Stylistic polyphony in Russian art of the second half of XVIII and the beginning of XIX century. On the example of book graphics

Authors

  • Tatiana V. Belyakova Saint Petersburg State University; Saint Petersburg House of Youth

Abstract

The article focuses on evolution of book graphics, which can be considered as one of the most important problems of modern Art Studies. This article concerns peculiarities of the style forms of book illustrations in the second half of XVIII and the beginning of XIX century. This period saw a flourishing of the typography culture. The article gives an account of cross-cultural conception of XVIII century. In addition, it describes vignettes, allegoric illustrations of Russian editions of the second half of XVIII century which support the idea of monarchy domination. Furthermore, it interprets emblematic compositions, attributes, Masonic symbols. The article gives a detailed account of rococo style in terms of book graphics of the period. It finds out pre-romantic trends in the book illustrations of the second half of XVIII and the beginning of XIX century. It also discovers a tendency towards sentimentalism of XIX century in Voltaire’s portrait in the edition of 1785. The described illustrations give evidence of persistent development and fruitful life of baroque and rococo traditions, enable us to appreciate the results and predict the tendency of Russian art development.

Keywords:

Russian illustrated books, baroque, rococo and pre-romantic trends, allegoric meaning, Masonic symbols, the second half of XVIII and the beginning of XIX century

Downloads

Download data is not yet available.

Author Biography

Tatiana V. Belyakova, Saint Petersburg State University; Saint Petersburg House of Youth

postgraduate of the Department of History of Russian art of the of the Faculty of History at the Saint Petersburg State University, teacher at the Saint Petersburg House of Youth

References

Литература

1. Острой О. С. История искусствоведческой библиографии в России (XI — нач. XX вв.). Л.: Гос. Публичная библиотека им. М. Е. Салтыкова-Щедрина, 1991. 222 с.

2. Герчук Ю. Я. История графики и искусства книги: Учебное пособие для студентов вузов. М.: Аспект Пресс, 2000. 320 с.

3. Сарабьянов Д. В. Россия и Запад. Историко-художественные связи. XVIII — начало XIX века. М.: Искусство — XXI век, 2003. 295 с.

4. Даниэль С. М. Рококо: от Ватто до Фрагонара. СПб.: Азбука-классика, 2010. 336 c.

5. Кондратьев А. И. Новиковские издания // Русская книга от начала письменности до 1800 года под ред. В. Я. Адарюкова, А. А. Сидорова. М.: Гос. изд-во. 1924. 382 с.

6. Тукалевский В. Н. Н. И. Новиков и И. Е. Шварц // Масонство в его прошлом и настоящем. Т. 1. М.: «ИКПА», 1991. 175 — 226.

7. Новиков Н. И. Опыт исторического словаря о российских писателях. СПб.: [Б. и.], 1772. 264 с.

8. Размышления о делах божьих в царстве натуры и провидения на каждый день года. Ч. 1. М.: Типогр. компании типографической, 1787. 256 с.

9. Соловьев О. Ф. Масонство. М.: АГРАФ, 2001. 432 с.

10. Соколовская Т. О. Обрядность вольных каменщиков // Масонство в его прошлом и настоящем. Т. 2. М.: «ИКПА», 1991. С. 80–117.

11. Перцев В. Н. Немецкое масонство в XVIII в. // Масонство в его прошлом и настоящем. Т. 1. М.: «ИКПА», 1991. С. 61–111.

12. Сочинения Г. Р. Державина. СПб.: Типогр. I. К. Шнора, 1808. 236 с.

13. Грузинцов А. Н. Петрияда. СПб.: Имп. типогр., 1812. 222 с.

14. Холл Д. Словарь сюжетов и символов в искусстве. М.: Крон-Пресс, 1997. 656 c.

15. Сахаров В. И. Романтизм и масонство в России: к проблеме метода и преемственности // Масоны в России: вчера… сегодня… завтра? Сб. науч. трудов. М.: Ин-т молодежи, 1999. С. 70–75.

16. Богданов Г. Историческое, географическое и топографическое описание Санкт-Петербурга, от начала заведения его, с 1703 по 1751 год. СПб. [Академия наук], 1779. 528 с.

17. Карев А. А. Классицизм в русской живописи. М.: Белый город, 2003. 312 с.

18. Ровинский Д. А. Подробный словарь русских граверов XVI–XIX вв. В 2 т.: Имп. Академия наук, 1895. Т. I. 448 стб.; Т. II. 449–1248 стб.

19. Вольтер Г. Человек в сорок талеров. СПб.: Типогр. у Шнора, 1785. 136 с.

20. Морозова С. В. Портрет в русской гравюре XVIII века. М.: Гос. исторический музей, 2010. 544 с.

21. Кольцова Л. А. Портрет в книжной графике первой половины XIX в. К вопросу творческой интерпретации // Русское искусство Нового времени. Сб. статей / ред.-сост. И. В. Рязанцев Вып. 10. М.: Памятники исторической мысли, 2006. С. 181–196.

22. Карев А. А. К вопросу о модификациях портретного образа в русской живописи и графике XVIII века // Русское искусство Нового времени. Сб. статей / ред.-сост. И. В. Рязанцев Вып. 8. М.: НИИ РАХ, 2004. С. 5–20.

23. Кольцова Л. А. «Картинка» в творчестве граверов-академистов первой четверти XIX века. К истории художественного оформления русских альманахов и сборников // Русское искусство Нового времени. Сб. статей / ред.-сост. И. В. Рязанцев Вып. 9. М.: Памятники исторической мысли, 2005. С. 209–231.

24. Российский театр. Ч. 4. СПб.: Имп. Академия наук, 1787. 308 с.

25. Херасков М. Эпические творения. М.: Университетская типогр. у Н. Новикова, 1787. 264 с.

26. Собрание сочинений Якова Княжнина. Т. 5. М.: В губернской типогр. у А. Решетникова, 1803. 321 с.

27. Львов П. Храм славы российских Иероев от Гостомысла до царствования Романовых. СПб.: Имп. Академия наук, 1803. 46 с.

28. Оленин А. Н. Письмо к графу А. И. Мусину-Пушкину о камне Тмутороканском, найденном на острове Тамани в 1972 году. СПб.: Медицинская типогр., 1806. 51 с.

29. Стенник Ю. В. Эстетическая мысль в Росси XVIII в. // Русская литература XVIII века в ее связях с искусством и наукой. Л.: Наука, 1986. С. 37–51.

30. Крекшин П. Н. Краткое описание славных и достопамятных дел императора Петра Великого, его знаменитых побед и путешествий в разные европейские государства, со многими разными и любопытства достойными происшествиями. М.: Типогр. А. Решетникова, 1808. 169 с.

References

1. Ostroi O. S. Istoriia iskusstvovedcheskoi bibliografii v Rossii (XI — nach. XX vv.). L.: Gos. Publichnaia biblioteka im. M. E. Saltykova-Shchedrina, 1991. 222 p.

2. Gerchuk Iu. Ia. Istoriia grafiki i iskusstva knigi: Uchebnoe posobie dlia studentov vuzov. M.: Aspekt Press, 2000. 320 p.

3. Sarab'ianov D. V. Rossiia i Zapad. Istoriko-khudozhestvennye sviazi. XVIII — nachalo XIX veka. M.: Iskusstvo — XXI vek, 2003. 295 p.

4. Daniel' S. M. Rokoko: ot Vatto do Fragonara. SPb.: Azbuka-klassika, 2010. 336 p.

5. Kondrat'ev A. I. Novikovskie izdaniia, Russkaia kniga ot nachala pis'mennosti do 1800 goda, pod red. V. Ia. Adariukova, A. A. Sidorova. M.: Gos. izd-vo. 1924. 382 p.

6. Tukalevskii V. N. N. I. Novikov i I. E. Shvarts, Masonstvo v ego proshlom i nastoiashchem. T. 1. M.: «IKPA», 1991. 175 — 226.

7. Novikov N. I. Opyt istoricheskogo slovaria o rossiiskikh pisateliakh. SPb.: [B. i.], 1772. 264 p.

8. Razmyshleniia o delakh bozh'ikh v tsarstve natury i provideniia na kazhdyi den' goda. Ch. 1. M.: Tipogr. kompanii tipograficheskoi, 1787. 256 p.

9. Solov'ev O. F. Masonstvo. M.: AGRAF, 2001. 432 p.

10. Sokolovskaia T. O. Obriadnost' vol'nykh kamenshchikov, Masonstvo v ego proshlom i nastoiashchem. T. 2. M.: «IKPA», 1991. p. 80–117.

11. Pertsev V. N. Nemetskoe masonstvo v XVIII v., Masonstvo v ego proshlom i nastoiashchem. T. 1. M.: «IKPA», 1991. S. 61–111.

12. Sochineniia G. R. Derzhavina. SPb.: Tipogr. I. K. Shnora, 1808. 236 p.

13. Gruzintsov A. N. Petriiada. SPb.: Imp. tipogr., 1812. 222 p.

14. Kholl D. Slovar' siuzhetov i simvolov v iskusstve. M.: Kron-Press, 1997. 656 p.

15. Sakharov V. I. Romantizm i masonstvo v Rossii: k probleme metoda i preemstvennosti, Masony v Rossii: vchera… segodnia… zavtra? Sb. nauch. trudov. M.: In-t molodezhi, 1999. p. 70–75.

16. Bogdanov G. Istoricheskoe, geograficheskoe i topograficheskoe opisanie Sankt-Peterburga, ot nachala zavedeniia ego, s 1703 po 1751 god. SPb. [Akademiia nauk], 1779. 528 p.

17. Karev A. A. Klassitsizm v russkoi zhivopisi. M.: Belyi gorod, 2003. 312 p.

18. Rovinskii D. A. Podrobnyi slovar' russkikh graverov XVI–XIX vv. V 2 t.: Imp. Akademiia nauk, 1895. T. I. 448 stb.; T. II. 449–1248 stb.

19. Vol'ter G. Chelovek v sorok talerov. SPb.: Tipogr. u Shnora, 1785. 136 p.

20. Morozova S. V. Portret v russkoi graviure XVIII veka. M.: Gos. istoricheskii muzei, 2010. 544 p.

21. Kol'tsova L. A. Portret v knizhnoi grafike pervoi poloviny XIX v. K voprosu tvorcheskoi interpretatsii, Russkoe iskusstvo Novogo vremeni. Sb. statei, red.-sost. I. V. Riazantsev Vyp. 10. M.: Pamiatniki istoricheskoi mysli, 2006. S. 181–196.

22. Karev A. A. K voprosu o modifikatsiiakh portretnogo obraza v russkoi zhivopisi i grafike XVIII veka, Russkoe iskusstvo Novogo vremeni. Sb. statei, red.-sost. I. V. Riazantsev Vyp. 8. M.: NII RAKh, 2004. p. 5–20.

23. Kol'tsova L. A. «Kartinka» v tvorchestve graverov-akademistov pervoi chetverti XIX veka. K istorii khudozhestvennogo oformleniia russkikh al'manakhov i sbornikov, Russkoe iskusstvo Novogo vremeni. Sb. statei, red.-sost. I. V. Riazantsev Vyp. 9. M.: Pamiatniki istoricheskoi mysli, 2005. p. 209–231.

24. Rossiiskii teatr. Ch. 4. SPb.: Imp. Akademiia nauk, 1787. 308 p.

25. Kheraskov M. Epicheskie tvoreniia. M.: Universitetskaia tipogr. u N. Novikova, 1787. 264 p.

26. Sobranie sochinenii Iakova Kniazhnina. T. 5. M.: V gubernskoi tipogr. u A. Reshetnikova, 1803. 321 p.

27. L'vov P. Khram slavy rossiiskikh Ieroev ot Gostomysla do tsarstvovaniia Romanovykh. SPb.: Imp. Akademiia nauk, 1803. 46 p.

28. Olenin A. N. Pis'mo k grafu A. I. Musinu-Pushkinu o kamne Tmutorokanskom, naidennom na ostrove Tamani v 1972 godu. SPb.: Meditsinskaia tipogr., 1806. 51 p.

29. Stennik Iu. V. Esteticheskaia mysl' v Rossi XVIII v., Russkaia literatura XVIII veka v ee sviaziakh s iskusstvom i naukoi. L.: Nauka, 1986. p. 37–51.

30. Krekshin P. N. Kratkoe opisanie slavnykh i dostopamiatnykh del imperatora Petra Velikogo, ego znamenitykh pobed i puteshestvii v raznye evropeiskie gosudarstva, so mnogimi raznymi i liubopytstva dostoinymi proisshestviiami. M.: Tipogr. A. Reshetnikova, 1808. 169 p.

Published

2013-05-27

How to Cite

Belyakova, T. V. . (2013). Stylistic polyphony in Russian art of the second half of XVIII and the beginning of XIX century. On the example of book graphics. Vestnik of Saint Petersburg University. Arts, 3(2), 102–114. Retrieved from https://artsjournal.spbu.ru/article/view/2351

Issue

Section

Visual arts