Интерпретация эмблемы «Concordia» Андреа Альчато у Питера Пауля Рубенса и Диего Веласкеса

Авторы

  • Мария Александровна Демидова Государственный институт искусствознания https://orcid.org/0000-0002-4334-5290

DOI:

https://doi.org/10.21638/spbu15.2020.108

Аннотация

Предложена гипотеза о том, что на замысел двух знаменитых картин XVII в. — «Сдача Бреды» Диего Веласкеса и «Встреча двух Фердинандов» Питера Пауля Рубенса — оказала влияние эмблема «Concordia» из сборника Андреа Альчато. Если в отношении картины Веласкеса эта точка зрения не раз уже высказывалась, то в отношении полотна Рубенса она звучит впервые. Гипотеза обосновывается через анализ историко-культурной ситуации, в частности материалов, связанных с Торжественным въездом кардинала-инфанта Фердинанда в Антверпен в апреле 1635 г. Картина «Встреча двух Фердинандов» рассматривается также в контексте произведений, созданных по типу «solemn encounter», в ряду которых она занимает особое положение благодаря акцентированию символического, пришедшего из римской античности мотива рукопожатия. Предложенная в статье трактовка превращает эмблему «Concordia» в связующее звено между двумя названными произведениями Рубенса и Веласкеса. Это, в свою очередь, создает дополнительное обоснование точки зрения тех ученых, которые писали о формальной близости двух картин. Оба произведения были созданы в одни и те же годы (1634–1635), и указанная взаимосвязь представляется неслучайной, хотя остается неизвестным, каким именно образом художники могли знать о замысле друг друга. Предложен ответ на давно поставленный вопрос, почему в картине Веласкеса отсутствует столь важный для эмблемы «Concordia» мотив рукопожатия. Анализ произведения испанского живописца позволяет понять сложное аллегорическое построение, спрятанное за реалистическим решением этого исторического полотна. Выявленное различие по отношению к названной эмблеме указывает на скрытую полемическую позицию младшего из художников, который, как будто нарочито берясь за аналогичную тему, что и его старший собрат, предлагает совершенно иную ее трактовку.

Ключевые слова:

Андреа Альчато, Диего Веласкес, Питер Пауль Рубенс, Тридцатилетняя война, эмблема, античная традиция, историческая картина, Бреда, Нёрдлинген

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.
 

Биография автора

Мария Александровна Демидова , Государственный институт искусствознания

кандидат искусствоведения, старший научный сотрудник Сектора классического искусства Запада

Библиографические ссылки

Литература

1. Martin, John Rupert. The Decoration for the Pompa Introitus Ferdinandi. Brussels: Arcade Press, 1972.

2. Gabriele, Mino, introduzione, traduzione e commento. Andrea Alciato. Il Libro degli Emblemi. Milano: Adelphi, 2009.

3. Gottlieb, Carla. “An Emblematic source for Velazquez’ ‘Surrender of Breda’”. Gazette des Beaux-Arts 67 (1966): 181–6.

4. Мэттингли Гарольд. Монеты Рима. Пер. М.: Collector’s Books, 2005.

5. Егорова, Ксения, cост. и примеч. Питер Пауль Рубенс. Письма. Документы. Суждения современников. Пер. А. Ахматова, Н. Брагинская и К. Егорова. М.: Искусство, 1977.

6. Галерея Триумф. Торжественный въезд Инфанта Фердинанда Австрийского в Антверпен в 1635 году. Убранство города по эскизам П. П. Рубенса. Комментарий Каспара Гевартса. Гравюры Теодора ван Тюльдена: каталог. М.: Галерея Триумф, 2006.

7. Brown, Jonathan. “On the Origins of ‘Las Lanzas’ by Velazquez”. Zeitschrift für Kunstgeschichte 27, Bd. H 3/4 (1964): 240–5.

8. O’Gorman, James F. “More about Velázquez and Alciati”. Zeitschrift für Kunstgeschichte 28, Bd. H. 3 (1965): 225–8.

9. Moffitt, John F. “Diego Velázques, Andrea Alciati and the Surrender of Breda”. Artibus et Historiae 3, no. 5 (1982): 75–90.

10. Pettegree, Andrew, and Malcolm Walsby, eds. Netherlandish Books: Books Published in Low Countries and Dutch Books Printed Abroad Before 1601. 2 vols. Leiden-Boston: Brill, 2010, vol. 1.

11. Green, Henry. Andrea Alciati and his Books of Emblemes. London: Trübner & Co, 1872.

12. Alciato, Andrea. Omnia Andreae Alciati Emblemata. Adiectis commentariis Claudii Minois. Antverpiae: ex officina Christophori Plantini, 1574.

13. Justi, Carl. Diego Velazquez and his Time. Transl. by Augustus Henry Keane. London: H. Grevel & Co, 1889.

14. Cederlöf, Olle. “Källorna till ‘Las Lancas’”. Konsthistorisk Tidskrift 26 (1957): 43–62.

15. Hager, Werner. Diego Velazquez. Die Übergabe von Breda. Stuttgart: Reclam, 1956.

16. Bottineau, Yves, et Pietro Maria Bardi. Tout l’oeuvre peint de Velázquez. Paris: Flammarion, 1969.

17. Варшавская, Мария, науч. ред. Рубенс и фламандское барокко: каталог выставки к 400-летию со дня рождения Питера Пауля Рубенса, 1577–1977. Сост. М. Варшавская, Н. Грицай, Н. Смольская и др. Л.: Аврора, 1978.

18. Rooses, Max. L’oeuvre de P. P. Rubens. Histoire et description de ses tableaux et dessins. 4 vols. Anvers: Jos. Maes Editeur, 1888, vol. II.

19. Веджвуд, Сесиль Вероника. Тридцатилетняя война. Пер. И. Лобанов. М.: АСТ, 2015.

20. Bailey, Anthony. Velázques and The Surrender of Breda. The Making of a Masterpiece. New York: Henry Holt and Co, 2011.

21. Heinen, Ulrich. “Rubens’ Pictorial Diplomacy at War (1637/1638)”. Nederlands Kunsthistorisch Jaarbook (NKJ) / Netherlands Yearbook for History of Art 55 (2004): 196–225.

22. Stapleford, Richard, and John Potter. “Velázquez’ ‘Las Hilanderas’”. Artibus et Historiae 8, no. 15 (1987): 159–81.

23. Ротенберг, Евсей. Западноевропейская живопись XVII века. Тематические принципы. М.: Искусство, 1989.

24. Якимович, Александр. “Социальное начало в искусстве Веласкеса”. Советское искусствознание’83 18, no. 1 (1984): 88–122.

25. McKim-Smith, Gridley. “On Velázquez’s Working Method”. The Art Bulletin 61, no. 4 (1979): 589–603.


References

1. Martin, John Rupert. The Decoration for the Pompa Introitus Ferdinandi. Brussels: Arcade Press, 1972.

2. Gabriele, Mino, introduzione, traduzione e commento. Andrea Alciato. Il Libro degli Emblemi. Milano: Adelphi, 2009.

3. Gottlieb, Carla. “An Emblematic source for Velazquez’ ‘Surrender of Breda’”. Gazette des Beaux-Arts 67 (1966): 181–6.

4. Mattingly, Harold. Roman Coins. Rus. ed. Moscow: Collector’s Books Publ., 2005. (In Russian)

5. Egorova, Kseniia, comp. and comment. Peter Paul Rubens. Letters. Documents. Assessments of Contemporaries. Transl. by A. Akhmatova, N. Braginskaia and K. Egorova. Moscow: Iskusstvo Publ., 1977. (In Russian)

6. Galereia Triumf. The Ceremonial Entry of the Infante Ferdinand of Austria into Antwerp in 1635. Decoration of the City According to the Sketches of P. P. Rubens. Review of Caspar Gevaerts. Engravings by Theodore van Tulden: Catalogue. Moscow: Galereia Triumf Publ., 2006. (In Russian)

7. Brown, Jonathan. “On the Origins of ‘Las Lanzas’ by Velazquez”. Zeitschrift für Kunstgeschichte 27, Bd. H 3/4 (1964): 240–5.

8. O’Gorman, James F. “More about Velázquez and Alciati”. Zeitschrift für Kunstgeschichte 28, Bd. H. 3 (1965): 225–8.

9. Moffitt, John F. “Diego Velázques, Andrea Alciati and the Surrender of Breda”. Artibus et Historiae 3, no. 5 (1982): 75–90.

10. Pettegree, Andrew, and Malcolm Walsby, eds. Netherlandish Books: Books published in Low Countries and Dutch books printed abroad before 1601. 2 vols. Leiden; Boston: Brill, 2010, vol. 1.

11. Green, Henry. Andrea Alciati and his Books of Emblemes. London: Trübner & Co, 1872.

12. Alciato, Andrea. Omnia Andreae Alciati Emblemata. Adiectis commentariis Claudii Minois. Antverpiae: ex officina Christophori Plantini, 1574.

13. Justi, Carl. Diego Velazquez and his Time. Transl. by Augustus Henry Keane. London: H. Grevel & Co, 1889.

14. Cederlöf, Olle. “Källorna till ‘Las Lancas’”. Konsthistorisk Tidskrift 26 (1957): 43–62.

15. Hager, Werner. Diego Velazquez. Die Übergabe von Breda. Stuttgart: Reclam, 1956.

16. Bottineau, Yves, et Pietro Maria Bardi. Tout l’oeuvre peint de Velázquez. Paris: Flammarion, 1969.

17. Varshavskaya, Maria, ed. Rubens and the Flemish Baroque: Exhibition Catalogue for the 400th Anniversary of Peter Paul Rubens, 1577–1977. Comp. by M. Varshavskaya, N. Gritsay, N. Smolskaya et al. Leningrad: Aurora Publ., 1978. (In Russian)

18. Rooses, Max. L’oeuvre de P. P. Rubens. Histoire et description de ses tableaux et dessins. 4 vols. Anvers: Jos. Maes Editeur, 1888, vol. II.

19. Wedgwood, Cicely Veronica. The Thirty Years War. Rus. ed. Transl. by I. Lobanov. Moscow: AST Publ., 2015. (In Russian)

20. Bailey, Anthony. Velázques and the Surrender of Breda. The Making of a Masterpiece. New York: Henry Holt and Co, 2011.

21. Heinen, Ulrich. “Rubens’ Pictorial Diplomacy at War (1637/1638)”. Nederlands Kunsthistorisch Jaarbook (NKJ) / Netherlands Yearbook for History of Art 55 (2004): 196–225.

22. Stapleford, Richard, and John Potter. “Velázquez’ ‘Las Hilanderas’”. Artibus et Historiae 8, no. 15 (1987):159–81.

23. Rotenberg, Evsei. Western European Painting of the 17th Century. Thematic Principles. Moscow: Iskusstvo Publ., 1989. (In Russian)

24. Iakimovich, Aleksandr. “The Social Foundation in the Art of Velasquez”. Sovetskoe iskusstvoznanie’83 18, no. 1 (1984): 88–122. (In Russian)

25. McKim-Smith, Gridley. “On Velázquez’s Working Method”. The Art Bulletin 61, no. 4 (1979): 589–603.

Загрузки

Опубликован

20.03.2020

Как цитировать

Демидова , М. А. (2020). Интерпретация эмблемы «Concordia» Андреа Альчато у Питера Пауля Рубенса и Диего Веласкеса. Вестник Санкт-Петербургского университета. Искусствоведение, 10(1), 152–176. https://doi.org/10.21638/spbu15.2020.108

Выпуск

Раздел

Изобразительное искусство