Anhemitonic scale in the music by Russian composers of the 19th — early 20th century

Authors

  • Larisa V. Brazhnik The Kazan State Ziganov Conservatoire of Music

Abstract

The paper is devoted to anhemitonic melodies in the works of various genres by Russian composers of the 19th — early 20th century. Special attention is given to the works by A. P. Borodin, M. P. Musorgsky,
N. A . Rimsky-Korsakov, I. F. Stravinsky, where semitone mode is an important component of the composers’ musical language.

Keywords:

Russian music, anhemitonic scale, tritons, pentatonic scale, hexatonic scale

Downloads

Download data is not yet available.

Author Biography

Larisa V. Brazhnik, The Kazan State Ziganov Conservatoire of Music

Dr. Habil., Professor of the Department of Theory of Music and Composition

References

Литература

1. Пентатоника в контексте мировой музыкальной культуры: материалы межресп. науч. конф. Казань, 1–2 ноября 1993 г. Казань: Казан. гос. консерватория, 1995. 193 с.

2. Шостакович Д., Виноградов В. Проблемы симфонизма в братских республиках // Сов. музыка. 1956. № 12. С. 3–9.

3. Бершадская Т. С. Основные композиционные закономерности многоголосия русской народной крестьянской песни. Л.: Музгиз, 1961. 154 с.

4. Квитка К. В. Первобытные звукоряды // Квитка К. Избр. тр.: в 2 т. / под ред. В. Л. Гошовского. М.: Сов. композитор, 1971. Т. 1. С. 215–278.

5. Квитка К. В. Пентатоника у славянских народов // Квитка К. Избр. тр.: в 2 т. / под ред. В. Л. Гошовского. М.: Сов. композитор, 1971. Т. 1. С. 279–285.

6. Рубцов Ф. А. Основы ладового строения русских народных песен. Л.: Музыка, 1964. 96 с.

7. Руднева А. В. Русское народное музыкальное творчество: очерки по теории фольклора. М.: Композитор, 1994. 223 с.

8. Старостина Т. А. Ладовая семантика русской народной песни // Гармония: проблемы науки и методики: сб. ст. Вып. I. Ростов-на-Дону: Изд-во Ростовской гос. консерватории им. С. В. Рахманинова, 2002. С. 85–105.

9. Щуров В. М. Южнорусская песенная традиция. М.: Сов. композитор, 1987. 304 с.

10. Бражник Л. В. Ангемитоника в модальных и тональных системах: на примере музыки тюркских и финно-угорских народов Поволжья и Приуралья. Казань: Казан. гос. консерватория, 2002. 281 с.

11. Бражник Л. В. Ангемитонные ладовые структуры в произведениях А. П. Бородина: семантические и формообразующие функции // От Ars nova к Новой музыке: вопросы теории музыки XIV–ХХ веков. Казань: Казан. гос. консерватория, 2008. С. 82–100.

12. Бражник Л. В. Бесполутоновая интонационность в русском фольклоре Поволжья — Приуралья: к вопросу о межэтнических связях // Музыкальная культура в исламо-христианском контексте: матер. Всерос. науч.-практ. конф. Казань, 17–18 ноября 2009 г. Казань: Казан. гос. консерватория, 2009. С. 90–100.

13. Стасов В. В. Александр Порфирьевич Бородин // Стасов В. В. Избр. соч.: в 3 т. М.: Искусство, 1952. Т. 3. С. 329–365.

14. Маклыгин А. Л. О модальных чертах музыкальной формы у М. П. Мусоргского // От Ars nova к Новой музыке: вопросы теории музыки XIV–ХХ веков. Казань: Казан. гос. консерватория, 2008. С. 101–116.

15. Трембовельский Е. Б. Стиль Мусоргского. Лад. Гармония. Склад. М.: Композитор, 1999. 392 с.

16. Федотова Л. А. Модальный стиль гармонии Мусоргского: на примере одной пьесы из цикла «Картинки с выставки» // Русская музыка XVIII–ХХ веков: культура и традиции: межвуз. сб. науч. тр. Казань: Казан. гос. консерватория, 2003. С. 171–180.

17. Мусоргский М. П. Литературное наследие. Письма. Биографические материалы и документы. М.: Музыка, 1971. 399 с.

18. Торопецкие песни. Песни родины Мусоргского / зап., сост. и коммент. И. Земцовского. Л.: Музыка, 1967. 139 с.

19. Римский-Корсаков Н. А. 100 русских народных песен для голоса с фортепиано / под ред. М. Иорданского. М.; Л.: Музгиз, 1945. 179 с.

20. Ростропович М., Якубов М. «Прежде всего он был великий композитор» // Наследие: русская музыка — мировая культура / сост., ред. и коммент. Е. С. Власовой, Е. Г. Сорокиной. М.: Моск. консерватория, 2009. Вып. I. Сб. ст. материалов и воспоминаний. С. 177–183.

21. Римский-Корсаков Н. А. Летопись моей музыкальной жизни. М.: Музгиз, 1935. 397 с.

22. Асафьев Б. В. Русская музыка. XIX и начало ХХ века. Л.: Музыка, 1968. 323 с.

23. Цуккерман В. А. Римский-Корсаков и народная песня // Цуккерман В. А. Музыкально-теоретические очерки и этюды. М.: Сов. композитор, 1975. С. 311–350.

24. Асафьев Б. В. Книга о Стравинском. Л.: Музыка, 1972. 279 с.

25. Стравинский И. Ф. Хроника моей жизни. Л.: Музгиз, 1963. 276 с.

26. Головинский Г. Стравинский и фольклор. Наблюдения и заметки // И. Ф. Стравинский. Статьи. Воспоминания. М.: Сов. композитор, 1985. С. 68–94.

27. Лобанов М. А. Об источниках темы «Коса» в «Свадебке» Стравинского // Стравинский в контексте времени и места: материалы научной конференции / ред.-сост. С. И. Савенко. М.: Моск. гос. консерватория им. П. И. Чайковского, 2006. С. 42–52.

28. Паисов Ю. И. О ладовом своеобразии «Свадебки» Стравинского // И. Ф. Стравинский. Статьи и материалы. М.: Сов. композитор, 1973. С. 214–249.

29. Паисов Ю. И. Русский фольклор в вокально-хоровом творчестве Стравинского // И. Ф. Стравинский. Статьи. Воспоминания. М.: Сов. композитор, 1985. С. 94–128.

30. Ярустовский Б. М. Стравинский. Эскизная тетрадь (1911–1913 гг.). Некоторые наблюдения и размышления // И. Ф. Стравинский. Статьи и материалы / сост. Л. С. Дьячкова; под общ. ред. Б. М. Ярустовского. М.: Сов. композитор, 1973. С. 162–206.

31. Стравинский Игорь Федорович // И. Ф. Стравинский. Диалоги. Воспоминания. Размышления. Комментарии. Л.: Музыка, 1971. 414 с.


References

1. Pentatonika v kontekste mirovoi muzykal'noi kul'tury: materialy mezhresp. nauch. konf. Kazan', 1–2 noiabria 1993 g. Kazan', Kazan. gos. konservatoriia, 1995. 193 p. (In Russian)

2. Shostakovich D., Vinogradov V. Problemy simfonizma v bratskikh respublikakh. Sov. muzyka, 1956, no. 12, pp. 3–9. (In Russian)

3. Bershadskaia T. S. Osnovnye kompozitsionnye zakonomernosti mnogogolosiia russkoi narodnoi krest'ianskoi pesni. Leningrad, Muzgiz Publ., 1961. 154 p.(In Russian)

4. Kvitka K. V. Pervobytnye zvukoriady. Kvitka K. Izbr. tr. 2 vols. Ed. by V. L. Goshovskiy. Moscow, Sov. kompozitor Publ., 1971, vol. 1, pp. 215–278. (In Russian)

5. Kvitka K. V. Pentatonika u slavianskikh narodov. Kvitka K. Izbr. tr. 2 vols. / pod red. Ed. by Goshovskiy. Moscow, Sov. kompozitor Publ., 1971, vol. 1, pp. 279–285. (In Russian)

6. Rubtsov F. A. Osnovy ladovogo stroeniia russkikh narodnykh pesen. Leningrad, Muzyka Publ., 1964. 96 p. (In Russian)

7. Rudneva A. V. Russkoe narodnoe muzykal'noe tvorchestvo: ocherki po teorii fol'klora. Moscow, Kompozitor Publ., 1994. 223 p. (In Russian)

8. Starostina T. A. Ladovaia semantika russkoi narodnoi pesni. Garmoniia: problemy nauki i metodiki: sb. st, iss. I. Rostov-na-Donu, Izd-vo Rostovskoi gos. konservatorii im. S. V. Rakhmaninova, 2002, pp. 85–105. (In Russian)

9. Shchurov V. M. Iuzhnorusskaia pesennaia traditsiia. Moscow, Sov. kompozitor Publ., 1987. 304 p. (In Russian)

10. Brazhnik L. V. Angemitonika v modal'nykh i tonal'nykh sistemakh: na primere muzyki tiurkskikh i finno-ugorskikh narodov Povolzh'ia i Priural'ia. Kazan', Kazan. gos. konservatoriia, 2002. 281 p. (In Russian)

11. Brazhnik L. V. Angemitonnye ladovye struktury v proizvedeniiakh A. P. Borodina: semanticheskie i formoobrazuiushchie funktsii. Ot Ars nova k Novoi muzyke: voprosy teorii muzyki XIV–XX vekov. Kazan', Kazan. gos. konservatoriia, 2008, pp. 82–100. (In Russian)

12. Brazhnik L. V. Bespolutonovaia intonatsionnost' v russkom fol'klore Povolzh'ia — Priural'ia: k voprosu o mezhetnicheskikh sviaziakh. Muzykal'naia kul'tura v islamo-khristianskom kontekste: mater. Vseros. nauch.-prakt. konf. Kazan', 17–18 noiabria 2009 g. Kazan', Kazan. gos. konservatoriia, 2009, pp. 90–100. (In Russian)

13. Stasov V. V. Aleksandr Porfir'evich Borodin. Stasov V. V. Izbr. soch. 3 vols. Moscow, Iskusstvo, 1952, vol. 3, pp. 329–365. (In Russian)

14. Maklygin A. L. O modal'nykh chertakh muzykal'noi formy u M. P. Musorgskogo. Ot Ars nova k Novoi muzyke: voprosy teorii muzyki XIV–XX vekov. Kazan', Kazan. gos. konservatoriia, 2008, pp. 101–116. (In Russian)

15. Trembovel'skii E. B. Stil' Musorgskogo. Lad. Garmoniia. Sklad. Moscow, Kompozitor, 1999. 392 p. (In Russian)

16. Fedotova L. A. Modal'nyi stil' garmonii Musorgskogo: na primere odnoi p'esy iz tsikla "Kartinki s vystavki". Russkaia muzyka XVIII–XX vekov: kul'tura i traditsii: mezhvuz. sb. nauch. tr. Kazan', Kazan. gos. konservatoriia, 2003, pp. 171–180. (In Russian)

17. Musorgskii M. P. Literaturnoe nasledie. Pis'ma. Biograficheskie materialy i dokumenty. Moscow, Muzyka Publ., 1971. 399 p. (In Russian)

18. Toropetskie pesni. Pesni rodiny Musorgskogo. Comp. and comment. by I. Zemtsovskiy. Leningrad, Muzyka Publ., 1967. 139 p. (In Russian)

19. Rimskii-Korsakov N. A. 100 russkikh narodnykh pesen dlia golosa s fortepiano. Ed. by M. Iordanskiy. Moscow; Leningrad, Muzgiz Publ., 1945. 179 p. (In Russian)

20. Rostropovich M. Iakubov M. "Prezhde vsego on byl velikii kompozitor". Nasledie: russkaia muzyka — mirovaia kul'tura. Sb. st. materialov i vospominanii. Comp., ed. ad comment. by E. S. Vlasova, E. G. Sorokina. Moscow, Mosk. konservatoriia Press, 2009, iss. I, pp. 177–183. (In Russian)

21. Rimskii-Korsakov N. A. Letopis' moei muzykal'noi zhizni. Moscow, Muzgiz Publ., 1935. 397 p. (In Russian)

22. Asaf'ev B. V. Russkaia muzyka. XIX i nachalo XX veka. Leningrad, Muzyka Publ., 1968. 323 p. (In Russian)

23. Tsukkerman V. A. Rimskii-Korsakov i narodnaia pesnia. Tsukkerman V. A. Muzykal'no-teoreticheskie ocherki i etiudy. Moscow, Sov. kompozitor Publ., 1975, pp. 311–350. (In Russian)

24. Asaf'ev B. V. Kniga o Stravinskom. Leningrad, Muzyka Publ., 1972. 279 p. (In Russian)

25. Stravinskii I. F. Khronika moei zhizni. Leningrad, Muzgiz Publ., 1963. 276 p.(In Russian)

26. Golovinskii G. Stravinskii i fol'klor. Nabliudeniia i zametki. I. F. Stravinskii. Stat'i. Vospominaniia. Moscow, Sov. kompozitor Publ., 1985, pp. 68–94. (In Russian)

27. Lobanov M. A. Ob istochnikakh temy "Kosa" v "Svadebke" Stravinskogo. Stravinskii v kontekste vremeni i mesta: materialy nauchnoi konferentsii. Ed. and comp. by S. I. Savenko. Moscow, Mosk. gos. konservatoriia im. P. I. Chaikovskogo, 2006, pp. 42–52. (In Russian)

28. Paisov Iu. I. O ladovom svoeobrazii «Svadebki» Stravinskogo. I. F. Stravinskii. Stat'i i materialy. Moscow, Sov. kompozitor Publ., 1973, pp. 214–249. (In Russian)

29. Paisov Iu. I. Russkii fol'klor v vokal'no-khorovom tvorchestve Stravinskogo. I. F. Stravinskii. Stat'i. Vospominaniia. Moscow, Sov. kompozitor Publ., 1985, pp. 94–128. (In Russian)

30. Iarustovskii B. M. Stravinskii. Eskiznaia tetrad' (1911–1913 gg.). Nekotorye nabliudeniia i razmyshleniia. I. F. Stravinskii. Stat'i i materialy. Comp. by L. S. D'iachkova;ed. by B. M. Iarustovskiy. Moscow, Sov. kompozitor Publ., 1973, pp. 162–206. (In Russian)

31. Stravinskii Igor' Fedorovich. I. F. Stravinskii. Dialogi. Vospominaniia. Razmyshleniia. Kommentarii. Leningrad, Muzyka Publ., 1971. 414 p. (In Russian)

Published

2012-03-15

How to Cite

Brazhnik, L. V. . (2012). Anhemitonic scale in the music by Russian composers of the 19th — early 20th century. Vestnik of Saint Petersburg University. Arts, 2(1), 200–210. Retrieved from https://artsjournal.spbu.ru/article/view/1443

Issue

Section

Music