Особенности отображения иконографического сюжета «Тридцать пять Будд покаяния» в бурятской традиционной живописи
Аннотация
В статье анализируется один из основных иконографических сюжетов искусства северного буддизма — «Тридцать пять Будд покаяния» и рассматриваются особенности его отображения в традиционной бурятской живописи. Указывается на две традиции в объяснении тридцати пяти Будд покаяния, основанные на философских системах Йогачара и Мадхьямака буддизма Махаяны. Исследуются три различные иконографические системы для описания тридцати пяти Будд покаяния. Производится анализ икон-танка «Тридцать пять Будд покаяния» второй половины XIX в. из коллекций Музея истории Бурятии им. М. Н. Хангалова, Иркутского художественного музея им. В. П. Сукачева и Иркутского областного краеведческого музея, прослеживается краткая история становления коллекций, исследуются особенности иконографии, композиции, колористического решения икон. Интерес к буддийской живописи актуален не только в музееведческом аспекте, при том, что даже в крупных отечественных музеях коллекции икон-танка не до конца изучены и полностью не опубли-кованы. В статье выявляются стилистические особенности живописи северного буддизма, делаются выводы о необходимости сохранения ее традиций в современной художественной практике.
Ключевые слова:
Тибет, Бурятия, буддизм, живопись танка, традиция, тридцать пять Будд покаяния
Скачивания
Библиографические ссылки
Загрузки
Опубликован
Как цитировать
Выпуск
Раздел
Лицензия
Статьи журнала «Вестник Санкт-Петербургского университета. Искусствоведение» находятся в открытом доступе и распространяются в соответствии с условиями Лицензионного Договора с Санкт-Петербургским государственным университетом, который бесплатно предоставляет авторам неограниченное распространение и самостоятельное архивирование.