Религиозная тема в творчестве Г.И. Гуркина

Авторы

  • Светлана Яковлевна Щеброва Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена; Социологический институт РАН — филиал Федерального научно-исследовательского социологического центра РАН https://orcid.org/0000-0002-2728-0730

DOI:

https://doi.org/10.21638/spbu15.2024.206

Аннотация

В статье исследуется религиозная тема в произведениях первого профессионального художника Горного Алтая Григория Ивановича Гуркина (1870–1937). Талантливый мастер пейзажа, ученик Ивана Ивановича Шишкина, Гуркин стал широко известен после первой персональной выставки в Томске в 1907 г. В период Февральской революции он был избран председателем Алтайской горной думы, за что подвергся политическому преследованию большевиками и вынужден был скрываться в Монголии и Туве с 1919 по 1925 г. Тоска по родине заставила Гуркина вернуться в Горный Алтай, однако для советской власти он остался политически неблагонадежным, и в 1937 г. художник был расстрелян по приговору НКВД. После реабилитации в 1956 г. жизнь и творчество Гуркина стали предметом многих исследований, а после создания Республики Алтай в 1992 г. Гуркин превратился в символ национальной и культурной идентичности. В условиях реконструкции в республике бурханистских и шаманистских практик актуально изучение живописных и графических работ Гуркина, запечатлевших религиозные представления, существовавшие в Горном Алтае в конце XIX — начале XX в. В результате культурологического и семиотического анализа дополнена интерпретация работ художника на религиозную тему. В первой картине на тему шаманизма «Жертвенная ночь» (или «Камлание», 1895) выявлены профанные и сакральные элементы: особенности материальной культуры кумандинцев и тема священного дерева, зеркальная гладь воды и символическое единство миров шаманской вселенной. С этой работы реальность в живописи и графике Гуркина дополняется мифологическими представлениями. На картине «Первый луч христианства на Алтае» Гуркин объединил православную и языческую картины мира, чтобы показать противоречивость процесса христианизации. Портрет Чета Челпанова содержит психологическую характеристику лидера бурханизма, а подробные комментарии Гуркина помогают определить время появления новых явлений в религиозной культуре Горного Алтая.

Ключевые слова:

Г.И. Гуркин, православие, христианизация Горного Алтая, шаманизм, бурханизм, Чет Челпанов, национальные образы мира

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.
 

Библиографические ссылки

Литература

1. Николаев, Василий. “Христианизация коренного населения предгорий Северного Алтая”. Мировоззрение населения Южной Сибири и Центральной Азии в исторической ретроспективе, no. 3 (2009): 210–20.

2. Конев, Алексей. “‘Инородцы’ Российской империи: к истории возникновения понятия”. Теория и практика общественного развития, no. 13 (2014): 117–20.

3. Прибытков, Гаврил. Чорос-Гуркин. Горно-Алтайск: Горно-Алт. республ. тип., 2000.

4. Образцов, Георгий. Г. И. Гуркин — алтайский художник-пейзажист. Горно-Алтайск: Кн. изд-во, 1958.

5. Стрельцов, Станислав. Григорий Иванович Гуркин. [1870–1937]. Л.: Художник РСФСР, 1966.

6. Эдоков, Владимир. Г. И. Гуркин. Очерк о жизни и творчестве. Барнаул: Алт. кн. изд-во, 1967.

7. Еркинова, Римма. “Шаманские мотивы в творчестве Г. И. Чорос-Гуркина”. Известия Алтайского государственного университета 58, no. 2 (2008): 72–4.

8. Еркинова, Римма. “Шаманский мир в рисунках Г. И. Чорос-Гуркина”. Вестник Томского государственного университета, no. 316 (2008): 80–3.

9. Гончарик, Нина. “Графика Григория Гуркина”. Искусство Евразии 1, no. 1 (2015): 96–115.

10. Еркинова, Римма, и Нина Гончарик, сост. Этнографические рисунки Г. И. Чорос-Гуркина. Альбом. Горно-Алтайск: Ак Чечек, 2014.

12. Бычкова, Тамара. “Алтайский иконописец Г. И. Гуркин”. Искусство Евразии 25, no. 2 (2022): 64–79. https://doi.org/10.46748/ARTEURAS.2022.02.006

13. Гребенщиков, Георгий. “Великий художник Алтая”. В сб. Материалы научно-практических конференций «Г. И. Чорос-Гуркин и современность», «Оносские встречи 2010», посвященные 140-летию со дня рождения Г. И. Чорос-Гуркина, 14–15 июля 2010 года, под ред. Риммы Еркиновой, Эмилии Белековой и Татьяны Полтевой, публ. Владимира Росова, 64–7.

14. Ковалёв, Андрей. “Сибирская народная икона: опыт изучения частной коллекции”. Искусство Евразии 31, no. 4 (2023): 92–111. https://doi.org/10.46748/ARTEURAS.2023.04.005

15. Бедюров, Бронтой. “Светолюбы Алтая”. В кн. Памятное завещание: Алтайская дореволюционная проза, под ред. Виктора Фельчукова, 3–42. Горно-Алтайск: Алт. кн. изд-во, 1990.

16. Крейдун, Георгий, свящ. Алтайская духовная миссия в 1830–1919 годы: структура и деятельность. М.: Изд-во Правосл. Св.-Тихон. гуманитар. ун-та, 2008.

17. Хаккарайнен, Марина. “Шаманизм как колониальный проект”. Антропологический форум, no. 7 (2007): 156–90.

18. Сагалаев, Андрей. Урало-алтайская мифология: Символ и архетип. Новосибирск: Наука, 1991.

19. Эдоков, Владимир. Мастер из Аноса. Барнаул: Алт. кн. изд-во, 1984.

20. Муратов, Павел. “Григорий Иванович Гуркин. Становление”. В сб. Материалы научно-практических конференций «Г. И. Чорос-Гуркин и современность», «Оносские встречи 2010», посвященные 140-летию со дня рождения Г. И. Чорос-Гуркина, 14–15 июля 2010 года, под ред. Риммы Еркиновой, Эмилии Белековой и Татьяны Полтевой, 41–6. Горно-Алтайск: Горно-Алт. тип., 2010.

21. Адрианов, Александр. “Алтай и его художник (К выставке картин художника Г. И. Гуркина в Барнауле)”. Жизнь Алтая, апрель 3 (1911): 3–4.

22. Государственный художественный музей Алтайского края. Г. И. Гуркин. Графика. Новосибирск: Изд. центр РОССАЗИЯ Сибирского Рериховского Общества, [б. г.].

23. Еркинова, Римма, ред. Григорий Иванович Чорос-Гуркин. Альбом. Горно-Алтайск: Ак Чечек, 1994.

24. Алмадакова, Диана. “Отражение обряда ‘тайылгы’ на картине Григория Ивановича Чорос-Гуркина ‘Ночь жертвы. Камлание’”. В сб. Материалы научно-практических конференций «Г. И. Чорос-Гуркин и современность», «Оносские встречи 2010», посвященные 140-летию со дня рождения Г. И. Чорос-Гуркина, 14–15 июля 2010 года, под ред. Риммы Еркиновой, Эмилии Белековой и Татьяны Полтевой, 159–60. Горно-Алтайск: Горно-Алт. тип., 2010.

25. Эдоков, Владимир. Возвращение Мастера. Горно-Алтайск: Чаптыган, 1994.

26. Раевский, Дмитрий. Модель мира скифской культуры. Проблемы мировоззрения ираноязычных народов евразийских степей I тыс. до н. э. М.: Наука, 1985.

27. Адаров, Аржан, ред. Маадай-Кара: Алтайский героический эпос. М.: Наука, 1973.

28. Пелих, Галина. Происхождение селькупов. Томск: Изд-во Том. гос. ун-та, 1972.

29. Кучукова, Дарья. “Берестяная утварь северных алтайцев”. В сб. Сохранение и изучение культурного наследия Алтайского края: м-лы XVIII и XIX регион. науч.-практ. конф., под ред. Галины Кубриной и Владимира Семибратова, 399–403. Барнаул: Азбука, 2013.

30. Сатлаев, Феофан. Кумандинцы: (Историко-этнографический очерк XIX — первой четверти XX в.). Горно-Алтайск: Алт. кн. изд-во, 1974.

31. Куклев, Валентин, и Дмитрий Гайдук. “Зеркало”. В изд. Энциклопедия символов, знаков, эмблем, авт.-сост. Виктория Андреева, 196–9. М.: Астрель; МИФ; АСТ, 2002.

32. Сагалаев, Андрей. Алтай в зеркале мифа. Новосибирск: Наука, 1992.

33. Сагалаев, Андрей. Мифология и верования алтайцев: центрально-азиатские влияния. Новосибирск: Наука, 1984.

34. Гачев, Георгий. Национальные образы мира. Космо-Психо-Логос. М.: Прогресс-Культура, 1995.

35. Попков, Юрий. “Этносоциальные процессы в Сибири: актуальные вопросы теории и практики”. Новые исследования Тувы, no. 2 (2016): 5–31.

36. Кабекова, Татьяна, сост. Сто картин художников Республики Алтай. Из фондов Национального музея им. А. В. Анохина. Горно-Алтайск: Нац. музей им. А. В. Анохина; Новосибирск: Изд. центр РОССАЗИЯ Сибир. Рерих. о-ва, 2012.

37. Шинжин, Иван. “Отражение шаманства в картинах Г. И. Гуркина”. В сб. Материалы по истории и культуре Республики Алтай: тезисы к конф., посвящ. 125-летию Г. И. Чорос-Гуркина, под ред. Александра Суразакова, 32–5. Горно-Алтайск: Горно-Алт. науч.-исслед. ин-т истории, языка и лит-ры, 1994.

38. Шерстова, Людмила. “Предпосылки и факторы формирования Алтайской (Ойротской) государственности”. В сб. Г. И. Чорос-Гуркин и современность: сб. мат-лов к 150-летию со дня рождения основоположника изобразительного искусства Горного Алтая, известного общественного и политического деятеля Григория Ивановича Чорос-Гуркина (1870–1937), под ред. Николая Екеева, 114–21. Горно-Алтайск: Науч.-исслед. ин-т алтаистики им. С. С. Суразакова, 2020.

39. Шерстова, Людмила. Бурханизм: истоки этноса и религии. Томск: Том. гос. ун-т, 2010.

40. Игнатьева, Ольга. “Кам Бачияк. История одного портрета”. В сб. Материалы научно-практических конференций «Г. И. Чорос-Гуркин и современность», «Оносские встречи 2010», посвященные 140-летию со дня рождения Г. И. Чорос-Гуркина, 14–15 июля 2010 года, под ред. Риммы Еркиновой, Эмилии Белековой и Татьяны Полтевой, 133–4. Горно-Алтайск: Горно-Алт. тип., 2010.

41. Кнорре, Борис. “Современный алтайский шаманизм в контексте национальной религиозной политики Республики Алтай”. Вестник РГГУ. Серия: История. Филология. Культурология. Востоковедение 21, no. 12 (2016): 89–114.

42. Персидская, Ольга, и Светлана Мадюкова. “Модель современной этнонациональной политики в Республике Алтай”. Новые исследования Тувы, no. 2 (2016): 175–98.

43. Огнева, Елена. Кинематограф Алтая: вехи истории. Барнаул: Гос. музей истории лит-ры, иск. и культуры Алтая; Алт. дом печати, 2007.

Источники

I. Госархив РА. Ф. Р-664. Оп. 2. Д. 13. Л. 72.

II. ЦХАФ АК. Ф. 140. Оп. 1. Ед. хр. 25. Л. 72.

III. ЦХАФ АК. Ф. 140. Оп. 1. Ед. хр. 25. Л. 73.

IV. Гуркин, Григорий. Эскиз «Первый луч христианства на Алтае». 1907. Бумага, карандаш, тушь. 26 × 35 см. ГХМАК (Барнаул, Алтайский край).

V. Томские епархиальные ведомости. 1 сентября 1914 г. Дата обращения январь 28, 2024. https://pravoslavnoe-duhovenstvo.ru/media/priestdb/materialattachment/attachment/27/52/2752e88c-262a-4817-8bc0-ea53eabdf1c4.pdf.

VI. Гуркин, Григорий. Эскиз «Жертвенники. Сумерки». 15 октября 1919 г. Бумага, тушь, перо. 19,0 × 23,3 см. ГХМАК (Барнаул, Алтайский край).

References

1. Nikolaev, Vasilii. “Christianisation of the indigenous population of the foothills of the Northern Altai Mountains”. Mirovozzrenie naseleniia Iuzhnoi Sibiri i Tsentral’noi Azii v istoricheskoi retrospektive, no. 3 (2009): 210–20. (In Russian)

2. Konev, Aleksei. “‘Inorodtsy’ of the Russian Empire: To the history of the origin of the concept”. Teoriia i praktika obshchestvennogo razvitiia, no. 13 (2014): 117–20. (In Russian)

3. Pribytkov, Gavril. Choros-Gurkin. Gorno-Altaisk: Gorno-Altaiskaia respublikanskaia tipografiia Publ., 2000. (In Russian)

4. Obraztsov, Georgii. G. I. Gurkin — Altai landscape artist. Gorno-Altaisk: Altaiskoe knizhnoe izdatel’stvo Publ., 1958. (In Russian)

5. Strel’tsov, Stanislav. Grigory Ivanovich Gurkin. [1870–1937]. Leningrad: Khudozhnik RSFSR Publ., 1966. (In Russian)

6. Edokov, Vladimir. G. I. Gurkin. Essay on the life and work of. Barnaul: Altaiskoe knizhnoe izdatel’stvo Publ., 1967. (In Russian)

7. Erkinova, Rimma. “Shamanic motifs in the works of G. I. Choros-Gurkin”. Izvestiia Altaiskogo gosudarstvennogo universiteta 58, no. 2 (2008): 72–4. (In Russian)

8. Erkinova, Rimma. “Shamanic world in drawings by G. I. Choros-Gurkin”. Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo universiteta, no. 316 (2008): 80–3. (In Russian)

9. Goncharik, Nina. “Graphics by Grigory Gurkin”. Iskusstvo Evrazii 1, no. 1 (2015): 96–115. (In Russian)

10. Erkinova, Rimma, and Nina Goncharik, comp. Ethnographic drawings by G. I. Choros-Gurkin. Album. Gorno-Altaisk: Ak Chechek Publ., 2014. (In Russian)

11. Krasnotsvetova, Larisa. “Iconic heritage of Altai”. In Sibirskaia ikona, eds Evgenii Baidin, Sergei Golynts, Natal’ia Zol’nikova, and Bronislavа Ovchinnikovа, 216–18. Omsk: Irtysh-92 LTD Publ., 1999. (In Russian)

12. Bychkova, Tamara. “Altai icon painter G. I. Gurkin”. Iskusstvo Evrazii 25, no. 2 (2022): 64–79. https://doi.org/10.46748/ARTEURAS.2022.02.006 (In Russian)

13. Grebenshchikov, Georgii. “Great artist of Altai”. In Materialy nauchno-prakticheskikh konferentsii “G. I. Choros-Gurkin i sovremennost’”, “Onosskie vstrechi 2010”, posviashchennye 140-letiiu so dnia rozhdeniia G. I. Choros-Gurkina, 14–15 iiulia 2010 goda, eds Rimma Erkinova, Emiliia Belekova, and Tat’iana Polteva, publ. by Vladimir Rosov, 64–7.

14. Kovalev, Andrei. “Siberian folk icons: THe experience of studying a private collection”. Iskusstvo Evrazii 31, no. 4 (2023): 92–111. https://doi.org/10.46748/ARTEURAS.2023.04.005 (In Russian)

15. Bediurov, Brontoi. “Light-lovers of Altai”. In Pamiatnoe zaveshchanie: Altaiskaia dorevoliutsionnaia proza, ed. by Viktora Fel’chukova, 3–42. Gorno-Altaisk: Altaiskoe knizhnoe izdatel’stvo Publ., 1990. (In Russian)

16. Kreidun, Georgii, priest. Altai Spiritual Mission in 1830–1919: Structure and activities. Moscow: Izdatel’stvo Pravoslavnogo Sviato-Tikhonovskogo gumanitarnogo universiteta Publ., 2008. (In Russian)

17. Khakkarainen, Marina. “Shamanism as a colonial project”. Antropologicheskii forum, no. 7 (2007): 156–90. (In Russian)

18. Sagalaev, Andrei. Ural-Altaic Mythology: Symbol and Archetype. Novosibirsk: Nauka Publ., 1991. (In Russian)

19. Edokov, Vladimir. The Master of Anos. Barnaul: Altaiskoe knizhnoe izdatel’stvo Publ., 1984. (In Russian)

20. Muratov, Pavel. “Grigory Ivanovich Gurkin. Formation”. In Materialy nauchno-prakticheskikh konferentsii “G. I. Choros-Gurkin i sovremennost’”, “Onosskie vstrechi 2010”, posviashchennye 140-letiiu so dnia rozhdeniia G. I. Choros-Gurkina, 14–15 iiulia 2010 goda, eds Rimma Erkinova, Emiliia Belekova, and Tat’iana Polteva, 41–6. Gorno-Altaisk: Gorno-Altaiskaia tipografiia Publ., 2010. (In Russian)

21. Adrianov, Aleksandr. “Altai and its artist (To the exhibition of paintings by artist G. I. Gurkin in Barnaul). Zhizn’ Altaia, aprel’ 3 (1911): 3–4. (In Russian)

22. Gosudarstvennyi khudozhestvennyi muzei Altaiskogo kraia. G. I. Gurkin. Graphics. Novosibirsk: Izdatel’skii tsentr ROSSAZIIa Sibirskogo Rerikhovskogo Obshchestva Publ., [s. a.]. (In Russian)

23. Erkinova, Rimma, ed. Grigory Choros-Gurkin. Album. Gorno-Altaisk: Ak Chechek Publ., 1994. (In Russian)

24. Almadakova, Diana. “Reflection of the ritual ‘taiylgy’ in the painting ‘Night of sacrifice. Kamlanie’ by Grigory Ivanovich Choros-Gurkin”. In Materialy nauchno-prakticheskikh konferentsii “G. I. Choros-Gurkin i sovremennost’”, “Onosskie vstrechi 2010”, posviashchennye 140-letiiu so dnia rozhdeniia G. I. Choros-Gurkina, 14–15 iiulia 2010 goda, eds Rimma Erkinova, Emiliia Belekova, and Tat’iana Polteva, 159–60. Gorno-Altaisk: Gorno-Altaiskaia tipografiia Publ., 2010. (In Russian)

25. Edokov, Vladimir. The Return of the Master. Gorno-Altaisk: Chaptygan Publ., 1994. (In Russian)

26. Raevskii, Dmitrii. The World Model of the Scythian Culture. Problems of the world outlook of Iranianspeaking peoples of the Eurasian steppes of the 1st millennium BC. Moscow: Nauka Publ., 1985. (In Russian)

27. Adarov, Arzhan, ed. Maadai-Kara: Altai heroic epic. Moscow: Nauka Publ., 1973. (In Russian)

28. Pelikh, Galina. Origin of the Selkups. Tomsk: Izdatel’stvo Tomskogo gosudarstvennogo universiteta Publ., 1972. (In Russian)

29. Kuchukova, Dar’ia. “Birch bark utensils of the Northern Altai people”. In Sokhranenie i izuchenie kul’turnogo naslediia Altaiskogo kraia: materialy XVIII i XIX regional’nykh nauchno-prakticheskikh konferentsii, eds Galina Kubrina and Vladimir Semibratov, 399–403. Barnaul: Azbuka Publ., 2013. (In Russian)

30. Satlaev, Feofan. Kumandins: (Historical and ethnographic sketch of the 19th — first quarter of the 20th century). Gorno-Altaisk: Altaiskoe knizhnoe izdatel’stvo Publ., 1974. (In Russian)

31. Kuklev, Valentin, and Dmitrii Gaiduk. “The Mirror”. In Entsiklopediia simvolov, znakov, emblem, comp. by Viktoriia Andreeva, 196–9. Moscow: Astrel’ Publ.; MIF Publ.; AST Publ., 2002. (In Russian)

32. Sagalaev, Andrei. Altai in the mirror of myth. Novosibirsk: Nauka Publ., 1992. (In Russian)

33. Sagalaev, Andrei. Mythology and beliefs of the Altai people: Central Asian influences. Novosibirsk: Nauka Publ., 1984. (In Russian)

34. Gachev, Georgii. National images of the world. Cosmo-Psycho-Logos. Moscow: Progress-Kul’tura Publ., 1995. (In Russian)

35. Popkov, Iurii. “Ethno-social processes in Siberia: Topical issues of theory and practice”. Novye issledovaniia Tuvy, no. 2 (2016): 5–31. (In Russian)

36. Kabekova, Tat’iana, comp. “One hundred paintings by artists of the Altai Republic”. In Iz fondov Natsional’nogo muzeia im. A. V. Anokhina. Gorno-Altaisk: Natsional’nyi muzei imeni A. V. Anokhina; Novosibirsk: Izdatel’skii tsentr ROSSAZIIa Sibirskogo Rerikhovskogo obshchestva Publ., 2012. (In Russian)

37. Shinzhin, Ivan. “Reflection of shamanism in the paintings of G. I. Gurkin”. In Materialy po istorii i kul’ture Respubliki Altai: tezisy k konferentsii, posviashchennoi 125-letiiu G. I. Choros-Gurkina, ed. by Aleksandr Surazakov, 32–5. Gorno-Altaisk: Gorno-Altaiskii nauchno-issledovatel’skii institut istorii, iazyka i literatury, 1994. (In Russian)

38. Sherstova, Liudmila. “Prerequisites and factors of formation of Altai (Oirot) statehood”. In G. I. Choros-Gurkin i sovremennost’: sbornik materialov k 150-letiiu so dnia rozhdeniia osnovopolozhnika izobrazitel’nogo iskusstva Gornogo Altaia, izvestnogo obshchestvennogo i politicheskogo deiatelia Grigoriia Ivanovicha Choros-Gurkina (1870–1937), ed. by Nikolai Ekeev, 114–21. Gorno-Altaisk: Nauchno-issledovatel’skii institut altaistiki imeni S. S. Surazakova, 2020. (In Russian)

39. Sherstova, Liudmila. Burkhanism: Origins of ethnos and religion. Tomsk: Izdatel’stvo Tomskogo gosudarstvennogo universiteta Publ., 2010. (In Russian)

40. Ignat’eva, Ol’ga. “Kam Baciyak. The story of one portrait”. In Materialy nauchno-prakticheskikh konferentsii “G. I. Choros-Gurkin i sovremennost’”, “Onosskie vstrechi 2010”, posviashchennye 140-letiiu so dnia rozhdeniia G. I. Choros-Gurkina, 14–15 iiulia 2010 goda, eds Rimma Erkinova, Emiliia Belekova, and Tat’iana Polteva, 133–4. Gorno-Altaisk: Gorno-Altaiskaia tipografiia Publ., 2010. (In Russian)

41. Knorre, Boris. “Modern Altai shamanism in the context of the national religious policy of the Altai Republic”. Vestnik RGGU. Seriia: Istoriia. Filologiia. Kul’turologiia. Vostokovedenie 21, no. 12 (2016): 89–114. (In Russian)

42. Persidskaia, Ol’ga, and Svetlana Madiukova. “Model of modern ethno-national policy in the Republic of Altai”. Novye issledovaniia Tuvy, no. 2 (2016): 175–98. (In Russian)

43. Ogneva, Elena. Altai cinema: Milestones of history. Barnaul: Gosudarstvennyi muzei istorii literatury, iskusstva i kul’tury Altaiia; Altaiskii dom pechati Publ., 2007. (In Russian)

Sources

I. Gosarkhiv RA. F. R-664. Op. 2. D. 13. L. 72. [State Archive of the Altai Republic. Stock R-664. Inventory 2. Dossier 13. Sheet 72]. (In Russian)

II. TsKhAF AK. F. 140. Op. 1. Ed. khr. 25. L. 72. [Centre for Storage of the Archive Fund of the Altai Territory. Stock 140. Inventory 1. Record 25. Sheet 72]. (In Russian)

III. TsKhAF AK. F. 140. Op. 1. Ed. khr. 25. L. 73. [Centre for Storage of the Archive Fund of the Altai Territory. Stock 140. Inventory 1. Record 25. Sheet 73]. (In Russian)

IV. Gurkin, Grigory. Eskiz “Pervyi luch khristianstva na Altae”. 1907. Bumaga, karandash, tush’. 26 × 35 cm. GKhMAK. (Barnaul, Altaiskii krai). [Sketch “The first ray of Christianity in Altai”. 1907. Paper, pencil, ink. 26 × 35 cm. State Art Museum of Altai Krai (Barnaul, Altai Krai)]. (In Russian)

V. Tomskie eparkhial’nye vedomosti. 1 sentiabria 1914 g. [Tomsk Diocesan Bulletin. September 1, 1914]. Accessed January 28, 2024. https://pravoslavnoe-duhovenstvo.ru/media/priestdb/materialattachment/attachment/27/52/2752e88c-262a-4817-8bc0-ea53eabdf1c4.pdf. (In Russian)

VI. Gurkin, Grigory. Eskiz “Zhertvenniki. Sumerki”. 15 oktiabria 1919 g. Bumaga, tush’, pero. 19,0 × 23,3 cm. GKhMAK. (Barnaul, Altaiskii krai) [Sketch “Altars. Twilight”. October 15, 1919. Paper, ink, nib 19,0 × 23,3 cm. State Art Museum of Altai Krai (Barnaul, Altai Krai)]. (In Russian)

Загрузки

Опубликован

29.08.2024

Как цитировать

Щеброва, С. Я. (2024). Религиозная тема в творчестве Г.И. Гуркина. Вестник Санкт-Петербургского университета. Искусствоведение, 14(2), 336–362. https://doi.org/10.21638/spbu15.2024.206

Выпуск

Раздел

Изобразительное искусство