Некоторые замечания о живописном плафоне Бартоломео Тарсиа из Танцевального зала Большого Петергофского дворца

Авторы

DOI:

https://doi.org/10.21638/spbu15.2022.404

Аннотация

Статья посвящена живописному плафону, написанному в середине XVIII в. венецианским художником Бартоломео Тарсиа для Танцевального зала Большого Петергофского дворца. Произведение трагически погибло во время Великой Отечественной войны и было воссоздано советскими художниками во второй половине прошлого столетия по сохранившимся довоенным фотографиям и подготовительному рисунку. Именно эти документы легли в основу нашего исследования. Начиная с XIX в. за плафоном закрепилось название «Аполлон и музы на Парнасе». Внимательное изучение и анализ подготовительного рисунка Тарсиа наряду с обращением к известным прототипам из западноевропейской живописи позволили прийти к некоторым заключениям о сюжете плафона, характере его иконографии, а также пересмотреть устоявшееся толкование. В частности, нами рассмотрена проблема, связанная с особенностями иконографии Парнаса и Геликона, также отмечено соприсутствие на плафоне фигур Минервы, муз и Пегаса, отсылающих к одному конкретному сюжету из «Метаморфоз» Овидия. Обнаружено, что в родной художнику Венецианской республике, в городе Падуе, находится соотносимый по времени создания и содержанию плафон работы Джузеппе Ле Гру, известный под названием «Торжество наук». Подобно «Парнасу», за сюжетом с Минервой и/или Аполлоном и музами на горе Геликон закрепилось аллегорическое значение — процветание и прославление наук и искусств. Аллегорический характер носит и петергофской плафон. Изображение венчающей композицию верховной богини Юноны служит тому дополнительным подтверждением, а также позволяет отнести плафон к примерам воплощения женской мифологической иконографии, что в целом соответствует логике декоративного убранства дворца и отвечает духу времени. Кроме того, в работе предлагаются возможные параллели с другими произведениями середины XVIII столетия, с которыми плафон Тарсиа обнаруживает идейное и композиционное сходство. Среди таких примеров — одна из иллюстраций Джамбаттисты Пьяццетты для грандиозного венецианского издания «Освобожденного Иерусалима» Торквато Тассо 1745 г.

Ключевые слова:

Бартоломео Тарсиа, Большой Петергофский дворец, декоративно-монументальная живопись, искусство XVIII в., Торквато Тассо, Освобожденный Иерусалим, Джамбаттиста Пьяццетта, Минерва, Геликон, Парнас

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.
 

Библиографические ссылки

Литература

1. Гейченко, Семен. Большой Петергофский дворец. Л.: Изд-е Леноблисполкома и Ленсовета, 1936.

2. Salmina-Haskell, Larissa. “Bartolomeo Tarsia as Draughtsman”. In Venezia. Settecento. Studi in memoria di Alessandro Bettagno, a cura di Božena Anna Kowalczyk, 197–207. Milano: Silvana Editoriale, 2015.

3. Малиновский, Константин. Материалы Якоба Штелина. 3 тома. СПб.: Крига, 2015, т. 1.

4. Malinovskij, Konstantin. “Le relazioni artistiche fra Venezia e San Pietroburgo nel Settecento”. Antichità viva XXXII, no. 5 (1993): 46–51.

5. Соколова, Яна. “Венецианские живописцы в России в эпоху Елизаветы Петровны: творческий и рабочий процесс”. Искусствознание 3 (2020): 226–53.

6. Белковская, Валентина. “Воссоздание живописи Парадной лестницы и Танцевального зала. Мастера послевоенной школы”. В изд. Послевоенная реставрация: век нынешний и век минувший: сб. статей по материалам науч.-практ. конф. ГМЗ “Петергоф” 2010, ред. Ольга Капполь, 63–8. СПб.: Европейский дом, 2010. (Проблемы сохранения культурного наследия. XXI век, т. I).

7. Гейрот, Александр. Описание Петергофа 1501–1868. СПб.: тип. Имп. Акад. наук, 1868.

8. Шеманский, Анатолий, и Семен Гейченко. Петергоф — историко-бытовой музей XVIII века. Большой дворец. М.; Л.: Гос. изд. изобразит. иск-в, 1932.

9. Гуревич, Илья, Вадим Знаменов, и Елена Мясоедова. Большой Петергофский дворец, Л.: Лениздат, 1979.

10. Яранцев, Владимир, и Наталья Силантьева. “Автопортрет Екатерины II в интерьере”. В изд. Жизнь дворца: публичное и приватное: сб. статей по материалам науч.-практ. конф. ГМЗ “Петергоф”, 127–48. СПб.: Европейский дом, 2014. (Проблемы сохранения культурного наследия. XXI век, т. IV).

11. Лакомб де Презель, Оноре. Иконологический лексикон, или Руководство к познанию живописного и резнаго художеств, медалей, эстампов и проч. с описанием, взятым из разных древних и новых стихотворцев. СПб.: тип. Имп. Акад. наук, 1763.

12. Pace, Clare. “Numi de’ poeti, e della musica”: Claude Lorrain’s Minerva Visiting the Muses. Artibus et Historiae 29, no. 57 (2008): 125–48.

13. Гесиод. “О происхождении богов (Теогония)”. Эллинские поэты. Пер. Викентий Вересаев, 169–202. М.: Художественная литература, 1963.

14. Hall, James. Dizionario dei soggetti e dei simboli nell’arte. Milano: Longanesi, 2018.

15. Langdon, Helen. “Claude, Apollo and the Muse”. Storia dell’arte 112 (n. s. 12), 2005: 7–22.

16. Kitson, Michael. Claude Lorrain: Liber Veritatis. London: British Museum Publications Ltd for the Trustees of the British Museum, 1978.

17. Онлайн-каталог. Бостонский Музей изящных искусств. Дата обращения март 19, 2021. https://collections.mfa.org/objects/31442/apollo-and-the-muses-on-mount-helicon?ctx=c0188506-d538-4591-a4eb-4e6fb42f5870&idx=7.

18. Овидий Назон, Публий. Метаморфозы. М.: Художественная литература, 1977.

19. Bury, Emmanuel, and Jean-Claude Boyer. Claude le Lorrain et le monde de dieux: catalogue d’exposition. Paris: Reunion des musees nationaux, 2001.

20. Ton, Denis. “Biblioteca Carmeli”. In Affreschi nei palazzi di Padova. Il Sei e Settecento, a cura di Vincenzo Mancini, Andrea Tomezzoli, Denis Ton, 232–41. Verona: Scripta edizioni, 2018.

21. Стецкевич, Елена. Рисовальная палата Петербургской академии наук (1724–1766). СПб.: Наука, 2011.

22. Успенский, Александр. “Словарь художников, писавших в XVIII веке в Императорских дворцах”. В изд. Императорские дворцы. 2 тома. М.: Печатня А. И. Снегиревой, 1913, т. 1.

23. Корндорф, Анна. Дворцы Химеры. Иллюзорная архитектура и политические аллюзии придворной сцены. М.: Прогресс-Традиция, 2011.

24. Бенуа, Александр. Царское Село в царствование императрицы Елизаветы Петровны. 1910. Репринт. СПб.: Альфарет, 2009.

25. Успенский, Александр. “Материалы для описания Императорского Зимнего дворца”. Художественные сокровища России VI, no. 8–12 (1906): 117–60.

26. Disegni veneti del Museo di Leningrado: catalogo della mostra, a cura di Larissa Salmina. Venezia: Neri Pozza Editore, 1964.

27. Беспятых, Юрий. Петербург Анны Иоанновны в иностранных описаниях. СПб.: Блиц, 1997.

28. Lo Giudice, Chiara. Felice Polanzani. Incisore tra Venezia e Roma. Padova: Editrice Elzeviro, 2014.

29. Tasso, Torquato. La Gerusalemme liberata, Venezia: Giambattista Albrizzi, 1745. https://doi.org/10.11588/diglit.5052

30. Tasso, Torquato. La Gerusalemme liberata di Torquato Tasso con le figure di Giambattista Piazzetta. Alla sacra real maestà di Maria Teresa d’Austria Regina d’Ungheria, et Boemia, Venezia: Giambattista Albrizzi, 1745. Дата обращения март 19, 2021. https://gallica.bnf.fr/ark:/12148/bpt6k1512102f/f1.item.

31. Pancheri, Roberto. “Il vescovo, l’ostensorio e il serpente: il San Norberto di Francesco Guardi a Castel Thun”. Studi Trentini. Arte 91, no. 1 (2012): 67–92.

32. Carpanè, Lorenzo. “La fortuna editoriale tassiana dal ‘500 ai giorni nostri”. Italianistica: Rivista di letteratura italiana 24, no. 2–3 (1995): 541–57.

33. Ardissino, Erminia. “Rassegna degli studi per il quarto centenario tassiano”. Lettere italiane 54, no. 4 (2000): 624–61.

34. Mariuz, Adriano. “La Gerusalemme Liberata di Torquato Tasso con le figure di Giambattista Piazzetta”. In Libro e incisione a Venezia e nel Veneto, 33–60, Vicenza: N. Pozza, 1988.

35. Argan, Giulio Carlo. “Il Tasso e le arti figurative”. In Torquato Tasso, a cura di Comitato per le celebrazioni di Torquato Tasso, Ferrara 1954, 209–27. Milano: Marzorati, 1957.

36. Torquato Tasso tra letteratura, musica, teatro e arti figurative, catalogo della mostra, a cura di Andrea Buzzoni. Bologna: Nuova Alfa, 1985.

37. Scrivano, Riccardo. “Ermeneutica tassiana e pittura”. Italianistica: rivista di letteratura italiana 24, no. 2/3 (1995): 633–48.

38. Dobrzanski, Christa. “La Gerusalemme Liberata” / Inspirationsquelle und bildkünstlerische Umsetzung bei Giambattista Tiepolo, Giambattista Piazzetta und Antonio Guardi. Masterarbeit. Universität Wien, 2016.

39. Сводный каталог русской книги гражданской печати XVIII века. 1725–1800. 3 тома. М.: Книга, 1966, т. 3.

40. Baracchi Bavagnoli, Mietta. “Echi e suggestioni dell’opera del Tasso nella Russia di Pietro il Grande”. In Torquato Tasso. Cultura e poesia: atti del convegno, a cura di Mariarosa Masoero, 185–200, Torino: Scriptorium, 1997.

41. Горохова, Раиса. “Торквато Тассо в России XVIII века (материалы к истории восприятия)”. В изд. Россия и Запад. Из истории литературных отношений, ред. Михаил Алексеев, 105–63. Л.: Наука, 1973.

42. Сомов, Владимир. “Круг чтения петербургского общества в начале 1760-х годов (из истории библиотеки графа А. С. Строганова)”. XVIII век: сборник 22 (2002): 200–34.

43. Огаркова, Наталия. Церемонии, празднества, музыка русского двора. XVIII — начало XIX века. СПб.: Дмитрий Буланин, 2002.

44. Sartori, Claudio. I libretti italiani a stampa delle origini al 1800, 7 vols. Cuneo: Bertola & Locatelli, 1991, vol. III.

45. Giust, Anna. Cercando l’opera russa. Milano: Feltrinelli, 2015.

46. Artemieva, Irina. “La fortuna di Pietro Rotari e Giambettino Cignaroli in Russia”. In Il Settecento a Verona: Tiepolo, Cignaroli, Rotari. La nobiltà della pittura: catalogo della mostra, a cura di Fabrizio Magani, Paolo Marini, Andrea Tomezzoli, 64–73. Milano: Skira, 2011.

References

1. Gejchenko, Semen. The Great Peterhof Palace. Leningrad: Lenoblispolkoma i Lensoveta Publ., 1936. (In Russian)

2. Salmina-Haskell, Larissa. “Bartolomeo Tarsia as Draughtsman”. In Venezia. Settecento. Studi in memoria di Alessandro Bettagno, a cura di Božena Anna Kowalczyk, 197–207. Milano: Silvana Editoriale, 2015.

3. Malinovskij, Konstantin. Materials by Jacob Stäehlin, 3 vols. St Petersburg: Kriga Publ., 2015, vol. 1. (In Russian)

4. Malinovskij, Konstantin. “Le relazioni artistiche fra Venezia e San Pietroburgo nel Settecento”. Antichità viva XXXII, no. 5 (1993): 46–51.

5. Sokolova, Iana. “Venetian painters in Russia in the age of Elizabeth Petrovna: working details and creative process”. Iskusstvoznanie 3 (2020): 226–53. (In Russian)

6. Belkovskaja, Valentina. “Recreation of the painting of the Main Staircase and the Ballroom. Post-war school masters”. In Post-war restoration: the present century and the past century: collection of articles based on scientific-practical materials conferences GMZ “Peterhof” 2010, ed. Ol’ga Kappol’, 63–8. St Petersburg: Evropeiskii dom Publ., 2010. (Problems of preservation of cultural heritage. XXI century, vol. 1). (In Russian)

7. Gejrot, Aleksandr. Description of Peterhof 1501–1868. St Petersburg: Imperatorskaia Akademiia nauk Publ., 1868. (In Russian)

8. Shemanskij, Anatolij, and Semen Gejchenko. Peterhof like a historical and household museum of the 18th century. The Grand Palace. Мoscow; Leningrad: Gosudarsttvennoie izdatel’stvo izobrazitel’nykh iskusstv Publ., 1932. (In Russian)

9. Gurevich, Ilja, Vadim Znamenov, and Elena Mjasoedova. The Great Peterhof Palace, Leningrad: Lenizdat Publ., 1979. (In Russian)

10. Yarantsev, Vladimir, and Natalya Silanteva. “Self-portrait of Catherine II in the interior”. In Palace life: public and private: coll. of articles based on scientific-practical materials conf. GMZ “Peterhof”, 127–48. St Petersburg: Evropejskij dom Publ., 2014. (Problems of preservation of cultural heritage. XXI century, vol. IV). (In Russian)

11. Lacombe de Prezel, Honoré. Iconological lexicon, or Guide to the knowledge of pictorial and carved arts, medals, prints, etc. with descriptions taken from various ancient and new poets. St Petersburg: Imperatorskaia Akademiia nauk Publ., 1763. (In Russian)

12. Pace, Clare. “Numi de’ poeti, e della musica”: Claude Lorrain’s Minerva Visiting the Muses”. Artibus et Historiae 29, no. 57 (2008): 125–48.

13. Hesiod. “The genealogy or birth of the gods (Theogony)”. In Hellenistic poets, transl. by Vikentii Veresaev, 169–202. Moscow: Khudozhestvennaja literatura Publ., 1963. (In Russian)

14. Hall, James. Dizionario dei soggetti e dei simboli nell’arte. Milano: Longanesi, 2018.

15. Langdon, Helen. “Claude, Apollo and the Muse”. Storia dell’arte 112 (n. s. 12), 2005: 7–22.

16. Kitson, Michael. Claude Lorrain: Liber Veritatis. London: British Museum Publications Ltd for the Trustees of the British Museum, 1978.

18. Ovidius Naso, Publius. Metamorphoses. Moscow: Khudozhestvennaia literatura Publ., 1977. (In Russian)

19. Bury, Emmanuel, and Jean-Claude Boyer. Claude le Lorrain et le monde de dieux: catalogue d’exposition. Paris: Reunion des musees nationaux, 2001.

20. Ton, Denis. “Biblioteca Carmeli”. In Affreschi nei palazzi di Padova. Il Sei e Settecento, a cura di Vincenzo Mancini, Andrea Tomezzoli, Denis Ton, 232–41. Verona: Scripta edizioni, 2018.

21. Stetskevich, Elena. Drawing Chamber of the St Petersburg Academy of Sciences (1724–1766). St Petersburg: Nauka Publ., 2011. (In Russian)

22. Uspenskij, Aleksandr. “Dictionary of artists who worked in the 18th century in the Imperial Palaces”. In Imperial palaces. 2 vols. Moscow: Pechatnia А. I. Snegirevoi Publ., 1913, vol. 1. (In Russian)

23. Korndorf, Anna. Palaces of the Chimera. Illusory architecture and political allusions of the court scene. Moscow: Progress-Traditsiia Publ., 2011. (In Russian)

24. Benois, Aleksandr. Tsarskoe Selo during the reign of Empress Elizabeth Petrovna. 1910. Reprint. St Petersburg: Alfaret Publ., 2009. (In Russian)

25. Uspenskij, Aleksandr. “Materials for describing the Imperial Winter Palace”. Artistic treasures of Russia VI, no. 8–12 (1906): 117–60. (In Russian)

26. Disegni veneti del Museo di Leningrado: catalogo della mostra, a cura di Larissa Salmina. Venezia: Neri Pozza Editore, 1964.

27. Bespjatykh, Jurij. Anna Ioannovna’s Petersburg in foreign descriptions. St Petersburg: Blits Publ., 1997. (In Russian)

28. Lo Giudice, Chiara. Felice Polanzani. Incisore tra Venezia e Roma. Padova: Editrice Elzeviro, 2014.

29. Tasso, Torquato. La Gerusalemme liberata, Venezia: Giambattista Albrizzi, 1745. https://doi.org/10.11588/diglit.5052

30. Tasso, Torquato. La Gerusalemme liberata di Torquato Tasso con le figure di Giambattista Piazzetta. Alla sacra real maestà di Maria Teresa d’Austria Regina d’Ungheria, et Boemia, Venezia: Giambattista Albrizzi, 1745. Accessed March 19, 2021. https://gallica.bnf.fr/ark:/12148/bpt6k1512102f/f1.item.

31. Pancheri Roberto, “Il vescovo, l’ostensorio e il serpente : il San Norberto di Francesco Guardi a Castel Thun”. Studi Trentini. Arte 91, no. 1 (2012): 67–92.

32. Carpanè, Lorenzo. “La fortuna editoriale tassiana dal ‘500 ai giorni nostri”. Italianistica: Rivista di letteratura italiana 24, no. 2–3 (1995): 541–57.

33. Ardissino, Erminia. “Rassegna degli studi per il quarto centenario tassiano”. Lettere italiane 54, no. 4 (2000): 624–61.

34. Mariuz, Adriano. “La Gerusalemme Liberata di Torquato Tasso con le figure di Giambattista Piazzetta”. In Libro e incisione a Venezia e nel Veneto, 33–60. Vicenza: N. Pozza, 1988.

35. Argan, Giulio Carlo. “Il Tasso e le arti figurative”. In Torquato Tasso, a cura di Comitato per le celebrazioni di Torquato Tasso, Ferrara 1954, 209–27. Milano: Marzorati, 1957.

36. Torquato Tasso tra letteratura, musica, teatro e arti figurative, catalogo della mostra, a cura di Andrea Buzzoni. Bologna: Nuova Alfa, 1985.

37. Scrivano, Riccardo. “Ermeneutica tassiana e pittura”. Italianistica: rivista di letteratura italiana 24, no. 2/3 (1995): 633–48.

38. Dobrzanski, Christa. “La Gerusalemme Liberata” / Inspirationsquelle und bildkünstlerische Umsetzung bei Giambattista Tiepolo, Giambattista Piazzetta und Antonio Guardi. Masterarbeit. Universität Wien, 2016.

39. Consolidated catalog of the Russian book of the civil press of the 18th century. 1725–1800. 3 vols. Мoscow: Kniga Publ., 1966, vol. 3. (In Russian)

40. Baracchi Bavagnoli, Mietta. “Echi e suggestioni dell’opera del Tasso nella Russia di Pietro il Grande”. In Torquato Tasso. Cultura e poesia: atti del convegno, a cura di Mariarosa Masoero, 185–200. Torino: Scriptorium, 1997.

41. Gorokhova, Raisa. “Torquato Tasso in Russia in the 18th century (materials for the history of perception)”. In Russia and the West. From the history of literary relations, ed. Mikhail Alekseev, 105–63. Leningrad: Nauka Publ., 1973. (In Russian)

42. Somov, Vladimir. “The reading circle of the Petersburg society in the early 1760s (from the history of the library of Count A. S. Stroganov)”. XVIII century 22 (2002): 200–34. (In Russian)

43. Ogarkova, Natalia. Ceremonies, celebrations, music of the Russian court. XVIII — early XIX century. St Petersburg: Dmitrij Bulanin, 2002. (In Russian)

44. Sartori, Claudio. I libretti italiani a stampa delle origini al 1800. 7 vols. Cuneo: Bertola & Locatelli, 1991, vol. 3.

45. Giust, Anna. Cercando l’opera russa. Milano: Feltrinelli, 2015.

46. Artemieva, Irina. “La fortuna di Pietro Rotari e Giambettino Cignaroli in Russia”. In Il Settecento a Verona: Tiepolo, Cignaroli, Rotari. La nobiltà della pittura: catalogo della mostra, a cura di Fabrizio Magani, Paolo Marini, Andrea Tomezzoli, 64–73. Milano: Skira, 2011.

Загрузки

Опубликован

30.12.2022

Как цитировать

Соколова, Я. С. (2022). Некоторые замечания о живописном плафоне Бартоломео Тарсиа из Танцевального зала Большого Петергофского дворца. Вестник Санкт-Петербургского университета. Искусствоведение, 12(4), 628–646. https://doi.org/10.21638/spbu15.2022.404

Выпуск

Раздел

Изобразительное искусство