Мудрость Вакха: эмблематические, иконографические и литературные аллюзии в эрмитажной картине П. П. Рубенса

Авторы

  • Мария Александровна Демидова Государственный институт искусствознания https://orcid.org/0000-0002-4334-5290

DOI:

https://doi.org/10.21638/spbu15.2024.106

Аннотация

Картина Питера Пауля Рубенса «Вакх» (Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург) неоднократно привлекала внимание как отечественных, так и зарубежных исследователей. В настоящей статье выражено сомнение относительно интерпретации картины как аллегории осени, праздника сбора урожая винограда и производства молодого вина. Вакхические сюжеты со времен Античности были нагружены дополнительными смыслами, связанными как с регенерацией, так и с творческими интенциями. Последний аспект был подхвачен и развит художниками Ренессанса. Названной традиции часто следовал и Рубенс. Л. Д. Дэвис увидела в эрмитажной картине метафору творческого метода фламандского живописца, более доверявшего интуитивным порывам, чем жестким правилам. Отчасти разделяя эту точку зрения, мы предлагаем рассматривать эрмитажное произведение в более широком ключе, чем это сделала исследовательница. Нам кажется, что Рубенс представил в «Вакхе» свой аллегорический автопортрет, акцентируя свое жизнелюбие и раскрепощенность во взглядах на мир. Тем самым фламандский художник выразил свое противостояние морализирующим и упрощенным интерпретациям в современной ему культуре и продемонстрировал желание вернуться к широте видения Ренессанса. Вследствие этого представляются неслучайными содержащиеся в произведении аллюзии на картину Тициана «Андрийцы», эмблемы Андреа Альчато, а также новая рубенсовская трактовка Комоса, античного персонажа, образ которого за несколько лет до появления эрмитажной работы Джон Мильтон использовал в своей нравоучительной маске. Изображенный на картине тучный Вакх представлен как владыка земного многообразия и бескрайнего изобилия, одновременно он является мудрым наставником-судьей, указывающим как правильно обращаться со всем открытым для человека богатством. Понятие о благе как о правильном распоряжении своей свободой и желаниями, нашедшее отражение в иконографической системе эрмитажной картины, оказывается созвучным идеям платоновского диалога «Пир».

Ключевые слова:

Питер Пауль Рубенс, Андреа Альчато, традиция представления Вакха, эмблемы, «Картины» Филострата, «Статуи» Каллистрата, puer mingens, Комос, аллегория Невоздержанности

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.
 

Библиографические ссылки

Литература

1. Егорова, Ксения, сост. и примеч. Петер Пауль Рубенс. Письма, документы, суждения современников. Пер. Анна Ахматова, Нина Брагинская и Ксения Егорова. М.: Искусство, 1977.

2. Муттер, Рихард. История живописи. 3 тома. Пер. с нем., под ред. Константина Бальмонта. СПб.: Слово, 1902, т. 2.

3. Bober, Phyllis. “Appropriation Context: Decor, Furor Bacchius, Convivium”. In Antiquity and its Interpreters, eds Alina Payne, Anne Kuttner and Rebekan Smick, 229–43. Cambridge: Cambridge University Press, 2000.

4. Платон. Полное собрание сочинений в одном томе. М.: Альфа-книга, 2013.

5. Garrand, Mary. “Michelangelo in Love: Decoding the Children’s Bacchanal”. The Art Bulletin 96, no. 1 (2014): 24–49.

6. Alpers, Svetlana. The Making of Rubens. London; New Haven: Yale University Press, 1996.

7. Davis, Lucy. “A Gift from Nature: Rubens ‘Bacchus’ and Artistic Creativity”. Nederlands Kunsthistorish Jaarboek (NKJ) / Netherlands Yearbook for History of Art, no. 55 (2004): 226–46.

8. Варшавская, Мария. Картины Рубенса в Эрмитаже. Л.: Аврора, 1975.

9. Henkel, Arthur, and Albrecht Schöne. Emblemata: Handbuch zur Sinnbildkunst des XVI. und XVII. Jahrhunderts. Stuttgart, Weimar: J. B. Metzler, 1996.

10. Линник, Ирина. “К истории создания двух картин Рубенса из собрания Эрмитажа”. В изд. Западноевропейское искусство XVII века. Публикации и исследования, под ред. Юлии Каган и Ирины Линник, 30–7. Л.: Искусство, Ленингр. отд-ние, 1981.

11. Грицай, Наталья. “Вакх”. В кн. Фламандская живопись XVII–XVIII вв. Каталог коллекции, под ред. Наталии Бабиной и Наталии Грицай, 373–5. СПб.: Государственный Эрмитаж, 2005.

12. Varshavskaya, Maria, and Xenia Yegorova. Peter Paul Rubens: The Pride of Life. London: Sirocco, 2003.

13. Filipczak, Zirka. “Rubens adapts the poses of classical sculptures for deliberately ambiguous and other emotions”. Nederlands Kunsthistorish Jaarboek (NKJ) / Netherlands Yearbook for History of Art, no. 60 (2010): 124–49.

14. Варшавская, Мария. Рубенс и его картины в Эрмитаже. Л.; М.: Искусство, 1940.

15. Boas, George, transl. and introd. The Hieroglyphics of Horapollo. Princenton: University Press, 1993.

16. Alciato, Andrea. Il Libro degli Emblemi. Trad. e comment. Mino Gabriele. Milano: Adelphi Edizione, 2009.

17. Филострат Старший и Младший. Картины. Каллистрат. Статуи. Пер. и примеч. Сергея Кондратьева. Л.: ОГИЗ-ИЗОГИЗ, 1936.

18. Colonna, Francesco. Hypnerotomachia Poliphili. Trad. e comment. Marco Ariani and Mino Gabriele. 2 vols. Milano: Adelphi Edizione, 2015, vol. 2.

19. Еврипид. “Вакханки”. В кн. Еврипид. Трагедии, 427–92. 2 тома. Пер. Иннокентия Анненского. М.: Художественная литература, 1969, т. 2.

20. Screech, Michael. “The Winged Bacchus (Pauvanius, Rabelais and Later Emblematists)”. Journal of the Warburg and Courtauld Institutes 43, no. 1 (1980): 259–62. https://doi.org/10.2307/751204

21. Vitale, Olivia. The Pervasive, yet Elusive, Dionisos. Brunswick: Bowdoin College, 2001.

22. Ларионов, Алексей. “‘Венера, Вакх и Церера’ Хендрика Голциуса: техника, сюжетная программа, место в биографии художника”. Искусствознание, no. 3 (2020): 122–57.

23. Bailey, Stephen. “Metamorphoses of the Grimani ‘Vittelius’”. The J. Paul Getty Museum Journal, no. 5 (1977): 105–22.

24. Даниэль, Сергей. Картина классической эпохи. Л.: Искусство, Ленингр. отд-ние, 1986.

25. Bauer, Linda. “Moral Choice in Some Paintings by Caravaggio and His Followers”. The Art Bulletin 73, no. 3 (1991): 391–8.

26. Deonna, Waldemar. “Fontaines antropomorphes. La femme aux seins jaillissants et l’enfant ‘mingens’”. Genava: revue d’histoire de l’art et d’archéologie, no. 6 (1958): 239–94.

27. Kieser, Emil. “Antikes im Werk des Rubens”. Münchener Jahrbuch der Bildenden Kunst, no. 10 (1933): 110–37.

28. Clippel, Karolien De. “Defining beauty: Rubens female nudes”. Nederlands Kunsthistorish Jaarboek (NKJ) / Netherlands Yearbook for History of Art, no. 58 (2007–2008): 110–37.

29. Cartari, Vincenzo. Imagini delli dei de gl’Antichi. 1647. Restampa. Milano: Luni Editrice, 2004.

30. Ripa, Cesare. Iconologia. Comment. Sonia Maffei. Testo stabilito da Paolo Procaccioli. Torino: Einaudi Editore, 2012.

31. Wind, Edgar. “Un mistero bacchico di Michelangelo”. In Wind, Edgar. Misteri Pagani nel Rinascimento, trad. Pietro Bertolucci, 217–34. Milano: Adelphi Edizioni, 2012.

32. Mâle, Émile. L’art religieux de la fin du Moyen Âge en France: Étude sur l’iconographie du Moyen Âge et sur ses sources d’inspirations. Paris: Librairie A. Colin, 1922.

33. Marle, Raimond van. Iconographie de l’art profane au Moyen Âge et à la Renaissance et la Décorations des demeurs. Allégories et symbols. 2 vols. La Haye: Librairie Martinus Nijhoff, 1932, vol. 2.

34. Мильтон, Джон. Комос. Пер. Юрия Корнеева. Дата обращения июнь 21, 2023. https://bestknigi.com/poehziya-dramaturgiya/poehziya/257368-dzhon-milton-komos.html.

35. Smith (Jr.), George William. “Milton’s Revision’s and the Design of Comus”. ELH 46, no. 1 (1979): 56–80.

36. Забалуев, Владислав. Английская пьеса-маска XVI–XVII веков. М.: ВК, 2009.

37. McGrath, Elizabeth. “The Drunken Alcibiades: Rubens’s Picture of Plato’s Symposium”. Journal of the Warburg and Courtauld Instututes, no. 46 (1983): 228–35.

38. Filipczak, Zirka. Picturing Art in Antwerp. 1550–1700. Princeton: Princeton University Press, 1987.

References

1. Yegorova, Xenia, comp. Peter Paul Rubens. Letters, documents, judgments of contemporaries. Moscow: Iskusstvo Publ., 1977. (In Russian)

2. Mutter, Rihard. The History of Painting. 3 vols. Rus. ed. Transl. by K. Bal’mont. St Petersburg: Slovo Publ., 1902, vol. 2. (In Russian)

3. Bober, Phyllis. “Appropriation Context: Decor, Furor Bacchius, Convivium”. In Antiquity and its Interpreters, eds Alina Payne, Anne Kuttner and Rebekan Smick, 229–43. Cambridge: Cambridge University Press, 2000.

4. Plato. The complete works in one volume. Moscow: Al’fa-kniga Publ., 2013. (In Russian)

5. Garrand, Mary. “Michelangelo in Love: Decoding the Children’s Bacchanal”. The Art Bulletin 96, no. 1 (2014): 24–49.

6. Alpers, Svetlana. The Making of Rubens. London; New Haven: Yale University Press, 1996.

7. Davis, Lucy. “A Gift from Nature: Rubens ‘Bacchus’ and Artistic Creativity”. Nederlands Kunsthistorish Jaarboek (NKJ) / Netherlands Yearbook for History of Art, no. 55 (2004): 226–46.

8. Varshavskaya, Maria. Rubens’ paintings in the Hermitage. Leningrad: Avrora Publ., 1975. (In Russian)

9. Henkel, Arthur, and Albrecht Schöne. Emblemata: Handbuch zur Sinnbildkunst des XVI. und XVII. Jahrhunderts. Stuttgart, Weimar: J. B. Metzler, 1996.

10. Linnik, Irina. “On the history of the creation of two Rubens paintings from the Hermitage collection”. In Zapadnoevropeiskoe iskusstvo XVII veka. Publikatsii i issledovaniia, eds Julia Kagan and Irina Linnik, 30–7. Leningrad: Iskusstvo Publ., Leningradskoe otdelenie Publ., 1981. (In Russian)

11. Gritsai, Nataliia. “Bacchus”. In Flamandskaia zhivopis’ XVII–XVIII vv. Katalog kollektsii, eds Natal’ia Babina and Nataliia Gritsai, 373–5. St Petersburg: Gosudarstvennyi Ermitazh Publ., 2005. (In Russian)

12. Varshavskaya, Maria, and Xenia Yegorova. Peter Paul Rubens: The Pride of Life. London: Sirocco, 2003.

13. Filipczak, Zirka. “Rubens adapts the poses of classical sculptures for deliberately ambiguous and other emotions”. Nederlands Kunsthistorish Jaarboek (NKJ) / Netherlands Yearbook for History of Art, no. 60 (2010): 124–49.

14. Varshavskaya, Maria. Rubens and his paintings in the Hermitage. Leningrad; Moscow: Iskusstvo Publ., 1940. (In Russian)

15. Boas, George, transl. and introd. The Hieroglyphics of Horapollo. Princenton: University Press, 1993.

16. Alciato, Andrea. Il Libro degli Emblemi. Trad. e comment. Mino Gabriele. Milano: Adelphi Edizione, 2009.

17. Philostratus the Elder and the Younger. Imagines. Callistratus. Statuarum descriptions. Rus. ed. Transl. by Sergej Kondrat’ev. Leningrad: OGIZ-IZOGIZ Publ., 1936. (In Russian)

18. Colonna, Francesco. Hypnerotomachia Poliphili. Trad. e comment. Marco Ariani and Mino Gabriele. 2 vols. Milano: Adelphi Edizione, 2015, vol. 2.

19. Euripides. “Bacchantes”. In Euripides. Tragedii, 427–92. 2 vols. Rus. ed. Transl. by Innokentii Annenskii. Moscow: Khudozhestvennaia literatura Publ., 1969, vol. 2. (In Russian)

20. Screech, Michael. “The Winged Bacchus (Pauvanius, Rabelais and Later Emblematists)”. Journal of the Warburg and Courtauld Institutes 43, no. 1 (1980): 259–62. https://doi.org/10.2307/751204

21. Vitale, Olivia. The Pervasive, yet Elusive, Dionisos. Brunswick: Bowdoin College, 2001.

22. Larionov, Aleksei. “‘Venus, Bacchus and Ceres’ by Hendrik Goltzius: Technique, plot program, place in the biography of the artist”. Iskusstvoznanie, no. 3 (2020): 122–57. (In Russian)

23. Bailey, Stephen. “Metamorphoses of the Grimani ‘Vittelius’”. The J. Paul Getty Museum Journal, no. 5 (1977): 105–22.

24. Daniel’, Sergei. Painting of the classical era. Leningrad: Iskusstvo Publ., Leningradskoe otdelenie Publ., 1986. (In Russian)

25. Bauer, Linda. “Moral Choice in Some Paintings by Caravaggio and His Followers”. The Art Bulletin 73, no. 3 (1991): 391–8.

26. Deonna, Waldemar. “Fontaines antropomorphes. La femme aux seins jaillissants et l’enfant ‘mingens’”. Genava: revue d’histoire de l’art et d’archéologie, no. 6 (1958): 239–94.

27. Kieser, Emil. “Antikes im Werk des Rubens”. Münchener Jahrbuch der Bildenden Kunst, no. 10 (1933): 110–37.

28. Clippel, Karolien De. “Defining beauty: Rubens female nudes”. Nederlands Kunsthistorish Jaarboek (NKJ) / Netherlands Yearbook for History of Art, no. 58 (2007–2008): 110–37.

29. Cartari, Vincenzo. Imagini delli dei de gl’Antichi. 1647. Restampa. Milano: Luni Editrice, 2004.

30. Ripa, Cesare. Iconologia. Comment. Sonia Maffei. Testo stabilito da Paolo Procaccioli. Torino: Einaudi Editore, 2012.

31. Wind, Edgar. “Un mistero bacchico di Michelangelo”. In Wind, Edgar. Misteri Pagani nel Rinascimento, trad. Pietro Bertolucci, 217–34. Milano: Adelphi Edizioni, 2012.

32. Mâle, Émile. L’art religieux de la fin du Moyen Âge en France: Étude sur l’iconographie du Moyen Âge et sur ses sources d’inspirations. Paris: Librairie A. Colin, 1922.

33. Marle, Raimond van. Iconographie de l’art profane au Moyen Âge et à la Renaissance et la Décorations des demeurs. Allégories et symbols. 2 vols. La Haye: Librairie Martinus Nijhoff, 1932, vol. 2.

34. Milton, John. Сomus. Rus. ed. Transl. by Iurii Korneev. Accessed June 21, 2023. https://bestknigi.com/poehziya-dramaturgiya/poehziya/257368-dzhon-milton-komos.html. (In Russian)

35. Smith (Jr.), George William. “Milton’s Revision’s and the Design of Comus”. ELH 46, no. 1 (1979): 56–80.

36. Zabaluev, Vladislav. An English mask play of the 16th–17th centuries. Moscow: VK Publ., 2009. (In Russian)

37. McGrath, Elizabeth. “The Drunken Alcibiades: Rubens’s Picture of Plato’s Symposium”. Journal of the Warburg and Courtauld Instututes, no. 46 (1983): 228–35.

38. Filipczak, Zirka. Picturing Art in Antwerp. 1550–1700. Princeton: Princeton University Press, 1987.

Загрузки

Опубликован

23.05.2024

Как цитировать

Демидова, М. А. (2024). Мудрость Вакха: эмблематические, иконографические и литературные аллюзии в эрмитажной картине П. П. Рубенса. Вестник Санкт-Петербургского университета. Искусствоведение, 14(1), 97–121. https://doi.org/10.21638/spbu15.2024.106

Выпуск

Раздел

Изобразительное искусство