Пьер Паоло Пазолини и его миф: «Трилогия жизни» полвека спустя

Авторы

  • Франциска Фуртай Ленинградский государственный университет им. А. С. Пушкина

DOI:

https://doi.org/10.21638/spbu15.2022.103

Аннотация

Делается попытка анализа великой трилогии Пазолини, включающей фильмы «Декамерон», «Кентерберийские рассказы», «Цветок тысячи и одной ночи», с учетом полувековой временной дистанции. Задача статьи — показать ее многослойность, которая служит основанием для разного понимания и оценок произведения, имевших место при жизни Пазолини и спустя десятилетия после его трагического и загадочного ухода. Также обращается внимание на различие приемов художественной выразительности между элементами литературного образа (фонемами) и кинематографической визуальностью (кинемами), с которыми так много экспериментировал Пазолини. Не соглашаясь с устоявшейся точкой зрения, сравнивающей «Трилогию жизни» с дантовским делением на Ад, Чистилище и Рай, автор статьи полагает, что фильмы, созданные Пазолини на основе литературных произведений, некорректно рассматривать в качестве аналогий с метафизическим «вертикальным» путешествием Данте в посмертные миры. Напротив, передвижения в трилогии Пазолини — юг, северо-запад, восток — «горизонтальные», земные и даже хронологически почти совпадают. «Трилогия жизни» Пазолини — это скорее три жизненных модуля, с которыми встречается человек: «Декамерон» — бытовая повседневность в ее отношениях с искусством (схожую коллизию мы наблюдаем в «Андрее Рублеве» А. Тарковского), «Кентерберийские рассказы» — выражение радости жизни, связанное с комичностью человеческой телесности, «Цветок тысячи и одной ночи» — греза-сказка о всепобеждающей любви в антураже чарующего Востока, увиденного глазами европейца. Именно поэтому эти фильмы можно по праву назвать «Трилогией жизни».

Ключевые слова:

итальянское кино, Пьер Паоло Пазолини, «Трилогия жизни», маргинал-пассионарий, фонемы, кинемы, кинообраз, философия жизни, авторское кино, семиотика кино

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.
 

Биография автора

Франциска Фуртай, Ленинградский государственный университет им. А. С. Пушкина

доктор искусствоведения, профессор

Библиографические ссылки

Литература

1. Пазолини, Пьер Паоло. Шпана: роман. Пер. Ирина Заславская. М.: Глагол, 2006.

2. Сичилиано, Энцо. Жизнь Пазолини. Пер. Ирина Соболева. СПб.; М.: Лимбус Пресс; Изд-во К. Тублина, 2012. (Впервые на русском).

3. Лимонов, Эдуард. Священные монстры. СПб.: Питер, 2019. (Публицистический роман).

4. “Filmografia. L’elenco completo dei film realizzati”. pierpaolopasolini.it. Дата обращения: ноябрь 20, 2021. http://www.pierpaolopasolini.it/filmografia.htm.

5. Blandeau, Agnès. Pasolini, Chaucer and Boccaccio. Two Medieval Texts and Their Translation to Film. Jefferson: McFarland, 2006.

6. Ferrara, Enrica Maria. “The Author Re-codified: Pasolini between Giotto and Boccaccio”. Heliotropia 14 (2017): 343–59. Дата обращения: август 8, 2021. https://www.brown.edu/Departments/Italian_Studies/heliotropia/14/ferrara.pdf.

7. Rumble, Patrick. Allegories of Contamination: Pier Paolo Pasolini’s Trilogy of Life. 2nd ed. Toronto: University of Toronto Press, 1996. (Toronto Italian Studies).

8. Vecce, Carlo. “La scoperta della gioia: Pasolini e la Trilogia della vita, in Eros latin”. In Eros latin. Atti del Convegno Internazionale Procida 13–15 settembre 2012, a cura di Michele Costagliola d’Abele, Camille Dumoulié, Carlo Vecce, 295–301. Napoli: Università degli Studi di Napoli “L’Orientale”, 2014.

9. Foortai, Francisca. “Italy-Russia: Futurism and Revolution”. In Russia 1917. La rivoluzione di Ottobre nel contesti politici, sociale, religiosi e culturale. Studi e ricerche internazzionale, a cura di Francesco Randazzo, 333–40. Perugia: Libellula, 2018.

10. Foortai, Francisca. “The Mad Hero of Cinema: Scientist as a Mirror of Existential Fears”. Global Journal of Human-Social Science: A, Arts & Humanities — Psychology 20, no. 12 (2020): 7–17.

11. Foortai, Francisca. ”Simulating the Meaning and Meaning of the Simulation: New Narrative Strategies in the Video (Analysing the Clip ‘Iridescent’ by Linkin Park)”. History Research 9, no. 1 (2021): 31–8.

12. “Список Тарковского”. ivi. Дата обращения: ноябрь 20, 2021. https://www.ivi.ru/titr/goodmovies/77-filmov-spisok-tarkovskogo.

13. Erickson, Hal. “The Decameron. Synopsis by Hal Erickson”. AllMovie. Дата обращения: август 8, 2021. https://www.allmovie.com/movie/the-decameron-v12991.

14. Vecce, Carlo. “Dal Boccaccio napoletano a Pasolini”. In La letteratura degli Italiani. Rotte confini passaggi. Atti del XIV Congresso dell’Associazione degli Italianisti, Genova, 15–18 settembre 2010, a cura di Alberto Beniscelli, Quinto Marini, Luigi Surdich, s. p. Novi Ligure: Città del silenzio edizioni, 2012.

15. Пазолини, Пьер Паоло. “Поэтическое Кино”. Пер. Н. Нусинов. В изд. Строение фильма: некоторые проблемы анализа произведений экрана: сборник статей, сост. К. Разлогов, коммент. М. Ямпольский, 45–66. М.: Радуга, 1984.

16. Hassen, Kristie. “The Canterbury Tales. Synopsis by Kristie Hassen”. AllMovie. Дата обращения: август 8, 2021. https://www.allmovie.com/movie/the-canterbury-tales-v8043.

17. Firsching, Robert. “Arabian Nights. Synopsis by Robert Firsching”. AllMovie. Дата обращения: август 8, 2021. https://www.allmovie.com/movie/v2745.

18. Бергман, Ингмар. Laterna magica. Пер. А. Афиногенов. М.: АСТ, 2019. (Эксклюзивная классика).

19. Тарковский, Андрей. “Запечатленное время”. Искусство кино, no. 12 (2001). Дата обращения: август 8, 2021. https://old.kinoart.ru/archive/2001/12/n12-article5.

20. Шекспир, Уильям. Буря. Пер. М. Донской. СПб.: Азбука, 2011. (Азбука-классика).

References

1. Pasolini, Pier Paolo. The Ragazzi: Novel. Rus. ed. Transl. by Irina Zaslavskaia. Moscow: Glagol Publ., 2006. (In Russian)

2. Siciliano, Enzo. The Life of Pasolini. Rus. ed. Transl. by Irina Soboleva. St Petersburg; Moscow: Limbus Press; Izd-vo K. Tublina Publ., 2012. (Vpervye na russkom). (In Russian)

3. Limonov, Eduard. Sacred Monsters. St Petersburg: Piter Publ., 2019. (Publitsisticheskii roman). (In Russian)

4. “Filmografia. L’elenco completo dei film realizzati”. pierpaolopasolini.it. Accessed November 20, 2021. http://www.pierpaolopasolini.it/filmografia.htm.

5. Blandeau, Agnès. Pasolini, Chaucer and Boccaccio. Two Medieval Texts and Their Translation to Film. Jefferson: McFarland, 2006.

6. Ferrara, Enrica Maria. “The Author Re-codified: Pasolini between Giotto and Boccaccio”. Heliotropia 14 (2017): 343–59. Accessed August 8, 2021. https://www.brown.edu/Departments/Italian_Studies/heliotropia/14/ferrara.pdf.

7. Rumble, Patrick. Allegories of Contamination: Pier Paolo Pasolini’s Trilogy of Life. 2nd ed. Toronto: University of Toronto Press, 1996. (Toronto Italian Studies).

8. Vecce, Carlo. “La scoperta della gioia: Pasolini e la Trilogia della vita, in Eros latin”. In Eros latin. Atti del Convegno Internazionale Procida 13–15 settembre 2012, a cura di Michele Costagliola d’Abele, Camille Dumoulié, Carlo Vecce, 295–301. Napoli: Università degli Studi di Napoli “L’Orientale”, 2014.

9. Foortai, Francisca. “Italy-Russia: Futurism and Revolution”. In Russia 1917. La rivoluzione di Ottobre nel contesti politici, sociale, religiosi e culturale. Studi e ricerche internazzionale, a cura di Francesco Randazzo, 333–40. Perugia: Libellula, 2018.

10. Foortai, Francisca. “The Mad Hero of Cinema: Scientist as a Mirror of Existential Fears”. Global Journal of Human-Social Science: A, Arts & Humanities — Psychology 20, no. 12 (2020): 7–17.

11. Foortai, Francisca. ”Simulating the Meaning and Meaning of the Simulation: New Narrative Strategies in the Video (Analysing the Clip ‘Iridescent’ by Linkin Park)”. History Research 9, no. 1 (2021): 31–8.

12. “The List of Tarkovsky”. ivi. Accessed November 20, 2021. https://www.ivi.ru/titr/goodmovies/77-filmov-spisok-tarkovskogo. (In Russian)

13. Erickson, Hal. “The Decameron. Synopsis by Hal Erickson”. AllMovie. Accessed August 8, 2021. https://www.allmovie.com/movie/the-decameron-v12991.

14. Vecce, Carlo. “Dal Boccaccio napoletano a Pasolini”. In La letteratura degli Italiani. Rotte confini passaggi. Atti del XIV Congresso dell’Associazione degli Italianisti, Genova, 15–18 settembre 2010, a cura di Alberto Beniscelli, Quinto Marini, Luigi Surdich, s. p. Novi Ligure: Città del silenzio edizioni, 2012.

15. Pasolini, Pier Paolo. “Poetic Cinema”. Rus. ed. Transl. by N. Nusinov. In Stroenie fil’ma: nekotorye problemy analiza proizvedenii ekrana: sbornik statei, comp. by K. Razlogov, comment. by M. Iampol’skii, 45–66. Moscow: Raduga Publ., 1984. (In Russian)

16. Hassen, Kristie. “The Canterbury Tales. Synopsis by Kristie Hassen”. AllMovie. Accessed August 8, 2021. https://www.allmovie.com/movie/the-canterbury-tales-v8043.

17. Firsching, Robert. “Arabian Nights. Synopsis by Robert Firsching”. AllMovie. Accessed August 8, 2021. https://www.allmovie.com/movie/v2745.

18. Bergman, Ingmar. Laterna magica. Transl. by A. Afinogenov. Moscow: AST Publ., 2019. (Ekskliuzivnaia klassika). (In Russian)

19. Tarkovskii, Andrei. “Captured Time”. Iskusstvo kino, no. 12 (2001). Accessed August 8, 2021. https://old.kinoart.ru/archive/2001/12/n12-article5. (In Russian)

20. Shakespeare, William. The Tempest. Rus. ed. Transl. by M. Donskoi. St Petersburg: Azbuka Publ., 2011. (Azbuka-klassica). (In Russian)

Загрузки

Опубликован

05.04.2022

Как цитировать

Фуртай, Ф. . (2022). Пьер Паоло Пазолини и его миф: «Трилогия жизни» полвека спустя. Вестник Санкт-Петербургского университета. Искусствоведение, 12(1), 50–68. https://doi.org/10.21638/spbu15.2022.103

Выпуск

Раздел

Кино