Кураторские стратегии в репрезентации современного петербургского искусства. Некоторые примеры

Авторы

  • Глеб Юрьевич Ершов Санкт-Петербургский государственный университет https://orcid.org/0000-0003-0397-4882

DOI:

https://doi.org/10.21638/spbu15.2020.303

Аннотация

В современном петербургском искусстве за последние 30 лет выработались определенные типы и формы репрезентирования. Во многом это произошло благодаря институту независимого кураторства. Феномен фигуры независимого куратора, действующего на актуальной петербургской художественной сцене, объясняется несколькими причинами. Первое — это, как ни парадоксально, слабо структурированный рынок современного искусства, что дает возможность свободного маневра для кураторской инициативы. Второе — подвижность петербургского культурного поля, где не сложилось жесткой иерархии, что позволяет варьировать «палитру» художников в зависимости от концепции того или иного проекта. И третье — это социальный статус куратора как человека не определенной профессии, а занимающегося определенным родом деятельности, соответствующей роли свободного агента, или, по известному выражению Харальда Зеемана, «гастарбайтера духа». Помимо галерей с выраженной коммерческой направленностью, в Петербурге достаточно много общественных пространств, где можно реализовывать самостоятельные кураторские проекты. Кроме того, здесь по-прежнему жива традиция организации сплоченных художественных сообществ, способных к саморепрезентации своей деятельности. Тип творчества, эстетические предпочтения и формы художественной активности, избираемые ими, находят выражение в выборе тех или иных кураторских стратегий. Очень часто кураторами становятся сами художники, совмещая в своем лице сразу несколько функций. За последнее время в Петербурге появилось новое поколение кураторов, активно продвигающих петербургское искусство на международную арт-сцену. Благодаря деятельности петербургских кураторов с 1990-х годов выстраивается более ясная и подробная картина развития современного искусства, а также намечаются пути его дальнейшего развития. Зародившись в 1990-е, институт кураторства еще не становился предметом пристального исследования. Между тем, очевидно, что само существование современного искусства во многом определяется именно формами его репрезентации, кураторской художественной волей.

Ключевые слова:

кураторские стратегии, независимый куратор, современное петербургское искусство, неоакадемизм, формы репрезентации

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.
 

Биография автора

Глеб Юрьевич Ершов, Санкт-Петербургский государственный университет

старший преподаватель кафедры междисциплинарных исследований и практик в области искусств факультета свободных искусств и наук

Библиографические ссылки

Литература

1. Котломанов, Александр. “Тимур Новиков и ‘нулевые’. Петербургское современное искусство в поисках идентичности”. Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия 15. Искусствоведение 2, no. 2 (2012): 173–83.

2. Чечот, Иван, сост. “Западно-восточный диван”. Новиков — Чечот: каталог выставки. СПб.: Navicula Artis, 1993.

3. Андреева, Екатерина. Тимур. “Врать только правду!”. СПб.: Амфора, 2007. (Артефакт).

4. Институт истории современного искусства. Тимур Новиков. Иосиф Бродский. Горизонты: сборник материалов к выставке. СПб.: б. и., 2000.

5. Штоф, О., Л. Гуревич, А. Басин и Е. Андреева. Ленинградский андеграунд. Начало: каталог выставки. Л.: Ленинградская галерея, 1990.

6. Андреева, Екатерина. Художники Газа-невской культуры. Альбом. Л.: Художник РСФСР, 1990. (Современный ленинградский авангард).

7. Колдобская, Марина. Новый петербургский экспрессионизм. СПб.: Музей нонконформизма, 2000.

8. Флоренский, Александр, и Дмитрий Шагин, сост. Митьки. Архетипы: каталог выставки. СПб.: б. и., 2002.

9. Азархи, София. Модные люди. СПб.: Изд. Ивана Лимбаха, 2012.

10. Хлобыстин, Андрей. Шизореволюция. Очерки петербургской культуры второй половины ХХ века. СПб.: Borey Art Center, 2017.

11. Ершов, Глеб, Павел Герасименко, и Сергей Хачатуров. Navicula Artis. Найдено в Петербурге: каталог выставки. СПб.: б. и., 2013.

12. Ершов, Глеб, и Станислав Савицкий, сост. Прогулки за искусством: Ленинград — Москва — Свердловск. СПб.: Левша, 2008.

13. Карасик, Михаил, и Глеб Ершов. “Театр бумаг”. Экспериментальная книга художника и поэта: каталог выставки. Сост. Галина Носова, Глеб Ершов. СПб.: Музей Анны Ахматовой в Фонтанном Доме, 1992.

14. Носова, Галина, сост. “Театр бумаг — 2”. Книга художника: каталог выставки. СПб.: АО “Аполлон”, 1994.

15. Музей Анны Ахматовой в Фонтанном Доме. Хармсиздат представляет: сборник материалов. Ред. Валерий Сажин. СПб.: Арсис, 1995.

16. Ершов, Глеб. Александр Цикаришвили. Неудобная “Р”: каталог выставки. СПб.: Name gallery, 2018.

17. Савицкий, Станислав. Север-7. Седьмая часть мира: каталог выставки. СПб.: Name gallery, 2017.

18. Лернер, Лера, Татьяна Шишова, и Лилия Воронкова. Если твой утюг сломался: каталог выставки. СПб.: б. и., 2019.

19. Дашевский, Александр, и Марина Колдобская. “ЧБ”. Галерея “Модернариат”: каталог выставки. СПб.: Modernariat Gallery, 2010.

20. Государственный центр современного искусства, и др. Картина после живописи: к выставке в научно-исследовательском музее Российской академии художеств, 27 ноября 2015 — 17 января 2016. Подгот. Елена Губанова и Асия Осина. СПб.: Государственный центр современного искусства, Северо-Западный филиал, 2015. (Современное искусство Санкт-Петербурга).

21. Козин, Владимир, Юрий Никифоров, и Керим Рагимов. PARAZIT. Чёрная зависть: каталог выставки. СПб.: Borey Art Gallery, 2014.

22. Хрусталев, Кирилл. In Situ. СПб.: “Невский ракурс”, 2011.

23. Александров, Юрий, и Анатолий Барзах, сост. Русский комикс: сборник статей. М.: Новое литературное обозрение, 2010.

24. Александров, Юрий, и Анатолий Барзах, сост. Ленинградская школа: сборник статей. СПб.: Anna Nova, 2013.

25. О’Нил, Пол. Культура кураторства и кураторство культуры. Пер. Александр Боровиков. М.: Ад Маргинем Пресс, 2016.

26. Мизиано, Виктор. Пять лекций о кураторстве. М.: Ад Маргинем Пресс, 2014.

References

1. Kotlomanov, Aleksandr. “Timur Novikov and the Zero Years. St. Petersburg Contemporary Art in its Search of Identity. Vestnik Sankt-Peterburgskogo universiteta. Seriia 15. Iskusstvovedenie 2, no. 2 (2012): 173–83. (In Russian)

2. Chechot, Ivan, comp. “West–Eastern Diwan”. Novikov — Chechot: Exhibition Catalog. St. Petersburg: Navicula Artis Publ., 1993. (In Russian)

3. Andreeva, Ekaterina. Timur “Lie Only the Truth!”. St. Petersburg: Amfora Publ., 2007 (Artefakt). (In Russian)

4. Institut istorii sovremennogo iskusstva. Timur Novikov. Joseph Brodsky. Horizons: Collection of Materials for the Exhibition. St. Petersburg: s. n., 2000. (In Russian)

5. Shtof, O., L. Gurevich, A. Basin, and E. Andreeva. Leningrad Underground. The Beginning: Exhibition Catalog. Leningrad: Leningradskaia galereia Publ., 1990. (In Russian)

6. Andreeva, Ekaterina. Artists of the Gaza-Nevsky Culture. Album. Leningrad: Khudozhnik RSFSR Publ., 1990. (Sovremennyi leningradskii avangard). (In Russian)

7. Koldobskaya, Marina. New Petersburg Expressionism. St. Petersburg: Muzei nonkonformizma Publ., 2000. (In Russian)

8. Florenskii, Aleksandr, and Dmitrii Shagin, comp. Mit’ki. Archetypes: Exhibition Catalog. St. Petersburg: s. n., 2002. (In Russian)

9. Azarkhi, Sofiia. Fashion People. St. Petersburg: Izd. Ivana Limbakha Publ., 2012. (In Russian)

10. Khlobystin, Andrei. Schizorevolution. Essays on the St. Petersburg Culture of the Second Half of the Twentieth Century. St. Petersburg: Borey Art Center Publ., 2017. (In Russian)

11. Ershov, Gleb, Pavel Gerasimenko, and Sergei Khachaturov. Navicula Artis. Found in St. Petersburg: Exhibition Catalog. St. Petersburg: s. n., 2013. (In Russian)

12. Ershov, Gleb, and Stanislav Savitskii, comp. Walking for Art: Leningrad — Moscow — Sverdlovsk. St. Petersburg: Levsha Publ., 2008. (In Russian)

13. Karasik, Mikhail, and Gleb Ershov. “Theater of Papers”. Experimental Book of the Artist and Poet: Exhibition Catalog. Comp. Galina Nosova, Gleb Ershov. St. Petersburg: Muzei Anny Akhmatovoi v Fontannom Dome Publ., 1992. (In Russian)

14. Nosova, Galina, comp. “Theater of Papers — 2”. Book of the Artist: Exhibition Catalog. St. Petersburg: AO “Apollon” Publ., 1994. (In Russian)

15. Muzei Anny Akhmatovoi v Fontannom Dome. Harmsizdat Presents. Collection of Materials. Ed. by Valerii Sazhin. St. Petersburg: Arsis Publ., 1995. (In Russian)

16. Ershov, Gleb. Alexander Tsikarishvili. Inconvenient “R”: Exhibition Catalog. St. Petersburg: Name gallery Publ, 2018. (In Russian)

17. Savitskii, Stanislav. The Seventh Part of the World: Exhibition Catalog. St. Petersburg: Name gallery Publ., 2017. (In Russian)

18. Lerner, Lera, Tatiana Shishova, and Liliia Voronkova. If your Iron Got Broken: Exhibition Catalog. St. Petersburg: [s. n.], 2019. (In Russian)

19. Dashevskii, Aleksandr, and Marina Koldovskaia. “ChB”. Galereia “Modernariat”: Exhibition Catalog. St. Petersburg: Modernariat Gallery Publ., 2010. (In Russian)

20. Gosudarstvennyi tsentr sovremennogo iskusstva, et al. Painting after Painting: By the Exibition at the Research museum at the Russian Academy of Arts, November 27, 2015 — January 17, 2016. Prepared by Elena Gubanova and Asiia Osina. St. Petersburg: Gosudarstvennyi tsentr sovremennogo iskusstva, Severo-Zapadnyi filial, Publ., 2015. (In Russian)

21. Kozin, Vladimir, Iurii Nikiforov, and Kerim Ragimov. PARAZIT. Black Envy: Exhibition Catalog. St. Petersburg: Borey Art Gallery Publ., 2014. (In Russian)

22. Khrustalev, Kirill. In Situ. St. Petersburg: “Nevskii rakurs” Publ., 2011. (In Russian)

23. Aleksandrov, Iurii, and Anatolii Barzakh, comp. Russian Comic Book: Collection of Materials. Moscow: Novoe literaturnoe obozrenie Publ., 2010. (In Russian)

24. Aleksandrov, Iurii, and Anatolii Barzakh, comp. Leningrad School: Collection of Materials. St. Petersburg: Anna Nova Publ., 2013. (In Russian)

25. O’Nil, Pol. The Culture of Curating and Curating of Culture(s). Rus. ed. Transl. by. Aleksandr Borovikov. Moscow: Ad Marginem Press, 2016. (In Russian)

26. Miziano, Viktor. Five Lectures on Supervision. Moscow: Ad Marginem Press, 2014. (In Russian)

Загрузки

Опубликован

22.09.2020

Как цитировать

Ершов, Г. Ю. (2020). Кураторские стратегии в репрезентации современного петербургского искусства. Некоторые примеры. Вестник Санкт-Петербургского университета. Искусствоведение, 10(3), 419–434. https://doi.org/10.21638/spbu15.2020.303

Выпуск

Раздел

Изобразительное искусство