Кураторские стратегии в репрезентации современного петербургского искусства. Некоторые примеры
DOI:
https://doi.org/10.21638/spbu15.2020.303Аннотация
В современном петербургском искусстве за последние 30 лет выработались определенные типы и формы репрезентирования. Во многом это произошло благодаря институту независимого кураторства. Феномен фигуры независимого куратора, действующего на актуальной петербургской художественной сцене, объясняется несколькими причинами. Первое — это, как ни парадоксально, слабо структурированный рынок современного искусства, что дает возможность свободного маневра для кураторской инициативы. Второе — подвижность петербургского культурного поля, где не сложилось жесткой иерархии, что позволяет варьировать «палитру» художников в зависимости от концепции того или иного проекта. И третье — это социальный статус куратора как человека не определенной профессии, а занимающегося определенным родом деятельности, соответствующей роли свободного агента, или, по известному выражению Харальда Зеемана, «гастарбайтера духа». Помимо галерей с выраженной коммерческой направленностью, в Петербурге достаточно много общественных пространств, где можно реализовывать самостоятельные кураторские проекты. Кроме того, здесь по-прежнему жива традиция организации сплоченных художественных сообществ, способных к саморепрезентации своей деятельности. Тип творчества, эстетические предпочтения и формы художественной активности, избираемые ими, находят выражение в выборе тех или иных кураторских стратегий. Очень часто кураторами становятся сами художники, совмещая в своем лице сразу несколько функций. За последнее время в Петербурге появилось новое поколение кураторов, активно продвигающих петербургское искусство на международную арт-сцену. Благодаря деятельности петербургских кураторов с 1990-х годов выстраивается более ясная и подробная картина развития современного искусства, а также намечаются пути его дальнейшего развития. Зародившись в 1990-е, институт кураторства еще не становился предметом пристального исследования. Между тем, очевидно, что само существование современного искусства во многом определяется именно формами его репрезентации, кураторской художественной волей.
Ключевые слова:
кураторские стратегии, независимый куратор, современное петербургское искусство, неоакадемизм, формы репрезентации
Скачивания
Библиографические ссылки
Загрузки
Опубликован
Как цитировать
Выпуск
Раздел
Лицензия
Статьи журнала «Вестник Санкт-Петербургского университета. Искусствоведение» находятся в открытом доступе и распространяются в соответствии с условиями Лицензионного Договора с Санкт-Петербургским государственным университетом, который бесплатно предоставляет авторам неограниченное распространение и самостоятельное архивирование.