Художественные журналы эпохи формирования постмодернизма (второй половины 1970-х): проблема влияния на процессы в искусстве. «October»

Авторы

  • Алексей Алексеевич Бобриков Санкт-Петербургский государственный университет; Российский институт истории искусств https://orcid.org/0000-0001-8548-1496

DOI:

https://doi.org/10.21638/spbu15.2022.105

Аннотация

Рассмотрена общая проблема влияния художественных журналов на процессы в искусстве ХХ в. и возможность построения исходя из этого типологии изданий. Сформулированы общие характеристики «журнала влияния» на материале второй половины ХХ в. Модель такого типа рассмотрена на примере журнала «Artforum», наиболее авторитетного издания второй половины 1960-х и первой половины 1970-х годов, опыт которого (положительный и отрицательный) использован при формировании издательской политики журнала «October». Из истории журнала «October» — главного издания о современном искусстве последних четырех десятилетий — выбран ранний этап, этап становления, конец 1970-х годов (когда его влияние было максимальным). Формирование журнала рассматривается с разных точек зрения. Первый сюжет, связанный с именем Розалинд Краусс, — искусство и искусствоведческие методологии 1960-х годов, наследие журнала «Artforum». Второй сюжет, представленный Аннетт Майклсон, отсылает к семиотике «французской теории» и проблематике «политического». Третий сюжет построен вокруг Дугласа Кримпа и его кураторского проекта, выставки «Pictures» — нового искусства (постмодернизм второй половины 1970-х, его специфика, связь с «фотографическим» и постмедиальной природой этого «фотографического») и методологии его описания. Соединение нового искусства с журналом нового типа (создающим аппарат для его методологического осмысления) рождает ситуацию, позволяющую говорить о начале новой эпохи, эпохи постмодернизма, специфического варианта концептуального искусства, где граница между собственно искусством и его критическим и теоретическим осмыслением почти исчезает. Анализ этой ситуации позволяет понять причины влиятельности журнала.

Ключевые слова:

журнал влияния, постмодернизм, «Artforum», «October», Розалинд Краусс, Аннет Майклсон, Дуглас Кримп, «Pictures»

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.
 

Биография автора

Алексей Алексеевич Бобриков, Санкт-Петербургский государственный университет; Российский институт истории искусств

кандидат искусствоведения, доцент, старший научный сотрудник

Библиографические ссылки

Литература

1. Allen, Jamie M. “‘October’ Culture: Photographic Theory and the Beginnings of Postmodernism”. Master of Arts Thesis, Ryerson University, 2006.

2. Bowman, Matthew. “‘October’’s Postmodernism”. Visual Resources: A Journal of Documentation 31, no. 1–2 (2015): 117–26.

3. Müller, Pablo. “Shaping the Avant-Garde: The Reception of Soviet Constructivism by the American Art Journal ‘October’”. In The Oxford Handbook of Communist Visual Cultures, ed. by Aga Skrodzka, Xiaoning Lu and Katarzyna Marciniak. New York: Oxford University Press, 2019.

4. Muir, Peter E. David. “Against the Will to Silence: An Intellectual History of the American Art Journal ‘October’ between 1976 and 1981”. Doctor of Philosophy Thesis, Liverpool John Moores University, 2003.

5. Kimball, Roger. “The ‘October’ Syndrome. On October: The First Decade edited by Annette Michelson, Rosalind Krauss, et al.”. The New Criterion 7, no. 2 (1988): 5–15.

6. Kimball, Roger. “Feeling Sorry for Rosalind Krauss. On Krauss’s Book The Optical Unconscious”. The New Criterion 11, no. 9 (1993): 4–8.

7. Fry, Roger E. “The Last Phase of Impressionism”. The Burlington Magazine for Connoisseurs 12, no. 60 (1908): 374–6.

8. Shapiro, Meyer. “Nature of Abstract Art”. Marxist Quarterly 1, no. 1 (1937): 77–98.

9. Phillpot, Clive. “Art Magazines and Magazine Art”. Artforum 18, no. 6 (1980): 52–4.

10. Barr, Alfred Jr. Cubism and Abstract Art. New York: The Museum of Modern Art, 1936.

11. Гринберг, Клемент. “К новейшему Лаокоону”. Пер. Инна Кушнарева. Логос 25, no. 4 (2015): 75–92.

12. Торнтон, Сара. Семь дней в мире искусства. Пер. Анна Обрадович. СПб.: Азбука; Азбука-Аттикус, 2014.

13. Alloway, Lawrence. “Network: The Art World Described as a System”. Artforum 11, no. 1 (1972): 28–32.

14. Allen, Gwen. Artists’ Magazines: An Alternative Space for Art. Cambridge, MA: The MIT Press, 2011.

15. Kramer, Hilton, “Muddled Marxism Replaces Criticism at ‘Artforum’”, New York Times, January 4, 1976.

16. Krauss, Rosalind. “A View of Modernism”. Artforum 11, no. 1 (1972): 48–51.

17. Krauss, Rosalind. “Preface”. In Camera Obscura, Camera Lucida: Essays in Honor of Annette Michelson, ed. by Richard Allen and Malcolm Turvey, 9–11. Amsterdam: Amsterdam University Press, 2003.

18. Krauss, Rosalind. “Video: The Aesthetics of Narcissism”. October 1 (1976): 50–64.

19. Krauss, Rosalind. “Notes on the Index: Seventies Art in America. Part 1”. October 3 (1977): 68–81.

20. Krauss, Rosalind. “Notes on the Index: Seventies Art in America. Part 2”. October 4 (1977): 58–67.

21. Turvey, Malcolm. “Introduction”. In Camera Obscura, Camera Lucida: Essays in Honor of Annette Michelson, ed. by Richard Allen and Malcolm Turvey, 13–34. Amsterdam: Amsterdam University Press, 2003.

22. “About October”. October 1 (1976): 3–5.

23. Crimp, Douglas. Before Pictures. New York: Dancing Foxes Press; Chicago: The University of Chicago Press, 2016.

24. Кримп, Даглас. На руинах музея. Пер. Иван Аксенов и Карен Саркисов. М.: V–A–C Press, 2015.

25. Crimp, Douglas. “Pictures”. October 8 (1979): 75–88.

26. Оуэнс, Крейг. “Дискурс других: феминистки и постмодернизм”. Пер. А. Гараджи. В изд. Гендерная теория и искусство: антология, 1970–2000, ред. Л. Бредихина, К. Дипуэлл, 294–321. М.: РОССПЭН, 2005. (Гендерная коллекция — зарубежная классика).

27. Фостер, Х., Р. Краусс, И.-А. Буа, Б. Бухло, и Д. Джослит. Искусство с 1900 года: модернизм, антимодернизм, постмодернизм. Пер. Георгий Абдушелишвили и др., ред. Андрей Фоменко и Алексей Шестаков. М.: Ad Marginem, 2015.

Источники

I. Katalin, Timar. “October and Semiotics”. PhD diss., University of Pécs, 2010. Дата обращения: апрель 11, 2021. https://pea.lib.pte.hu/bitstream/handle/pea/15481/timar-katalin-phd-2013.pdf?sequence=1&isAllowed=y.

II. Leclère, Mary. “Amy Newman. Challenging Art: ‘Artforum’ 1962–1974”. caa. reviews. Дата обращения: апрель 11, 2021. http://www.caareviews.org/reviews/31 .YGHIip0zaUk.

III. Kramer, Hilton. “Reflections on the History of ‘Partisan Review’. On A Partisan Century: Political Writings from Partisan Review edited by Edith Kurzweil”. The New Criterion. Дата обращения: апрель 11, 2021. https://newcriterion.com/issues/1996/9/reflections-on-the-history-of-ldquopartisan-reviewrdquo.

IV. Perreault, John. “The Artforum Moment”. Artopia. Дата обращения: апрель 11, 2021. https://www.artsjournal.com/artopia/2004/03/the_artforum_moment.html.

V. Foster, Hal. “Art Agonistes”. New Left Review. Дата обращения: апрель 11, 2021. https://newleftreview.org/issues/ii8/articles/hal-foster-art-agonistes.pdf.

VI. McCormick, Carlo. “‘Artforum’s Hope of History”. artnet. Дата обращения: апрель 11, 2021. http://www.artnet.com/magazine/index/mccormick/mccormick1-8-01.asp*.

VII. “Eric Banks on Lawrence Alloway’s ‘Network: The Art World Described as a System’”. Artforum. Дата обращения: апрель 11, 2021. https://www.artforum.com/print/201207/eric-banks-on-lawrence-alloway-s-network-the-art-world-described-as-a-system-32017.

VIII. Greenberger, Alex. “Annette Michelson, Pioneering Film Critic and Cofounder of ‘October’, Dies at 95”. ARTnews. Дата обращения: апрель 11, 2021. https://www.artnews.com/art-news/news/annette-michelson-pioneering-film-critic-cofounder-october-dies-96-11007/.

IX. Ratcliff, Carter. “The Fate of a Gesture: Lynda Benglis”. artnet. Дата обращения: апрель 11, 2021. http://www.artnet.com/magazine_pre2000/index/ratcliff/ratcliff6-13-97.asp.

X. Miller, M. H. “The Shape-Shifter: How Lynda Benglis Left the Bayou and Messed With the Establishment. ARTnews. Дата обращения: апрель 11, 2021. https://www.artnews.com/art-news/artists/the-shape-shifter-how-lynda-benglis-left-the-bayou-and-messed-with-the-establishment-5897/.

XI. McLemee, Scott. “Back to Methuselah”. Inside Higher Ed. Дата обращения: апрель 11, 2021. https://www.insidehighered.com/views/2008/01/02/back-methuselah.

XII. “October”. Contemporary Culture Index. Дата обращения: апрель 11, 2021. https://www.ccindex.info/iw/october/.

XIII. Michelson, Annette. “Art and the Structuralist Perspective.” Дата обращения: апрель 11, 2021. https://www.guggenheim.org/audio/track/art-and-the-structuralist-perspective-by-annette-michelson-1969.

XIV. “Искусство после СПИДа: Даглас Кримп о художественной критике, музеях и квир-активизме”. Theory&Practice. Дата обращения: апрель 11, 2021. https://theoryandpractice.ru/posts/10124-douglas-crimp.

XV. Singerman, Howard. “The Myth of Criticism in the 1980s”. X-TRA. Дата обращения: апрель 11, 2021. https://www.x-traonline.org/article/the-myth-of-criticism-in-the-1980s.

XVI. Crimp, Douglas. “Pictures”. X-TRA. Дата обращения: апрель 11, 2021. https://www.x-traonline.org/article/pictures.

XVII. Yablonsky, Linda. “Photo Play: The Story of the ‘Pictures Generation’”. Art in America. Дата обращения: апрель 11, 2021. https://www.artnews.com/art-in-america/features/photo-play-63269/.

XVIII. Sartoris, Gabriele. “Douglas Crimp and the 1977 Pictures Exhibition”. Athwart. Дата обращения: апрель 11, 2021. https://www.athwart.org/postmodernist-photography-douglas-crimp-and-the-1977-pictures-exhibition/.

XIX. Оуэнс, Крейг. “Аллегорический импульс: к теории постмодернизма. Часть 1”. Сигма. Дата обращения: апрель 11, 2021. https://syg.ma/@spectate/kreigh-ouens-allieghorichieskii-impuls-ktieorii-postmodiernizma-chast-1.

XX. Фостер, Хэл. “Архивный импульс”. Художественный журнал. Дата обращения: апрель 11, 2021. http://moscowartmagazine.com/issue/10/article/133.

XXI. Wetzler, Rachel. “Being a Good Critic in a Bad World: Hal Foster and the Avant-Garde”. ARTnews. Дата обращения: апрель 11, 2021. https://www.artnews.com/art-news/news/being-a-good-criticin-a-bad-world-hal-foster-and-the-avant-garde-4891/.

References

1. Allen, Jamie M. “‘October’ Culture: Photographic Theory and the Beginnings of Postmodernism”. Master of Arts Thesis, Ryerson University, 2006.

2. Bowman, Matthew. “‘October’’s Postmodernism”. Visual Resources: A Journal of Documentation 31, no. 1–2 (2015): 117–26.

3. Müller, Pablo. “Shaping the Avant-Garde: The Reception of Soviet Constructivism by the American Art Journal ‘October’”. In The Oxford Handbook of Communist Visual Cultures, ed. by Aga Skrodzka, Xiaoning Lu and Katarzyna Marciniak. New York: Oxford University Press, 2019.

4. Muir, Peter E. David. “Against the Will to Silence: An Intellectual History of the American Art Journal ‘October’ between 1976 and 1981”. Doctor of Philosophy Thesis, Liverpool John Moores University, 2003.

5. Kimball, Roger. “The ‘October’ Syndrome. On October: The First Decade edited by Annette Michelson, Rosalind Krauss, et al.”. The New Criterion 7, no. 2 (1988): 5–15.

6. Kimball, Roger. “Feeling Sorry for Rosalind Krauss. On Krauss’s Book The Optical Unconscious”. The New Criterion 11, no. 9 (1993): 4–8.

7. Fry, Roger E. “The Last Phase of Impressionism”. The Burlington Magazine for Connoisseurs 12, no. 60 (1908): 374–6.

8. Shapiro, Meyer. “Nature of Abstract Art”. Marxist Quarterly 1, no. 1 (1937): 77–98.

9. Phillpot, Clive. “Art Magazines and Magazine Art”. Artforum 18, no. 6 (1980): 52–4.

10. Barr, Alfred Jr. Cubism and Abstract Art. New York: The Museum of Modern Art, 1936.

11. Greenberg, Clement. “Towards a Newer Laocoon”. Rus. ed. Transl. by Inna Kushnareva. Logos 25, no. 4 (2015): 75–92. (In Russian)

12. Thornton, Sara. Seven Days in the Art World. Rus. ed. Transl. by Anna Obradovich. St Petersburg: Azbuka Publ.; Azbuka-Attikus Publ., 2014. (In Russian)

13. Alloway, Lawrence. “Network: The Art World Described as a System”. Artforum 11, no. 1 (1972): 28–32.

14. Allen, Gwen. Artists’ Magazines: An Alternative Space for Art. Cambridge, MA: The MIT Press, 2011.

15. Kramer, Hilton, “Muddled Marxism Replaces Criticism at ‘Artforum’”, New York Times, January 04, 1976.

16. Krauss, Rosalind. “A View of Modernism”. Artforum 11, no. 1 (1972): 48–51.

17. Krauss, Rosalind. “Preface”. In Camera Obscura, Camera Lucida: Essays in Honor of Annette Michelson, ed. by Richard Allen and Malcolm Turvey, 9–11. Amsterdam: Amsterdam University Press, 2003.

18. Krauss, Rosalind. “Video: The Aesthetics of Narcissism”. October 1 (1976): 50–64.

19. Krauss, Rosalind. “Notes on the Index: Seventies Art in America. Part 1”. October 3 (1977): 68–81.

20. Krauss, Rosalind. “Notes on the Index: Seventies Art in America. Part 2”. October 4 (1977): 58–67.

21. Turvey, Malcolm. “Introduction”. In Camera Obscura, Camera Lucida: Essays in Honor of Annette Michelson, ed. by Richard Allen and Malcolm Turvey, 13–34. Amsterdam: Amsterdam University Press, 2003.

22. “About October”. October 1 (1976): 3–5.

23. Crimp, Douglas. Before Pictures. New York: Dancing Foxes Press; Chicago: The University of Chicago Press, 2016.

24. Crimp, Douglas. On the Museum’s Ruins. Rus. ed. Transl. by Ivan Aksenov and Karen Sarkisov. Moscow: V–A–C Press, 2015. (In Russian)

25. Crimp, Douglas. “Pictures”. October 8 (1979): 75–88.

26. Owens, Craig. “The Discourse of Others: Feminists and Postmodernism”. Rus. ed. Transl. by A. Garadzhi. In Gendernaia teoriia i iskusstvo: antologiia, 1970–2000, ed. by L. Bredikhina, K. Dipuell, 294–321. Moscow: ROSSPEN Publ., 2005. (Gendernaia kollektsiia — zarubezhnaia klassika). (In Russian)

27. Foster, H., R. E. Krauss, Y.-A. Bois, B. Buchloh, and D. Joselit. Art Since 1900: Modernism, Antimodernism, Postmodernism. Rus. ed. Transl. by Georgii Abdushelishvili et al., ed. by Andrey Fomenko and Aleksey Shestakov. Moscow: Ad Marginem Publ., 2015. (In Russian)

Sources

I. Katalin, Timar. “October and Semiotics”. PhD diss., University of Pécs, 2010. Accessed April 11, 2021. https://pea.lib.pte.hu/bitstream/handle/pea/15481/timar-katalin-phd-2013.pdf?sequence=1&isAllowed=y.

II. Leclère, Mary. “Amy Newman. Challenging Art: ‘Artforum’ 1962–1974”. caa. reviews. Accessed April 11, 2021. http://www.caareviews.org/reviews/31.YGHIip0zaUk.

III. Kramer, Hilton. “Reflections on the History of ‘Partisan Review’. On A Partisan Century: Political Writings from Partisan Review edited by Edith Kurzweil”. The New Criterion. Accessed April 11, 2021. https://newcriterion.com/issues/1996/9/reflections-on-the-history-of-ldquopartisan-reviewrdquo.

IV. Perreault, John. “The Artforum Moment”. Artopia. Accessed April 11, 2021. https://www.artsjournal.com/artopia/2004/03/the_artforum_moment.html*.

V. Foster, Hal. “Art Agonistes”. New Left Review. Accessed April 11, 2021. https://newleftreview.org/issues/ii8/articles/hal-foster-art-agonistes.pdf.

VI. McCormick, Carlo. “‘Artforum’s Hope of History”. artnet. Accessed April 11, 2021. http://www.artnet.com/magazine/index/mccormick/mccormick1-8-01.asp.

VII. Banks, Eric. “Eric Banks on Lawrence Alloway’s ‘Network: The Art World Described as a System’”. Artforum. Accessed April 11, 2021. https://www.artforum.com/print/201207/eric-banks-on-lawrence-alloway-s-network-the-art-world-described-as-a-system-32017.

VIII. Greenberger, Alex. “Annette Michelson, Pioneering Film Critic and Cofounder of ‘October’, Dies at 95”. ARTnews. Accessed April 11, 2021. https://www.artnews.com/art-news/news/annette-michelson-pioneering-film-critic-cofounder-october-dies-96-11007/.

IX. Ratcliff, Carter. “The Fate of a Gesture: Lynda Benglis”. artnet. Accessed April 11, 2021. http://www.artnet.com/magazine_pre2000/index/ratcliff/ratcliff6-13-97.asp.

X. Miller, M. H. “The Shape-Shifter: How Lynda Benglis Left the Bayou and Messed With the Establishment. ARTnews. Accessed April 11, 2021. https://www.artnews.com/art-news/artists/the-shapeshifter-how-lynda-benglis-left-the-bayou-and-messed-with-the-establishment-5897/.

XI. McLemee, Scott. “Back to Methuselah”. Inside Higher Ed. Accessed April 11, 2021. https://www.insidehighered.com/views/2008/01/02/back-methuselah.

XII. “October”. Contemporary Culture Index. Accessed April 11, 2021. https://www.ccindex.info/iw/october/.

XIII. Michelson, Annette. “Art and the Structuralist Perspective.” Accessed April 11, 2021. https://www.guggenheim.org/audio/track/art-and-the-structuralist-perspective-by-annette-michelson-1969.

XIV. “Art after AIDS: Douglas Crimp on Art Criticism, Museums and Queer Activism”. Theory&Practice. Accessed April 11, 2021. https://theoryandpractice.ru/posts/10124-douglas-crimp. (In Russian)

XV. Singerman, Howard. “The Myth of Criticism in the 1980s”. X-TRA. Accessed April 11, 2021. https://www.x-traonline.org/article/the-myth-of-criticism-in-the-1980s.

XVI. Crimp, Douglas. “Pictures”. X-TRA. Accessed April 11, 2021. https://www.x-traonline.org/article/pictures.

XVII. Yablonsky, Linda. “Photo Play: The Story of the ‘Pictures Generation’”. Art in America. Accessed April 11, 2021. https://www.artnews.com/art-in-america/features/photo-play-63269/.

XVIII. Sartoris, Gabriele. “Douglas Crimp and the 1977 Pictures Exhibition”. Athwart. Accessed April 11, 2021. https://www.athwart.org/postmodernist-photography-douglas-crimp-and-the-1977-pictures-exhibition/.

XIX. Owens, Craig. “The Allegorical Impulse: Toward a Theory of Postmodernism. Part 1”. Sigma. Accessed April 11, 2021. https://syg.ma/@spectate/kreigh-ouens-allieghorichieskii-impuls-k-tieorii-postmodiernizma-chast-1.

XX. Foster, Hal. “An Archival Impulse”. Khudozhestvennyi zhurnal. Accessed April 11, 2021. http://moscowartmagazine.com/issue/10/article/133.

XXI. Wetzler, Rachel. “Being a Good Critic in a Bad World: Hal Foster and the Avant-Garde”. ARTnews. Accessed April 11, 2021. https://www.artnews.com/art-news/news/being-a-good-critic-in-a-badworld-hal-foster-and-the-avant-garde-4891/.

Загрузки

Опубликован

05.04.2022

Как цитировать

Бобриков, А. А. (2022). Художественные журналы эпохи формирования постмодернизма (второй половины 1970-х): проблема влияния на процессы в искусстве. «October». Вестник Санкт-Петербургского университета. Искусствоведение, 12(1), 90–122. https://doi.org/10.21638/spbu15.2022.105

Выпуск

Раздел

Изобразительное искусство