Б. И. Ярхо. М.: «Вся Москва», 1990. 240 с.

41. Марк Туллий Цицерон. Речи в 2 т. М.: Изд-во АН СССР, 1962. Т. 2. Годы 62–43 до н. э. 400 с.

42. Публий Овидий Назон. Элегии и малые поэмы / пер. с лат. Ф. А. Петровского. М.: Художественная литература, 1973. 528 с.

43. Seaby H. A. Roman Silver Coins. Vol. I. The Republic to Augustus. London: Seaby, 1989. 166 p.

44. Плутарх. Моралии: сочинения. М.: ЭКСМО-Пресс; Харьков: Фолио, 1999. 1120 с.

45. Дионисий Галикарнасский. Римские древности: в 3 т. / пер. с лат. Н. Г. Майоровой, И. Л. Маяк, Л. Л. Кофанова, А. М. Сморчкова, В. Н. Токмакова, А. Я. Тыжова, А. В. Щеголева. М.: Издательский дом «Рубежи XXI», 2005.

46. Beard M., North J., Price S. Religions of Rome. Volume 1. A History. Cambridge: Cambridge University Press, 1998. 476 p.

47. Вергилий. Энеида / пер. с лат. С. С. Ошерова; Сервий. Комментарии к «Энеиде» Вергилия / пер. с лат. Н. А. Федорова. М.: «Лабиринт», 2001. 288 с.

48. Dubourdiue A. Les origines et le développement du culte des Pénates à Rome. Rome: École Française de Rome, 1989. 594 p.

49. Арнобий. Против язычников / пер. Н. М. Дроздова, под ред. А. Д. Пантелеева. СПб.: Изд-во СПбГУ, 2008. 398 с.

50. Марк Порций Катон. Земледелие / пер. М. Е. Сергеенко. СПб.: Наука, 2008. 224 с.

51. Маяк И. Л. Рим первых царей (Генезис римского полиса). М.: Изд-во МГУ, 1983. 272 с.

52. Штаерман Е. М. Социальные основы религии Древнего Рима. М.: Наука, 1987. 320 с.

53. Cooley A. E. Beyond Rome and Latium: Roman religion in the Age of Augustus // Religion in Republican Italy / eds C. E. Schultz, P. B. Harvey. Cambridge: Cambridge University Press, 2006. P. 228–252. (Yale Classical Studies. Vol. XXXIII.)

54. Фрэзер Дж. Фольклор в Ветхом Завете. М.: Политиздат, 1989. 542 с.

55. Boyce G. K. Significance of the Serpents on Pompeian House Shrines // American Journal of Archaeology. 1942. Vol. 46, N 1. P. 13–22.

56. Балабина В. И. К прочтению змеиных изображений спиралевидного орнамента древних земледельцев Европы // Вестник древней истории. 1998. № 2. С. 135–151.

57. Геродот. История в девяти книгах / пер. Г. А. Стратановского. Л.: Наука, 1972. 600 с.

58. Draşovean F., Popovici D. N. Neolithic Art in Romania. Bucharest: Arte’m, 2008. 232 p.

References

1. Rybakov B. A. Iazychestvo drevnikh slavian. M.: Nauka, 1981. 608 p.

2. Gimbutas M. The Gods and Goddesses of Old Europe, 7000 to 3500 BC: Myths, Legends and Cult Images. London: Thames & Hudson, 1974. 303 p.

3. Meskell L. Goddesses, Gimbutas and “New Age” archaeology, Antiquity. 1995. Vol. 69, N 262. P. 74–86.

4. Tringham R., Conkey M. Rethinking figurines. A critical view from archaeology of Cimbutas, the ‘Goddess’, and popular culture, Ancient Goddesses: The Myths and the Evidence , eds L. Goodison, C. Morris. Madison: University of Wisconsin Press and British Museum Press, 1999. P. 22–45.

5. Lesure R. G. Interpreting ancient figurines. Context, comparison, and prehistoric art. Cambridge: Cambridge University Press, 2011. 256 p.

6. Palaguta I. V. Mir iskusstva drevnikh zemledel'tsev Evropy. Kul'tury balkano-karpatskogo kruga v VII–III tys. do n. e. SPb.: Aleteiia, 2012. 336 p.

7. Hutton R. The Neolithic great goddess: a study in modern tradition, Antiquity. 1997. Vol. 71, N 271. P. 91–99.

8. Evans A. J. The Minoan and Mycenaean element in Hellenic life, The Journal of Hellenic Studies. London, 1912. Vol. XXXII. P. 277–287.

9. Evans A. J. The Palace of Minos: a comparative account of the successive stages of the early Cretan civilization as illustrated by the discoveries at Knossos: in 4 vols. London: MacMillan and Co, 1921–1936.

10. Andreev Iu. V. Ot Evrazii k Evrope. Krit i Egeiskii mir v epokhu bronzy i rannego zheleza (III — nachalo I tys. do n. e.). SPb.: «Dmitrii Bulanin», 2002. 864 p.

11. Shaub I. Iu. «Ot Evrazii k Evrope» Iu. V. Andreeva i nekotorye problemy religii Minoiskogo Krita, FITIDIIa: Pamiati Iuriia Viktorovicha Andreeva. SPb.: «Dmitrii Bulanin», 2013. p. 27–33.

12. Weingarten J. War scenes and ruler iconography in a Golden Age: some lessons on missing Minoan themes from the United Provinces (17th c. A. D.), POLEMOS. Le contexte guerrieren Égée à l’Age du Bronze. Actes de la 7e Rencontre égéenne internationale Université de Liège, 14–17 avril 1998, éd. R. Laffineur. Liège: Université de Liège; Austin: University of Texas, 1999. P. 347–357.

13. Evans-Pritchard E. Teorii primitivnoi religii. M.: OGI, 2004. 142 p.

14. Palaguta I. V. Pervobytnoe obshchestvo v zerkale iskusstva: novyi vzgliad na interpretatsiiu antropomorfnoi plastiki epokhi neolita, Vestnik SPbGU. Ser. 15: Iskusstvovedenie. 2013. Vyp. 2. p. 128–146.

15. Maxim-Alaiba R. Le complexe de culte de la phase Cecuteni A3 de Dumeşti (dép. Vaslui), La civilisationde Cucuteni en contexte Europeen. Session scientifique dédiée au centenaire des premieres découvertes de Cucuteni (Iaşi — Piatra Neamţ, 24–28 septembre 1984). Iaşi: Université “Al.I. Cuza”, 1987. P. 269–286.

16. Monah D. Plastica antropomorfă a culturii Cucuteni-Tripolie, Bibliotheca Memoriae Antiquitatis, 3. Piatra-Neamţ: Muzeul de Istorie Piatra Neamţ, 1997. 524 p.

17. Shman'ko O. Vipadkova znakhіdka ritual'nogo skarbu tripіl's'koї kul'turi z teritorії Seredn'ogo Podnіstrov’ia, Materіali і doslіdzhennia z arkheologії Prikarpattia і Volinі. L'vіv, Іnstitut ukraїnoznavstva іmenі І.Krip’iakevicha pri NAN Ukraїni, 2008. Vip. 12. p. 368–374.

18. Gallis K. J. A late Neolithic foundation offering from Thessaly, Antiquity. 1985. Vol. LIX. P. 20–24.

19. Todorova Kh. Arkheologichesko prouchvane na praistoricheski obekti v raiona na s. Ovcharovo, T"rgovishchko, prez 1971–1974, Ovcharovo. Razkopki i prouchvaniia, IX. Sofiia: Arkheologicheski institut s muzei, 1983. p. 7–104.

20. Letica Z. Anthropomorphic and zoomorphic figurines from Divostin, Divostin and the Neolithic of Central Serbia, eds A. McPherron, D. Srejović. Pittsburgh: University of Pittsburgh, 1988. P. 173–202.

21. Crnobrnja A. Arrangement of Vinča culture figurines: a study of social structure and organization, Documenta Praehistorica XXXVIII. Ljubljana, 2011. P. 131–147.

22. Kolishtrkoska Nasteva I. Praistoriskite dami od Makedonija. Katalog. Skopje: NU Muzej na Makedonija, 2005. 116 s.

23. Palaguta I. V. Nabory statuetok Prekukuteni — rannego Tripol'ia: opyt sotsiokul'turnoi interpretatsii rannetripol'skoi plastiki, Rossiiskii arkheologicheskii ezhegodnik. SPb., 2013. Vyp. 3. p. 141–211.

24. Tokarev S. A. Rannie formy religii. M.: Politizdat, 1990. 624 p.

25. Graves R. The White Goddess: A historical grammar of poetic myth, amended and enlarged edition. New York: Farrar, Straus and Giroux, 1966. 512 p.

26. Greivs R. Mify Drevnei Gretsii. M.: Progress, 1992. 624 p.

27. Frezer Dzh. Zolotaia vetv'. M.: Politizdat, 1980. 704 p.

28. Mtiles M. M. The City Eleusinion, The Athenian Agora Results of Excavations Conducted by the American School of Classical Studies at Athens. Princeton, New Jersey: The American School of Classical Studies at Athens, 1998. Volume XXXI. 233 p.

29. Turfa J. M. Votive offerings in Etruscan religion, The Religion of the Etruscans, eds N. Thomson de Grummond, E. Simon. Austin: University of Texas Press, 2006. P. 90–115.

30. Glinister F. Reconsidering “religious Romanization”, Religion in Republican Italy, eds C. E. Schultz, P. B. Harvey. Cambridge: Cambridge University Press, 2006. P. 10–33. (Yale Classical Studies, Vol. XXXIII.)

31. Platon. Soch. v 4 t., pod obshch. red. A. F. Loseva, V. F. Asmusa. SPb.: Izd-vo SPbGU, 2007. T. 3, ch. 2. 731 p.

32. Nil'sson M. Grecheskaia narodnaia religiia. SPb.: Aleteiia, 1998. 256 p.

33. Boedeker D. Family matters: Domestic religion in Classical Greece, Household and Family Religion in Antiquity, eds J. Bodel, S. M. Olyan. Oxford: Blackwell, 2008. P. 229–247.

34. Faraone C. A. Household religion in Ancient Greece, Household and Family Religion in Antiquity, eds J. Bodel, S. M. Olyan. Oxford: Blackwell, 2008. P. 210–228.

35. Waites M. C. The nature of the Lares and their representation in Roman art, American Journal of Archaeology. 1920. Vol. 24, N. 3. P. 241–261.

36. Bodel J. Cicero’s Minerva, Penates, and the Mother of the Lares: An outline of Roman domestic religion, Household and Family Religion in Antiquity, eds J. Bodel, S. M. Olyan. Oxford: Blackwell, 2008. P. 248–275.

37. Giacobello F. Larari Pompeiani: Iconografia e culto dei Lari in ambito domestico. Milano: LED, 2008. 294 p.

38. Boyce G. K. Corpus of the Lararia of Pompeii. Rome: American Academy in Rome, 1937. 112 p. (Memoirs of the American Academy in Rome. Vol. 14.)

39. Cooley A. E., Cooley M. G. L. Pompeii. A sourcebook. London: Routledge, 2004. 254 p.

40. Petronii Arbitr. Satirikon, per. s lat. pod. red. B. I. Iarkho. M.: «Vsia Moskva», 1990. 240 s.

41. Mark Tullii Tsitseron. Rechi v 2 t. M.: Izd-vo AN SSSR, 1962. T. 2. Gody 62–43 do n. e. 400 s.

42. Publii Ovidii Nazon. Elegii i malye poemy, per. s lat. F. A. Petrovskogo. M.: Khudozhestvennaia literatura, 1973. 528 s.

43. Seaby H. A. Roman Silver Coins. Vol. I. The Republic to Augustus. London: Seaby, 1989. 166 p.

44. Plutarkh. Moralii: sochineniia. M.: EKSMO-Press; Khar'kov: Folio, 1999. 1120 s.

45. Dionisii Galikarnasskii. Rimskie drevnosti: v 3 t., per. s lat. N. G. Maiorovoi, I. L. Maiak, L. L. Kofanova, A. M. Smorchkova, V. N. Tokmakova, A. Ia. Tyzhova, A. V. Shchegoleva. M.: Izdatel'skii dom «Rubezhi XXI», 2005.

46. Beard M., North J., Price S. Religions of Rome. Volume 1. A History. Cambridge: Cambridge University Press, 1998. 476 p.

47. Vergilii. Eneida, per. s lat. S. S. Osherova; Servii. Kommentarii k «Eneide» Vergiliia, per. s lat. N. A. Fedorova. M.: «Labirint», 2001. 288 s.

48. Dubourdiue A. Les origines et le développement du culte des Pénates à Rome. Rome: École Française de Rome, 1989. 594 p.

49. Arnobii. Protiv iazychnikov, per. N. M. Drozdova, pod red. A. D. Panteleeva. SPb.: Izd-vo SPbGU, 2008. 398 p.

50. Mark Portsii Katon. Zemledelie, per. M. E. Sergeenko. SPb.: Nauka, 2008. 224 p.

51. Maiak I. L. Rim pervykh tsarei (Genezis rimskogo polisa). M.: Izd-vo MGU, 1983. 272 p.

52. Shtaerman E. M. Sotsial'nye osnovy religii Drevnego Rima. M.: Nauka, 1987. 320 p.

53. Cooley A. E. Beyond Rome and Latium: Roman religion in the Age of Augustus, Religion in Republican Italy, eds C. E. Schultz, P. B. Harvey. Cambridge: Cambridge University Press, 2006. P. 228–252. (Yale Classical Studies. Vol. XXXIII.)

54. Frezer Dzh. Fol'klor v Vetkhom Zavete. M.: Politizdat, 1989. 542 p.

55. Boyce G. K. Significance of the Serpents on Pompeian House Shrines, American Journal of Archaeology. 1942. Vol. 46, N 1. P. 13–22.

56. Balabina V. I. K prochteniiu zmeinykh izobrazhenii spiralevidnogo ornamenta drevnikh zemledel'tsev Evropy, Vestnik drevnei istorii. 1998. № 2. p. 135–151.

57. Gerodot. Istoriia v deviati knigakh, per. G. A. Stratanovskogo. L.: Nauka, 1972. 600 s.

58. Draşovean F., Popovici D. N. Neolithic Art in Romania. Bucharest: Arte’m, 2008. 232 p.

Загрузки

Опубликован

28.11.2014

Как цитировать

Палагута, И. В., & Митина, М. Н. (2014). Некоторые замечания к смысловой интерпретации предметов раннеземледельческой пластики: Lares et Penates эпохи неолита?. Вестник Санкт-Петербургского университета. Искусствоведение, 4(4), 80–95. извлечено от https://artsjournal.spbu.ru/article/view/4533

Выпуск

Раздел

Изобразительное искусство