Типология минимализма 1950–1960-х годов. Концептуальное, технологическое, материальное

Авторы

  • Алексей Алексеевич Бобриков Санкт-Петербургский государственный университет, Российский институт истории искусств https://orcid.org/0000-0001-8548-1496

DOI:

https://doi.org/10.21638/spbu15.2019.306

Аннотация

Впервые рассмотрен возможный принцип типологизации одного из главных направлений модернистского искусства 1950–1960-х годов — минимализма. В основу этого принципа положены взаимоотношения между структурой и материалом. В соответствии с данным походом минимализм может быть разделен на концептуальный (материальное начало стремится к исчезновению), технологический (материал подчинен структуре как принципу организации) и материальный, физический, телесный (материал господствует над структурой, что постепенно приводит минимализм к утрате своего первоначального смысла, к превращению в искусство другого типа, иногда обозначаемое термином «постминимализм»). Этот подход рассмотрен на протяжении всей истории минимализма от Эллсуорта Келли до Евы Хессе. Новизна подхода заключается в выборе самого принципа типологизации: в противопоставлении структуры как умозрительного концепта материалу, обладающему противоположно направленными — антиструктурными — свойствами (своего рода способностью к сопротивлению), в более широком контексте — разума и природного начала как философских категорий. Их взаимоотношения, меняющиеся в процессе эволюции, могут быть рассмотрены как движущая сила развития минимализма (искусства, обладающего предельной абстрактностью и потому с трудом поддающегося традиционному описанию и систематизации). Кроме того, история минимализма, обычно рассматриваемая в научной литературе в границах 1960-х годов, в данном случае начинается с 1951 г. (с раннего Эллсуорта Келли, Франсуа Морелле, Веры Мольнар, с их вещей, большей частью игнорируемых существующими историями минимализма), что позволяет выявить самый ранний — концептуальный — тип минимализма как отдельное явление, вводящее в проблематику противостояния двух разнонаправленных принципов.

Ключевые слова:

модернизм, минимализм, концептуализм, структура, Эллсуорт Келли, Дональд Джадд, Ева Хессе

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.
 

Биография автора

Алексей Алексеевич Бобриков, Санкт-Петербургский государственный университет, Российский институт истории искусств

кандидат искусствоведения, доцент Санкт-Петербургского государственного университета; старший научный сотрудник Российского института истории искусств

Библиографические ссылки

Литература

1. Stangos, Nikos, ed. Concepts of Modern Art. From Fauvism to Postmodernism. 3rd ed. London: Thames & Hudson, 1994.

2. Gray, Camilla. The Great Experiment: Russian Art 1863–1922. New York: Harry N. Abrams, 1962.

3. Ruhrberg, K., K. Honnef, M. Schneckenburger, and Ch. Fricke. Art of the 20th Century. Ed. by Ingo F. Walther. Cologne: Taschen, 2005, pt. II: Sculpture. New Media. Photography.

4. Rose, Barbara. “ABC Art”. Art in America 53, no. 5 (1965): 57–69.

5. Arnason, Harvard H., and Elizabeth C. Mansfield. History of Modern Art: Painting, Sculpture, Architecture, Photography. 6th ed. Upper Saddle River, NJ: Pearson Prentice Hall, 2010.

6. Краусс, Розалинда. “Левитт и прогресс”. В кн. Краусс, Розалинда. Подлинность авангарда и другие модернистские мифы, пер. Анна Матвеева и др., 246–58. М.: Художественный журнал, 2003.

7. Фостер, Х., Р. Краусс, И.-А. Буа, Б. Бухло, и Д. Джослит. Искусство с 1900 года: модернизм, антимодернизм, постмодернизм. Пер. Георгий Абдушелишвили и др., ред. Андрей Фоменко и Алексей Шестаков. М.: Ad Marginem, 2015.

8. Краусс, Розалинда. “Решетки”. В кн. Краусс, Розалинда. Подлинность авангарда и другие модернистские мифы, пер. Анна Матвеева и др., 19–32. М.: Художественный журнал, 2003.

9. Battcock, Gregory, ed. Minimal Art: A Critical Anthology. Introd. by Anne M. Wagner. New York: E. P. Dutton, 1968.

10. Plagens, Peter. Sunshine Muse: Art on the West Coast, 1945–1970. Berkeley: University of California Press, 2000.

11. Meyer, James, ed. Minimalism. London: Phaidon Press, 2005.

12. Диди-Юберман, Жорж. То, что мы видим, то, что смотрит на нас. Пер. Алексей Шестаков. СПб.: Наука, 2001.

13. Marzona, Daniel. Minimal Art. Ed. by Uta Grosenick. Cologne: Taschen, 2004.

14. Fried, Michael. “Art and Objecthood”. In Minimal Art: A Critical Anthology, ed. by Gregory Battcock, introd. by Anne M. Wagner, 116–47. New York: E. P. Dutton, 1968.

15. Joselit, David. American Art Since 1945. London: Thames & Hudson, 2003.

16. Роз, Барбара. Американская живопись ХХ века. Пер. Жак Петивер. Париж; Женева: SKIRA, 1995.

17. Краусс, Розалинда. “Скульптура в расширенном поле”. В кн. Краусс, Розалинда. Подлинность авангарда и другие модернистские мифы, пер. Анна Матвеева и др., 272–88. М.: Художественный журнал, 2003.

18. Hopkins, David. After Modern Art: 1945–2000. Oxford; New York: Oxford University Press, 2000.

19. Тейлор, Брендон. Art Today. Актуальное искусство 1970–2005. Пер. Эвелина Меленевская. М.: Слово, 2006.

20. Siegel, Katy. Since ’45: America and the Making of Contemporary Art. London: REaktion Books, 2011.


Источники

I. “Минимализм / minimalism”. Art Узел. Дата обращения сентябрь 09, 2018. http://artuzel.com/content/minimalizm-minimalism.

II. Bocola, Sandro. The Art of Modernism: Art, Culture and Society from Goya to the Present Day. Transl. by Catherine Schelbert and Nicholas Levis. München; London; New York: Prestel Verlag, 1994. Дата обращения сентябрь 09, 2018. http://www.sandrobocola-booksonline.com/CSS/page8_eng.html 12.

III. Grunenberg, Christoph. “Sixty Years at Full Intensity”. Tate. Дата обращения сентябрь 09, 2018. https://www.tate.org.uk/context-comment/articles/sixty-years-full-intensity.

IV. “Ellsworth Kelly: Readymade Color”. Дата обращения сентябрь 09, 2018. http://www.theobsessiveimagist.com/2008/11/ellsworth-kelly-ready-made-color.html.

V. Bois, Yve-Alain. “Historical Studies. Ellsworth Kelly: Volume I. Cataloguing unexpected avenues of inquiry”. IAS. Дата обращения сентябрь 09, 2018. https://www.ias.edu/ideas/2015/bois-ellsworth-kelly-volume-1.

VI. Morellet, François. “65, 38, 21, 4, 72… Colour Chart III”. Tate, iss. 16 (2009). Дата обращения сентябрь 09, 2018. https://www.tate.org.uk/context-comment/articles/65-38-21-4-72.

VII. “Ульмская школа дизайна. Браунстиль”. Дата обращения сентябрь 09, 2018. http://do.gendocs.ru/docs/index-313.html.

VIII. Judd, Donald. “Untitled”. MoMA Learning. Дата обращения сентябрь 09, 2018. https://www.moma.org/learn/moma_learning/donald-judd-untitled-stack-1967.

IX. Charlton, Alan. “2 Part Vertical Painting”. Tate. Дата обращения сентябрь 09, 2018. https://www.tate.org.uk/art/artworks/charlton-2-part-vertical-painting-t07449.

X. Кобрин, Кирилл. “Молчание Агнес”. Arterritory. Дата обращения сентябрь 09, 2018. http://www.arterritory.com/ru/teksti/statji/4963-molchanie_agnes.

XI. Обрист, Ханс Ульрих. “Люси Липпард”. Пер. Марни Рубинштейн. В кн. Обрист, Ханс Ульрих.Краткая история кураторства. Пер. Анна Зайцева. М.: Ad Marginem, 2013. Дата обращения сентябрь 09, 2018. https://studfiles.net/preview/2958183/page:11/.

XII. Hesse, Eva. “Room 6”. Tate. Дата обращения сентябрь 09, 2018. https://www.tate.org.uk/whats-on/tate-modern/exhibition/eva-hesse/eva-hesse-exhibition-guide/eva-hesse-exhibition-guide-1.


References

1. Stangos, Nikos, ed. Concepts of Modern Art. From Fauvism to Postmodernism. 3rd ed. London: Thames & Hudson, 1994.

2. Gray, Camilla. The Great Experiment: Russian Art 1863–1922. New York: Harry N. Abrams, 1962.

3. Ruhrberg, K., K. Honnef, M. Schneckenburger, and Ch. Fricke. Art of the 20th Century. Ed. by Ingo F. Walther. Cologne: Taschen, 2005, pt. II: Sculpture. New Media. Photography.

4. Rose, Barbara. “ABC Art”. Art in America 53, no. 5 (1965): 57–69.

5. Arnason, Harvard H., and Elizabeth C. Mansfield. History of Modern Art: Painting, Sculpture, Architecture, Photography. 6th ed. Upper Saddle River, NJ: Pearson Prentice Hall, 2010.

6. Krauss, Rosalind E. “LeWitt in Progress”. Rus. ed. In Krauss, Rosalind E. Podlinnost’ avangarda i drugie modernistskie mify, transl. by Anna Matveeva et al., 246–58. Moscow: Khudozhestvennyi zhurnal Publ., 2003. (In Russian)

7. Foster, H., R. E. Krauss, Y.-A. Bois, B. H. D. Buchloh, D. Joselit. Art since 1900: Modernism, Antimodernism, Postmodernism. Rus. ed. Transl. by Georgii Abdushelishvili et al., ed. by Andrei Fomenko and Aleksei Shestakov. Moscow: Ad Marginem Publ., 2015. (In Russian)

8. Krauss, Rosalind E. “Grids”. Rus. ed. In Krauss, Rosalind E. Podlinnost’ avangarda i drugie modernistskie mify, transl. by Anna Matveeva et al., 19–32. Moscow: Khudozhestvennyi zhurnal Publ., 2003. (In Russian)

9. Battcock, Gregory, ed. Minimal Art: A Critical Anthology. Introduction by Anne M. Wagner. New York: E. P. Dutton, 1968.

10. Plagens, Peter. Sunshine Muse: Art on the West Coast, 1945–1970. Berkeley: University of California Press, 2000.

11. Meyer, James, ed. Minimalism. London: Phaidon Press, 2005.

12. Didi-Huberman, Georges. That we See, that Looks at us. Rus. ed. Transl. by Aleksei Shestakov. St. Petersburg: Nauka Publ., 2001. (In Russian)

13. Marzona, Daniel. Minimal Art. Ed. by Uta Grosenick. Cologne: Taschen, 2004.

14. Fried, Michael. “Art and Objecthood”. In Minimal Art: A Critical Anthology, ed. by Gregory Battcock, introd. by Anne M. Wagner, 116–47. New York: E. P. Dutton, 1968.

15. Joselit, David. American Art Since 1945. London: Thames & Hudson, 2003.

16. Rose, Barbara. American Painting of the 20th Century. Rus. ed. Transl. by Zhak Petiver. Parizh; Zheneva: SKIRA Publ., 1995. (In Russian)

17. Krauss, Rosalind E. “Sculpture in the Expanded Field”. Rus. ed. In Krauss, Rosalind E. Podlinnost’ avangarda i drugie modernistskie mify, transl. by Anna Matveeva et al., 272–88. Moscow: Khudozhestvennyi zhurnal Publ., 2003. (In Russian)

18. Hopkins, David. After Modern Art: 1945–2000. Oxford; New York: Oxford University Press, 2000.

19. Taylor, Brandon. Art Today. Actual Art 1970–2005. Rus. ed. Transl. by Evelina Melenevskaia. Moscow: Slovo Publ., 2006. (In Russian)

20. Siegel, Katy. Since ’45: America and the Making of Contemporary Art. London: REaktion Books, 2011.


Sources

I. “Minimalizm / minimalism”. Art Uzel. Accessed September 09, 2018. http://artuzel.com/content/minimalizm-minimalism.

II. Bocola, Sandro. The Art of Modernism: Art, Culture and Society from Goya to the Present Day. Transl. by Catherine Schelbert and Nicholas Levis. München; London; New York: Prestel Verlag, 1994. Accessed September 09, 2018. http://www.sandrobocola-booksonline.com/CSS/page8_eng.html 12.

III. Grunenberg, Christoph. “Sixty Years at Full Intensity”. Tate. Accessed September 09, 2018. https://www.tate.org.uk/context-comment/articles/sixty-years-full-intensity.

IV. “Ellsworth Kelly: Readymade Color”. Accessed September 09, 2018. http://www.theobsessiveimagist.com/2008/11/ellsworth-kelly-ready-made-color.html.

V. Bois, Yve-Alain. “Historical Studies. Ellsworth Kelly: Volume I. Cataloguing unexpected avenues of inquiry”. IAS. Accessed September 09, 2018. https://www.ias.edu/ideas/2015/bois-ellsworth-kelly-volume-1.

VI. Morellet, François. “65, 38, 21, 4, 72… Colour Chart III”. Tate, iss. 16 (2009). Accessed September 09, 2018. https://www.tate.org.uk/context-comment/articles/65-38-21-4-72.

VII. “Ulm School of Design. Brownstyle”. Accessed September 09, 2018. http://do.gendocs.ru/docs/index-313.html. (In Russian)

VIII. Judd, Donald. “Untitled”. MoMA Learning. Accessed September 09, 2018. https://www.moma.org/learn/moma_learning/donald-judd-untitled-stack-1967.

IX. Charlton, Alan. “2 Part Vertical Painting”. Tate. Accessed September 09, 2018. https://www.tate.org.uk/art/artworks/charlton-2-part-vertical-painting-t07449.

X. Kobrin, Kirill. “Agnes’s Silence”. Arterritory. Accessed September 09, 2018. http://www.arterritory.com/ru/teksti/statji/4963-molchanie_agnes/1/. (In Russian)

XI. Obrist, Hans Ulrich. “Lucy Lippard”. Rus. ed. Transl. by Marni Rubinshtein. In Obrist, Hans Ulrich. Kratkaia istoriia kuratorstva. Transl. by Anna Zaitseva. Moscow: Ad Marginem Publ., 2013. Accessed September 09, 2018. https://studfiles.net/preview/2958183/page:11/. (In Russian)

Загрузки

Опубликован

26.09.2019

Как цитировать

Бобриков, А. А. (2019). Типология минимализма 1950–1960-х годов. Концептуальное, технологическое, материальное. Вестник Санкт-Петербургского университета. Искусствоведение, 9(3), 524–557. https://doi.org/10.21638/spbu15.2019.306

Выпуск

Раздел

Изобразительное искусство