Немецкая сольная органная соната эпохи барокко в творчестве Теофила Андреаса Фолькмара
DOI:
https://doi.org/10.21638/spbu15.2020.301Аннотация
Статья вовлекает в сферу научного интереса новую для русскоязычного и не слишком хрестоматийную для европейского исследователя и органиста-интерпретатора фигуру — немецкого автора, развившего свой музыкантский — композиторский и исполнительский — талант в богатом, красивом, многонациональном и культурно развитом прусско-польском городе Данциге-Гданьске. Центром научного притяжения становится сольная немецкая органная соната барокко и ее ярко индивидуальная, в ситуации отсутствия устойчивых композиционных признаков жанра, трактовка в творчестве Т. А. Фолькмара (1686–1768). Речь идет не о клавирной сонате, а об органной, что атрибутируется композитором на титульном листе рукописи и отражается в названии сочинений. Это один из редких образцов жанра сольной немецкой органной сонаты барокко. Шесть церковных сонат для органа Т. А. Фолькмара, изданные под редакцией К. Бекмана издательством SCHOTT в 2009 г. предположительно с авторского автографа, рассматриваются с позиций особых условий бытования музыкальной, в том числе органной, культуры в вольном ганзейском Гданьске, укорененности там органных традиций, идущих от нидерландца Я. Свелинка и преломившихся в творчестве гениальных мастеров, которые в истории музыкального искусства традиционно объединяются в северонемецкую органную школу барокко — Д. Букстехуде, В. Любека, Н. Брунса и других, представлявших эту эпоху и регион. В органных сонатах Т. А. Фолькмара отразилась многоликая культурная жизнь Данцига-Гданьска, в которой интегрировались разнообразные музыкальные, и не только органные, истоки. Итальянский concerto grossо, северонемецкая токката и фантазия «в манере эхо» — этот талантливый синтез, помноженный на экспрессию, импровизационную свободу stylus phantasticus, композиторский и исполнительский азарт Т. А. Фолькмара, позволяют определить сочинения данцигского мастера как самобытные, художественно яркие, концертно-виртуозные образцы сольной немецкой органной сонаты эпохи барокко.
Ключевые слова:
Теофил Андреас Фолькмар, немецкая сольная органная соната, барокко, северонемецкая органная школа, stylus phantasticus
Скачивания
Библиографические ссылки
Загрузки
Опубликован
Как цитировать
Выпуск
Раздел
Лицензия
Статьи журнала «Вестник Санкт-Петербургского университета. Искусствоведение» находятся в открытом доступе и распространяются в соответствии с условиями Лицензионного Договора с Санкт-Петербургским государственным университетом, который бесплатно предоставляет авторам неограниченное распространение и самостоятельное архивирование.