Особенности отображения иконографического сюжета «Тридцать пять Будд покаяния» в бурятской традиционной живописи

Авторы

  • Екатерина Владимировна Асалханова Национальный исследовательский Иркутский технический университет

Аннотация

В статье анализируется один из основных иконографических сюжетов искусства северного буддизма — «Тридцать пять Будд покаяния» и рассматриваются особенности его отображения в традиционной бурятской живописи. Указывается на две традиции в объяснении тридцати пяти Будд покаяния, основанные на философских системах Йогачара и Мадхьямака буддизма Махаяны. Исследуются три различные иконографические системы для описания тридцати пяти Будд покаяния. Производится анализ икон-танка «Тридцать пять Будд покаяния» второй половины XIX в. из коллекций Музея истории Бурятии им. М. Н. Хангалова, Иркутского художественного музея им. В. П. Сукачева и Иркутского областного краеведческого музея, прослеживается краткая история становления коллекций, исследуются особенности иконографии, композиции, колористического решения икон. Интерес к буддийской живописи актуален не только в музееведческом аспекте, при том, что даже в крупных отечественных музеях коллекции икон-танка не до конца изучены и полностью не опубли-кованы. В статье выявляются стилистические особенности живописи северного буддизма, делаются выводы о необходимости сохранения ее традиций в современной художественной практике.

Ключевые слова:

Тибет, Бурятия, буддизм, живопись танка, традиция, тридцать пять Будд покаяния

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.

Биография автора

Екатерина Владимировна Асалханова, Национальный исследовательский Иркутский технический университет

старший преподаватель кафедры дизайна

Библиографические ссылки

Литература

1. Бадмажапов Ц.-Б. Буддийская живопись Бурятии. Улан-Удэ: Нютаг, 1996. 211 с.

2. Watt J. Thirty-five Confession Buddhas. — http://www.himalayanaart.org

3. Елихина Ю. И. Тибетская живопись (тангка) из собрания Ю. Н. Рериха (коллекция Государственного Эрмитажа). СПб.: ГАМАС, 2010. 128 с.

4. Джанжа Ролби Дорже. Древо собрания трехсот изображений: иконографический сборник. СПб.: Алга-Фонд, 1997 (без указания страниц).

5. Бадмажапов Ц.-Б. Иконография Ваджраяны. Альбом. М.: Дизайн. Информация. Картография, 2003. 624 с.

6. Подгорбунский И. А. Каталог выставки предметов внешней обстановки жизни лам / составлен И. Подгорбунским и Г. Потаниным. Иркутск, 1888. 76 с.

7. Иркутский областной краеведческий музей. Каталог буддийской коллекции. Иркутск: Артиздат, [б.г.] (без указания страниц).

8. Дагьяб Лодэн Шераб Ринпоче. Секреты буддийских символов: Толкование девяти наиболее известных групп символов / пер. О. С Ринчинов. Улан-Удэ: Изд-во ОАО «Республиканская типография», 2012. 128 с.

9. Бир Р. Энциклопедия тибетских символов и орнаментов. М.: Ориенталия, 2011. 428 с.

10. Ганевская Э. В., Дубровин А. Ф., Огнева Е. Д. Пять семей Будды. Металлическая скульптура северного буддизма IX–XIX вв. из собрания Государственного музея Востока. М.: Едиториал УРСС, 2004. 368 с.

11. Tibet: Samye Monastery. Collection of Ariana Maki Photographic Archive. — http://www.himalayanart.org

References

1. Badmazhapov Ts.-B. Buddiiskaia zhivopis' Buriatii. Ulan-Ude: Niutag, 1996. 211 s.

2. Watt J. Thirty-five Confession Buddhas. — http://www.himalayanaart.org

3. Elikhina Iu. I. Tibetskaia zhivopis' (tangka) iz sobraniia Iu. N. Rerikha (kollektsiia Gosudarstvennogo Ermitazha). SPb.: GAMAS, 2010. 128 s.

4. Dzhanzha Rolbi Dorzhe. Drevo sobraniia trekhsot izobrazhenii: ikonograficheskii sbornik. SPb.: Alga-Fond, 1997.

5. Badmazhapov Ts.-B. Ikonografiia Vadzhraiany. Al'bom. M.: Dizain. Informatsiia. Kartografiia, 2003. 624 s.

6. Podgorbunskii I. A. Katalog vystavki predmetov vneshnei obstanovki zhizni lam, sostavlen I. Podgorbunskim i G. Potaninym. Irkutsk, 1888. 76 s.

7. Irkutskii oblastnoi kraevedcheskii muzei. Katalog buddiiskoi kollektsii. Irkutsk: Artizdat, [b.g.].

8. Dag'iab Loden Sherab Rinpoche. Sekrety buddiiskikh simvolov: Tolkovanie deviati naibolee izvestnykh grupp simvolov, per. O. S Rinchinov. Ulan-Ude: Izd-vo OAO «Respublikanskaia tipografiia», 2012. 128 p.

9. Bir R. Entsiklopediia tibetskikh simvolov i ornamentov. M.: Orientaliia, 2011. 428 p.

10. Ganevskaia E. V., Dubrovin A. F., Ogneva E. D. Piat' semei Buddy. Metallicheskaia skul'ptura severnogo buddizma IX–XIX vv. iz sobraniia Gosudarstvennogo muzeia Vostoka. M.: Editorial URSS, 2004. 368 s.

11. Tibet: Samye Monastery. Collection of Ariana Maki Photographic Archive. — http://www.himalayanart.org

Загрузки

Опубликован

02.12.2013

Как цитировать

Асалханова, Е. В. (2013). Особенности отображения иконографического сюжета «Тридцать пять Будд покаяния» в бурятской традиционной живописи. Вестник Санкт-Петербургского университета. Искусствоведение, 3(4), 50–59. извлечено от https://artsjournal.spbu.ru/article/view/2455

Выпуск

Раздел

Изобразительное искусство