Немецкая сольная органная соната эпохи барокко в творчестве Теофила Андреаса Фолькмара

Авторы

  • Татьяна Рудольфовна Бочкова Нижегородская государственная консерватория им. М. И. Глинки https://orcid.org/0000-0002-9382-6711

DOI:

https://doi.org/10.21638/spbu15.2020.301

Аннотация

Статья вовлекает в сферу научного интереса новую для русскоязычного и не слишком хрестоматийную для европейского исследователя и органиста-интерпретатора фигуру — немецкого автора, развившего свой музыкантский — композиторский и исполнительский — талант в богатом, красивом, многонациональном и культурно развитом прусско-польском городе Данциге-Гданьске. Центром научного притяжения становится сольная немецкая органная соната барокко и ее ярко индивидуальная, в ситуации отсутствия устойчивых композиционных признаков жанра, трактовка в творчестве Т. А. Фолькмара (1686–1768). Речь идет не о клавирной сонате, а об органной, что атрибутируется композитором на титульном листе рукописи и отражается в названии сочинений. Это один из редких образцов жанра сольной немецкой органной сонаты барокко. Шесть церковных сонат для органа Т. А. Фолькмара, изданные под редакцией К. Бекмана издательством SCHOTT в 2009 г. предположительно с авторского автографа, рассматриваются с позиций особых условий бытования музыкальной, в том числе органной, культуры в вольном ганзейском Гданьске, укорененности там органных традиций, идущих от нидерландца Я. Свелинка и преломившихся в творчестве гениальных мастеров, которые в истории музыкального искусства традиционно объединяются в северонемецкую органную школу барокко — Д. Букстехуде, В. Любека, Н. Брунса и других, представлявших эту эпоху и регион. В органных сонатах Т. А. Фолькмара отразилась многоликая культурная жизнь Данцига-Гданьска, в которой интегрировались разнообразные музыкальные, и не только органные, истоки. Итальянский concerto grossо, северонемецкая токката и фантазия «в манере эхо» — этот талантливый синтез, помноженный на экспрессию, импровизационную свободу stylus phantasticus,  композиторский и исполнительский азарт Т. А. Фолькмара, позволяют определить сочинения данцигского мастера как самобытные, художественно яркие, концертно-виртуозные образцы сольной немецкой органной сонаты эпохи барокко.

Ключевые слова:

Теофил Андреас Фолькмар, немецкая сольная органная соната, барокко, северонемецкая органная школа, stylus phantasticus

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.
 

Биография автора

Татьяна Рудольфовна Бочкова, Нижегородская государственная консерватория им. М. И. Глинки

кандидат искусствоведения, доцент, профессор кафедры истории музыки и секции органа и клавесина

Библиографические ссылки

Литература

1. Freeman, Daniel E. “Lodovico Giustini and the Emergence of the Keyboard Sonata in Italy”. Anuario Musical, no. 58 (2003): 111–38. Дата обращения март 21, 2019. http://anuariomusical.revistas.csic.es/index.php/anuariomusical/article/viewFile/72/73.

2. Бочаров, Юрий. Жанры инструментальной музыки эпохи барокко. М.: Научно-издательский центр “Московская консерватория”. 2016.

3. Бочаров, Юрий. “К вопросу о жанровых наименованиях инструментальных сочинений XVII — первой половины XVIII века”. Старинная музыка, no. 2/72 (2016): 5–10.

4. Друскин, Михаил. Собрание сочинений. Ред.-сост. Людмила Ковнацкая и др. 7 томов. СПб: Композитор, 2007, т. 1: Клавирная музыка Испании, Нидерландов, Франции, Италии и Германии XVI–XVIII веков.

5. Silbiger, Alexander. Keyboard Music Before 1700. 2nd ed. New York; London: Routledge, 2004.

6. Остроумова, Наталия. Иоганн Кунау. Жизнь и творчество музыканта эпохи барокко. М.: Литературное агентство “Прест”, 2003.

7. Gillespie, John. Five Centuries of Keyboard Music. Belmont, California: Wadsworth Publishing Company, 1965.

8. Швейцер, Альберт. Иоганн Себастьян Бах. Пер. Яков Друскин, Христина Стрекаловская. М.: Классика-XXI, 2002.

9. Williams, Peter. The Organ Music of J. S. Bach. 2nd ed. Cambridge: Cambridge University Press, 2003.

10. Форкель, Иоганн. О жизни, искусстве и произведениях Иоганна Себастьяна Баха. Пер. Валерий Ерохин. М.: Классика-XXI, 2008. (Музыка в мемуарах).

11. Sadie, Stanley, ed. The New Grove Dictionary of Music and Musicians. 29 vols. 2nd ed. London: Grove, 2001.

12. Finscher, Ludwig, Hrsg. Die Musik in Geschichte und Gegenwart. 29 Bd. 2. Aufl. Kassel: Bärenreiter-Verlag; Stuttgart: J.-B.-Metzler-Verlag, 2008.

13. Beckmann, Klaus. “Introduction”. In Theophile Andreas Volckmar. Sämtliche Orgelwerke. Meister der norddeutschen Orgelschule, Hrsg. Klaus Beckmann, Bd. 18: 4–5. Mainz: Schott, 2009.

14. “Gdańsk Shakespeare Theatre”. Wikipedia. Дата обращения январь 31, 2019. https://en.wikipedia.org/wiki/Gdańsk_Shakespeare_Theatre.

15. Szlagowska, Danuta. “Seventeenth-Century Gdansk Instrumental Music Sources”. Interdisciplinary Studies in Musicology, no. 11 (2012): 123–39. Дата обращения февраль 21, 2019. https://pressto.amu.edu.pl/index.php/ism/article/view/15044/14791.

16. Popinigis, Danuta. “From Gdańsk to Kromiěříž or, the Story of Heinrich Döbel and His Music for the Violin”. Musicology Today 3 (2006): 5–21. Дата обращения январь 31, 2019.

17. Barone, Michael. Historic Organs of Poland. S.l.: American Public Media, 2015. Дата обращения апрель 24. 2019. https://pipedreams.publicradio.org/pdf/2015tourbook.pdf.

18. Панов, Алексей. Терминология и регистровка в немецком органном искусстве барокко и галантного маньеризма. Казань: Казанская государственная консерватория, 2003.

19. Rauschning, Hermann. Geschichte der Musik und Musikpflege in Danzig. Danzig: Danziger Verlags-Gesellschaft, 1931.

20. Organ Landscape Gdansk and West Prussia. Jan Janca (organ). Recorded 1986. MDG, MDG3190274-2, 2010, compact disc. Liner notes by Norbert Linke.

21. Boyd, Malcolm. Bach. 3rd ed. Oxford, MS: Oxford University Press, 2000.

22. “Theophilus Andreas Volckmar”. pomeranica.pl. Дата обращения февраль 01, 2019. http://wikiszczecin.home.pl/wiki/Theophilus_Andreas_Volckmar.

23. Эскина, Наталья. Букстехуде и немецкое барокко. Науч. ред. Н. Олесова. Самара: Самарский университет, 1992.

24. Лобанова, Марина. Западноевропейское барокко. Проблемы эстетики и поэтики. М.: Музыка, 1994.

25. Московская государственная консерватория им. П. И. Чайковского. Из истории мировой органной культуры XVI–XX веков. Ред. Марина Воинова и Евгения Кривицкая. 2-е изд. М.: Музиздат, 2008.

26. Jones, Richard D. P. “His Superior Ideas are the Consequences of Those Inferior Ones: Influence and Independence in Bach’s Early Creative Development”. Understanding Bach 3 (2008): 31–8.

27. Snyder, Kerala. Dieterich Buxtehude: Organist in Lübeck. New York; London: Garland, 1987.

28. Васильева, Анастасия. “Народно-историческая и культурная основа польского танца”. Вестник Академии Русского балета, no. 1/21 (2009): 113–31.

29. “Theophil Andreas Volckmar”. Wikipedia. Дата обращения февраль 17, 2019. https://de.wikipedia.org/wiki/Theophil_Andreas_Volckmar.

Нотные издания

I. Beckmann, Klaus, Hrsg. Theophile Andreas Volckmar. Sämtliche Orgelwerke. Meister der norddeutschen Orgelschule. Mainz: Schott, 2009, Bd. 18.

II. Stein, Fritz, und Martin Geck, Hrsg. Bruhns, Nicolaus: Orgelwerke. London; New York: C. F. Peters, 1990.

References

1. Freeman, Daniel E. “Lodovico Giustini and the Emergence of the Keyboard Sonata in Italy”. Anuario Musical, no. 58 (2003): 111–38. Accessed March 21, 2019. http://anuariomusical.revistas.csic.es/index.php/anuariomusical/article/viewFile/72/73.

2. Bocharov, Yuri. Baroque Instrumental Music Genres. Moscow: Nauchno-izdatel’skii tsentr “Moskovskaia konservatoriia” Publ., 2016. (In Russian)

3. Bocharov, Yuri. “To the Question of Genre Names of Instrumental Compositions of the 17th — the first half of the 18th Century”. Starinnaia muzyka, no. 2/72 (2016): 5–10. (In Russian)

4. Druskin, Mikhail. Complete Works. Ed. and comp. by Liudmila Kovnatskaia et al. 7 vols. St. Petersburg: Kompozitor Publ., 2007, vol. 1: Klavirnaia muzyka Ispanii, Niderlandov, Frantsii, Italii i Germanii XVI–XVIII vekov. (In Russian)

5. Silbiger, Alexander. Keyboard Music Before 1700. 2nd ed. New York; London: Routledge, 2004.

6. Gillespie, John. Five Centuries of Keyboard Music. Belmont, California: Wadsworth Publishing Company, 1965.

7. Ostroumova, Nataliia. Johann Kunau. The Life and Work of the Baroque Musician. Moscow: Literaturnoe agentstvo “Prest” Publ., 2003. (In Russian)

8. Schweitzer, Albert. Johann Sebastian Bach. Rus. ed. Transl. by Iakov Druskin, Khristina Strekalovskaia. Moscow: Klassika–XXI Publ., 2002. (In Russian)

9. Williams, Peter. The Organ Music of J. S. Bach. 2nd ed. Cambridge: Cambridge University Press, 2003.

10. Forkel, Johann. About the Life, Art and Works of Johann Sebastian Bach. Rus. ed. Transl. by Valerii Erochin. Moscow: Klassika–XXI Publ., 2018. (In Russian)

11. Sadie, Stanley, ed. The New Grove Dictionary of Music and Musicians. 29 vols. 2nd ed. London: Grove, 2001.

12. Finscher, Ludwig, Hrsg. Die Musik in Geschichte und Gegenwart. 29 Bd. 2. Aufl. Kassel: Bärenreiter-Verlag; Stuttgart: J.-B.-Metzler-Verlag, 2008.

13. Beckmann, Klaus. “Introduction”. In Theophile Andreas Volckmar. Sämtliche Orgelwerke. Meister der norddeutschen Orgelschule, Hrsg. Klaus Beckmann, Bd. 18: 4–5. Mainz: Schott, 2009.

14. “Gdańsk Shakespeare Theatre”. Wikipedia. Accessed January 31, 2019. https://en.wikipedia.org/wiki/Gdańsk_Shakespeare_Theatre.

15. Szlagowska, Danuta. “Seventeenth-Century Gdansk Instrumental Music Sources”. Interdisciplinary Studies in Musicology, no. 11 (2012): 123–39. Accessed February 21, 2019. https://pressto.amu.edu.pl/index.php/ism/article/view/15044/14791.

16. Popinigis, Danuta. “From Gdańsk to Kromiěříž or, the Story of Heinrich Döbel and His Music for the Violin”. Musicology Today 3 (2006): 5–21. Accessed January 31, 2019. http://files.musicologytoday.hist.pl/files/Musicology_Today/Musicology_Today-r2006-t3/Musicology_Today-r2006-t3-s5-21/Musicology_Today-r2006-t3-s5-21.pdf.

17. Barone, Michael. Historic Organs of Poland. S. l.: American Public Media, 2015. Accessed April 24, 2019. https://pipedreams.publicradio.org/pdf/2015tourbook.pdf.

18. Panov, Aleksei. Terminology and Registration in the German Organ Art of Baroque and Gallant Mannerism. Kazan’: Kazanskaia gosudarstvennaia konservatoriia Publ., 2003. (In Russian)

19. Rauschning, Hermann. Geschichte der Musik und Musikpflege in Danzig. Danzig: Danziger Verlags-Gesellschaft, 1931.

20. Organ Landscape Gdansk and West Prussia. Jan Janca (organ). Recorded 1986. MDG, MDG 3190274-2, 2010, compact disc. Liner notes by Norbert Linke.

21. Boyd, Malcolm. Bach. 3rd ed. Oxford, MS: Oxford University Press. 2000.

22. “Theophilus Andreas Volckmar”. pomeranica.pl. Accessed February 01, 2019. http://wikiszczecin.home.pl/wiki/Theophilus_Andreas_Volckmar.

23. Eskina, Natal’ia. Buxtehude and German Baroque. Science ed. N. Olesova. Samara: Samarskii universitet Publ., 1992. (In Russian)

24. Lobanova, Marina. Western European Baroque: Problems of Aesthetics and Poetics. Moscow: Muzyka Publ., 1994. (In Russian)

25. Moskovskaia gosudarstvennaia konservatoriia im. P. I. Chaikovskogo. From the History of World Organ Culture of the 16th — 20th Centuries. Ed. by Marina Voinova and Evgeniia Krivitskaia. 2nd ed. Moscow: Muzizdat Publ., 2008. (In Russian)

26. Jones, Richard D. P. “His Superior Ideas are the Consequences of Those Inferior Ones: Influence and Independence in Bach’s Early Creative Development”. Understanding Bach 3 (2008): 31–8.

27. Snyder, Kerala J. Dieterich Buxtehude: Organist in Lübeck. New York; London: Garland, 1987.

28. Vasil’eva, Anastasiia. “Folk Historical and Cultural Basis of Polish Dance”. Vestnik Akademii Russkogo baleta, no. 1/21 (2009): 113–31. (In Russian)

29. “Theophil Andreas Volckmar”. Wikipedia. Accessed February 17, 2019. https://de.wikipedia.org/wiki/Theophil_Andreas_Volckmar.

Music Editions

I. Beckmann, Klaus, Hrsg. Theophile Andreas Volckmar. Sämtliche Orgelwerke. Meister der norddeutschen Orgelschule. Mainz: Schott, 2009, Bd. 18.

II. Stein, Fritz, und Martin Geck, Hrsg. Bruhns, Nicolaus: Orgelwerke. London; New York: C. F. Peters, 1990.

Загрузки

Опубликован

22.09.2020

Как цитировать

Бочкова, Т. Р. (2020). Немецкая сольная органная соната эпохи барокко в творчестве Теофила Андреаса Фолькмара. Вестник Санкт-Петербургского университета. Искусствоведение, 10(3), 380–397. https://doi.org/10.21638/spbu15.2020.301

Выпуск

Раздел

Музыка