«Не ты ли плачешь в небе, отчалившая Русь?» О поэме Георгия Свиридова на слова Сергея Есенина

Авторы

  • Александр Сергеевич Белоненко Санкт-Петербургский государственный университет

DOI:

https://doi.org/10.21638/spbu15.2019.301

Аннотация

Впервые на основании документальных источников — «Разных записей» Георгия Свиридова — и новых литературоведческих исследований предпринята попытка реконструирования свиридовского мифа «Россия» на примере истории создания поэмы «Отчалившая Русь» на слова С. Есенина (1977). Выдвигается версия существования в творчестве Свиридова метацикла на слова С. Есенина, состоящего из «Поэмы памяти Сергея Есенина», кантаты «Светлый гость» и поэмы «Отчалившая Русь». Наблюдения над редактированием текстов поэмы «Отчалившая Русь» и над некоторыми особенностями ее музыкального языка в сочетании с прочтением отдельных фрагментов из тетрадей «Разных записей», дающих представление об авторской интерпретации поэмы, позволили прийти к следующему выводу: как в самой поэме и во всем есенинском метацикле, так и в ряде других сочинений композитора в ораториально-кантатном жанре главная тема его творчества «Россия и революция» — основное звено свиридовского мифа «Россия» — получила религиозно-философскую трактовку. Поэтическим источником для поэмы «Отчалившая Русь», как и кантаты «Светлый гость», послужили маленькие (библейские) поэмы и отдельные стихотворения Есенина, созданные в промежутке между 1917 и 1920 гг., в которых заметно влияние идейного течения «скифства». Свиридов опирался на метафорическое сближение поэтом русской революции с евангельским крестным путем и Голгофой. Композитор вслед за поэтом исходил из восприятия революции как «начала Духовного Преображения Родины». Вместе с тем анализ особенностей музыкального решения поэмы свидетельствует, что в ней преобладает мотив гибели «отчего дома», неизбежной катастрофы, нависшей над Россией.

Ключевые слова:

революция, Свиридов, Отчалившая Русь, миф Россия, Есенин, библейские поэмы, скифство, Блок, Двенадцать, Патетическая оратория

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.
 

Биография автора

Александр Сергеевич Белоненко, Санкт-Петербургский государственный университет

кандидат искусствоведения, доцент

Библиографические ссылки

Литература

1. Свиридов, Георгий. Музыка как судьба. Сост., авт. предисл. и коммент. Александр Белоненко. М.: Молодая гвардия, 2002.

2. Белоненко, Александр. “Петербургский текст Георгия Свиридова”. Вестник Санкт-Петербургского университета. Искусствоведение 7, no. 1 (2017): 4–40.

3. Белоненко, Александр, сост. Георгий Свиридов. Полный список произведений: Нотографический справочник. М.; СПб.: Национальный Свиридовский фонд, 2001.

4. Серегина, Светлана. “Библейские поэмы”. Есенинский вестник, no. 10/15 (2017): 30–2.

5. Семенова, Светлана. Метафизика русской литературы. 2 тома. М.: ПоРог, 2004, т. 1.

6. Воронова, Ольга. Сергей Есенин и русская духовная культура. Рязань: Узорочье, 2002.

7. Белоненко, Александр. “Петербургский текст Георгия Свиридова”. В изд. Свиридов, Георгий. Петербург. Поэма для голоса и фортепиано, VIII–XIV. Helsinki: Ruslania; СПб.: Свиридовский институт, 2017.

8. Бюхнер, Георг. Смерть Дантона. Войчек. Пер. Мария Рыжкина, ред. Константин Федин, вступ. ст. Алексей Дживелегов. М.; Л.: Государственное издательство, 1924.

9. Вишневский, Иван. “Воплощенный Свиридов”. В кн. Георгий Свиридов в воспоминаниях современников, сост. и коммент. Алексей Вульфов; авт. предисл. Валентин Распутин, 661–700. М.: Молодая гвардия, 2006.

10. Белоненко, Александр. “Шостакович и Свиридов: к истории взаимоотношений”. Наш современник, no. 2 (2018): 242–85.

11. Блок, Александр. Стихотворения. Поэмы. Театр. Ред. Владимир Орлов. Л.: Гослитиздат, 1936.

12. Фришман, Дмитрий. “О художественных открытиях ‘Деревянной Руси’”. В сб. Георгий Свиридов, сост. и общ. ред. Дмитрий Фришман, 352–83. М.: Музыка, 1971.

13. Кузнецова, Светлана. “Древнерусская музыкальная образность в кантате Г. В. Свиридова ‘Светлый гость’”. Обсерватория культуры, no. 2 (2014): 78–85.

14. Белоненко, Александр. “Метаморфоз традиций (Наблюдения и мысли по поводу некоторых хоровых сочинений Г. В. Свиридова последних лет)”. В изд. Книга о Свиридове. Размышления. Высказывания. Статьи. Заметки, сост. Андрей Золотов, 164–85. М.: Советский композитор, 1983.

15. Пастернак, Борис. Сочинения. Ред. Глеб Струве и Борис Филиппов; вступ. ст. Владимир Вейдле. 3 тома. Анн-Арбор: University of Michigan Press, 1961, т. 3.

16. Субботин, Сергей. “Свиридов как редактор словесного текста”. В сб. Георгий Свиридов и русская художественная культура XX века. К 90-летию со дня рождения Г. В. Свиридова. Свиридовские чтения, ред. Татьяна Тимонен и Любовь Купец, 59–66. Петрозаводск: Издательство ПетрГУ, 2006.

17. Непомнящий, Валентин. “Вне суеты”. Новый мир, no. 2 (1991): 252–3.

18. Кожинов, Вадим. Книга о русской лирической поэзии XIX века. Развитие стиля и жанра. М.: Современник, 1978.

19. Кожинов, Вадим. Статьи о современной литературе. М.: Современник, 1982.

20. Прокушев, Юрий, ред. Воспоминания о Сергее Есенине. 2-е изд. М.: Московский рабочий, 1975.

21. Клюев, Николай. Сочинения. Ред. Глеб Струве и Борис Филиппов. 2 тома. Мюнхен: A. Nemanis Buchvertrieb und Verlag, 1969.

22. Есенин, Сергей. Собрание сочинений. Ред. Г. Владыкин, К. Зелинский, М. Исаковский, А. Твардовский, В. Щербина и С. Щипачев; подгот. текста Е. Есенина и Ю. Прокушев. 5 томов. М.: Гослитиздат, 1961–1962.

23. Есенин, Сергей. Собрание сочинений. 5 томов. Вступ. ст. Корнелий Зелинский; примеч. Екатерина Есенина. М.: Художественная литература, 1966–1968.

24. Блок, Александр. Собрание сочинений. Общ. ред. Владимир Орлов, Алексей Сурков и Корней Чуковский. 8 томов. М.; Л.: Гослитиздат, 1960–1963.

25. Свиридов, Георгий. “Одиннадцатая Шостаковича”, Вечерняя Москва, апрель 22, 1958.

26. Асафьев, Борис. “Д. Д. Шостакович”. В кн. Дмитрий Шостакович. Исследования и материалы, ред.-сост. Ольга Дигонская и Людмила Ковнацкая, 33–54. М.: DSCH, 2007, вып. 2.

27. Morrison, Simon. The People’s Artist: Prokofiev’s Soviet Years. New York; Oxford: Oxford University Press, 2009.

28. Schwarz, Boris. Music and Musical Life in Soviet Russia. Enlarged Edition 1917–1981. Bloomington: Indiana University Press, 1983.

29. Акопян, Лев. Дмитрий Шостакович: Опыт феноменологии творчества. СПб.: Д. Буланин, 2004.

30. Субботин, Сергей. “Слово и текст Есенина в творческой практике Георгия Свиридова. Заметки к теме”. В сб. Сергей Есенин и искусство, отв. ред. Ольга Воронова и Наталья Шубникова-Гусева, 377–85. М.: ИМЛИ РАН, 2014.

31. Серегина, Светлана, и Сергей Субботин. “Ключи Марии”. Есенинский вестник, no. 10/15 (2017): 70–3.

32. Есенин, Сергей. “Быт и искусство (Отрывок из книги ‘Словесные орнаменты’)”. В кн. Есенин, Сергей. Полное собрание сочинений, cост., подгот. и коммент. А. Захаров, С. Кошечкин, Е. Самоделова, С. Субботин и Н. Юсов, 214–20. 7 томов. М.: Наука; Голос, 1997, т. 5.

33. Хворостовский, Дмитрий, и Михаил Аркадьев. “[Предисловие]”. В изд. Свиридов, Георгий. Отчалившая Русь. Поэма на слова Сергея Есенина. Для баритона в сопровождении фортепиано, исполнит. ред. Дмитрий Хворостовский и Михаил Аркадьев, 5. М.: Музыка, 1996.

34. Гайденко, Пиама. “Гностические мотивы в учениях Шеллинга и Вл. Соловьева”. Знание. Понимание. Умение, no. 2 (2005): 202–8.

35. Соловьев, Владимир. Сочинения. Сост., подгот., примеч. Николай Котрелёв и Евгений Рашковский. 2 тома. М.: Правда, 1989, т. 2.

36. Серегина, Светлана. “Образы поэтической утопии в творчестве Андрея Белого и Сергея Есенина”. Соловьевские исследования, no. 3/47 (2015): 115–29.

37. Есенин, Сергей. “Отчее слово (По поводу романа Андрея Белого ‘Котик Летаев’)”. В кн. Есенин, Сергей. Полное собрание сочинений, сост., подгот. и коммент. А. Захаров, С. Кошечкин, Е. Самоделова, С. Субботин и Н. Юсов, 180–3. 7 томов. М.: Наука; Голос, 1997, т. 5.

38. Сент-Экзюпери, Антуан, де. Южный почтовый. Ночной полет. Военный летчик. Письмо заложнику. Маленький принц. Пилот и стихии. М.: Художественная литература, 1983.

39. Ручьевская, Екатерина, и Наталья Кузьмина. “Поэма ‘Отчалившая Русь’ в контексте авторского стиля Свиридова”. В кн. Музыкальный мир Георгия Свиридова, сост. Александр Белоненко, 92–123. М.: Советский композитор, 1990.

40. Казин, Александр. Последнее царство (Русская православная цивилизация). СПб.: Издательство Спасо-Преображенского Валаамского монастыря, 1998.


Нотные издания и источники

I. Свиридов, Георгий. Разные записи. Тетрадь. 1985; 1992, б. н.

II. Свиридов, Георгий. Романсы и песни. Сост. Моисей Гринберг. М.: Советский композитор, 1960, тетр. 2.

III. Свиридов, Георгий. 20 песен для баса в сопровождении фортепиано. М.: Музыка, 1978.

IV. Свиридов, Георгий. Разные записи. Тетрадь. 1976, no. 1.

V. Свиридов, Георгий. Разные записи. Блокнот. Б. д. [1980-е].

VI. Свиридов, Георгий. Разные записи. Тетрадь. 1979–1983, no. 11.

VII. Свиридов, Георгий. Разные записи. Тетрадь. Б. д. [втор. пол. 1950-х].

VIII. Свиридов, Георгий. Разные записи. Тетрадь. Б. д., no. 9.

IX. Свиридов, Георгий. Разные записи. Тетрадь. Б. д., б. н.

X. Свиридов, Георгий. Разные записи. Записная книжка. 1963; 1964.


References

1. Sviridov, Georgii. Music as a Destiny. Comp. and comment. by Aleksandr Belonenko. Moscow: Molodaia gvardiia Publ., 2002. (In Russian)

2. Belonenko, Aleksandr. “The Petersburg Text of Georgy Sviridov”. Vestnik Sankt-Peterburgskogo Universiteta. Iskusstvovedenie 7, no. 1 (2017): 4–40. (In Russian)

3. Belonenko, Aleksandr, comp. The Full List of the Works: Notographic Reference Book. Moscow; St. Petersburg: Natsional’nyi Sviridovskii fond Publ., 2001. (In Russian)

4. Seregina, Svetlana. “Biblical Poems”. Eseninskii vestnik, no. 10/15 (2017): 30–2. (In Russian)

5. Semenova, Svetlana. Metaphysics of Russian Literature. 2 vols. Moscow: PoRog Publ., 2004, vol. 1. (In Russian)

6. Voronova, Ol’ga. Sergei Yesenin and Russian Spiritual Culture. Riazan’: Uzoroch’e Publ., 2002. (In Russian)

7. Belonenko, Aleksandr. “The Petersburg Text of Georgy Sviridov”. In Sviridov, Georgii. Peterburg. Poema dlia golosa i fortepiano. Words by Alexandr Blok, VIII–XIV. Helsinki: Ruslania Publ.; St. Petersburg: Sviridovskii institute Publ., 2017. (In Russian)

8. Büchner, Georg. Death of Danton. Voichek. Transl. by Mariia Ryzhkina, ed. by Konstantin Fedin, introd. article of Aleksei Dzhivelegov. Moscow; Leningrad: Gosudarstvennoe izdatel’stvo Publ., 1924. (In Russian)

9. Vishnevskii, Ivan. “Embodied Sviridov”. In Georgii Sviridov v vospominaniiakh sovremennikov, comp. and comment. Aleksei Vul’fov, introd. article of Valentin Rasputin, 661–700. Moscow: Molodaia gvardiia Publ., 2006. (In Russian)

10. Belonenko, Aleksandr. “Shostakovich and Sviridov: To the History of Relationships”. Nash sovremennik, no. 2 (2018): 242–85. (In Russian)

11. Blok, Aleksandr. Poem. Poems. Theater. Ed. by Vladimir Orlov. Leningrad: Goslitizdat Publ., 1936. (In Russian)

12. Frishman, Dmitrii. “About the Artistic Discoveries of ‘Wooden Russia’”. In Georgii Sviridov, comp. and ed. by Dmitrii Frishman, 352–83. Moscow: Muzyka Publ., 1971. (In Russian)

13. Kuznetsova, Svetlana. “Ancient Russian Musical Figurativeness in Georgy Sviridov’s cantata ‘The Bright Guest’”. Observatoriia kul’tury, no. 2 (2014): 78–85. (In Russian)

14. Belonenko, Aleksandr. “Metamorphosis of Traditions (Observations and Thoughts on some of G. V. Sviridov’s Choral Compositions of Recent Years)”. In Kniga o Sviridove. Razmyshleniia. Vyskazyvaniia. Stat’i. Zametki, comp. by Andrei Zolotov, 164–85. Moscow: Sovetskii kompozitor Publ., 1983. (In Russian)

15. Pasternak, Boris. Works. Ed. by Gleb Struve and Boris Filippov; introd. article of Vladimir Veidle. 3 vols. Ann-Arbor: University of Michigan Press, 1961, vol. 3. (In Russian)

16. Subbotin, Sergei. “Sviridov as an Editor of the Verbal Text”. In Georgii Sviridov i russkaia khudozhestvennaia kul’tura XX veka. K 90-letiiu so dnia rozhdeniia G. V. Sviridova. Sviridovskie chteniia, ed. by Tat’iana Timonen and Liubov’ Kupets, 59–66. Petrozavodsk: PetrGU Publ., 2006. (In Russian)

17. Nepomniashchii, Valentin. “Outside the Bustle”. Novyi mir, no. 2 (1991): 252–3. (In Russian)

18. Kozhinov, Vadim. The Book about Russian Lyrical Poetry of the XIX Century. Development of Style and Genre. Moscow: Sovremennik Publ., 1978. (In Russian)

19. Kozhinov, Vadim. Articles on the Contemporary Literature. Moscow: Sovremennik Publ., 1982. (In Russian)

20. Prokushev, Iurii, ed. Memories of Sergei Yesenin. 2nd ed. Moscow: Moskovskii rabochii Publ., 1975. (In Russian)

21. Kliuev, Nikolai. Works. Ed. by Gleb Struve and Boris Filippov. 2 vols. Miunkhen: A. Nemanis Buchvertrieb und Verlag, 1969. (In Russian)

22. Esenin, Sergei. Collected Works. Ed. by G. Vladykin, K. Zelinskii, M. Isakovskii, A. Tvardovskii, V. Shcherbina and S. Shchipachev; prepared by E. Esenina and Yu. Prokushev. 5 vols. Moscow: Goslitizdat Publ., 1961–1962. (In Russian)

23. Esenin, Sergei. Collected Works. Introd. article of Kornelii Zelinskii; comment. by Ekaterina Esenina. 5 vols. Moscow: Khudozhestvennaia literatura Publ., 1966–1968. (In Russian)

24. Blok, Aleksandr. Collected Works. Ed. by Vladimir Orlov, Aleksei Surkov and Kornei Chukovskii. 8 vols. Moscow; Leningrad: Goslitizdat Publ., 1960–1963. (In Russian)

25. Sviridov, Georgii. “The Eleventh of Shostakovich”, Vecherniaia Moskva, April 22, 1958. (In Russian)

26. Asaf ’ev, Boris. “D. D. Shostakovich”. In Dmitrii Shostakovich. Issledovaniia i materialy, ed. and comp. by Ol’ga Digonskaia and Liudmila Kovnatskaia, 33–54. Moscow: DSCH Publ., 2007, iss. 2. (In Russian)

27. Morrison, Simon. The People’s Artist: Prokofiev’s Soviet Years. New York; Oxford: Oxford University Press, 2009.

28. Schwarz, Boris. Music and Musical Life in Soviet Russia. Enlarged Edition 1917–1981. Bloomington: Indiana University Press, 1983.

29. Akopian, Lev. Dmitry Shostakovich: Experience of the Phenomenology of Creativity. St. Petersburg: D. Bulanin Publ., 2004. (In Russian)

30. Subbotin, Sergei. “The Word and Text of Yesenin in the Creative Practice of Georgy Sviridov. Notes to the Topic”. In Sergei Esenin i iskusstvo, ed. by Ol’ga Voronova and Natal’ia Shubnikova-Guseva, 377–85. Moscow: IMLI RAN Publ., 2014. (In Russian)

31. Seregina, Svetlana, and Sergei Subbotin. “Keys of Mary”. Eseninskii vestnik, no. 10/15 (2017): 70–3. (In Russian)

32. Esenin, Sergei. “Life and art (An excerpt from the book ‘Verbal Ornaments’)”. In Esenin, Sergei. Polnoe sobranie sochinenii, comp., prepared and comment. by A. Zakharov, S. Koshechkin, E. Samodelova, S. Subbotin and N. Iusov, 214–20. 7 vols. Moscow: Nauka Publ.; Golos Publ., 1997, vol. 5. (In Russian)

33. Khvorostovskii, Dmitrii, and Mikhail Arkad’ev. “[Foreword]”. In Sviridov, Georgii. Otchalivshaia Rus’. Poema na slova Sergeia Esenina. Dlia baritona v soprovozhdenii fortepiano, ed. by Dmitrii Khvorostovskii and Mikhail Arkad’ev, 5. Moscow: Muzyka Publ., 1996. (In Russian)

34. Gaidenko, Piama. “Gnostic Motives in the Teachings of Schelling and Vl. Solovyov”. Znanie. Ponimanie. Umenie, no. 2 (2005): 202–8. (In Russian)

35. Solov’ev, Vladimir. Works. Comp., prepared, comment. by Nikolai Kotrelev and Evgenii Rashkovskii. 2 vols. Moscow: Pravda Publ., 1989, vol. 2. (In Russian)

36. Seregina, Svetlana. “Images of Poetic Utopia in the Works of A. Bely and S. Esenin”. Solov’evskie issledovaniia, no. 3/47 (2015): 115–29. (In Russian)

37. Esenin, Sergei. “Father’s Word (About the Novel by Andrei Bely ‘Kotik Letaev’)”. In Esenin, Sergei. Polnoe sobranie sochinenii, comp., prepared and comment. by A. Zakharov, S. Koshechkin, E. Samodelova, S. Subbotin and N. Iusov, 180–3. 7 vols. Moscow: Nauka Publ.; Golos Publ., 1997, vol. 5. (In Russian)

38. Sent-Ekziuperi, Antuan, de. Southern Mail. Night flight. Military pilot. Letter to a Hostage. The Little prince. The Pilot and the Natural Forces. Moscow: Khudozhestvennaia literatura Publ., 1983. (In Russian)

39. Ruch’evskaia, Ekaterina, and Natal’ia Kuz’mina. “The Poem ‘Russia Cast Adrift’ in the Context of the Author’s Style of Sviridov”. In Muzykal’nyi mir Georgiia Sviridova, comp. by Aleksandr Belonenko, 92–123. Moscow: Sovetskii kompozitor Publ., 1990. (In Russian)

40. Kazin, Aleksandr. The Last Kingdom (Russian Orthodox Civilization). St. Petersburg: Spaso-Preobrazhenskii Valaamskii monastyr’ Publ., 1998. (In Russian)


Music editions and Sources

I. Sviridov, Georgii. Romances and Songs. Comp. by Mariia Grinberg. Moscow: Sovetskii kompozitor Publ., 1960, bk. 2. (In Russian)

II. Sviridov, Georgii. Different notes. Notebook. 1985; 1992, n. no. (In Russian)

III. Sviridov, Georgii. 20 Songs for Bass, Accompanied by the Piano. Moscow: Muzyka Publ., 1978. (In Russian)

IV. Sviridov, Georgii. Different notes. Notebook. 1976, no. 1. (In Russian)

V. Sviridov, Georgii. Different notes. Notebook. N. d. [1980-s]. (In Russian)

VI. Sviridov, Georgii. Different notes. Notebook. 1979–1983, no. 11. (In Russian)

VII. Sviridov, Georgii. Different notes. Notebook. N. d., no. 9. (In Russian)

VIII. Sviridov, Georgii. Different notes Notebook. N. d. [sec. half of the 1950-s]. (In Russian)

IX. Sviridov, Georgii. Different notes. Notebook. N. d., n. no. (In Russian)

X. Sviridov, Georgii. Different notes. Notebook. 1963; 1964. (In Russian)

Загрузки

Опубликован

26.09.2019

Как цитировать

Белоненко, А. С. (2019). «Не ты ли плачешь в небе, отчалившая Русь?» О поэме Георгия Свиридова на слова Сергея Есенина. Вестник Санкт-Петербургского университета. Искусствоведение, 9(3), 424–452. https://doi.org/10.21638/spbu15.2019.301

Выпуск

Раздел

Музыка