Спектакль о блокаде «67/871» по пьесе Е. Греминой на сцене Театра Поколений: опыт художественного осмысления документального материала

Авторы

  • Валентин Глебович Левицкий Санкт-Петербургский гуманитарный университет профсоюзов https://orcid.org/0000-0002-4170-1538

DOI:

https://doi.org/10.21638/spbu15.2019.304

Аннотация

Статья посвящена недавнему и потому малоизученному в театроведении опыту взаимодействия документального и недокументального (драматического) театра в рамках работы над проектом Театра Поколений «67/871» по пьесе драматурга, основателя и руководителя Театра.doc Елены Греминой. Рассматриваются краткая предыстория взаимного отдаления документального театра как части «новой драмы» и традиционного драматического театра, а также предпосылки, позволившие Театру Поколений пойти наперекор этой тенденции. Отдельное внимание уделяется предварительной работе режиссера спектакля и драматурга Елены Греминой, позволившей выработать стратегии дальнейшего взаимодействия в процессе создания спектакля. Выявляется оригинальность замысла авторов спектакля — попытка современного обращения к теме блокады Ленинграда через использование новейших техник документального театра, интервью очевидцев, вербатима, применяющихся обычно для изучения и вскрытия проблем настоящего, а не прошлого. Анализируются последствия такого решения. Далее через различные этапы создания спектакля проводится анализ взаимного влияния принципов документального театра (текстоцентричность, актерская «ноль-позиция»), методики Театра Поколений по сочинению спектаклей и концептуального подхода к решению драматического и физического пространства спектакля режиссером Эберхардом Кёлером и сценографом Данилой Корогодским. Различные аспекты сочинения спектакля (сценография, костюмы, нахождение способов актерского существования), а также отдельные сценические решения рассматриваются как возможные примеры расширения практического инструментария работы с документальным материалом. Важная часть исследования — анализ рецензий и отзывов на показы проекта «67/871» в России и Германии, позволяющий сопоставить процесс работы над спектаклем с тем эффектом, который он произвел на критику и публику. Спектакль «67/871» рассматривается в статье как шаг на пути к формированию новых связей документального и драматического театров, которые в последние десятилетия находились во взаимной изоляции.

Ключевые слова:

документальный театр, современная драматургия, современная режиссура, Театр.doc, Театр Поколений, Елена Гремина, Данила Корогодский, Эберхард Кёлер, блокада, 67/871

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.
 

Биография автора

Валентин Глебович Левицкий, Санкт-Петербургский гуманитарный университет профсоюзов

кандидат искусствоведения, доцент кафедры режиссуры актерского искусства факультета искусств

Библиографические ссылки

Литература

1. Матвиенко, Кристина. “Новая драма в России. Краткий экскурс в недавнее прошлое и эскиз настоящего”. Петербургский театральный журнал, no. 2/52 (2008). Дата обращения апрель 17, 2019. http://ptj.spb.ru/archive/52/new-reading-52/novaya-drama-vrossii-kratkij-ekskurs-vnedavneeproshloe-ieskiz-nastoyashhego/.

2. “Круглый стол ‘Теория и практика новой драмы’”. Дата обращения апрель 17, 2019. http://takya.ru/nuda/kruglij-stol-teoriya-i-praktika-novoj-drami/main.html.

3. Дмитриевская, Марина. “Угар-Off, или Изображая драму”. Петербургский театральный журнал, no. 4/38 (2004). Дата обращения апрель 17, 2019. http://ptj.spb.ru/archive/38/fest-newdramain-spb/ugar-off-ili-izobrazhaya-dramu/.

4. Могилевская, Татьяна. “Татьяна Могилевская: о терминах и док. театре”. Театр.doc. Дата обращения апрель 17, 2019. http://www.teatrdoc.ru/stat.php?page=mogilevskaya.

5. Могилевская, Татьяна. “Татьяна Могилевская: об истории — Германия — Пискатор и Вайс”. Театр.doc. Дата обращения апрель 17, 2019. http://www.teatrdoc.ru/stat.php?page=tatyana.

6. Болотян, Ильмира. “Вербатим как теоретическое понятие (опыт разработки словарной статьи)”. В сб. Новейшая русская драма и культурный контекст: Материалы открытого семинара “Драмомания: Новейшая русская драма и культурный контекст”, 26–28 августа 2009 г., Кемерово, сост. и отв. ред. Сергей Лавлинский и Андрей Павлов, 103–11. Кемерово: Кемеровский государственный университет, 2010.

7. Болгова, Светлана. “Современная документальная драма как новое жанровое образование”. В сб. Художественные стратегии классической и новой литературы: жанр, автор, текст: Материалы XIX международной научной конференции “Пушкинские чтения — 2014”, общ. ред. Вячеслав Скворцов, 79–84. СПб.: Ленинградский государственный университет им. А. С. Пушкина, 2014.

8. Мамадназарбекова, Камила. “История факта: истоки и вехи документального театра”. Театр: Литературно-художественный журнал, no. 1/2 (2011): 112–25.

9. “Невыдуманная история ‘Верный Руслан’”. Театр Поколений. Дата обращения апрель 17, 2019. http://www.pokoleniy.ru/afisha/nevyidumannaya-istoriya-«vernyij-ruslan»-po-povesti-georgiyavladimova-i-rasskazam-kornelii-yankauskajte.

10. Tirado, Lucía. “Kannibalismus in höchster Verzweiflung”. Neues Deutschland. Дата обращения апрель 17, 2019. https://www.neues-deutschland.de/artikel/1062994.kannibalismus-in-hoechsterverzweiflung.html.

11. “Театр поколений привез в Москву последнюю пьесу Елены Греминой”. Россия К. Дата обращения апрель 17, 2019. https://tvkultura.ru/article/show/article_id/271585.

12. Корогодский, Данила. “Она не могла просто жить и соглашаться”. Новая газета, май 18, 2018. Дата обращения апрель 17, 2019. https://www.novayagazeta.ru/articles/2018/05/17/76498-ona-nemogla-prosto-zhit-i-soglashatsya.

13. Берггольц, Ольга. Ольга. Запретный дневник: Дневники, письма, проза, избранные стихотворения и поэмы Ольги Берггольц. Сост. и коммент. Наталья Соколовская и Александр Рубашкин. СПб.: Азбука-классика, 2010.

14. Гранин, Даниил. Мой лейтенант. Зубр: Романы. М.: Э, 2017.

15. Гинзбург, Лидия. Записки блокадного человека. Воспоминания. М.: Эксмо, 2014.

16. “67/871. Документальный спектакль о блокаде”. Театр Поколений. Дата обращения апрель 17, 2019. http://www.pokoleniy.ru/afisha/67/871.-dokumentalnyij-spektakl-o-blokade.

17. Власенко, Елена. “Драматург Михаил Угаров: ‘Настоящая драматургия происходит в реальности’”. Радио Свобода. Дата обращения апрель 17, 2019. https://www.svoboda.org/a/16796934.html.

18. Хохрякова, Светлана. “Страшное меню ленинградской блокады привез в Москву немецкий режиссер Эберхард Кёлер” [“Рисовая правда блокады”]. Московский комсомолец, июль 17, 2018. Дата обращения апрель 17, 2019. http://www.mk.ru/culture/2018/07/16/strashnoe-menyuleningradskoy-blokady-privez-v-moskvu-nemeckiy-rezhisser-eberkhard-kyoler.html.

19. Левицкий, Валентин. “‘Сочиненные спектакли’ в контексте развития репертуарного драматического театра. Опыт Театра Поколений”. Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики, no. 12/86 (2017): 127–31, ч. 5.

20. Дьякова, Елена. “‘Я здешняя, товарищ постовой…’ Последняя пьеса Елены Греминой была о блокаде Ленинграда”. Новая газета, июль 18, 2018. Дата обращения апрель 17, 2019. https://www.novayagazeta.ru/articles/2018/07/18/77204-ya-zdeshnyaya-tovarisch-postovoy.

21. Irmer, Tomas. “Die vergessene Hungerhölle Das Stück ‘67/871’ vom Sankt Petersburger Teatr Pokoleniy über die Leningrader Blockade”. Theater der Zeit, November, 2017.

22. Леман, Ханс-Тис. Постдраматический театр. Предисл. Анатолий Васильев, пер., вступ. ст., коммент. Наталья Исаева. М.: ABCdesign, 2013.

23. Изотов, Владимир. “Воспоминания о блокаде Ленинграда: голод, холод, очень много слез”. Deutsche Welle. Дата обращения апрель 17, 2019. https://www.dw.com/ru/воспоминания-о-блокаде-ленинграда-голод-холод-очень-много-слез/a-42349527.

24. Квасницкая, Марина. “Елена Гремина. Никогда не собиралась заниматься режиссурой”. Театрал. Дата обращения апрель 17, 2019. http://www.teatral-online.ru/news/10447/.


References

1. Matvienko, Kristina. “The New Drama in Russia. A brief Excursion into the Recent Past and a Sketch of the Present”. Peterburgskii teatral’nyi zhurnal, no. 2/52 (2008). Accessed April 17, 2019. http://ptj.spb.ru/archive/52/new-reading-52/novaya-drama-vrossii-kratkij-ekskurs-vnedavnee-proshloeieskiz-nastoyashhego/. (In Russian)

2. “Round Table ‘Theory and Practice of the New Drama’”. Accessed April 17, 2019. http://takya.ru/nuda/kruglij-stol-teoriya-i-praktika-novoj-drami/main.html. (In Russian)

3. Dmitrievskaia, Marina. “Frenzy-Off, or Imaged the Drama”. Peterburgskii teatral’nyi zhurnal, no. 4/38 (2004). Accessed April 17, 2019. http://ptj.spb.ru/archive/38/fest-newdrama-in-spb/ugar-offili-izobrazhaya-dramu/. (In Russian)

4. Mogilevskaia, Tat’iana. “Tatyana Mogilevskaya: About the Terms and Documentary Theatre”. Teatr.doc. Accessed April 17, 2019. http://www.teatrdoc.ru/stat.php?page=mogilevskaya. (In Russian)

5. Mogilevskaia, Tat’iana. “Tatyana Mogilevskaya: About the History — Germany — Piscator and Weiss”. Teatr.doc. Accessed April 17, 2019. http://www.teatrdoc.ru/stat.php?page=tatyana. (In Russian)

6. Bolotian, Il’mira. “Verbatim as a Theoretical Concept (Experience in the Development of the Dictionary Entry)”. In Noveishaia russkaia drama i kul’turnyi kontekst: Materialy otkrytogo seminara “Dramomaniia: Noveishaia russkaia drama i kul’turnyi kontekst”, 26–28 avgusta 2009 g., Kemerovo, comp. and ed. by Sergei Lavlinskii and Andrei Pavlov, 103–11. Kemerovo: Kemerovskii gosudarstvennyi universitet Publ., 2010. (In Russian)

7. Bolgova, Svetlana. “Modern Documentary Drama as a New Genre”. In Khudozhestvennye strategii klassicheskoi i novoi literatury: zhanr, avtor, tekst: Materialy XIX mezhdunarodnoi nauchnoi konferentsii “Pushkinskie chteniia — 2014”, ed. by Viacheslav Skvortsov, 79–84. St. Petersburg: Leningradskii gosudarstvennyi universitet im. A. S. Pushkina Publ., 2014. (In Russian)

8. Mamadnazarbekova, Kamila. “History of the Fact: The Beginning and Milestones of the Documentary Theater”. Teatr: Literaturno-khudozhestvennyi zhurnal, no. 1/2 (2011): 112–25. (In Russian)

9. “Non-fiction story ‘Faithful Ruslan’”. Teatr Pokolenii. Accessed April 17, 2019. http://www.pokoleniy.ru/afisha/nevyidumannaya-istoriya-«vernyij-ruslan»-po-povesti-georgiya-vladimova-i-rasskazamkornelii-yankauskajte. (In Russian)

10. Tirado, Lucía. “Kannibalismus in höchster Verzweiflung”. Neues Deutschland. Accessed April 17, 2019. https://www.neues-deutschland.de/artikel/1062994.kannibalismus-in-hoechster-verzweiflung.html.

11. “The Theater Pokoleniy Brought to Moscow the Last Play by Elena Gremina”. Rossiia K. Accessed April 17, 2019. https://tvkultura.ru/article/show/article_id/271585. (In Russian)

12. Korogodskii, Danila. “She Сouldn’t just Live and Agree.”. Novaia gazeta, May 18, 2018. Accessed April 17, 2019. https://www.novayagazeta.ru/articles/2018/05/17/76498-ona-ne-mogla-prosto-zhit-isoglashatsya. (In Russian)

13. Berggol’ts, Ol’ga. Olga. Forbidden diary: Diaries, Letters, Prose, Selected Poems and Poems by Olga Bergholz. Comp. and comment. by Natal’ia Sokolovskaia and Aleksandr Rubashkin. St. Petersburg: Azbuka-klassika Publ., 2010. (In Russian)

14. Granin, Daniil. My lieutenant; Bison: Novels. Moscow: E Publ., 2017. (In Russian)

15. Ginzburg, Lidiia. Notes of Siege Person. Memoirs. Moscow: Eksmo Publ., 2014. (In Russian)

16. “67/871. Documentary Play About the Siege”. Teatr Pokolenii. Accessed April 17, 2019. http://www.pokoleniy.ru/afisha/67/871.-dokumentalnyij-spektakl-o-blokade. (In Russian)

17. Vlasenko, Elena “Playwright Mikhail Ugarov: ‘The Real Drama Takes Place in Reality’”. Radio Svoboda. Accessed April 17, 2019. https://www.svoboda.org/a/16796934.html. (In Russian)

18. Khokhriakova, Svetlana. “The Terrible Menu of the Siege of Leningrad was Brought to Moscow by German Director Eberhard Koehler” [“The Rice Truth of the Siege”]. Moskovskii komsomolets, July 17, 2018. Accessed April 17, 2019. http://www.mk.ru/culture/2018/07/16/strashnoe-menyu-leningradskoy-blokady-privez-v-moskvu-nemeckiy-rezhisser-eberkhard-kyoler.html. (In Russian)

19. Levitskii, Valentin. “‘Composed Performances’ in the Context of Developing Repertory Drama Theatre. Theater Pokoleniy Experience”. Istoricheskie, filosofskie, politicheskie i iuridicheskie nauki, kul’turologiia i iskusstvovedenie. Voprosy teorii i praktiki, no. 12/86 (2017): 127–31, pt. 5. (In Russian)

20. D’iakova, Elena. “‘I’m from here, the Comrade Guard…’ The Last Play by Elena Gremina was About the Siege of Leningrad”. Novaia gazeta, July 18, 2018. Accessed April 17, 2019. https://www.novayagazeta.ru/articles/2018/07/18/77204-ya-zdeshnyaya-tovarisch-postovoy. (In Russian)

21. Irmer, Tomas. “Die vergessene Hungerhölle Das Stück ‘67/871’ vom Sankt Petersburger Teatr Pokoleniy über die Leningrader Blockade”. Theater der Zeit, November, 2017.

22. Lehmann, Hans-Thies. Postdramatic Theatre. Rus. ed. Introd. by Anatolii Vasil’ev, transl., introd. art., comment. by Natal’ia Isaeva. Moscow: ABCdesign Publ., 2013.

23. Izotov, Vladimir. “Memories of the Siege of Leningrad: Hunger, Cold, Many Tears”. Deutsche Welle. Accessed April 17, 2019. https://www.dw.com/ru/vospominaniia-o-blokade-leningrada-golod-kholod-ochen-mnogo-slez/a-42349527. (In Russian)

24. Kvasnitskaia, Marina. “Elena Gremina. Never Going to Direct”. Teatral. Accessed April 17, 2019. http://www.teatral-online.ru/news/10447/. (In Russian)

Загрузки

Опубликован

26.09.2019

Как цитировать

Левицкий, В. Г. (2019). Спектакль о блокаде «67/871» по пьесе Е. Греминой на сцене Театра Поколений: опыт художественного осмысления документального материала. Вестник Санкт-Петербургского университета. Искусствоведение, 9(3), 495–511. https://doi.org/10.21638/spbu15.2019.304

Выпуск

Раздел

Театр