Партименто как объект исследования в музыкальной науке XXI века

Авторы

  • Залина Закировна Митюкова Казанская государственная консерватория им. Н. Г. Жиганова https://orcid.org/0000-0002-4902-4930

DOI:

https://doi.org/10.21638/11701/spbu15.2018.202

Аннотация

В современных зарубежных исследованиях широко освещается итальянская клавирная практика партименто, которая была распространена в Европе в XVIII в. Объектом специального изучения она стала лишь с конца XX в. Несмотря на непрекращающийся рост публикаций, общее представление о партименто неоднозначно в силу сложности самого явления. Существование различных его трактовок (от гиперболизации его значения в музыке XVIII в. до отрицания) вызывает необходимость обратиться к особенностям научной рецепции этого феномена. В работах исследователей практика партименто раскрывается с разных сторон. Наибольшие разночтения связаны с осмыслением проблемы феномена партименто. Они простираются от объяснения этимологии самого слова до осмысления основных свойств практики: соотношения в ней инструктивной и художественной составляющих, черт импровизируемой и сочиняемой музыки, ее связи с практикой генерал-баса. Рассматриваются наиболее дискуссионные моменты, связанные с пониманием партименто.

Ключевые слова:

партименто, импровизация, basso continuo, клавирная музыка, музыкальная педагогика XVIII в., итальянская музыка XVIII в.

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.
 

Биография автора

Залина Закировна Митюкова, Казанская государственная консерватория им. Н. Г. Жиганова

аспирантка теоретико-композиторского факультета

Библиографические ссылки

Литература

1. Holtmeier, Ludwig. “Heinichen, Rameau, and the Italian Thoroughbass Tradition: Concepts of Tonality and Chord in the Rule of the Octave”. Journal of Music Theory 57, no. 1 (2007): 5–49.

2. Tour, Peter van. “The Lost Art of Partimento”. Early Music 31, no. 2 (2003): 340–1.

3. Митюкова, Залина и Александр Маклыгин. “Partimento как вид импровизационной педагогической практики XVIII века”. Музыка. Искусство, наука, практика, no. 3/11 (2015): 11–22.

4. Paisiello, Giovanni. Regole per bene accompagnare il Partimento, o sia il Basso Fondamentale sopra il Cembalo Del Signor Maestro Giovanni Paisiello. Санкт-Петербург: Типографïя морскаго шляхетнаго Кадетскаго Корпуса, 1782.

5. Basili, Andrea. Musica Universale Armonico Pratica. Venice: Scaccaglia, 1776.

6. Келдыш, Юрий. “Паизиелло Д.” В кн. Музыкальная энциклопедия, под ред. Юрия Келдыша, т. 4: 152. М.: Советская энциклопедия, 1978.

7. Byros, Vasili. “Review of Giorgio Sanguinetti, The Art of Partimento: History, Theory, and Practice (Oxford University Press, 2012)”. Music Theory Online 18, no. 3 (2012). Дата обращения июль 7, 2017. http://www.mtosmt.org/issues/mto.12.18.3/mto.12.18.3.byros.html.

8. Митюкова, Залина. “Карло Котумаччи: правила и принципы partimenti”. Старинная музыка, no. 3/77 (2017): 24–29.

9. Мрачко, Марина. “Partimento в итальянской импровизационной практике XVII–XVIII веков”. В сб. Навуковыя працы Беларускай дзяржаўнай акадэмii музыкi. Музычная культура Беларусi ў сусветнай прасторы, склад. Вольга Дадзiёмава, 89–100. Мiнск: Беларуская дзяржаўная акадэмiя музыкi, 2009, вып. 19, сер. 1.

10. Lutz, Rudolf. “The playing of Partimento”. In Partimento and Continuo Playing in Theory and Practice, edited by Dirk Moelants, 113–27. Leuven: Leuven University Press, 2010.

11. Rabinovitch, Gilad and Johnandrew Slominski. “Towards a Galant Pedagogy: Partimenti and Schemata as Tools in the Pedagogy of Eighteenth-Century Style Improvisation”. Music Theory Online 21, no. 3 (2015). Дата обращения июль 10, 2017. http://www.mtosmt.org/issues/mto.15.21.3/mto.15.21.3.rabinovitch.php.

12. Borgir, Tharald. The Performance of the Basso Continuo in Italian Baroque Music. Ann-Arbor: UMI Research Press, 1987.

13. Lester, Joel. Compositional Theory in the Eighteenth Century. London: Harvard University Press, 1992.

14. Christensen, Thomas. “The ‘Règle de l’Octave’ in Thorough-Bass Theory and Practice”. Acta Musicologica 64, fasc. 2 (1992): 91–117.

15. Cafiero, Rosa. “La didattica del partimento a Napoli fra Settecento e Ottocento: note sulla fortuna delle Regole di Carlo Cotumacci”. In Gli affetti convenienti all’idee. Studi sulla musica vocale italiana, a cura di Maria Caraci Vela, Rosa Cafiero, Angela Romagnoli, 549–79. Naples: Edizioni Scientifiche Italiane, 1993.

16. Rosenberg, Jesse. “Il ‘leista’ Raimondi contro il ‘durantista’ Bellini”. In Francesco Florimo e l’Ottocento musicale, a cura di Rosa Cafiero e Marina Marino, 75–97. Reggio Calabria: Jason, 1999.

17. Gjerdingen, Robert. “Gebrauchs-Formulas”. Music Theory Spectrum 33, iss. 2 (2011): 191–9.

18. Gjerdingen, Robert. Music in the Galant Style. London: Oxford University Press, 2007.

19. Gjerdingen, Robert. “Partimento, que me veux-tu?”. Journal of Music Theory 51, no. 1 (2007): 85–135.

20. Аренский, Антон. Сборник задач (1000) для практического изучения гармонии. М.: Музгиз, 1960.

21. Taruskin, Richard. “Catching up with Rimsky-Korsakov”. Music Theory Spectrum, no. 33/2 (2011): 169–85.

22. Renwick, William. The Langloz Manuscript: Fugal Improvisation through Figured Bass. Edition and facsimile, with introductory essay and performance notes by William Renwick. New York: Oxford University Press, 2001.

23. Fellerer, Karl Gustav. “Le Partimento et l’organiste au XVIIIe siècle”. Music Sacra, no. 41 (1934): 251–4.

24. Серебренников, Максим. “Сольная клавирная генерал-бас-фуга эпохи барокко”. Дис. канд. иск., Гос. институт искусствознания, 2013.

25. Sanguinetti, Giorgio. The Art of Partimento: History, Theory and Practice. London: Oxford University Press, 2012.

26. Кирхгоф, Готфрид. Музыкальная азбука. Факсимильное воспроизведение оригинального издания ок. 1734 года. Реализация цифрованного баса, вступительная статья и комментарии Анатолия Милки. СПб.: Композитор, 2004.

27. Milka, Anatoly. “Preface to the Facsimile Reproduction of the Original Edition of Gottfried Kirchhoff’s L’A. B. C. Musical: Contenant des Preludes et des Fugues les Tons Pour l’Orgue, ou le Clavecin Fort utile aux disciples pour aprendre a accompagner de la Basse Continue et a faire des Preludes et des Fugues. Amsterdam, c.1734”. Bach: The Journal of the Riemenschneider Bach Institute 42, no. 2 (2011): 1–39.

28. Симакова, Наталия. Контрапункт строгого стиля и фуга. 2 книги. М.: Композитор, 2007, кн. 2.

29. Arnold, Franck Thomas. The Art of Accompaniment from a Thorough-Bass as Practised in the XVIIth and XVIIIth Centuries. London: Oxford University Press, 1931.

30. Сангвинетти, Джорджио. “Загадка на ровном месте: partimenti и их значение в музыкальной теории XVIII века”. Журнал Общества теории музыки, no. 3/19 (2017): 51–9.

31. Tour, Peter van, ed. The 189 Partimenti of Nicola Sala: Complete Edition with Critical Commentary. Uppsala: Acta Universitatis Upsaliensis, 2017, vols. 1–3.

32. Tour, Peter van, ed. The Gallipoli Manuscript: Partimento Realizations of Francesco Durante’s Studj per Cembalo con partimenti diversi. Visby: Wessmans Musikförlag, 2017, vol. 1a, 1b.

33. Sanguinetti, Giorgio. “The Realization of Partimenti: An Introduction”. Journal of Music Theory 51, no. 1 (2007): 51–83.

34. Rousseau, Jean-Jacques. Encyclopédie, ou Dictionnarie raisonné des sciences, des arts et des métiers, par une Société de Gens de lettres, édité par Denis Diderot and Jean le Rond d’Alembert. Paris, 1751, vol. 15. Дата обращения декабрь 15, 2017. https://fr.wikisource.org/wiki/L’Encyclopédie/1re_édition/SONATE.

35. Paraschivescu, Nicoleta. “Una chiave per comprendere la prassi del partimento: la sonata Perfidia di Francesco Durante”. Rivista di Analisi e Teoria Musicale, no. 15 (2009): 50–65.

36. Demeyere, Ewald. “La fugue partimento: exercice ou composition?” In Les écritures musicales, édité par Jean-Pierre Deleuze, Sébastien Van Bellegem, 125–35. Bruxelles: Éditions Margada, 2007.

37. Goede, Thérèse de. “Giorgio Sanguinetti, The Art of Partimento. Review”. Dutch Journal of Music Theory 18, no. 3 (2013): 194–202.

38. Tour, Peter van. Counterpoint and Partimento: Methods of Teaching Composition in Late Eighteenth-Century Naples. Uppsala: Studia musicologica Upsaliensia, 2015.

39. Tour, Peter van. “Partimento teaching according to Francesco Durante, investigated through the earliest manuscript sources”. In Studies in Historical Improvisation: From Cantare super Librum to Partimenti, edited by Massimiliano Guido, 131–48. New York: Routledge, 2017.

40. Fellerer, Karl Gustav, ed. Der Partimento-Spieler: Übungen in Generalbass-Spiel und in gebundener Improvisation. Leipzig: Breitkopf & Härtel, 1940.

41. Williams, Peter and Rosa Cafiero. “Partimento”. The New Grove Dictionary of Music and Musicians, edited by Stanley Sadie and John Tyrrell. 2nd ed. London: Macmillan, 2001, vol. 19. Дата обращения декабрь 20, 2017. http://www.oxfordmusiconline.com/grovemusic/view/10.1093/gmo/9781561592630.001.0001/omo–9781561592630-e-0000020981.

42. Bach, Carl Philipp Emanuel. Versuch über die wahre Art das Clavier zu spielen. 2 Bände. Berlin, 1753–1762. Translated as Essay on the True Art of Playing Keyboard Instruments by Carl Philipp Emanuel Bach, edited by William John Mitchell. 2nd. ed. London: Cassell and Company, 1951.

43. Christensen, Thomas. “The Improvisatory Moment”. In Studies in Historical Improvisation: From Cantare Super Librum to Partimenti, edited by Massimiliano Guido, 9–24. New York: Routledge, 2017.


References

1. Holtmeier, Ludwig. “Heinichen, Rameau, and the Italian Thoroughbass Tradition: Concepts of Tonality and Chord in the Rule of the Octave”. Journal of Music Theory, 2007, vol. 57, no. 1, рр. 5–49.

2. Tour, Peter van. “The Lost Art of Partimento”. Early Music 31, no. 2 (2003): 340–1.

3. Mitiukova, Zalina and Aleksandr Maklygin. “Partimento kak vid improvizatsionnoi pedagogicheskoi praktiki XVIII veka” [“Partimento as an improvisational educational practice of the 18th century”]. Muzyka. Iskusstvo, nauka, praktika [Music. Art, research, practice], no. 3/11 (2015): 11–22. (In Russian)

4. Paisiello, Giovanni. Regole per bene accompagnare il Partimento, o sia il Basso Fondamentale sopra il Cembalo Del Signor Maestro Giovanni Paisiello. St. Petersburg: Tipografïia morskago shliakhetnago Kadetskago Korpusa, 1782.

5. Basili, Andrea. Musica Universale Armonico Pratica. Venice: Scaccaglia, 1776.

6. Keldysh, Iurii. “Paiziello D. ” In Muzykal’naia entsiklopediia, edited by Iurii Keldysh, vol. 4: 152, Moscow: Sovetskaia entsiklopediia, 1978. (In Russian)

7. Byros, Vasili. “Review of Giorgio Sanguinetti, The Art of Partimento: History, Theory, and Practice (Oxford University Press, 2012)”. Music Theory Online 18, no. 3 (2012). Accessed July 7, 2017. http://www.mtosmt.org/issues/mto.12.18.3/mto.12.18.3.byros.html.

8. Mitiukova, Zalina. “Karlo Kotumachchi: pravila i printsipy partimenti” [“Carlo Cotumacci: the rules and principles of partimenti”]. Starinnaia muzyka, no. 3/77 (2017): 24–9. (In Russian)

9. Mrachko, Marina. “Partimento v ital’ianskoi improvizatsionnoi praktike XVII–XVIII vekov”. In Navukovyia pratsy Belaruskai dziarzhaўnai akademii muzyki. Muzychnaia kul’tura Belarusi ў susvetnai prastory, compiled by Vol’ga Dadziemava, 89–100. Minsk: Belaruskaia dziarzhaўnaia akademiia muzyki, 2009, iss. 19, ser. 1. (In Russian)

10. Lutz, Rudolf. “The playing of Partimento”. In Partimento and Continuo Playing in Theory and Practice, edited by Dirk Moelants, 113–27. Leuven: Leuven University Press, 2010.

11. Rabinovitch, Gilad and Johnandrew Slominski. “Towards a Galant Pedagogy: Partimenti and Schemata as Tools in the Pedagogy of Eighteenth-Century Style Improvisation”. Music Theory Online 21, no. 3 (2015). Accessed July 10, 2017. http://www.mtosmt.org/issues/mto.15.21.3/mto.15.21.3.rabinovitch.php.

12. Borgir, Tharald. The Performance of the Basso Continuo in Italian Baroque Music. Ann-Arbor: UMI Research Press, 1987.

13. Lester, Joel. Compositional Theory in the Eighteenth Century. London: Harvard University Press, 1992.

14. Christensen, Thomas. “The ‘Règle de l’Octave’ in Thorough-Bass Theory and Practice”. Acta Musicologica, vol. 64, fasc. 2 (1992): 91–117.

15. Cafiero, Rosa. “La didattica del partimento a Napoli fra Settecento e Ottocento: note sulla fortuna delle Regole di Carlo Cotumacci”. In Gli affetti convenienti all’idee. Studi sulla musica vocale italiana, a cura di Maria Caraci Vela, Rosa Cafiero, Angela Romagnoli, 549–79. Naples: Edizioni Scientifiche Italiane, 1993.

16. Rosenberg, Jesse. “Il ‘leista’ Raimondi contro il ‘durantista’ Bellini”. In Francesco Florimo e l’Ottocento musicale, a cura di Rosa Cafiero e Marina Marino, 75–97. Reggio Calabria: Jason, 1999.

17. Gjerdingen, Robert. “Gebrauchs-Formulas”. Music Theory Spectrum 33, iss. 2 (2011): 191–9.

18. Gjerdingen, Robert. Music in the Galant Style. London: Oxford University Press, 2007.

19. Gjerdingen, Robert. “Partimento, que me veux-tu?”. Journal of Music Theory 51, no. 1 (2007): 85–135.

20. Arenskii, Anton. Sbornik zadach (1000) dlia prakticheskogo izucheniia garmonii. Moscow: Muzgiz, 1960. (In Russian)

21. Taruskin, Richard. “Catching up with Rimsky-Korsakov”. Music Theory Spectrum, no. 33/2 (2011): 169–85.

22. Renwick, William. The Langloz Manuscript: Fugal Improvisation through Figured Bass. Edition and facsimile, with introductory essay and performance notes by William Renwick. New York: Oxford University Press, 2001.

23. Fellerer, Karl Gustav. “Le Partimento et l’organiste au XVIIIe siѐcle”. Music Sacra, no. 41 (1934): 251–4.

24. Serebrennikov, Maksim. “Sol’naia klavirnaia general-bas-fuga epokhi barokko”. PhD diss., Gos. institut iskusstvoznaniia, 2013. (In Russian)

25. Sanguinetti, Giorgio. The Art of Partimento: History, Theory and Practice. London: Oxford University Press, 2012.

26. Kirchhoff Gottfried. L’ABC Musical. Faksimil’noe vosproizvedenie original’nogo izdaniia ok. 1734 goda. Implementation of basso continuo, introductory article and comments by Anatolii Milka. St. Petersburg: Kompozitor, 2004. (In Russian)

27. Milka, Anatolii. “Preface to the Facsimile Reproduction of the Original Edition of Gottfried Kirchhoff’s L’A. B. C. Musical: Contenant des Preludes et des Fugues les Tons Pour l’Orgue, ou le Clavecin Fort utile aux disciples pour aprendre a accompagner de la Basse Continue et a faire des Preludes et des Fugues. Amsterdam, c.1734”. Bach: The Journal of the Riemenschneider Bach Institute 42, no. 2 (2011): 1–39.

28. Simakova, Nataliia. Kontrapunkt strogogo stilia i fuga. 2 books. Moscow: Kompozitor, 2007, Bk. 2. (In Russian)

29. Arnold, Franck Thomas. The Art of Accompaniment from a Thorough-Bass as Practised in the XVIIth and XVIIIth Centuries. London: Oxford University Press, 1931.

30. Sangvinetti, Dzhordzhio. “Zagadka na rovnom meste: partimenti i ikh znachenie v muzykal’noi teorii XVIII veka” [“Enigma out of the clear sky: partimenti and their role in music theory of 18th century”]. Zhurnal Obshchestva teorii muzyki [The Journal of Russian Society for Theory of Music], no. 3/19 (2017): 51–9. (In Russian)

31. Tour, Peter van, ed. The 189 Partimenti of Nicola Sala: Complete Edition with Critical Commentary. Uppsala: Acta Universitatis Upsaliensis, 2017, vols. 1–3.

32. Tour, Peter van, ed. The Gallipoli Manuscript: Partimento Realizations of Francesco Durante’s Studj per Cembalo con partimenti diversi. Visby: Wessmans Musikförlag, 2017, vol. 1a, 1b.

33. Sanguinetti, Giorgio. “The Realization of Partimenti: An Introduction”. Journal of Music Theory 51, no. 1 (2007): 51–83.

34. Rousseau, Jean-Jacques. Encyclopédie, ou Dictionnarie raisonné des sciences, des arts et des métiers, par une Société de Gens de lettres, édité par Denis Diderot and Jean le Rond d’Alembert. Paris, 1751, vol. 15. Accessed December 15, 2017. https://fr.wikisource.org/wiki/L’Encyclopédie/1re_édition/SONATE.

35. Paraschivescu, Nicoleta. “Una chiave per comprendere la prassi del partimento: la sonata Perfidia di Francesco Durante”. Rivista di Analisi e Teoria Musicale, no. 15 (2009): 50–65.

36. Demeyere, Ewald. “La fugue partimento: exercice ou composition?” In Les écritures musicales, édité par Jean-Pierre Deleuze, Sébastien Van Bellegem, 125–35. Bruxelles: Éditions Margada, 2007.

37. Goede, Thérèse de. “Giorgio Sanguinetti, The Art of Partimento. Review”. Dutch Journal of Music Theory 18, no. 3 (2013): 194–202.

38. Tour, Peter van. Counterpoint and Partimento: Methods of Teaching Composition in Late Eighteenth-Century Naples. Uppsala: Studia musicologica Upsaliensia, 2015.

39. Tour, Peter van. “Partimento teaching according to Francesco Durante, investigated through the earliest manuscript sources”. In Studies in Historical Improvisation: From Cantare super Librum to Partimenti, edited by Massimiliano Guido, 131–48. New York: Routledge, 2017.

40. Fellerer, Karl Gustav, ed. Der Partimento-Spieler: Übungen in Generalbass-Spiel und in gebundener Improvisation. Leipzig: Breitkopf & Härtel, 1940.

41. Williams, Peter and Rosa Cafiero. “Partimento”. The New Grove Dictionary of Music and Musicians, edited by Stanley Sadie and John Tyrrell. 2nd ed. London: Macmillan, 2001, vol. 19. Accessed December 20, 2017. http://www.oxfordmusiconline.com/grovemusic/view/10.1093/gmo/9781561592630.001.0001/omo–9781561592630-e–0000020981.

42. Bach, Carl Philipp Emanuel. Versuch über die wahre Art das Clavier zu spielen. 2 Bände. Berlin, 1753–1762. Translated as Essay on the True Art of Playing Keyboard Instruments by Carl Philipp Emanuel Bach, edited by William John Mitchell. 2nd ed. London: Cassell and Company, 1951.

43. Christensen, Thomas. “The Improvisatory Moment”. In Studies in Historical Improvisation: From Cantare Super Librum to Partimenti, edited by Massimiliano Guido, 9–24. New York: Routledge, 2017.

Загрузки

Опубликован

08.06.2018

Как цитировать

Митюкова, З. З. (2018). Партименто как объект исследования в музыкальной науке XXI века. Вестник Санкт-Петербургского университета. Искусствоведение, 8(2), 179–194. https://doi.org/10.21638/11701/spbu15.2018.202

Выпуск

Раздел

Музыка